СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Молитва - педагогический аспект в свете учений традиционной русской педагогики (святоотеческое наследие). Методическая разработка.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Молитва - педагогический аспект в свете учений традиционной русской педагогики (святоотеческое наследие)". Методическая разработка широко раскрывает понятие МОЛИТВА, её проявление, виды, свойства, степени, особенности. Даны ответы на многие вопросы, в том числе: 

- как научиться истинной молитве?

- Что является главным в молитве?

- что делает молитву безплодной?

Составлены таблицы, приведены примеры из классической литературы и СВященного Писания. Для удобства составлены таблицы и схемы.

 

Просмотр содержимого документа
«Молитва - педагогический аспект в свете учений традиционной русской педагогики (святоотеческое наследие). Методическая разработка.»



МОЛИТВА – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ (в свете учений святоотеческого наследия). Методическая разработка

В деле духовно-нравственного совершенствования и воспитания души особое место занимает молитва.


Что такое молитва?

Ответить на этот вопрос однозначно, - не представляется возможным.

Святителя Феофан Затворник дает такие определения: «Молитва - проба всего; молитва - и источник всего; молитва - и двигатель всего; молитва и направитель всего. Коль скоро молитва исправна, все исправно. Ибо она не допустит быть чему-либо быть неисправным». ( № 730. письмо 796. вып.5. стр. 10. ) Феофан Затворник.

Святой праведный Иоанн Кронштадский руководствуясь своими религиозными чувствами дает сразу несколько определений молитвы: «Молитва — постоянное чувство (сознание) своей немощи или нищеты духовной, освящение души, предвкушение будущего блаженства, блаженство ангельское, небесный дождь, освежающий, напояющий и оплодотворяющий землю души, сила и крепость души и тела, освежение и очищение мысленного воздуха, просвещение лица, веселие духа, златая связь, соединяющая тварь с Творцом, бодрость и мужество во всех скорбях и искушениях жизни, успех в делах, равноангельское достоинство, утверждение веры, надежды и любви».

Несмотря на многочисленные определения святых отцов и учителей церкви, мы все же коснемся ключевых понятий, о которых ученик должен иметь четкое представление.


МОЛИТВА – божественная заповедь

По учению святителя Тихона Задонского, молитва является Божественной заповедью. Еще в Ветхом Завете Бог взывал к человеку: "Призови Мя в день скорби твоея" (Пс. 49, 15). Пришедший на землю воплотившийся Единородный Сын Божий подтвердил эту ветхозаветную заповедь, дав надежду на исполнение просимого всякому молящемуся: "Просите, и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам" (Мф. 7, 7) (3:101).


О чем свидетельствует заповедь о молитве?

- о безграничной любви Божией к человечеству






нуждается ли всесовершенный, вседовольный, всеведущий

Бог в наших молитвах




не нуждается он ведает молитва нужна молитва

нужды всех самому человеку для человека

своих творений является

величайшим

благом


МОЛИТВА – величайшее благо

Почему? Только через молитву могут люди, существа тварные и ограниченные, общаться с Богом — всемогущим Создателем мира, Промыслителем и Спасителем, от Которого всецело зависит как земная, временная жизнь, так и вечная участь каждого человека.


Поэтому и называет святитель Тихон молитву делом великой Божией благости (3:101.)

Молитва является насущной потребностью человеческого духа,

выражением веры и надежды о Христе Иисусе,

ибо где есть вера, там есть и молитва так, как верить и не молиться фактически невозможно.

Молитва показывает веру христианина (Симфония.536).


Исходя из этого Иоанн схиархимандрит(Маслов) дает следующее определение:

Молитва — это душа веры, сама ее жизн(души).


МОЛИТВА – беседа человека с Богом И если молитва есть беседа человека с Богом (2:325). Это свидетельствует о характере взаимоотношений между Богом и человеком. Только верующий человек может, как ребенок отцу, говорить Ему со страхом и трепетом о своих различных нуждах (3:434). Таким образом, беседа эта — молитва — является символом примирения с Богом падшего человечества, усыновленного во Христе Бог.

Что происходит в сердце человека при беседе с Богом?

- исполняется желанием удаляется от всякого зла

- укрепляется решительность в борьбе со страстями (1:191)

- освобождается от земных привязанностей и низменных влечений

Этот фактор является решающим в деле борьбы с порочными наклонностями.

Педагог должен принять во внимание следующее наставление О. Иоанна (Маслова): «Всякий грех, всякая нечистая страсть возникают, растут и укрепляются в человеке в той мере, в какой он бывает привязан к плоти, миру и злодеяниям. Но кто совершает истинную и богоугодную молитву, тот не только расторгает союз со всяким источником зла, но и устраняет возможность дальнейшего развития страстей в своей душе».

