Всероссийский фестиваль творческих открытий и инициатив «Леонардо»
К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
Секция: Историческая
Тема: «Моя старообрядческая семья»
Выполнила: Манцурова Арина,
ученица 8 класса
МАОУ «СОШ № 57
имени А. Цыденжапова»
Руководитель: Дагбаева А.А,
учитель русского языка и литературы.
Г. Улан-Удэ
2020г
Оглавление:
1. Введение_______________________________________________________3-4
2 . Старообрядцы в Бурятии_________________________________________5-6
3. Моя старообрядческая семья в истории Бурятии_____________________7-9
4. Семейские костюмы моей семьи____________________________________10-12
5 . Заключение_____________________________________________________13
6. Использованная литература________________________________________14
Введение
Рассматривая старообрядцев как сложное многовековое движение –
культурное, религиозное, социальное, как явление русской истории, наконец,
как историко-этнографическую и конфессиональную группу русского этноса,
важно выявить значение носителей и хранителей исконных русских
традиций. Это актуально и сегодня, в переломный период развития общества,
которое в столь непростое время обращается к корням и истокам
национальной культуры.
История формирования старообрядцев в Забайкалье довольно
сложна и отличается целым рядом особенностей. Приоритет в освоении
региона принадлежал казакам и крестьянам, а среди них – старообрядцам.
Академик Д.С. Лихачев охарактеризовал старообрядчество как “живой
остаток древней русской культуры, сохранившей ее замечательные
достоинства”. Сделать это без культурной среды невозможно. Именно
старообрядцы сохранили традиции книгописания, бережения иконописи и,
главное – соблюдение русского уклада жизни, культуры в самом широком
смысле, быт, пронизанный национальным духом, одежду и свое
национальное самосознание. Действительно, без влияния богатейшего фонда
национальной культуры, сохраненного старообрядцами, Россию можно
увидеть лишь однобоко. Образно говоря, это будет “ птица-тройка без одного
коня”. Вот почему нам надо знать все стороны народной жизни, видеть
развитие не только основного ствола, но и его ответвлений. Об одной из
таких ветвей общерусского древа шла речь в нашей работе. Это ветвь –
старообрядцы Забайкалья.
Старообрядчество Бурятии — это один из крупнейших центров старой православной веры и допетровской исконно-русской культуры не только в России, но и в мире. В Бурятии проживает порядка 200 тыс. семейских, потомков русских старообрядцев Забайкалья — это более 20% населения республики
Переселившись на просторы Сибири, семейские образовали свои сельские общины и начали быстро приспосабливаться к суровым природным условиям Забайкалья.
Целью работы является изучение особенностей быта семейских Бурятии, роли моей семьи в истории этой республики.
Объектом является : моя семья, семейские села Бичура Республики Бурятия.
Основная задача работы:
1. Ознакомиться с историей семейских Бурятии Бичурского района с Бичуры.
2. Рассмотреть традиционные костюмы и традиции, связанные с одеждой семейских с. Бичура.
3 Составить родословную своей семьи
4. Определить роль моей семьи в истории Бурятии
Я расскажу вам о таком явлении в моей родословной, как «Старообрядцы» или как их еще называют «Семейские»
Методы и приёмы исследования: анкетирование, беседа со старожилами, с родными , сбор фотографий, анализ и обработка полученных данных, собственные выводы.
Полученные данные и выводы: изучение информационных источников, опрос старожилов, родных показал, что моя семья сыграла огромную роль в истории республики.
Был проведен опрос среди одноклассников на тему «Знаю ли я кто такие «семейские»?
Были заданы такие вопросы:
-Знаете ли вы кто такие семейские?
- Как вы думаете, семейские были местными жителями?
- Какую роль сыграли семейские в истории Бурятии?
Результаты анкетирования обработаны и сделаны выводы/
Мною обозначен путь продвижения моих предков на карте, где показаны места их остановки и те населенные пункты, где они проживали.
Часть вторая
Старообрядцы Бурятии
В книге профессора Л.Е. Элиасова «Фольклор Семейских» приводится рассказ старовера Осипа Феоктистовича Перелыгина «Как мы поселились в Бичуре». «Старики сказывали мне: семейские сюда пешком шли. Шли они, конешна, долго. Годами. Говорят, в дороге хлеб сеяли. Где дадут им землю, они хлеб посеют, снимут урожай и с хлебом идут дальше. А без хлеба-то далеко не уйдешь. Скота у них не было, но лошади были. Пришли они к пади Хурут, таборы раскинули. Отаборились, пошли на гору и с горы видят небольшой поселок, тот поселок, где сейчас Старая Бичура. Спустились с горы, но в село не зашли, боялись здешних поселенцев (старожилов-сибиряков.). А кругом здесь был лес густой. Вернулись они к табору обратно и рассказали всем о поселке и о реке. Решили они туда переехать.
