СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Молодежные идентичности на примере школы села Новый Хушет.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного исследования  определить степень толерантности молодых граждан на примере школы многонационального села Новый Хушет Ленинского района города Махачкалы.

Просмотр содержимого документа
«Молодежные идентичности на примере школы села Новый Хушет.»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа №6»





Республиканская научно-практическая конференция «ТВОРЧЕСТВО ЮНЫХ»



Тема:

«Молодежные идентичности на примере школы села Новый Хушет».





Автор:

Магомедова Сайгибат Шамильевна, ученица 11 «б» класса МБОУ СОШ №6

Научный руководитель:

Хизриева Раисат Юсуповна,

учитель обществознания высшей категории МБОУ СОШ №6






Махачкала – 2015 г.

«Молодежные идентичности на примере школы села Новый Хушет».

Магомедова Сайгибат Шамильевна

РФ Республика Дагестан г. Махачкала с. Новый Хушет МБОУ СОШ №6 11 «б» класс.





Краткая аннотация



Говоря о будущем России, мы редко вспоминаем о главном строителе будущего - современной молодежи. Возможно, это связано с тем, что сегодня не так просто дать оценку молодому поколению и тем более сделать так, чтобы молодежь участвовала в развитии государства. Прошедшие два десятилетия не смогли сформировать ту иерархию идентичностей, которые бы соответствовали интересам светского государства. Речь идет о формировании у молодежи РД (да и всех субъектов России) общероссийской гражданской идентичности.





























«Молодежные идентичности на примере школы села Новый Хушет».

Магомедова Сайгибат Шамильевна

РФ Республика Дагестан г. Махачкала с. Новый Хушет МБОУ СОШ №6 11 «б» класс.



Аннотация



Цель данного исследования определить степень толерантности молодых граждан на примере школы многонационального села Новый Хушет Ленинского района города Махачкалы.

Автор провела исследование путем анкетирования и интервьюирования, используя индуктивный метод. Опрашивались учащиеся 11 классов в количестве 50 человек. На основании этого исследования был сделан вывод, что степень молодежной идентичности и толерантности в данном селе очень высок. Анкетирование показало, что у молодежи очень высоки патриотические настроения, они чувствуют себя, прежде всего гражданами России и гордятся тем, что являются её частью, и только потом гражданами своей малой Родины, в данном случае республики Дагестан.

Результаты исследования указывают, что при воспитании толерантности необходимо учитывать наличие фактора высокой степени этнической идентичности молодых граждан. То есть, воспитание толерантности должно основываться, как на осознании всей многообразности национального состава государства, различии этносов, их истории, традиций и культуры, так и на основе понимания своей этнической принадлежности, во избежание утраты своей национальной самобытности.















«Молодежные идентичности на примере школы села Новый Хушет».

Магомедова Сайгибат Шамильевна

РФ Республика Дагестан г. Махачкала с. Новый Хушет МБОУ СОШ №6 11 «б» класс.



План научного исследования:

Актуальность темы исследования

В настоящее время во всем мире наиболее остро стоят проблемы терпимости людей по отношению друг к другу. Это продиктовано процессами глобализации, которые так или иначе делают общество мультикультурным, нередко создавая очаги напряженности – будь то конфессиональной, этнической, расовой и т. д. Примеры конфликтности мы можем наблюдать в самых разных частях земного шара, вплоть до таких стран, чьи демократические ценности не вызывают у подавляющего большинства исследователей никаких сомнений.

Научная новизна исследования:

В рамках научного исследования был использован подход, изучающий содержание национально-государственной самоидентификации российской молодежи на примере школы села Новый Хушет, Ленинского района города Махачкалы республики Дагестан.

Объект исследования – особенности проявления этнической идентичности и толерантности в молодежной среде.

Цель исследования –  определить степень этнической идентификации молодых граждан.

