Тема: «Моё село. Республика моя».
(викторина для учащихся 3-4 классов)
Цель:
углубление и расширение знаний учащихся об истории родного края.
Образовательные задачи:
- Повысить уровень знаний учащихся о родном крае.
- Познакомить
Воспитательно - развивающие задачи:
1.обогащение общей культуры учащихся.
2 .воспитание патриотического чувства к своей Родине.
3 .воспитание чувства ответственности за традиции родного края.
4 .воспитывать любовь к родному краю, Родине
Наглядность:
Мультимедийный проектор
Презентация
Экран
Карточки с изображением значков полезных ископаемых.
Листы, ручки.
Ведущий: Родился в Коми крае – это родина моя. Лучше края я не знаю, всех дороже мне она. Сегодня мы проведём игру-викторину о Коми крае. Посмотрим, чья команда лучше знает свой край. За каждый правильный ответ мы будем давать одно очко. В жюри у нас входит… (заранее выбрать членов жюри, представить их участникам).
Ведущий: Каждый человек любит то место, где он родился и живёт., свой родной край. Никогда и нигде не забывается свой дом. Всегда помнится дорога в школу, родное селение и его окрестности. И по итогам этого задания мы узнаем, кто лучше знает своё село.
1-й тур нашей викторины: « Корткерос – моя малая Родина».
1. В старину, говорят, был Железный старец. Он, говорят, поедал всех людей. О ком идёт речь? (Корт Айка)
2. Составитель древнепермской азбуки, чьим именем названа улица в селе Корткерос? (Стефан Пермский)
3. Какими хвойными породами деревьев богат Корткеросский район?
(сосна, ель, кедр)
4.Какими ягодами богаты наши болота? (морошка, клюква)
5. Каменная женщина, смотрящая вдаль и ждущая своих сыновей?
(памятник Скорбящей матери)
6. Назовите самую длинную улицу в нашем селе (Советская)
7. Назовите адрес нашей школы (улицу и номер дома).
(ул. Советская, дом 213)
8. Назовите фамилию первых жителей нашего села. (Казаковы)
2-й тур викторины: «Бескрайная Республика моя»
Ведущий: Республика Коми расположена на северо-востоке части России. Площадь республики огромна – 415,9 тысяч квадратных километров. На этой площади «улеглись» бы почти четырнадцать таких государств, как Бельгия. На сколько хорошо вы знаете свою республику мы узнаем из ответов на заданные в этом туре вопросы. Отвечать вы будете письменно на листочках, которые лежат на ваших партах.
- Назовите старинное название столицы нашей Коми Республики? (Усть-Сысольск)
- На территории Республики находятся 10 городов. Вспомните и напишите их названия. (Сыктывкар, Воркута, Вуктыл, Инта, Печора, Сосногорск, Усинск, Ухта, Микунь, Емва)
- На территории Коми края много рек. Какой город назван в честь самой крупной реки? (Печора)
- Какой город называют городом шахтёров? (Воркута)
- Где в Коми республике впервые стали добывать нефть? (г. Ухта)
- Что коми народ называет «земляными яблоками?» (картошка)
- Прямоугольное полотнище, состоящее из трёх полос синего, зелёного и белого цветов, шириною в одну треть длины каждая? (флаг РК)
3-й тур конкурс капитанов: «Знатоки коми пословиц»
Ведущий: Подавляющее большинство пословиц и поговорок коми, собранных к настоящему времени, возникло и бытовало уже давно. В них отражены не только тяжёлые условия труда и жизнь трудящихся масс коми в прошлом, но также его мечты. Следующее задание для наших капитанов, которым предстоит собрать коми пословицу. Капитанам раздаются конверты с разрезанными пословицами, им нужно собрать её из частей как можно быстрей. А пока капитаны команд выполняют задание, болельщики отвечают на вопросы ведущего.
- Как называется дом оленеводов? (чум).
- Из чего он делается? (шестов, оленьих шкур)
- Как называется обувь, которую шьют из оленьего меха? (пимы)
- Как называется бескрайний лес, щедро дарящий людям нашей Республики Коми свои богатства? (тайга)
- Кого коми народ назвал царем тайги? (лося)
- Из чего делают бумагу, мебель, изготавливают сувениры в Республике Коми? (древесина)
- Чем питаются олени? (мхом, ягелем)
- Как называется верхняя одежда оленеводов? (малица)
4-й тур «Чем богат наш край родной»
Ведущий: Недра Коми края богаты разнообразными, полезными ископаемыми. Поиском и выявлением их запасов занимаются учёные – геологи. Ваша задача отгадать какое полезное ископаемое, драгоценные металлы обозначаются этими значками.
Нефть, уголь, железо, известняк, природный газ, золото, алмазы.
Ведущий: Село, как человек имеет свой возраст. Если у людей он исчисляется десятками лет, то у населённого пункта столетиями. Уже четыре века он развивается, стоится, хорошеет. Год за годом меняет свой облик. Сегодня – это современное село с развитой инфраструктурой, возрожденным производством, жилыми новостройками. А теперь попробуйте отгадать предприятия и организации нашего села, которые представлены на слайдах. Внимание на экран.
5-й тур « Предприятия и организации нашего села»
слайд№1 Корткеросский историко-краеведческий музей;
слайд№2 Администрация Корткеросского района;
слайд№3 Центр дополнительного образования детей (Дом пионеров); слайд№4 дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Лысва»;
слайд№5 Корткеросская районная школа искусств;
слайд№6 Корткеросская Центральная библиотека имени М.Н. Лебедева, слайд№7почта и связь;
6-й тур «В гости к сказкам»
Ведущий: Многие народные и авторские сказки людей разных народностей имеют сходные черты. В них похожи персонажи, события, сюжет волшебства. Найдите сходные сказки.
Русская народная сказка Коми сказки
- Маша и медведь 1. Седун
- Сивка – бурка 2. Кот, коза и баран
- Храбрый баран 3. Мышь, лапоть и пузырь
- Лапоть, уголь и соломинка 4. Медведь и мужик
- Два жадных медвежонка 5. Лиса и зайчата
- Вершки и корешки 6. Медвежьи няньки
Жюри подводит итоги. Награждение победителей.