Педагогу важно объяснить ученикам, что молитва, предохраняет человека от неправильных поступков и опрометчивых решений, а в случае падения она является лучшим средством для его уврачевания (4:115).

МОЛИТВА – исправление жизни.Исходя из этого, педагог приходит к осознанию того, что сила молитвы способна исправить ученика к лучшему, раскрыть его творческие способности, направить на самосовершенствование и помочь обновиться духовным свойствам. Кроме того, чудесная сила молитвы, с верою совершаемой, многоразлична и велика. Это очень объемная тема, которая требует определенных знаний педагога и духовного опыта.


Святитель Тихон отмечает в своих трудах: С пришествием Христа на землю молитва приобрела новый смысл, значение и силу. Ради правды Христовой и Его высочайших заслуг, ради Его искупительных страданий и смерти Бог Отец подает блага всем просящим у Него (3:103).


Сила МОЛИТВЫ

сила молитвы




обновляет утешает поддерживает подкрепляет

духовную в скорбях в унынии в отчаянии

жизнь


Молитва – это главнейшая и мощнейшая сила, которая возрождает молящегося и дарует ему духовное и телесное здравие (Архимандрит Ефрем Святогорец).

Чудесная сила молитвы

Св. Иаков Низибийский: «Молитва остановила потоп, дала детей бездетным, опустошила станы воинские, разделила море, рассекла Иордан, остановила течение солнца и луны, извлекла из рва вверженного в ров, исторгла их огня брошенных в раскаленную печь, спасла из бездн морских поглащеннного морем».


Причины, побуждающие к МОЛИТВЕ

В своих творениях святитель Тихон Задонский указывает и на естественные причины, побуждающие к молитве каждого верующего человека. Особенного молитвенного подвига требуют его духовные нужды, связанные с заботой об обновлении собственной души.


причины, побуждающие к молитве




телесные нужды обеты скорби искушения духовные

нужды


Бог прежде нашей молитвы знает все, что нам необходимо, но молитвой мы выражаем свою нужду и познаем помощь Божию (Симфония. с.536).

Действия МОЛИТВЫ



действия молитвы





одухотворяет просвещает очищает укрепляет укрепляет

жизнь ум сердце силы в подвиге

души доброделания



Тот, кто стремится к вечной жизни и просит с верой у Бога помощи в борьбе с грехом, тот непременно, и без сомнения получит просимое (3:102).

Бог прежде нашей молитвы знает все, что нам необходимо, но молитвой мы выражаем свою нужду и познаем помощь Божию (Симфония. с.536).

МОЛИТВА СПАСАЕТ

Отец Иоанн говорит: «Молитва является важнейшим средством спасения человека, потому что через нее христианин не только приходит к Богу, но и навечно соединяется с Ним (3:257—258).

Почему молитва спасет?

- соединят с Богом

- с небесным миром

- приближает к вечности

- познается радость общения с Богом

- горним миром

- познать радость новой жизни во Христе

- ощущается благодать

- обновляется душа и тело

- вера становится твердой

Молитва возводит человека на небо (Симфония, с. 537).

МОЛИТВА УКАЗЫВАЕТ ПУТЬ ДУХОВНОГО ВОСХОЖДЕНИЯ

Таким образом, в деле духовного и нравственного совершенствования человека молитва имеет большое значение. Она, как свет, указывает молящемуся путь духовного восхождения (4:379).


Главное свойство молитвы

-постижение божественной премудрости

О. Иоанн предупреждает: «Писание содержит высочайшие истины Божественной премудрости. Их не в состоянии постигнуть ограниченный и омраченный грехом человеческий разум. А те, кто пытается собственным умом постигнуть тайны Божественного домостроительства, тот уклоняется на путь лжеучений». Поэтому человек, желающий уразуметь истинный смысл Божественных Писаний, должен "усердно молиться Подателю премудрости — Богу" (2:18).


Молитва должна предварять чтению слова Божия (2:12, Симфония. с.559).


МОЛИТВА – средство нравственного совершенствования и проводник целомудрия

Душа и сердце молящегося всегда чутко реагируют на малейшее отклонение от норм нравственной жизни, побуждая его зорко следить за чистотой собственной совести пред Богом и всеми людьми. В этом смысле молитву можно назвать не только средством нравственного совершенствования и проводником целомудрия в высшем смысле этого слова (1:233).


