СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

“Моим стихам…настанет свой черед…”

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка  "Моим стихам настанет свой черед..." может использоваться как на уроках, так и во внеурочное время для знакомства с жизнью и творчеством М.И. Цветаевой.

Просмотр содержимого документа
«“Моим стихам…настанет свой черед…”»

Моим стихам…настанет свой черед…”

СЛАЙД № 1

На сцене журнальный столик, покрытый кружевной скатертью, подсвечник с зажженными свечами, портрет М. Цветаевой.

Около стола стоят два стула, задрапированные материей; на один из них садятся по очереди чтецы.

Второй стул весь вечер остается свободен.

В зале размещается выставка книг о М. Цветаевой и ее творчестве.

На рабочем столе размещены технические средства, необходимые для проведения вечера: музыкальный центр, проектор, ноутбук, стоит экран.


ЦЕЛИ: расширить знания о жизни и особенностях творчества М. Цветаевой;

помочь учащимся постичь глубину и яркость душевных переживаний поэтессы; развивать умения декламировать и анализировать поэтический текст; воспитывать эстетический вкус, понимание красоты поэтического слова.

Звон колоколов (запись).

1-Й ЧТЕЦ. СЛАЙД № 2

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

1 ВЕДУЩИЙ. Так писала сама Марина Цветаева о своем появлении на свет.

2 ВЕДУЩИЙ. Марина Цветаева - одна из неугасимых звезд на небосклоне русской поэзии. Рябина навсегда вошла в геральдику ее поэзии. Пылающая и горькая, на излете осени, в преддверии зимы, она стала символом судьбы, тоже переходной и горькой, пылающей творчеством и постоянно грозившей зимой забвения.

3 ВЕДУЩИЙ. Родилась Марина Цветаева 26 сентября (8 октября по новому стилю) 1892 года в Москве, в интеллигентной дворянской семье. Отец, Цветаев Иван Владимирович, – известный в России профессор Московского университета, основатель Музея изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина). СЛАЙД № 3

4 ВЕДУЩИЙ. Он познакомил Марину с историей и культурой Эллады, ее мифами и легендами, поэзией Гомера, Софокла, Сапфо. Античный мир постепенно становился неотъемлемой частью духовного мира будущей поэтессы. Сюжеты и образы греческого эпоса, созвучные ее мировоззрению, встречаются в самых различных цветаевских произведениях.

2 ЧТЕЦ

Не самозванка – я пришла домой,

И не служанка – мне не надо хлеба.

Я страсть твоя, воскресший отдых твой,

Твой день седьмой, твое седьмое небо.

Там на земле мне подавали грош

И жерновов навешали на шею.

– Возлюбленный! – Ужель не узнаешь?

Я ласточка твоя – Психея.

СЛАЙД № 4

1 ВЕДУЩИЙ. Мать – Мария Александровна Мейн, прекрасная пианистка, “которая на рояле могла все“, привила дочери любовь к Шуману, Бетховену, Чайковскому, Моцарту, Верди, Чайковскому, Шопену…

Марина вспоминала: “Когда вместо желанного сына родилась всего только я, мать сказала: “По крайней мере будет музыкантшей“. И тут же принялась учить меня музыке. Можно сказать, я родилась не в жизнь, а в музыку, …которая обернулась Лирикой“. Она с благодарностью вспоминала о музыкальных вечерах в родительском доме, игру матери на рояле, ее пение под гитару удивительных по красоте романсов.

2 ВЕДУЩИЙ. С детства Цветаева была очень самостоятельной, диковатой и резкой, застенчивой и конфликтной. Она не уживалась в гимназиях, меняя их: за пять лет – три.

Звучит музыка. Шопен. 'Вальс' (№ 7 до-диез минор). Звучит громко, а затем идет фоном.

3 ЧТЕЦ. СЛАЙД № 5

Кто создан из камня, кто создан из глины,-

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело - измена, мне имя - Марина,

Я - бренная пена морская.


Кто создан из глины, кто создан из плоти -

Тем гроб и нагробные плиты...