Послали три человека в этот поселок. Поселенцы согласились, чтобы пришлые в их деревне поселились. Эти трое рассказали всем, что посельчане не возражают о переезде в их деревню. Снялись с табора все и давай переезжать в деревню. Стали строиться помаленьку. Кто землянки, кто шалаш, кто балаган, времянки строили. Стали у них родиться дети. Тогда стали селиться на берегу реки Бичуры. А по берегам реки жили буряты. Семейские стали заниматься хлебопашеством, земли были хорошие, свежие. Стали они лес выкорчевывать, сжигать его здесь же. Хлеб был основным харчем. Землю пахали деревянными плугами. Соха была без колес. Так и живем мы здесь».
Надо отдать должное Екатерине II, разглядевшей в старообрядцах силу, способную преобразовать огромные земельные пространства плохо освоенного тогда Забайкалья. Во второй половине XVIII в. в тех краях появляются медеплавильные, сереброплавильные и железоделательные заводы, развивается золотодобыча. Все эти заводы требовали множества рабочих, которых нужно было чем-то кормить. Между тем местное население занималось традиционными видами хозяйствования, буряты — скотоводством, а тунгусы охотой. Казаки и старожилы хлеба производили мало, в основном для собственных нужд.
Мука была привозная и стоила дорого. С поселением в Забайкалье старообрядцев, исконных земледельцев, отличных тружеников, ведущих к тому же трезвый образ жизни, в районе происходит настоящее экономическое чудо. Дело в том, что селили их на землях, считавшихся негодными или трудными для обработки. Но уже через тридцать-сорок лет деревни староверов преобразили окрестные пейзажи. Всюду, даже на горных склонах, раскинулись пашни, и переселенцы смогли не только прокормить себя, но и сравнительно дешево продавали излишки муки. В 1808 г. иркутский губернатор Трескин писал: «Пример редкого трудолюбия, прилежания к хлебопашеству подают поселенные в Верхнеудинском уезде старообрядцы .Они поселены лет за сорок на местах песчаных и каменистых, где даже не предвиделось возможности к земледелию, но неусыпное трудолюбие их и согласие сделало, так сказать, и камень плодородным. Семейские расселились крупными группами, образовав сёла и деревни на территории нынешних Бичурского, Мухоршибирского, Тарбагатайского и частично Хоринского, Заиграевского, Селенгинского, Кижингинского районов Республики Бурятия, а также Красночикойского района Забайкальского края.
В начале XIX в. формируется этноним «семейские». Если первоначально переселенных староверов именовали «поляки» или «польские выселенцы», о чем свидетельствует академик П.С. Паллас, посетивший Забайкалье в 1772 г., то уже в 1824 г. писатель А.
Так и оказалась семья Ткачевых в Бурятии. Мой прадед Федот не раз рассказывал, что его прадед вспоминал о тех тяготах, которые выпали на долю их семьи при переселении. Им пришлось годами добираться до мест ссылки и ,конечно же, в дороге происходили потери. Несмотря на все трудности Ткачевы не сдавались и добрались до места их будущего проживания. Все дружно строили дома, сеяли , женщины обустраивали свой быт.
Мой прадед Федот рассказывал воспоминания своего отца о том, как они выращивали рожь, пшеницу, ячмень, гречиху, овёс, картофель, овощи, коноплю, а скотоводство играло подсобную роль.
Позже мой прадед занимался добычей золота на золотых приисках. Семейские считались лучшими приисковыми рабочими в Восточной Сибири. В начале 1880-х годов в одной только Бичурской волости на приисковые работы было нанято 780 человек.
Трудолюбие и древняя православная вера моих предков дала возможность стать состоятельной семьей. .
Часть 3
Моя старообрядческая семья в истории Бурятии
Моя семья –моя гордость. Мне захотелось узнать , кто стоял у истоков моей фамилии, рода. Долгие поиски моей родословной дали положительный результат. Я поняла, что все мои родственники с уважением относятся к нашим предкам и поэтому решила попробовать составить родословную семьи .