Значение молитвы в деле нравственного совершенствования:

- просвещает духовные силы:

- озаряет ум истиной

- сердце наполняет святыми желаниями

- волю утверждает в Богоугождении(2:154)

- освещает благодатью

- устремляет к стяжанию добродетелей

- приобретение духовной ценности, собранность

- устремленность к спасению

Отсюда можно указать еще на одно значение молитвы: она является своеобразным показателем уровня духовной жизни человека, зеркалом его религиозно-нравственного состояния.

Что выражает МОЛИТВА?

Подателя всех благ и совершенств. Именно в этом смысле называет святитель Тихон молитву "всех благ ходатаицей" (4:40). Таким образом, молитва сама по себе выражает стремление совершителя к святости и совершенству.

Чем определяется содержание молитвы?

- мыслями

- чувствами

- благодатию Божией

Молитва, возбуждаемая благодатью

Когда же, возбуждаемая благодатью, молитва исходит из сердца, когда человек кратко, но усердно взывает: "О, Господи, помилуй! О, Господи, ущедри! О, Господи, услыши и спаси!" — такая молитва проходит небеса и восходит к престолу Господа Вседержителя (4:342).


МОЛИТВА - ОРУЖИЕ

Молитва есть также сильное оружие в борьбе христианина со злом.

Когда преподобному Амвросию Оптинскому пожаловались, что посторонние мысли мешают молиться, он сказал: «Ехал мужик по базару, вокруг него толпа народу, говор, шум; а он все на свою лошадку: но-но! Но-но! – так помаленьку, помаленьку и проехал весь базар. Так и ты, что бы не говорили помыслы, все свое дело делай – молись!»


Молитва есть обоюдоострый меч: произносимая со смирением, она поражает врагов наших, а совершаемая с тонкой духовной гордостью и мнением о себе, вредит нам самим и не столько приближает нас к Богу, сколько удаляет от него, ибо только смиренным дает Он благодать Свою. (Лекции по пастырскому богословию, с.293).


Степени МОЛИТВЫ

Святитель Феофан Затворник указывает на степени молитвы:

Первая степень — молитва телесная, более в читании, стоянии, поклонах. Внимание отбегает, сердце не чувствует, охоты нет: тут — терпение, труд, пот. Несмотря, однако ж, на то, положи пределы и делай молитву. Это — делательная молитва. Вторая степень — молитва внимательная: ум привыкает собираться в час молитвы и всю ее проговорить с сознанием, без расхищения. Внимание срастворяется со словом писанным и говорит как свое. Третья степень — молитва чувства: от внимания согревается сердце, и что там в мысли, то здесь становится чувством. Там — слово сокрушительное, а здесь — сокрушение; там — прошение, а здесь — чувство. Когда молитвенное чувство взойдет до непрерывности, тогда начинается молитва духовная, которая есть дар Духа Божия, молящегося за нас, — последняя степень молитвы постигаемой. Но есть, говорят, еще и непостигаемая умом молитва, или заходящая за пределы сознания.


Совершенная молитва

Совершенная молитва в своем идеальном проявлении подобна ангельской. Чтобы достичь такой молитвенной высоты, человек должен приложить к этому все силы своей души, потому что молитва есть всецелое обращение ума и сердца человека к Богу (4:316—317; срав. 2:325).


Особенности МОЛИТВЫ

Истинная молитва не всегда проявляется в словесной форме; она способна совершать спасительные действия и без слов. Такая молитва бывает часто недоступна зрению и пониманию окружающих людей, но Бог-Сердцеведец "сердечное наше желание, воздыхание слышит... и самое помышление наше знает; равно пред Ним как слово, так и помышление наше" (2:325-326).




проявление истинной молитвы



не всегда проявляет не доступна не доступна слышима

в словах спасительные зрению для многих Богом

действия без слов людей


Усердная молитва

Как в любом классе есть усердные и ленивые ученики, так и в деле молитвы.

Отец Иоанн (Маслов) говорит о том, что усердный молитвенник не бывает маловерным, он явно ощущает присутствие и действие Божественной благодати в Церкви Христовой, которая, как правило, проявляется во всех сферах деятельности человека: учебе, работе, во всех добрых начинаниях. В этом отношении Святитель Тихон сравнивает молитву с влагой, орошающей древо: потому что благодать Божия, как тихий дождь, снисходит на молящегося, орошает его сердце и делает способным творить дела веры (2:324).