- В купели морской крещена - и в полете

Своем - непрестанно разбита!


Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьется мое своеволье.

Меня - видишь кудри беспутные эти?-

Земною не сделаешь солью.


Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной - воскресаю!

Да здравствует пена - веселая пена -

Высокая пена морская!

3 ВЕДУЩИЙ. Это еще одно автобиографическое стихотворение, где Цветаева объясняет значение своего имени: Марина означает “морская”. А раз она морская волна, значит – изменчивая, гордая и своевольная. Такой она и была с самого раннего детства.

4 ВЕДУЩИЙ. Писать стихи начинает Цветаева с шести лет, причем – сразу по-русски, по-немецки и по-французски. А осенью 1910 года 18-летняя гимназистка отнесла в частную типографию сборник своих стихов "Вечерний альбом". СЛАЙД № 6

1 ВЕДУЩИЙ. В книгу вошли стихи, написанные в 15-17 лет, которые получили высокую оценку известных поэтов - М. Волошина и В. Брюсова. Одобрительно отозвался о книге и Н. Гумилев: "Марина Цветаева внутренне своеобразна... Эта книга не только милая книга девических признаний, но и книга прекрасных стихов". Хоть оценки и казались завышенными, Цветаева их вскоре оправдала.

СЛАЙД № 7

2 ВЕДУЩИЙ. Но почему же "вечерний"? Порог юности - вечер детства. А детство было прекрасным. Детство, юность Марины отчасти прошли в Москве, отчасти за границей: в Италии, Швейцарии, Германии, Франции. Она росла и воспитывалась под надзором бонн и гувернанток. В 16 лет закончила гимназию и уехала в Париж. В Сорбонне продолжила образование по специальности "старофранцузская литература".

3 ВЕДУЩИЙ. СЛАЙД № 8

Домашний мир и быт ее семьи были пронизаны постоянным интересом к искусству. Всю свою жизнь, начиная с самого раннего детства. Марина Цветаева преклонялась перед гением русской поэзии – Александром Сергеевичем Пушкиным, которому она посвятила цикл стихотворений “Стихи к Пушкину” и эссе “Мой Пушкин”. Поэт стремительно и властно вошел в жизнь маленькой Марины и стал духовной опорой будущей поэтессы Цветаевой. Об этом говорят ее записи в личных дневниках, в творческих тетрадях, в лирической прозе и письмах.

4 ВЕДУЩИЙ. "Пушкин меня заразил любовью. Словом - любовь". На протяжении всей жизни в Цветаевой неугасимо горел душевный и творческий костер любви к дорогим "теням минувшего", к "святому ремеслу поэта", к природе, к живущим людям, к друзьям и подругам.


Звучит романс М. Таривердиева "У зеркала" на стихи М. Цветаевой.

1 ВЕДУЩИЙ. Жизнелюбие Марины воплощалось, прежде всего, в любви к России и к русской речи. Марина очень сильно любила город, в котором родилась, Москве она посвятила много стихов.

СЛАЙД № 9

4 ЧТЕЦ:

Над городом отвергнутым Петром,

Перекатился колокольный гром.

Гремучий опрокинулся прибой

Над женщиной отвергнутой тобой.

Царю Петру, и вам, о царь, хвала!

Но выше вас, цари: колокола.

Пока они гремят из синевы

Неоспоримо первенство Москвы.

- И целых сорок сороков церквей

2 ВЕДУЩИЙ. Многие из своих стихов Цветаева посвящает поэтам- современникам: Ахматовой, Блоку, Маяковскому, Эфрону.

СЛАЙД № 10

5 ЧТЕЦ

Имя твое — птица в руке,

Имя твое — льдинка на языке.

Одно-единственное движенье губ.

Имя твое — пять букв.

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту.


Камень, кинутый в тихий пруд,

Всхлипнет так, как тебя зовут.

В легком щелканье ночных копыт

Громкое имя твое гремит.

И назовет его нам в висок

Звонко щелкающий курок.