Старейшины нашего рода, известные моим родственникам, были Иван и Фетинья , именно они заложили основу семейных традиций нашей фамилии. А родители Кристиньи Марк и Марья .научили свою дочь быть опорой для семьи, хранительницей очага, и мы, девочки , продолжаем эти традиции. Арьян и Анна родители Клавдии. Я знаю интересную историю женитьбы Федота с Кристиньей. Друг о друге они слышали не раз, но особого интереса не проявляли. Но жизнь сложилась так, что они оказались в одном месте. Тут они обратили друг на друга внимание, потом выяснилось , что Федот слышал о красоте юной Кристиньи, стал проявлять знаки внимания. Соответственно Кристинья уже знала о богатырской силе Федота, его трудолюбии, поэтому они смогли прожить вместе долгую и счастливую жизнь. Спустя годы у них появился сын Исай, который славился своим необычным голосом, был душой всех мероприятий. Все помнят историю о том, как приехали в Бичуру музыканты, преподаватели вокала, заметили талант моего прадеда, предложили ему продолжить учебу в музыкальной школе, чтобы развить свои способности. К сожалению, его мама Кристинья не разрешила , побоявшись отпускать ребенка в другой город. Став взрослым, он женился на Клавдии , которая была очень хлебосольной, добродушной. Потом у них рождается сын, которого они назвали Гошей , он отличается своим балагурством, живостью, обаянием, его супруга Галина славится своим гостеприимством, хозяйственностью, заботой о муже, сохранением традиций семейских .А моя мама – самая красивая и талантливая женщина, хранительница памяти о предков, а мы с сестрой учимся всему лучшему у них.
История моей семьи неразрывно связано с историей Бурятии. Мой прадед Арьян участвовал в белогвардейском движении Забайкалья. Был противником Советской власти. Своим упорным трудом он приумножал свое хозяйство, но с приходом красных ему пришлось все отдать колхозу. Тогда он стал участником бунта в Бичуре. Его схватили и расстреляли.
Судьба другого прадеда Ивана и его семьи очень печальна. Он был богатым человеком, но его раскулачили и сослали в Исток Забайкальского края, вернулся обратно уже больным человеком, вскоре умер.
А прадед Федот принял Советскую власть, сражался в отряде Сергея Лазо, был его правой рукой. После революции и победы Советской власти стал коммунистом. Его боевая сабля, с которой сражался в отряде Лазо, хранилась в музее истории Бичурского района.
Все эти разные решительные целеустремленные люди по- своему делали историю нашей Бурятии.
Тяжелым испытанием для моей большой трудолюбивой семьи стал период коллективизации , она была раскулачена и выслана. В 1929 году были созданы вооружённые формирования. Центром сопротивления стали сёла Бичура и Малета. В начале 1930-х произошло Малетинское крестьянское восстание, в котором принимали участие до 600 человек, среди недовольных был и мой прадед..
В 1930-е и 1940-е годы в Забайкалье было разрушено более 80 старообрядческих храмов и часовен, об этом с грустью вспоминал наш прадед.В 1960-е годы прошла ещё одна волна закрытия старообрядческих церквей и молельных домов. К началу 1970-х в Забайкалье не осталось ни одной официально зарегистрированной старообрядческой общины. Действовала единственная старообрядческая церковь в селе Новый Заган Мухоршибирского района Бурятии., наши родные сохранили реликвии, тайно молились, боясь гонений.
Мои предки стойко защищали Родину в годы Великой Отечественной войны. Мой прадед
Конечных Иван Арьянович- участник Великой Отечественной войны . По рассказам моей прабабушки, его сестры, он был очень талантливым, веселым и энергичным, играл на гармошке, которая поддерживала его на боевом пути. Иван ловко отплясывал чечетку, красиво пел и вообще был «первый парень на деревне»
Его призвали служить в Ленинград 07.12.1942 года , на тот момент ему было 17 лет. Он попал в 1191 стрелковый полк 358 стрелкового отряда. Через год его назначили командиром отряда роты автоматчиков . Летом 1944 года участвовал в Выборгской операции, 10.06.1944 года мой дед одним из первых форсировал реку Истру, участвовал во взятии Карельского перешейка. Именно в этом бою он получает тяжелые ранения, после чего 8 июля он умирает в госпитале ЭГ1170 от осложнений . За день до смерти ему сообщили о том ,что ему вручат награду . Он написал письмо матери , в котором было написано:" Дорогая мамочка, у меня всё хорошо , жив, здоров. Сказали, что дадут медаль "За отвагу" ". На следующий день он умер, и письмо отправили вместе с посмертным заключением , в котором было написано :" Захоронен на Пискарёвском кладбище , Ленинградской области, военное поле , братская могила № 110 , 1 ряд , 347 с западной стороны. А еще в селе Малый Куналей живет его боевой товарищ Некипелов Алексей Николаевич, которого он вынес с поля боя и спас ему жизнь. Он до сих пор благодарен нашему прадеду. В День Победы мы участвуем в акции Бессмертном полку, неся портрет нашего прадеда и храня память о нем.