что дает человеку усердная молитва





свободу от познать ощутить непоколебимость делает

искушений христианскую присутствие в вере способным

и маловерия религию благодати творить

в Церкви дела

веры

Искренняя молитва (молитва чувства)

Искренняя, слезная молитва не только грехи очищает, но и телесные немощи и болезни исцеляет, и все существо человека обновляет и перерождает (Иоанн Кронштадский).


Какие чувства вызывает искренняя молитва?

- осознание собственного недостоинства

- осознание величия, святости и всемогущества Божия

- ищет помощи у Бога


Молитва чувства настоящая молитва... Богу - сердце, по приказанию Его: "Сыне, даждь Ми сердце!" Господь все подает нужное. Молитесь Ему о вразумлении как быть с тем, или другим. И Он подаст. (Феофан Затворник).

Свои религиозные чувства вложил в лирические строки русский поэт

Михаил Юрьевич Лермонтов в стихотворении «Молитва»:


В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.


Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.


С души как с бремя скатится,

Сомненье далеко –

И верится, и плачется,

И так легко, легко...

Как научиться истинной МОЛИТВЕ?

Это жизненно важный вопрос для любого человека, ставшего на путь обновления всех свойств человека: ума, сердца, воли, чувств.

Святитель Тихон Задонский назидает: «Учиться великому искусству молитвы должен каждый христианин. Подобно тому, как при обучении земным наукам люди посещают школы, так и православный человек, чтобы научиться молитве, этой духовной науке, обязан усердно посещать храм Божий».

как научиться молиться





подобно обучению усердно внимать водворять благоговение

земным наукам посещать церковным Слово Божие в храме

храм песнопениям в сердце

чтению


Церковные молитвословия не только сообщают уму и сердцу верующего богоугодные мысли и чувства, но питают его душу духовной пищей, в которой она всегда нуждается.


Люди чего не знают, тому учатся; и чего не имеют, того ищут. Не знают художеств и наук; того ради входят в академии и школы, и там обучаются, и научаются, и бывают разумными. Не знаем как молиться: должно учиться тому. Откуду и Апостоли ко Господу молились: «Господи, научи нас молитися» (Лк.11, 1).

(Симфония, с. 543).


Многие поэты изливали свои духовные пожелания в своем творчестве:

Научи меня молиться,

Добрый ангел, научи:

Уст твоих благоуханьем

Чувства черствые смягчи!

Да во глубь души проникнут

Солнца вечного лучи,

Да в груди моей забьются

Благодатных слез ключи!

Дай моей молитве крылья,

Дай полет мне в высоту,

Дай мне веры безусловной

Высоту и теплоту!

Неповинных, безответных

Дай младенцев чистоту

И высокую, святую

Нищих духом простоту!

(Петр Андреевич Вяземский. Молитва Ангелу хранителю)


В службах церковных дух молитвенный.

Кто простоит службу со вниманием ко всему читаемому и поемому, тот не может не согреться в молитвенном настроении. Если ныне так, завтра и послезавтра и т.д., то, наконец, загорится молитвенный огонек в сердце. Но когда это Бог даст, тогда ты будешь бежать в церковь, как на пир царский, и ничто тебя не удержит, только внимать старайся церковным пениям и чтениям, а без внимания ничего не будет (Феофан Затворник).


Заученная молитва есть уже неким образом внутренняя (Феофан Затворник).


Молитва без смирения не возможна (Симфония. с. 555).


Чтобы нищему принять милостыню, надобно ему протянуть руку; чтобы младенцу принять пищу, надо ему отверсть уста: подобно этому надо человеку простираться к Богу, чтобы достигнуть благодати Его, надо иметь отверстую душу, чтобы принять дары Его. Молитва есть простертая рука для принятия благодати Божией, отверстые уста для вкушения пищей небесной. (Святитель Митрополит Московский Филарет).


какие источники содержат духовную пищу




молитвословия каноны стихиры церковные молитвы


Что является главным в молитвенном подвиге?


что является главным в молитвенном подвиге





живое ощущение глубокое сердечное

присутствия Бога чувство




Бог смотрит на сердце человека



Отсюда ученик должен понять, что молитва должна быть сосредоточенной и целеустремленной.

Правильная МОЛИТВА

Правильная молитва всегда сопровождается чувством глубочайшего смирения и благоговения пред Богом.



Внешние знаки молитвы необходимы, но Бог смотрит на сердце (Симфония, с.547).

Признаки правильной молитвы

- глубочайшее смирение

- благоговение перед Богом

- осознание собственного недостоинства перед Творцом

- осознание Его бесконечного совершенства

- вера, что все блага вещественные и физические – дары Божии

- чувство своей ничтожности и бедности

- недостоинство предстояния Всемогущему Владыке (4:39)

- отсутствие мыслей о заслугах перед Богом

Для того, чтобы научиться молитве, нужно стремиться к благочестию: уподобляться Богу своим нравом (3: 216).