Имя твое — ах, нельзя! —

Имя твое — поцелуй в глаза,

В нежную стужу недвижных век.

Имя твое — поцелуй в снег.

Ключевой, ледяной, голубой глоток…

С именем твоим — сон глубок.


6 ЧТЕЦ СЛАЙД № 11

О, Муза плача, прекраснейшая из муз!

О ты, шальное исчадие ночи белой!

Ты черную насылаешь метель на Русь,

И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы.


И мы шарахаемся и глухое: ох! -

Стотысячное - тебе присягает: Анна

Ахматова! Это имя - огромный вздох,

И в глубь он падает, которая безымянна.


Мы коронованы тем, что одну с тобой

Мы землю топчем, что небо над нами - то же!

И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой,

Уже бессмертным на смертное сходит ложе.


В певучем граде моем купола горят,

И Спаса светлого славит слепец бродячий...

И я дарю тебе свой колокольный град,

- Ахматова! - и сердце свое в придачу.

3 ВЕДУЩИЙ. Как поэт и личность она развивалась стремительно, и уже через какие-то год-два, прошедшие после первых наивно отроческих стихов, была другою. Через всю жизнь, через все скитания, беды и несчастья она пронесла любовь к Родине, русскому слову, к русской истории. В истории ее особо интересовали переломные, трагические моменты. Один из таких – Отечественная война 1812 года.

Звучит музыка. П. Гапон. 'Оборванные струны'. Звучит громко, затеи идет фоном.


7 ЧТЕЦ СЛАЙД № 12

Вы, чьи широкие шинели

Напоминали паруса,

Чьи шпоры весело звенели

И голоса.


И чьи глаза, как бриллианты,

На сердце вырезали след -

Очаровательные франты

Минувших лет.


Одним ожесточеньем воли

Вы брали сердце и скалу, -

Цари на каждом бранном поле

И на балу.


Вас охраняла длань Господня

И сердце матери. Вчера -

Малютки-мальчики, сегодня -

Офицера.


Вам все вершины были малы

И мягок - самый черствый хлеб,

О, молодые генералы

Своих судеб!

Музыка заканчивается.


4 ВЕДУЩИЙ. Посвящено это стихотворение мужу Марины - Сергею Яковлевичу Эфрону. 1906 год, Коктебель…Марина в гостях у друга семьи – Максимилиана Волошина. Здесь она знакомится с Сергеем Эфроном, ставшим впоследствии ее мужем. СЛАЙД № 13

1 ВЕДУЩИЙ. Все было, как в сказке: на пустынном берегу Марина ищет красивые камни. Высокий, тонкий незнакомец с огромными серо-голубыми глазами просит разрешения ей помочь. Марина соглашается и загадывает (в шутку или всерьез?): если молодой человек найдет и подарит ей любимый генуэзский сердолик, то она выйдет за него замуж. Через полгода Марина и Сергей поженились.

2 ВЕДУЩИЙ. Ему, любимому, другу, мужу, будут посвящены самые лучшие, самые проникновенные стихи о любви; о нем она напишет такие восхищенные строки: “Сережу я люблю бесконечно и навеки…Я постоянно дрожу над ним…Мы никогда не расстанемся. Наша встреча – чудо…Он мой родной на всю жизнь.” СЛАЙД № 14

Звучит песня на стихи Цветаевой «Писала я на аспидной доске…»

3 ВЕДУЩИЙ. Она много писала, вдохновленная Эфроном. Если сказать, что Марина любила мужа, значит, ничего не сказать: она его боготворила. Где-то в начале совместной жизни она сказала: Только при нем я могу жить так, как живу: совершенно свободно". Он был единственным, кто ее понял и, поняв, полюбил. Сергея не устрашила ее сложность, противоречивость, особость, непохожесть на всех других.

8 ЧТЕЦ

Я с вызовом ношу его кольцо

- Да, в Вечности - жена, не на бумаге. -

Его чрезмерно узкое лицо -

Подобно шпаге.


Безмолвен рот его, углами вниз,

Мучительно-великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови.


Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза - прекрасно-бесполезны! -

Под крыльями распахнутых бровей -

Две бездны.


В его лице я рыцарству верна.

- Всем вам, кто жил и умирал без страху. -

Такие - в роковые времена -

Слагают стансы - и идут на плаху.


4 ВЕДУЩИЙ. А вообще, в жизни ее было много увлечений, но, как однажды сказала Марина Ивановна: "... всю жизнь напролет пролюбила не тех...'. Ее доверчивость и неспособность вовремя понять человека - вот причины частых и горьких разочарований.


Звучит романс А. Петрова 'Под лаской плюшевого пледа' на стихи М. Цветаевой.

1 ВЕДУЩИЙ. А вот это стихотворение, пожалуй, одно из самых известных и проникновенных у Марины Цветаевой, так называемая песнь к любимому. Помните?

9 ЧТЕЦ СЛАЙД № 15

Вчера еще в глаза глядел,

А нынче - все косится в сторону!

Вчера еще до птиц сидел, -

Все жаворонки нынче - вороны!


Я глупая, а ты умен,

Живой, а я остолбенелая.

О вопль женщин всех времен:

"Мой милый, чтó тебе я сделала?!"


И слезы ей - вода, и кровь -

Вода, - в крови, в слезах умылася!

Не мать, а мачеха - Любовь:

Не ждите ни суда, ни милости.


Увозят милых корабли,

Уводит их дорога белая...

И стон стоит вдоль всей земли:

"Мой милый, чтó тебе я сделала?"


Вчера еще - в ногах лежал!

Равнял с Китайскою державою!

Враз обе рученьки разжал, -

Жизнь выпала - копейкой ржавою!


Детоубийцей на суду

Стою - немилая, несмелая.

Я и в аду тебе скажу:

"Мой милый, что тебе я сделала?"


Спрошу я стул, спрошу кровать:

"За что, за что терплю и бедствую?"

"Отцеловал - колесовать:

Другую целовать", - ответствуют.


Жить приучил в самóм огне,

Сам бросил - в степь заледенелую!

Вот что ты, милый, сделал мне!

Мой милый, чтó тебе - я сделала?


Все ведаю - не прекословь!

Вновь зрячая - уж не любовница!

Где отступается Любовь,

Там подступает Смерть-садовница.


Само - чту дерево трясти! -

В срок яблоко спадает спелое...

- За все, за все меня прости,

Мой милый, - что тебе я сделала!


2 ВЕДУЩИЙ. Вряд ли найдется человек, который не слышал бы этих удивительных строк: СЛАЙД № 16

10 ЧТЕЦ

Мне нравится, что вы больны не мной,

Мне нравится, что я больна не вами,

Что никогда тяжелый шар земной

Не уплывет под нашими ногами.

Мне нравится, что можно быть смешной -

Распущенной - и не играть словами,

И не краснеть удушливой волной,

Слегка соприкоснувшись рукавами.


Мне нравится еще, что вы при мне

Спокойно обнимаете другую,

Не прочите мне в адовом огне

Гореть за то, что я не вас целую.

Что имя нежное мое, мой нежный, не

Упоминаете ни днем, ни ночью - всуе...

Что никогда в церковной тишине

Не пропоют над нами: аллилуйя!


Спасибо вам и сердцем и рукой

За то, что вы меня - не зная сами! -

Так любите: за мой ночной покой,

За редкость встреч закатными часами,

За наши не-гулянья под луной,

За солнце, не у нас над головами,-

За то, что вы больны - увы! - не мной,

За то, что я больна - увы! - не вами!

3 ВЕДУЩИЙ. До революции Цветаева выпустила три книги, сумев сохранить собственный голос среди пестрого многоголосья литературных школ и течений.

СЛАЙД № 17

4 ВЕДУЩИЙ. А между тем был уже канун революции. Шла война, и ей не виделось конца. Мир корчился в неисчислимых страданиях, позоре, унижении. Жалость, боль и печаль переполнили сердце поэтессы.