Реализация поставленной цели представляется возможной посредством решения следующих задач:

1.Уточнить содержание понятий «идентификация» и «идентичность», определить теоретико-методологические основы исследования идентичности; 2. Проанализировать становление идентичности молодежи на примере сельской школы;

Методы исследования: Анкетирование, количественный и качественный анализ данных эмпирического исследования

Опытная база исследования: Муниципальное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа №6» села Новый Хушет Ленинского района города Махачкалы РД

Методическая база исследования -  учащиеся 11 класса средней общеобразовательной школы №6 села Новый Хушет. Всего опрошено 50 человек.

Исследование проводилось в форме письменного анкетирования, которое заключало в себе 2 составляющие:

  1. Анкета « Социальная идентичность».

  2. Тест «Социальная дистанция ».

Научно-практическая значимость исследования:

Результаты исследования могут быть использованы как в целях дальнейшего научного поиска, прямо связанного с тематикой национальной идентичности, так и для расширения теоретического и эмпирического фундамента смежных областей социологии и психологии молодежи, исследований политической культуры и политического процесса в современной России, политико-социологической проблематики в ее глобальном и региональном измерениях.

Выявленные тенденции могут быть учтены в процессе разработки государственной (региональных, муниципальных) молодежной политики РФ и формулирования социальных программ по развитию национально-государственной идентичности.





















«Молодежные идентичности на примере школы села Новый Хушет».

Магомедова Сайгибат Шамильевна

РФ Республика Дагестан г. Махачкала с. Новый Хушет МБОУ СОШ №6 11 «б» класс.



Идентичность — (identity) смысл и непрерывность Я, которое развивается по мере того, как ребенок отделяется от родителей и семьи и занимает место в обществе. Неофрейдистский теоретик Эрик Эриксон предположил, что в юности наблюдается кризис идентичности.… …[1]   

Введение

В новой социально-политической, нравственной и информационной ситуации в России происходят динамичные и глубокие изменения социальных характеристик молодого поколения. При этом проявляются региональные, национальные, социально-экономические различия, формируются особенности различных слоев и групп молодежи, а социальные интересы, мотивы и устремления молодых содержательно проецируются в перспективы становления гражданского общества в России.

Сегодня понятие «идентичность» носит междисциплинарный характер. Область его исследования зародилась в русле общепсихологического и социально-психологического знания (Э. Эриксон, 3. Фрейд , К.Г. Юнг, Э. Фромм, Дж.Г. Мид, Ч.Х. Кули). Дальнейшие исследования идентичности получили свое развитие в психологии межгрупповых отношений. Значительный вклад в этом направлении внесли концепции идентичности А. Тэжфела и Дж. Тернера.

Большой вклад в разработку проблематики гражданской идентичности внесли результаты исследований, посвященных соотношению гражданской, этнической и религиозной идентичности личности: Е.П. Белинская, М.И. Воловикова, JI.M. Дробижева, C.B. Рыжова, Г.У. Солдатова, Н.М. Лебедева, Т.Г. Стефаненко, В.П. Павленко, В.А. Ядов, H.JI. Иванова, Т.Б. Рязанова и др.

Гражданская идентичность личности разрабатывается в современной науке через близкие понятия, связанные с национальным самосознанием: общегражданская, государственная, национальная, российская, государственно-гражданская идентичность (Л.П. Ипатова, П.И. Гнатенко, В.Н. Павленко, М. Барретт и др).

Вопросы становления гражданской идентичности под воздействием процессов глобализации и изменений социально-политических и экономических условий страны рассмотрены в исследованиях современных отечественных исследователей: В.А. Ядова, Ю.А. Левады, Т.И. Заславской, Л.М. Дробижевой, Г.Г. Делигенского и др. [2]

Российская Федерация – многонациональное государство. Проблемы межнациональных отношений в нашей стране стоят наиболее остро, так как подогреваются многочисленными осложняющими факторами, такими как, тяжелая социально-экономическая обстановка, недавние вооруженные конфликты, давние разногласия между некоторыми этническими группами, невнятность национальной и миграционной политики.