Молитва наша по преимуществу есть покаяние и прошение о прощении грехов (Иоанн Кронштадский).



Стяжание истинной МОЛИТВЫ

Стяжание истинной молитвы в своем сердце требует от человека большого труда и настойчивости.


как стяжать истинную молитву





не ждать понуждать напрягать готовиться

расположения к ней себя духовные

и телесные

силы



Без прилежной молитвы всякое усердие тщетно бывает (3:122)(Симф.с.559).


Подготовка к МОЛИТВЕ

как подготовиться к молитве





оставить успокоить помнить помнить

посторонние чувства к чему к КОМУ

мысли приступаешь хочешь

обращаться



Приступая к беседе с Богом в молитве, очистить сердце от всего противного Богу (Симфония. с.549).


Прежде МОЛИТВЫ – примириться с теми, кого обидели

Прежде чем принести молитвенный дар Богу, человеку необходимо примириться с теми, кого обидел он словом или делом. В противном случае его молитва не будет услышана, ибо Сам Господь сказал: "Аще убо принесеши дар твой ко алтарю, и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя: остави ту дар твой пред алтарем, и шед, прежде смирися с братом твоим" (Мф. 5, 23-24) (1:190).


Прошу вас за обидящих вас молиться, говоря: ненавидящих и обидящих нас рабов твоих (имя рек) прости, Господи Человеколубче, не ведят бо что творят, и согрей их сердце на любовь к нам, недостойным (Преп. Антоний Оптинский).


что возникает при правильном настрое на молитву





дух смирения страх Божий надежда надежда на испытывается

на Божию человеколюбие совесть

Благодать Божие молящегося




Что делает МОЛИТВУ бесплодной?

Всякое зло, отягощающий душу и не очищенный искреннем покаянием, делает молитву бесплодной. Значит, всякий желающий беседовать в молитве с Богом, должен прежде всего осознать свои пороки, загладить их покаянием и больше к ним не возвращаться(3:350).

Иногда разнообразные мысли, чувства и впечатления настолько тревожат душу, что подчас она бывает совершенно неспособна к молитве.


Что делать, когда посторонние мысли, чувства и впечатления мешают молиться?

- собрать мысли воедино

- сердце с воздыханием к Богу возводить(2:108).



«...когда молитесь, отгоняйте все образы. Если допустите образы, то есть опасность - начать молиться мечте. Можете вы сказать, что образ, какой держите в уме - выражает истину?» (Феофан Затворник).

Молитва истинная – собирать рассеивающееся мысли (Симфония.555).


Внешняя обстановка имеет значение для МОЛИТВЫ

Большое значение для внимательной молитвы имеет внешняя обстановка, окружающая молящегося. По словам святителя Тихона, лучше всего внутренней сосредоточенности и молитве способствует уединение (3:325).


Уединение

Минутами уединения надо пользоваться, обращая их исключительно на дело Божие – молитву и богомыслие. Эти же занятия, коль скоро хоть немного исправно идут, не дают скучать. Ибо от них источается духовное утешение, которого не может дать ничто на земле (Святитель Феофан Затворник).


Богомыслие - святое размышление (Преподобный Варсонофий Оптинский).



Для того чтобы научиться правильной молитве, нужно стремиться к деятельному благочестию: уподобляться Богу своим нравом (3:216).

Что нужно делать, чтобы Бог слышал наши МОЛИТВЫ?



что нужно делать, чтобы Бог слышал наши молитвы




исполнять пребывать иметь свято

Божественные в молитвенном добрый нрав жить

Заповеди труде


Как стройное пение хороших певцов благотворно действует на чувства человека, так и Богу приятна бывает молитва, соединенная со святой жизнью человека.

Соборная молитва

Благоговею даже пред двумя или тремя молящимися вместе: ибо по обетованию Господа, Он Сам среди них находится; тем паче благоговею пред многочисленным собранием. Благоуспешна, многоплодна соборная молитва, если она дружна, единодушна (собраны во имя Мое). (Иоанн Кронштадский).


 Церковная молитва 

О церковной молитве знайте, что она выше домашней молитвы, потому что она возносится от целого собора людей, в числе коих, может, много есть чистейших молитв, от смиренных сердец к Богу приносимых, которые Он приемлет, как кадило благовонное, с какими и наши, хотя немощные и ничтожные, приемлются (Преподобный Макарий Оптинский).