1 ВЕДУЩИЙ. Трагично, горестно, бедственно звучат стихи, вызванные войной. Голос в защиту страдающего человека в стихах Цветаевой хорошо слышен. Бедствие народа - вот что пронзало ее душу

11 ЧТЕЦ СЛАЙД № 18

Простите меня, мои горы!

Простите меня, мои реки!

Простите меня, мои нивы!

Простите меня, мои травы!


Мать крест надевала солдату,

Мать с сыном прощалась навеки...

И снова из сгорбленной хаты:

"Простите меня, мои реки!"

"Простите меня, мои горы!"

2 ВЕДУЩИЙ. В годы революции Цветаева вглядывалась в открывшуюся ей новь без враждебности и раздражения. Всем высоким строем своей смятенной и сумбурной души она была на стороне голодных и всегда любила демонстративно подчеркнуть это важное для нее обстоятельство: "Себя причисляю к рвани".

3 ВЕДУЩИЙ. С 1917 года для Цветаевой настает пора испытаний. Она хотела жить исключительно личной, частной жизнью, но Время неустанно вторгалось в эту жизнь, и она "не подозревала", что История диктовала "сюжеты" ее чувствам, ее творчеству.

4 ВЕДУЩИЙ. Существует мнение, что "политика была ей глубоко чужда, что она была к ней равнодушна". Это действительно почти так... Но только почти... Конечно, Цветаева не занималась политикой, но, как незаурядная личность, она ощущала трагизм революционных событий, не принимая жестокости, насилия, убийств. Особенно, когда это касалось привычного ей круга людей и тех, кто был для нее истинно дорог и любим.

СЛАЙД № 19

1 ВЕДУЩИЙ. В ноябре 1917 года ее муж Сергей уехал на Дон, где формировались первые части Белой армии. Сергей был человек, безусловно, одаренный: в чем-то слабый, в чем-то - очень сильный духом. Россию он любил фанатично. И, служа в Белой армии, свято верил, что спасает Россию.



12 ЧТЕЦ

Белая гвардия, путь твой высок:

Черному дулу - грудь и висок.


Божье да белое твое дело:

Белое тело твое - в песок.


Не лебедей это в небе стая:

Белогвардейская рать святая

Белым видением тает, тает...


Старого мира - последний сон:

Молодость - Доблесть - Вандея - Дон.


2 ВЕДУЩИЙ. Почти три года жила Марина в голодной красной Москве, не получая вестей от Сергея. Терпела не просто нужду, а нищету. На руках у нее остались две дочери: Ариадна - старшая, и Ирина - трех лет. Прокормиться было очень трудно, но она билась, старалась, как могла: ездила с мешочками по деревням менять вещи на сало и муку, стояла в очередях за пайковой селедкой, таскала саночки с гнилой картошкой. Однако эти поездки по деревням, попытки менять вещи на продукты всегда оканчивались не так, как бы надо, не так, как у всех... Она была слишком неумела в быту.

3 ВЕДУЩИЙ. Осенью 1919 года в самое тяжелое, голодное время Марина по совету знакомых отдала своих девочек в подмосковный приют, но вскоре забрала оттуда тяжело заболевшую Алю, а в феврале 20-го потеряла маленькую Иру, погибшую в приюте от голода и тоски.


13 ЧТЕЦ СЛАЙД № 20

Две руки, легко опущенные

На младенческую голову!


Были - по одной на каждую -

Две головки мне дарованы.


Но обеими - зажатыми -

Яростными - как могла! -

Старшую у тьмы выхватывая -

Младшей не уберегла.


Две руки - ласкать-разглаживать

Нежные головки пышные.

Две руки - и вот одна из них

За ночь оказалась лишняя.


Светлая - на шейке тоненькой -

Одуванчик на стебле!

Мной еще совсем не понято,

Что дитя мое в земле.


4 ВЕДУЩИЙ. Таково было ее хождение по мукам. "Жизнь, где мы так мало можем...", -писала Цветаева.

1 ВЕДУЩИЙ. Спустя время выяснилось, что Сергея волной отступления армии Корнилова унесло в Чехию, он стал эмигрантом.