В данной работе, толерантность рассматривается не как покорная терпимость, а как трезвое продуманное и взвешенное желание, основанное на осознании своей этнической принадлежности, выслушать и понять иную точку зрения, отказ от стереотипов в мышлении, готовность к сотрудничеству с людьми разных рас, наций и религий.

Исследование проводилось в форме письменного анкетирования, которое заключало в себе 2 составляющие:

  1. Анкета « Социальная идентичность»

Методика, на которой основана анкета, используемая автором исследования, позволяет провести диагностирование этнической идентичности подростков. Автор данного вопросника исходит из возможности выделения в структуре этнической идентичности двух компонентов: когнитивного (т. е. самоидентификации через осознание особенностей собственной этнической группы, которая проявляется, в частности, в автостереотипах) и аффективного (т. е. в субъективной значимости для человека членства в данной этнической группе) [ 3]. Вопросник состоял из трех блоков вопросов: ·  направленных на выявление чувства принадлежности к своей этнической группе; ·  направленных на оценку того, насколько национальность считается значимой для респондента; ·  направленных на выяснение мнений респондентов о взаимоотношениях этнического большинства и меньшинства.

Кроме того, в вопросник вошли утверждения, касающиеся использования респондентами того или иного языка. Респонденты должны были определить степень своего согласия с перечисленными в анкете утверждениями.

При использовании данного метода этническая идентичность оценивается по следующим показателям: чувство принадлежности к своей этнической группе, значимость национальности для респондента, взаимоотношения этнического большинства и меньшинства, использование национального языка. Каждому показателю соответствует свой блок вопросов. В зависимости от количества положительных оценок утверждений внутри каждого блока выявляется степень выраженности тех или иных особенностей молодежной идентичности.

2.  Тест «Социальная дистанция»

Исследование социальной дистанции в данном исследовании базируется на выявлении установок (аттитюдов) на желаемую степень близости с представителями какого-либо народа. В основу исследования положена методика «Шкала социальной дистанции» [4]. В исследовании данная методика представлена одним открытым вопросом. Респондентам предлагается указать те этнические группы, с представителями которых он хотел бы общаться реже. Исследование предполагает, что респондент может вовсе не указывать такие этнические группыДанный вопрос позволяет выявить наиболее острые «болевые точки» – а именно те этнические группы, которые позиционируются как враждебные.

Результаты исследования показали следующее:

Анкета «Социальная идентичность» Вопросы, направленные на выявление чувства принадлежности к своей этнической группе.

Вопрос 1. 84 % (42 чел.) опрошенных интересуются историей и культурой своего народа. Вопрос 2. 94 % (47 чел.) опрошенных указывают на то, что их крайне задевает, если они слышат что-либо оскорбительное в адрес своего народа. Вопрос 3. 86 % (43 чел.) школьников испытывают глубокое чувство личной гордости, когда слышат что-либо о выдающемся достижении своего. Вопрос 4. 54 % (27чел.) опрошенных указали на то, что, если они встречаются с обвинениями в адрес своего народа, то относят это на свой счет. Вопрос 5. 80 % (40 чел.) респондентов указали на то, что, если бы они имели возможность выбора национальности, то предпочли бы ту, которую имеют сейчас.

Блок вопросов, направленных на оценку того, насколько национальность считается значимой для респондента; Вопрос 6. 78 % (39 чел.) опрошенных считают, что в любых межнациональных спорах человек должен защищать интересы своей нации. Вопрос 7. 82 % (41 чел.) опрошенных считают, что национальная гордость - чувство, которое нужно воспитывать с детства. Вопрос 8. 88 % (44 чел.) респондентов считают, что при общении с людьми нужно ориентироваться на их личные качества, а не на национальную принадлежность. Вопрос 9. 56 % (28 чел.) учащихся считают, что представители каждой национальности должны жить на земле своих. Вопрос 10. 70% (35 чел.) опрошенных отрицательно ответили на утверждение о том, что в дружбе, а тем более в браке нужно ориентироваться на национальность партнера. Вопрос 11. На вопрос о том, думают ли они, что органично развивать и сохранять можно только свою национальную культуру, большинство респондентов затруднились ответить. Утвердительно ответили только 40 %.(20 чел.) Вопрос 12. 74 % (37 чел.) учащихся средней школы поддерживают смешанные браки, так как они связывают между собой различные национальности.