Молитва перед иконами

По той мере, как ты начинаешь молиться духом и истиною, пред святою иконою, например, Спасителя, Богородицы, по той мере к иконе привлекается дух того, кто изображен на иконе, - так что, если вера твоя в присутствие лица, написанного на иконе, дошла до того, что ты видишь живым то лицо, то оно действительно благодатью своею бывает тут. Пример-чудотворные иконы, говорившие, источавшие слезы, кровь и проч.; потому именно все они смотрят необыкновенно живо и выразительно. Что невозможного для Бога, Который может оживотворить камень и образовать из него человека? - Так же чудесно Он может сделать это с живописным образом. Все возможна верающему (Мк. 9, 23)(Иоанн Кронштадский).

Кто в молитве прибегает к всесильной помощи Божией, тот всегда сможет выйти победителем в любой борьбе. Напротив, нерадение к молитве, расслабление в молитвенном подвиге нередко приводит к духовным падениям и претыканиям (3:444).

Успех в молитвенном делании приходит не сразу и бывает иногда плодом многолетней внутренней работы человека над собой. Эта работа заключается прежде всего в самоиспытании и понуждении себя к частой и краткой, но усердной молитве.

Молиться часто Молиться часто — значит во всяком деле и начинании возводить ум и сердце к Богу и просить у Него милости, помощи и защиты (3:104).

Если мы лишим себя молитвы, - говорит святой Иоанн Златоуст, - то сделаем то же, как бы мы извлекли рыбу из воды: ибо как вода составляет жизнь рыбы, так и жизнь нашу составляет.

Молитва не есть какое-либо однократное, прерывчатое действие, а есть состояние духа, постоянное и непрерывное, подобно тому, как постоянны и непрерывны в теле дыхание и биение сердца (Святитель Феофан Затворник).


Где и как можно молиться духом?

- в любых обстоятельствах

- в любом месте

- в пути

- в часы работы и отдыха

- во время бесед

- в уединении

- в многолюдстве

- стоя

- сидя

- лежа


Так молились царь Езекия на болезненном одре (Ис. 38, 2), Иона во чреве кита (Ион. 2, 2), три отрока в вавилонской печи (Дан. 5, 24—33) (3:104—105). Для того чтобы приобрести постоянную молитвенную настроенность, нужно как можно чаще повторять в уме такие краткие молитвословия, как: "Господи, помилуй", "Господи, помоги", "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного" (5:167, 88).

Что должен делать христианин после молитвы?

- сохранять молитвенную настроенность

- уклоняться от небогоугодных дел, мыслей и желаний

- приобретать чуткость к греховным движениям

Необходимо сохранять молитвенный плод

Преподобный Никон Оптинский предупреждает: «Необходимо хранить плод молитвы. Он погубляется, теряется очень часто от празднословия и мечтания, которое есть празднословие с самим собой. Молчание после молитвы весьма полезно: оно удерживает молитву в уме, сердце и даже на устах».

МОЛИТВА – отрада и утешение

Труден и тернист жизненный путь человека на земле На этом тернистом пути лучшей отрадой и утешением является молитва.


что ложится тяжким бременем на плечи человека




болезни смерть обиды притеснения различные

близких несчастья

Почему молитва является для человека отрадой и утешением?

- соединят с горним миром

- убеждает в отеческой любви Господа

- услаждает сердце верой

- прекращает тоску, уныние, печаль

- ободряет душу

- побуждает достойно нести жизненный крест(2:325)

- учит в испытаниях видеть добрые стороны

- развивает терпение, мужество, преданность Богу

- избавляет от бед

- избавляет от смерти


Всякое доброе дело начинать с молитвы: перед работой, учебой.

Всякое доброе дело и начинание, не освященное молитвой, т. е. совершаемое не ради Христа, не приносит человеку пользы в деле спасения. "Без прилежной молитвы, — пишет святитель Тихон Задонский, — всякое усердие тщетно бывает" Особенный вред испытывает душа христианина от оставления молитвы, когда она постоянно занята лишь земными заботами и житейскими попечениями. (3:122).

Преподобный Амвросий Оптинский учит: «Если не хочешь молиться, надо понуждать себя. Святые отцы говорят, что молитва с понуждением – выше произвольной молитвы. Не хочется, но понуждай себя: «Нудится бо Царствие Небесное».

Нерадение о молитве

У людей, мало молящихся, слабо сердце; и вот, когда они хотят молиться, сердце их расслабляется и расслабляет их руки, тело и мысли, и трудно им молиться. Надо преодолеть себя: постараться молиться всем сердцем, потому что хорошо, легко молиться всем сердцем (Иоанн Кронштадский).

