«Мое будущее зависит от меня»
(проект воспитательной работы)
для 9-11 классов
В выпускных классах дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии чаще всего лежит не свой собственный, а чужой опыт, т.е. сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых и т.п.
Этот опыт обычно абстрактен, он не пережит, не выстрадан. Кроме того, нужно верно оценить свои собственные возможности: уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и главное - свои способности и склонности.
В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.
Данный проект разработан для обучающихся 9 класса и направлен на решение поставленных задач, на примере нескольких профессий, так как естественно-математическая подготовка имеет решающее значение для формирования у обучающихся многих качеств – таких, как умение работать самостоятельно, сравнивать и оценивать качество выполняемой работы в соответствии с требованиями, умело координировать движения и быстро реагировать на изменения ситуаций, развитие памяти для соблюдения технологической последовательности выполняемых работ. Все это способствует росту компетентности будущего специалиста, высокой мобильности, что позволит ему быть конкурентным в сложных рыночных условиях.
Продукт проекта воспитательной программы – «Математика в моей будущей профессии» - готовые презентации, которые можно будет использовать для работы с другими коллективами, приблизительная продолжительность которого – 7 месяцев.
Основная цель - создание условий для адекватного соотнесения подростками своих личностных качеств с требованиями основных профессий, подготовка детей к выбору профиля обучения на старшей ступени.
Основными задачами данного проекта являются такие, как:
развить мотивацию учеников к изучению математики.
убедить, что изучение этой дисциплины будет не только полезной зарядкой для их мозга, но и помощью в решении производственных задач.
Ожидаемый результат: после завершения проекта учащиеся смогут наглядно увидеть как изучаемый ими предмет (а в частности математика) пригодится в освоении профессии повлияет на их профессиональные навыки.
Проблемный вопрос: возможно, ли мотивировать учеников, получающих профессии: автомеханик, ветеринар, инженер, врач, музыкант к изучению математики?
Выстраивая работу по профориентации обучающихся, можно опираться на модель личности выпускника, где определяется ряд наиболее важных компетенций:
ценностно-смысловая
социально-трудовая
общекультурная
учебно-познавательная
информационная
личностного самосовершенствования
коммуникативная
Профессиональная ориентация - это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, а также, что особенно важно, занятий по психологии. Это неслучайно, т. к. только на них происходит прямое воздействие на психику школьника через специально организованную деятельность общения.
Таким образом, можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.
В последнее десятилетие новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами образовательного процесса, а значит, возложила на них ответственность за качество образования своих детей.
Взаимодействие классного руководителя с родителями осуществляется посредством вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, в том числе и в работу по профориентации обучающихся. Чтобы совместная работа кл. руководителя и родителей была успешной и привела к желаемым результатам, был составлен план работы. Идеальным вариантом воспитательной работы является равноправное, дружеское взаимодействие родителей, ребенка и классного руководителя.
В ходе работы определялись основные направления и формы работы
Организационно-методическая деятельность
Работа с обучающимися
Комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры;
Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
Анкетирование
Организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия)
Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.
План реализации программы был разделен на пять этапов:
1 этап – подготовительный;
2 этап – информационный;
3 этап – аналитический;
4 этап – обобщающий;
5 этап – заключительный. Этап принятия решений.
В ходе работы класс был разделен на группы по желанию и по интересам.
Время защиты определялось для всех одинаково – 5-7 минут.
В ходе всей работы обучающиеся поняли, что выбор профессиональной сферы зависит от интересов, способностей и возможностей. При этом каждому из них придется подумать, что станет критерием выбора профессии: ее престижность, возможность много заработать или желание посвятить себя любимому делу, а может быть, можно постараться совместить эти критерии. Может быть, удастся познакомиться с обладателями интересующей их профессии и расспросить их о нюансах работы. Обязательна консультация с участковым врачом обо всех имеющихся противопоказаниях к той или иной профессии — а вдруг кому-то нельзя стать спасателем или инженером? А самое главное и важное, что обучающиеся должны сделать уже сейчас, — повысить успеваемость по важным для них предметам в первую очередь, да и по всем остальным тоже.