СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моё управленческое кредо

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

М.М. Поташник « Каждый, кто сейчас работает в должности директора школы, должен понять, что он и главный учитель, и главный менеджер, а не или/или.  Если это не по силам, значит, нужно делать выбор: или овладеть обеими ипостасями, или сменить должность. Третьего здесь не дано»

Просмотр содержимого документа
«Моё управленческое кредо»

Государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

Институт развития образования Республики Татарстан



Программа

Реализация уровневых программ повышения квалификации

руководителей образовательных организаций Республики Татарстан



Эссе

Тема: «Моё управленческое кредо»








Слушатель: Галеева Гульназ Ринатовна

Директор МБОУ "Школа № 86"

Советского района г. Казани








Моё управленческое кредо.

Будучи филологом, в первую очередь, меня заинтересовала терминология, связанная с руководством, управлением. Управленец, менеджер, лидер... Много терминов , относящихся к управлению. Из них в последнее время больше используется менеджер, менеджмент, мотивационный менеджмент. To manage в переводе с английского- это не только "управлять" и "руководить", но еще и "справляться", "справиться". Да, на самом деле, современный управленец должен справиться с огромным количеством задач, поставленных передним ним.

В проекте доклада «Развитие сферы образования и социализации в среднесрочной перспективе» в рамках «Стратегии-2020» выделяются глобальные вызовы образования завтрашнего дня: школа утратила монополию на образование и социализацию детей и не умеет опираться на изменившиеся механизмы взросления и семейного воспитания. Система образования не успевает обновляться, чтобы отвечать на технологические, культурные и социальные изменения, на новые потребности семей и детей.

В этой связи увеличивается число новых проблем и порожденных ими новых задач, решением, которых занимаются современные руководители общеобразовательных учреждений. Так как на школы возлагается большая ответственность в сфере принятия решений, фигура директора школы выдвигается на передний план. Директор должен руководить процессом изменения миссии школы: перехода от предоставления стабильного набора знаний и умений, состав которых определяется вышестоящими органами, к образовательным стратегиям, реагирующим на запросы и потребности подростков, родителей. Более того директора несут ответственность за развитие надежных и постоянных связей с семьями, разными организациями, чтобы способствовать инвестициям в деятельность школы со стороны этих организаций. Последнее важно, так как изыскание самостоятельных источников финансирования является важным условием работы и развития школы. В связи с этим происходит изменение роли директора школы. В докладе Всемирного банка «Расширение возможностей и развитие способностей молодежи. Новые задачи среднего образования» подчеркивается переход традиционной роли директора в новую. [2. С.-186-191]

Изменение роли директора школы

Традиционная роль

Новая роль

Постоянно осуществлять административный контроль

Разрешать проблемы и кризисные ситуации, принимать решения

Подавать заявки на поставку ресурсов

Управлять материальными ресурсами

Осуществлять наем и назначение учительских кадров

Быть лидером образовательного процесса

Выполнять рутинные бюрократические процедуры

Обеспечивать подотчетность по результатам работы школы

Вести основные виды отчетности

Генерировать ресурсы и управлять ими

Обеспечивать связь школы с министерством образования

Обеспечивать связь с вышестоящими организациями и окружающим сообществом


Роли и ожидания, относящиеся к деятельности директора, могут различаться в разных странах. Например, во Франции считается, директор в основном выполняет административные функции. В Великобритании директора и классного руководителя рассматривают как лидера в области педагогики. Небольшие школы и модели ВМ (концепция внутришкольного менеджмента, один из подходов к улучшению результатов деятельности школ) требуют от директора знаний в области педагогики и навыков лидера. Таким образом, чтобы удовлетворить всем ожиданиям, новая роль директора должна сочетать в себе функции мотиватора, лидера в области педагогики, координатора работы групп и распространителя нового опыта.

Руководитель образовательного учреждения обязан одновременно сохранять статус педагога, так как его деятельность сопряжена с непосредственным участием в учебно-воспитательном процессе, и статус управленца, отвечающего за создание необходимых условий для функционирования и развития этого процесса. Здесь было бы уместно цитировать М.М. Поташника « Каждый, кто сейчас работает в должности директора школы, должен понять, что он и главный учитель, и главный менеджер, а не или/или. Если это не по силам, значит, нужно делать выбор: или овладеть обеими ипостасями, или сменить должность. Третьего здесь не дано».[1. С. 311]

К сожалению, многие директора школ не готовы к данным изменениям своей роли. В связи с этим возникают трудности, противоречия в управлении современными общеобразовательными учреждениями. К основным противоречиям можно отнести:

- несоответствие уровня профессиональной компетентности руководителей общеобразовательных учреждений новым требованиям, предъявляемым к управленческой деятельности;

- низкая квалификация управленческих кадров;

- низкая наукоемкость управления, слабая ориентация на современные научные подходы в управлении, использование недостаточно научно обоснованных методов и процедур управленческой деятельности;

- низкий социальный статус и престиж управленческого труда в образовании.