2 ВЕДУЩИЙ. Белый офицер Сергей Эфрон отныне превратился для Марины в мечту, в прекрасного "белого лебедя", героического и обреченного. Он не мог вернуться в Россию. Марина делает решительный шаг: в 1922 году едет к мужу, взваливая на свои хрупкие плечи непомерную ношу русской беженки. Так началась ее семнадцатилетняя Одиссея за рубежом - сначала недолго - Германия, потом - Чехия. СЛАЙД № 21 Здесь в феврале 1925 года у них родился сын Георгий.

СЛАЙД № 22

3 ВЕДУЩИЙ. “Как я хочу в Прагу! – писала Марина Цветаева. – В жизни не хотела назад ни в один город, а в Прагу хочу!” Безусловно, Прага была очень близка Марине Цветаевой. Воспитанная на славянской и немецкой культуре, она увидела в этом городе нечто очень близкое себе, ведь Прага - это тоже сочетание немецкой, славянской и еврейской культур. Марина Ивановна приехала в Прагу в 1922 году, восхитилась этим городом, а потому в ее творчестве мы часто можем встретиться с его образами. Это - «пражский рыцарь, стерегущий реку».

14 ЧТЕЦ СЛАЙД № 23

Бледнолицый

Страж над плеском века.

Рыцарь, рыцарь,

Стерегущий реку.


(О, найду ль в ней

Мир от губ и рук?!)

Ка-ра-ульный

На посту разлук.


Клятвы, кольца...

Да, но камнем в реку —

Нас-то — сколько

За четыре века!


В воду пропуск

Вольный.— Розам цвесть!

Бросил — брошусь!

Вот тебе и месть!


Не устанем

Мы — доколе страсть есть!—

Мстить мостами.

Широко расправьтесь,


Крылья!— В тину,

В пену — как в парчу!

Мосто - вины

Нынче не плачу!


«С рокового мосту

Вниз — отважься!»

Я тебе по росту,

Рыцарь пражский.


Сласть ли, грусть ли

В ней — тебе видней,

Рыцарь, стерегущий

Реку — дней.


4 ВЕДУЩИЙ. В Чехии Цветаевой удалось издать несколько книг: "Разлука", "Психея", "Ремесло" - это был своего рода пик, после которого наступил резкий спад - не в смысле творчества, а в отношении изданий. Судьба, давшая передышку, снова замкнула ее выход к читателю.

1 ВЕДУЩИЙ. И, наконец, Франция... СЛАЙД № 24

15 ЧТЕЦ

Дома до звёзд, а небо ниже,

Земля в чаду ему близка.

В большом и радостном Париже

Всё та же тайная тоска.


Шумны вечерние бульвары,

Последний луч зари угас,

Везде, везде всё пары, пары,

Дрожанье губ и дерзость глаз.


Я здесь одна. К стволу каштана

Прильнуть так сладко голове!

И в сердце плачет стих Ростана

Как там, в покинутой Москве.


Париж в ночи мне чужд и жалок,

Дороже сердцу прежний бред!

Иду домой, там грусть фиалок

И чей-то ласковый портрет.


Там чей-то взор печально-братский.

Там нежный профиль на стене.

Rostand и мученик Рейхштадтский

И Сара — все придут во сне!


В большом и радостном Париже

Мне снятся травы, облака,

И дальше смех, и тени ближе,

И боль как прежде глубока.

2 ВЕДУЩИЙ Здесь Цветаева прожила тринадцать с половиной лет. Вскоре после приезда, в феврале 1926 года, в одном из парижских клубов состоялся ее литературный вечер, который принес ей триумф, известность, но и одновременно нелюбовь и зависть очень влиятельных людей.

СЛАЙД № 25

3 ВЕДУЩИЙ. В эмиграции Цветаева не прижилась. Очень быстро выявились расхождения между нею и буржуазно-эмигрантскими кругами. Все чаще и чаще ее стихи, поэмы, проза отвергались и газетами, и журналами. В 1928 году появился последний прижизненный сборник "После России", включивший в себя стихи 22-25-го годов. Но ведь Цветаева писала по крайней мере еще 15 лет.