Невнимательная молитва

Действие на душу продолжительной, но невнимательной молитвы подобно действию обильного дождя на железную крышу, с которой сбегает вся вода, в каком бы количестве она не пролилась, не производя на крышу никакого действия. Напротив того, внимательную молитву можно уподобить благотворному дождю, орошаемому засеянное поле, дающему питание произрастениям, и приготовляющему богатую жатву (Святитель Игнатий Брянчанинов).

Оставление МОЛИТВЫ

Тот, кто оставляет молитву, уже не является воином Христовым и добровольно уступает победу бесплотным врагам в невидимой духовной брани (4:51).

что бывает, если человек оставляет молитву




болезнует омрачается не стремится не стремится птица воин

страстями к святости к богоугодной без крыльев без

жизни оружия



Преподобный Никодим Святогорец предлагает ВСЕМ нам облечься в

ОДЕЖДУ ВОИНА ХРИСТОВА:

ШЛЕМ - совершенное себе неверие и совершенное на себя ненадеяние;


ЩИТ

КОЛЬЧУГА - вера в Бога и твердое на Него упование;


БРОНЯ

НАГРУДНИК – поучения в страданиях Господа;


ПОЯС - отсечение плотских страстей;


ОБУВЬ – смирение;


ШПОРЫ – терпение и терпение;


МЕЧ – молитва, как словесная, так и мысленная;


КОПЬЕ – твердая решимость избавиться от дурных пороков, мыслей и зла;


ПИЩА – частое причастие Богообщения (Преподобный Никодим Святогорец).


Признаком чего является оставление молитвенного подвига?


- духовное расслабление

- духовная болезнь

- добровольная сдача в плен бесплотным врагам

- отказ от духовной брани

Молитва прекратиться может только от больших грехов (Преп. Анатолий Оптинский).

Оставление молитвы есть признак неверия (Симфония. с.537).

Каковы последствия оставления МОЛИТВЫ?



каковы последствия оставления молитвы





вера вера утрачивается начинается множество отчаяние

оскудевает угасает страх порочная грехов

Божий жизнь


погибель



Связь МОЛИТВЫ с другими добродетелями

Сердце истинного молитвенника преисполнено христианской верой, надеждой и любовью; без них и не может быть богоугодной молитвы (2:319).


что заполняет сердце истинного молитвенника




живая вера твердая надежда нелицемерная

любовь к Богу



Каковы действия этих добродетелей?

- возбуждают преданность воли Божией

- уверенность в том, что Господь знает телесные и духовные нужды если они

спасительны


Какие молитвенные просьбы полезны?

- об укреплении веры

- о прощении грехов

- об очищении сердца от страстей - о помощи в бедах

- о помощи в искушениях

- о телесном здравии

- об одежде

- о пище

- о покое

- о житейских благах


Почему человек не должен сомневаться в получении просимого?

- Господь не хочет смерти грешника


Почему молитвы о материальных благах не всегда могут быть исполнены Богом?

- люди часто просят бесполезное и вредное для души

Молитва никогда не пропадает даром

Даром  молитва никогда не пропадает даром, исполняет ли Господь прошение или нет (Феофан Затворник).

Молитва за других

Святитель Тихон наставляет: «Не только о собственных духовных и телесных благах должен молиться человек. По своей христианской любви он обязан понуждать себя молиться и за других людей, просить им у Бога милостей, как во временной, так и в вечной жизни, ибо все христиане есть одно духовное тело, имеющее единую Главу Господа Иисуса Христа и просвещаемое единым Духом Божиим (2:328).

Что движет христианином, когда он молится за других?

- ХРИСТИАНСКАЯ ЛЮБОВЬ


Молитва друг за друга

Господу приятно, когда мы охотно, с верою и любовью молимся друг за друга, ибо Он есть Любовь, готовая миловать всех за взаимную любовь. Святой Дух сказал: молитеся друг за Друга, яко да исцелеете (Иак. 3, 16). Видишь, как приятна Богу и действенна молитва друг за друга! (Иоанн Кронштадский)


Молитва за детей

Старец архиманрит Иоанн (Крестьянкин) говорит: «Материнская молитва для детей –  на всю жизнь помощь». Сколько раз мы слышали пословицу «Молитва матери со дна моря достанет». Самоотверженная материнская молитва, как крылья ангела простирается над детьми, защищает их от болезней и несчастных случаев, помогает на воде и в воздухе, вырывает из лап страстей и самой смерти.