Часть четвертая. Семейские костюмы моей семьи
Моими близкие по сей день хранят традиции старообрядцев и этому приучают нас с детства. Моя бабушки Кузнецова Елена Кирилловна (в девичестве Ткачева) 1929г.р, Петровы Фёкла Алексеевна 1937г.р. и Прасковья Филатовна 1937 г.р, уроженки с. Бичура, солистки ансамбля семейской песни «Янтари», потомственные носительницы семейской культуры рассказывали нам, внукам, об особенностях кухни, о некоторых обрядах и о костюме. Однажды я попросила : «Баба Фёкла, расскажите о семейском костюме!». Обиделась на меня баба Фекла и ответила: «Какой же это костюм? Мама называла его «ОБРЯД», шутка ли – 9 предметов». Она вынула из шкафа свой семейский женский костюм и с любовью провела своей натруженной рукой, потом с гордостью начала свой рассказ.
Первый из «Обряда» баба Фекла мне показала головной убор замужней женщины, назвав его кичкой. Это был чепец из хлопчатобумажной ткани, имеющий в налобной части твердое стеганое очелье копытообразной формы. По очелью украшается пояской –полоской ткани с узором из бисера, речного жемчуга, в старину украшение дополнялось селезневыми пёрышками. Бабушка пояснила, что под кичку женщина прячет волосы, заплетённые в две косы, сзади привязывали позательник, позатылень, вышитый золотыми нитками, поверх кички повязывается особым способом большой шёлковый или кашемировый платок. Оказывается, без кички женщина не могла показаться «на люди» и снимала её только на ночь.
Второй из «Обряда» мне был представлен сарафан, это была широкая, густая собранная на поясе юбка с лямками, где поясная часть сарафана завышена, собрана в мелкую складку, прошита «подоплёкой» с изнанки и вышита узором. Я заметила , что пояс, бретели и край подола были обшиты узким кантом темной ткани, а середина полотнища юбки украшена двумя или тремя рядами атласных лент, кружев, машинной строчкой. Баба Фекла объяснила, что для жесткости и сохранности основной ткани сарафана нижняя часть подола дублируется с изнанки широкой полосой плотной хлопчатобумажной или льняной ткани, а застежка с неглубоким вырезом находится спереди. Я заметила, что сарафан подпоясывается широким, тканым из разноцветных ниток поясом.
Третий из «Обряда» был пояс. Баба Фекла утверждала , что пояса семейских отличались от поясов окружающего русского населения, так как были широкие и узкие, от 8 до 15 см, их ткали на специальных станках –кроснах, из шёлковых, многоцветных, в 6-7 цветов ниток. На поясе бабушки края были распущены длинной бахромой, а в узоре поясов преобладал геометрический рисунок с элементами «ромб», «крестик», «ёлочка» в различных вариациях, которые чередовались или повторялись в строгой последовательности. Мне показали , как пояса два раза обертываются вокруг талии, еще и объяснили, что женщины носят пояса поверх сарафана, но под запоном, концы затыкают за пояс или же, сложив вдвое,скалывают булавкой,а мужчины носят пояс поверх рубахи из шерстяной пряжи и шёлковых ниток шириною до 2 см., они ткались на бердечке (бердо, бердечко, бердышко) с бранным узором –перебором.
Четвертый из «Обряда» был запон или запан. Баба Фекла показала мне, как поверх сарафана надевается запон -передник из яркой или тёмной, часто цветастой кашемировой или смесовой ткани. Запон был сшит с грудкой, а нижняя часть собрана в густую сборку, а грудка в мелкую редкую. У четвертого «обряда» линия талии и край грудки был выделен полоской гладкокрашеной тканью ,а средняя часть полотнища запона расшита атласными и шелковыми лентами, полосками ткани, кружевом. Я заметила , что нижний край подола и грудка дублировались для жесткости широкой полосой хлопчатобумажной или льняной ткани.
Позже к нам присоединилась Прасковья Филатовна, которая показала , как надевалась юбка под сарафан поверх рубахи для удобства во время уборочных работ или работы по хозяйству, так как длинный сарафан и запон «подтыкали» за пояс, а нижняя юбка закрывала оголившиеся щиколотки.