4 ВЕДУЩИЙ. Нищета, унижение, бесправие окружили поэта со всех сторон, и лишь с помощью нескольких друзей, помогавших ей материально, она могла сводить концы с концами. "В Париже бывали дни, когда я варила суп на всю семью из того, что удалось подобрать на рынке", - вспоминала Марина Ивановна. У Сергея заработки случайные. Найти же постоянную работу невозможно - Франция охвачена безработицей. Вместе с разочарованием в эмиграции приходило понимание, что ее читатель там, на родине, что русское слово может найти отклик прежде всего в русской душе.


16 ЧТЕЦ

Тоска по родине!

Давно

Разоблаченная морока!

Мне совершенно все равно -

Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой

Брести с кошелкою базарной

В дом, и не знающий, что - мой,

Как госпиталь или казарма.

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И все - равно, и все - едино.

Но если по дороге - куст

Встает, особенно - рябина...

1 ВЕДУЩИЙ. Письма ее знакомым и близким полны сетований на одиночество и беспросветную нужду. Но в письмах были и стихи... Главным адресатом ее стихов в России, в Москве, был Пастернак. Его мнением она дорожила. "Когда пишу, я ни о чем не думаю, кроме вещи, потом когда напишу, - о тебе...".

2 ВЕДУЩИЙ. Пастернаку Цветаева посвятила много стихов. Напомню вам одно из них. Написано оно в марте 1925 года.

17 ЧТЕЦ СЛАЙД № 26

Рас-стояние: версты, мили...

Нас рас-ставили, рас-садили,

Чтобы тихо себя вели

По двум разным концам земли.


Рас-стояние: версты, дали...

Нас расклеили, распаяли,

В две руки развели, распяв,

И не знали, что это - сплав


Вдохновений и сухожилий...

Не рассорили - рассорили,

Расслоили...

Стена да ров.

Расселили нас, как орлов-


Заговорщиков: версты, дали...

Не расстроили - растеряли.

По трущобам земных широт

Рассовали нас, как сирот.

Который уж, ну который - март?!

Разбили нас - как колоду карт!

3 ВЕДУЩИЙ. Спустя годы это стихотворение обрело особое звучание, явно выходя за рамки личного поэтического послания. Версты, дали, мили разделяли в послереволюционные годы не только двух прекрасных поэтов. Крутые исторические события 1917 года расслоили и развели по разным концам земли множество замечательных людей России, разлучили надолго, а то и навсегда с Родиной.

4 ВЕДУЩИЙ. Стихи, преодолевая все препоны, воздвигнутые на их пути сталинским режимом, текли в Россию, их везли знакомые и незнакомые, их заучивали и запоминали. Правда, приходилось читать стихи с опозданием, редко, и оседали они в столах у любителей поэзии в ожидании... когда же этим стихам «настанет свой черед...".

1 ВЕДУЩИЙ. Черед настал, и очень скоро - в тридцать девятом, когда Марина Ивановна появилась в Москве.

2 ВЕДУЩИЙ. Вот тогда-то, в 40-41 -м годах началась круговерть ее стихов по Москве. Конечно, это опять же был узкий круг, стихи ее не печатались, публичных выступлений не было... "Здесь я не нужна, там я невозможна", - говорила Марина Ивановна.

3 ВЕДУЩИЙ. СЛАЙД № 27 Вернулась в Россию Марина Ивановна с сыном 18 июня 1939 года. Дочь и муж - двумя годами раньше. Наконец семья воссоединилась. Все вместе они жили в подмосковном поселке Болшево. Но это последнее счастье длилось недолго: в августе арестовали дочь, в октябре - мужа. Семья Цветаевой-Эфрон вернулась в Россию в жестокое время. Тех, кто приезжал из-за рубежа, или тех, кто побывал в командировке за рубежом, считали потенциальными шпионами.