«Лучше течению солнца остановиться, чем прекратить чтение Псалтири. Особенно матери о детях. Это чтение - величайшее лекарство от всех болезней и душевных и духовных и телесных»(Святитель Иоанн Златоуст).

Молитва о погибающих родных

Молитва о погибающих родных Ваша скорбь о родных погибающих и молитва о них приятны Богу. Если у них не все погасло и если есть к чему в них привиться и вашей молитве и Божию к ним благоволению, то они опомнятся, узрят свет Божий... Молитесь сердечнее... Благожелательная молитва ваша будет отзываться в душах их и пробуждать сокрушительные помышления. Ибо есть общение душ (Феофан Затворник).

Молитва об усопших

Молись Господу об упокоении усопших праотцев, отец и братии своих ежедневно утром и вечером, да живет в тебе память смертная и да не угаснет в тебе надежда на будущую жизнь после смерти, да смиряется ежедневно дух твой мыслию о скоропреходящем житии твоем (Иоанн Кронштадтский).

Молитва за самоубийц

Молиться ли за самоубийц?! Церковь не велит, как же сыны и дщери будут молиться? Мысль что можно молиться о тех, кои удостоены церковных похорон, разрешает молитву, предполагая, что разрешившия церковное погребение не признали убийцу убившим себя сознательно. Мне иногда думается, что можно молиться дома в своей частной молитве (Феофан Затворник).

Молитва за врагов


какая молитва считается совершенной и богоугодной





которая возносится за врагов за неблагожелателей




такой молитве учит Спаситель



Молитва делается дерзновеннее ОТ ЛЮБВИ к врагам (Симфония. с. 558).


Кто не прощает ближнему, того молитва не услышится (Симфония.с. 553).


Проявление МОЛИТВЫ во внешних действиях

Совершаемая в глубинах человеческого духа молитва может проявляться и во внешних действиях молящегося.

как проявляется молитва во внешних действиях


возведением коленопреклонением произнесением

очей и рук к небу вслух

Молитва – не только стоять и кланяться, но и на всяком месте ум и дух возносить к Богу (Симфония, с.562).


Вот почему все молящиеся должны внимать одному Богу, "дабы как телом, так и духом пред Ним падали, и что язык говорит, о том бы и ум и сердце не молчало; словом, чтобы внутренность молящегося с наружностью согласна была" (4:40).

Главное в молитве - чувство к Богу из сердца… Чувство к Богу и без слов есть молитв( Феофан Затворник).

Когда молитва внутри цела и держится при самых делах; то молитвы и труд - два течения в одной реке, в одном русле и в одну сторону. Можно также сказать, что тут деяние и разум идут вместе... (Феофан Затворник).

Необходимо дорожить временем МОЛИТВЫ

Человек должен дорожить временем молитвы и помнить, что погибает тот день и час, в которые человек не призывает своего Господа (4:391). Однако, усердно упражняясь в молитве, необходимо помнить, что истинная и богоугодная молитва есть дар Божественной благодати. Поэтому тот, кто желает приобрести эту добродетель, не должен надеяться только на свои силы, но просить Господа о ниспослании ему этого бесценного дара (3:104)

Эта молитва может быть последней в твоей жизни

Не оставляй молитвы, пока не увидишь, что огнь ее вода слез промыслительно отошли от тебя. Может быть, во всю жизнь свою не получишь такого времени для прощения грехов (Преподобный Иоанн Лествечник).


Итак, на какой бы ступени своего духовного развития ни находился человек, молитва всегда должна быть верным спутником на его жизненном пути.


Молитва искренняя и постоянная необходима как праведнику, так и грешнику: праведник всегда должен помнить, что он имеет праведность не от себя, а от Бога, а грешник должен достигать праведности перед Богом истинной покаянной молитвой (2:326).


Даже величайшие грешники не должны оставлять молитву из-за беззаконий своих, но в покаянной молитве всегда прибегать к Богу, ибо их грехи — это капля воды в сравнении с океаном непостижимой Христовой благодати (1:191), которая изобильно подается в молитве каждому человеку и вселяет надежду на утешения в блаженной вечности.



Литература

  1. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Лекции по пастырскому богословию. М., 2001.

  2. Иоанн (Маслов, схиархимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. М., 1995.

  3. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Избранные письма и проповеди. М., 2004.

  4. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. М., 1995.

  5. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие. М., 1995.

  6. Лермонтов М.Ю. Сочинения. М., т.2. 1988.

  7. Вяземский П.А. Стихотворения. Ленинград. 1986.










29