Обе бабушки продолжили мое просвещение по смейским костюмам. Мне показали рубаху, оказывается это стануха. Это была рубаха с прямыми полами, цветными рукавами, сшитая из разноцветной фабричной ткани. Воротник рубахи «стойка», спереди и по середине пристёгивалась запанкой (похожа на пуговку на ножке), плечевые швы и по кругу проймы рукава сшивались особым плетеным швом разноцветными нитками. К низу рубахи пришивалась «станушка» (низ) из грубой материи одевалась под низ сарафана.
Самые красивые ичиги были у бабы Феклы, они были сшиты из сыромятной кожи со внутренним швом, а затем выворачивали. Голенища их были до колен, перевязывались у щиколотки подвязками, ремешками. Летом она ичиги носили с портянками , зимой с беспятными шерстяными носками. Раньше люди побогаче могли себе позволить катанки и пимы, которые обували поверх унтов и ичигов.Это был пятый «Обряд»
Все мои бабушки были модницами. Я помнила их с разными украшениями. Потом мне объяснили , что это были монисты, янтари, антари, корольки. Оказывается, янтарь – любимое украшение семейских женщин. Эти бусы представляли собой связки крупных бусин приплюснутой формы с самым крупным камнем в центре связки. По количеству бус на шее можно было судить о богатстве и статусе их хозяйки. Особо богатые в праздники надевали до 20 нитей, у моих бабушек было по десять и двенадцать. Бусы бережно хранились в семье и передавались из поколения в поколение, нам с сестренкой тоже в наследство передадут эти украшения наши бабушки . А еще наши родные говорили о том, что «антари» спасали от заболеваний щитовидной железы, в случае обострения их измельчали и принимали вовнутрь.
У нас с мамой тоже есть свой семейский костюм, который мы одеваем на разные праздники. Мне кажется, что наши костюмы нас преображают, дают силы, и мы гордимся, что храним традиции своей семьи, традиции семейских.
Заключение.
Роль моей семьи в истории Бурятии велика. Каждый из моих предков был активным деятелем, по -своему творил свою судьбу республики. Я могу с гордостью сказать, что мои предки не были пассивными наблюдателями общественной жизни.
Говоря о сегодняшней моей большой и дружной семье, уместно было бы вспомнить тех предков , кто впервые пришел на эту землю. Это были сильные, целеустремленные люди, преданные своему государству. И то, что вы сегодня храним традиции своих прадедов, дедов, отцов, является замечательным основанием того, что мой род жив, живет и будет жить.
Мне стало интересно узнать , как относятся мои сверстники к семейским, поэтому я провела анкетирование и сделала выводы для себя и друзей.
Результаты анкетирования среди учеников 7-8 классов следующие:
1)знаю 38, нет 5
2) Да- 21, нет 10, затрудняюсь ответить-12
3) важную с 2 аргументами – 12, не знаю-14, узнаю-17
Вывод : мои сверстники интересуются традициями семейских, знают о них, планируют расширить свои знания о них, многие бывали в гостях у семейских в селах Большой Куналей, Бичура и Тарбагатае, в результате исследования расширила свои знания в изучении костюма женщин семейских.
Цель дальнейшего исследования- продолжить изучать костюмы семейских (женских, мужских, детских), обряды и традиции.
Соблюдение традиций семьи - это залог нравственного здоровья любого государства. Ведь в ее основе – уважение к старшим, крепкая семья, любовь к ближним, знание ремесла своих предков ,сохранение традиций и обрядов. В этом залог силы нашего государства. Поэтому я продолжу изучать свою родословную, историю своего села Бичура Бичурского района республики Бурятия.
Список литературы:
Болонев Ф.Ф. Староообрядцы Забайкалья в XVIII-XX вв. — М.: 2004. — 160 с. —
Болонев Ф. Ф. «Народный календарь семейских Забайкалья (2-я пол. XIX — нач. XX в.)». — Новосибирск, 2011;
3. Лебедева А. А. Этнография семейских Забайкалья, Улан - Удэ, 1974 год, стр. 105 Лебедева А. А. Этнография семейских Забайкалья, Улан - Удэ, 1974 год, стр. 105
4 .Селищев А.Н. Забайкальские старообрядцы: семейские. Иркутск 1920 год, стр. 68
5.Личный архив моих родных Александры Афанасьевой, Василисы Георгиевны и Галины Георгиевны Громовых, Георгия Исаевича Ткачёва, Кузнецовой Елены Кирилловны (в девичестве Ткачева) 1929г.р, Петровой Фёклы Алексеевны 1937г.р. и Прасковьи Филатовны 1937 г.р, уроженки с. Бичура.
10