"Моё управленческое кредо"... Размышляя над предложенной темой, в голове крутились мысли: "Что тебе так важно в твоей управленческой деятельности?", "Что тебя ведет вперед и не дает свернуть с намеченной цели?"

В начале своей управленческой деятельности, да и сегодня, мне хочется, чтобы жизнь в школе была яркой, насыщенной полезными и интересными делами, чтобы каждый ребёнок стал свободным, целеустремленным, творческим,  смелым, чтобы в школе каждый прошел свой путь к успеху, получил общественное признание, чтобы и после школы жизненный  успех ему был по плечу.   Возможно, это  не совсем современно?! Но я и сегодня не отступаю от своего педагогического кредо и не считаю, что идеи сотрудничества, сотворчества, свободы  и успеха ребенка могут когда-нибудь устареть. И для меня это были не просто слова, фразы – в этом моя жизнь, мой образ мыслей – то, в чем я вижу смысл своей педагогической и управленческой деятельности: ребенок, как и учитель, должен быть счастлив в школе и успешен в жизни.

Что касается руководителя образовательного учреждения, то эффективный руководитель сегодня, на мой взгляд – это, безусловно, в первую очередь,  талантливый менеджер, успешность которого в различных направлениях менеджмента делает его образовательное учреждение наиболее востребованным и конкурентоспособным, но не менее важно руководителю при этом быть талантливым педагогом, не только по специальности, но в душе и сердце. И в этом, пожалуй, заключается мое управленческое кредо. Вместе со своими учителями, родителями, учениками мы много работаем, чтобы школа оставалась современным, надежным домом, открывающим перспективы для каждого его жителя.

Для меня, как руководителю, также важно развивать своих сотрудников, вкладываться в развитие своих людей. Развитие сотрудников включает в себя выработку потребности учиться и расти, создание возможностей для обучения и развития, обеспечение образовательными ресурсами. Образовательная программа и талантливый учитель –  главное, что привлекает учеников в школу.

Я, как директор школы с углубленным изучением отдельных предметов, прекрасно понимала, что нам надо брать курс на полную модернизацию образовательной программы школы. Учитывая, что государственный заказ сегодня ориентирован на подготовку специалистов технического профиля, мы существенно укрепили позицию предметов естественно-математического цикла за счет дополнительного общего образования, взаимодействия с кафедрой биотехнологии КНИТУ (КХТИ). Понимая, что современный выпускник в совершенстве должен владеть информационно-компьютерными технологиями, стало понятным, что и каждый учитель должен активно использовать в своей деятельности информационные технологии.

Реализация  образовательной программы требовала существенно модернизировать или, точнее, создать новые материально-технические условия образовательной деятельности, требовала специальной внутришкольной подготовки педагогических кадров и абсолютно нового учебного и учебно-наглядного оснащения, широкого применения информационно-компьютерных и инновационных образовательных технологий в образовательном процессе. Мы определили основные направления развития образовательного учреждения:

  • подготовка кадров к реализации новой образовательной программы.

  • развитие структуры, инфраструктуры и материально-технической базы образовательного учреждения.

  • создание информационных ресурсов образовательного учреждения.

Профессиональные качества руководителя не менее важны для управленческой деятельности. Организацияi иi постановкаi работыi образовательногоi учрежденияi егоi руководителемi являетсяi залогомi успеха.i Руководительi образовательногоi учрежденияi долженi вi первуюi очередьi бытьi лидером,i ведущимi коллективi педагоговi иi учеников,i поэтомуi егоi рольi являетсяi ведущейi иi многозначительной.i Выполняяi функцииi организатора,i руководительi создаетi условия,i необходимыеi дляi совместногоi труда,i дляi целенаправленнойi работыi подчиненных,i занятыхi вi процессахi управленияi иi производства. Его знания и умения, креативность, открытость новым идеям, мобильность и лабильность в принятии решений являются необходимым составляющим для решения поставленных задач. Чтобы что-то требовать от подчиненных в первую очередь руководитель должен выполнять это сам.

Нельзя назвать что-то более важным для развития учреждения – руководителя или коллектив, но можно сказать уверенно, что успех учреждения зависит не только от грамотного руководителя, но и от слаженной работы всего коллектива.






Список использованной литературы

  1. Поташник М.М. (2011). Эксклюзивные аспекты управления школой. М.: Педагогическое общество России.

  2. Expending opportunities and Building Competencies for Young People. A New Agenda for Secondary Education. (2005)/ The World Bank. Washington, U.S.A.