4 ВЕДУЩИЙ. Марина Ивановна осталась с сыном без квартиры, без средств к существованию. "Уж коль впустили, то нужно дать хоть какой-то угол! И у дворовой собаки есть конура. Лучше бы не впускали: если так..." -это из писем, разговоров со знакомыми.

1 ВЕДУЩИЙ. Чтобы хоть как-то зарабатывать на жизнь, Марина Ивановна занималась переводами. Осенью 1940 года Гослитиздат вознамерился издать маленький сборник ее стихов, но и он был отвергнут.

3 ВЕДУЩИЙ. СЛАЙД № 28 В начале войны Марина Ивановна вместе с сыном эвакуировалась в составе писательской организации в Чистополь, а затем в небольшой городок Елабугу на Каме. Но в Елабуге навис ужас остаться без работы. Надеясь получить что-нибудь в Чистополе, где, в основном, находились эвакуированные московские литераторы, Марина Ивановна съездила туда, получила согласие на прописку и оставила заявление: "В Совет Литфонда. Прошу принять меня на работу в качестве судомойки в открывающуюся столовую Литфонда. 26 августа 1941 года".

4 ВЕДУЩИЙ. "... Я постепенно утрачиваю чувство реальности: меня - все меньше и меньше... Никто не видит, не знает, что я год ищу глазами -крюк... Я год примеряю смерть. Все уродливо и страшно... Я не хочу умереть. Я хочу не быть..." СЛАЙД № 29

1 ВЕДУЩИЙ. Она повесилась 31 августа 1941 года в Елабуге, в грязных сенях деревенской убогой избы, где жила со своим сыном. Ей не было еще и пятидесяти лет… СЛАЙД № 30

18 ЧТЕЦ

Знаю, умру на заре! На которой из двух,

Вместе с которой из двух - не решить по заказу!

Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух!

Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!


Пляшущим шагом прошла по земле!- Неба дочь!

С полным передником роз!- Ни ростка не наруша!

Знаю, умру на заре!- Ястребиную ночь

Бог не пошлет по мою лебединую душу!


Нежной рукой отведя нецелованный крест,

В щедрое небо рванусь за последним приветом.

Прорезь зари - и ответной улыбки прорез...

- Я и в предсмертной икоте останусь поэтом

2 ВЕДУЩИЙ. Свидетельство о смерти было выдано сыну 1 сентября. В графе "Род занятий умершей" написано - "эвакуированная".


Звучит музыка. 'Ностальгия' В исполнении Ф. Гойи (гитара).


3 ВЕДУЩИЙ. Повезли прямо из больничного морга в казенном гробу, повезли по пыльной дороге туда вверх, в гору, где темнели сосны. Кто провожал ее в последний путь? Кто шел за гробом? Не все ли равно!.. Гроб: точка стечения всех человеческих одиночеств, одиночество последнее и крайнее... Могила затерялась.

Музыка заканчивается.

СЛАЙД № 31

4 ВЕДУЩИЙ. Место захоронения Марины Ивановны Цветаевой точно неизвестно, так как в Елабуге с ней был только сын Георгий, который в 1942 г. погибнет на фронте. Много лет спустя младшая сестра Цветаевой Анастасия поставила указатель на Елабужском кладбище, на котором написано: “К Марине Цветаевой”.

СЛАЙД № 32

1 ВЕДУЩИЙ. Марина Цветаева - большой поэт, и вклад ее в культуру русского стиха ХХ века значителен. Наследие Марины Цветаевой велико и трудно обозримо. Среди созданного Цветаевой, кроме лирики - семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, автобиографическая, мемуарная, историко-литературная и философско-критическая проза.


СЛАЙД № 33

Звучит музыка. Ф. Лист мечты о любви



2 ВЕДУЩИЙ. Ее не впишешь в рамки литературного течения, границы исторического отрезка. Она необычайно своеобразна и всегда стоит особняком.

СЛАЙД № 34

19 ЧТЕЦ

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я - поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти,

- Нечитанным стихам! -

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет!),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

СЛАЙД № 35


25