Блок вопросов, направленных на выяснение мнений респондентов о взаимоотношениях этнического большинства и меньшинства.

Вопрос 13. 64% (32 чел.) опрошенных считают, что политическая власть в многонациональном государстве должна находиться в руках коренного большинства населения. Вопрос 14. Только 26 % (13 чел.) опрошенных считают, что представители коренного большинства населения должны иметь преимущества перед другими народами, живущими на данной территории. Вопрос 15. 28 % (14 чел.) опрошенных считают, что представители коренной национальности имеют право решать - жить в их государстве людям других национальностей или нет. Вопрос 16. 62 % (31 чел.) опрошенных считают, что представители коренной национальности должны иметь определенные преимущества, так как они живут на своей территории.

Утверждения, касающиеся использования респондентами того или иного языка

Вопрос 17. 62 % (31чел.) опрошенных указали на то, что представители одной национальности должны общаться между собой на своем родном языке. Вопрос 18. 32 % (16 чел.) опрошенных считают, что преподавание в школе в многонациональном государстве должно быть организовано на языке коренного большинства населения. Вопрос 19. На вопрос «Кем Вы себя чувствуете?» учащиеся ответили: гражданами России- 58 % (29 чел.); жителями региона-36 % (18 чел.); представителями своей национальности- 6% (3 чел.).

Вопрос 20. На вопрос (интервью) «Каким ты видишь себе через пять лет?», респонденты ответили: успешным- 26 % (13 чел.); профессионалом своего дела-56 % (28 чел.); богатым -18 % (9 чел.).

Тест: Социальная дистанция

Из интервью проведенном автором исследования, на открытый вопрос «С представителями каких национальностей я хотел бы общаться реже?» респонденты ответили следующим образом: 72% (36 чел.) опрошенных указали, что они с уважением относятся ко всем нациям; с евреями- 2 % (1 чел.); с аварцами- 4% (2 чел.); с лезгинами- 4 % (2 чел.); не ответили – 18 % (9 чел.).

Заключение

Исследование показало, что у всех групп опрашиваемых четко прослеживается тесная связь со своей этнической группой, национальностью. У большинства опрошенных наблюдается проявление высокой степени этнической идентификации, заключающейся в желании иметь именно свою национальность (80% опрошенных), изучать историю, традиции и культуру своего народа, гордится ими (84% опрошенных), убежденности, что национальную гордость – чувство, которое нужно воспитывать с детства (82 % опрошенных). Кроме этого, 94 % опрошенных крайне задевает, если они слышат что-либо оскорбительное в адрес своего народа, 78 % считают, что в любых межнациональных спорах человек должен защищать интересы своей нации. На вопрос: «Кем Вы себя чувствуете?» больше половины учащихся ответили – гражданами России -58% (29 чел.). Из чего делаем вывод, что большинство учащихся, прежде всего, являются патриотами России, а уже потом своей «малой Родины», в данном случае республики Дагестан.

Большинство из опрошенных считает, что система государственного управления должна быть национально ориентирована на защиту интересов коренной национальности. 28 % респондентов считают, что власть в многонациональном государстве должна находиться в руках коренного большинства населения. 62 % опрошенных полагают, что представители коренной национальности должны иметь определенные преимущества, так как они живут на своей территории. На вопрос: «Каким ты видишь себе через пять лет?», большинство старшеклассников указали высокий уровень профессионализма. Видимо, это связано с тем, что выбор профессии на данном этапе их жизни является основным.

Во второй части работы приведены результаты исследования степени межнациональной напряженности в молодежной среде и вектор ее направленности.

Так 72% из ответивших респондентов при вопросе о том, с представителями каких национальностей они бы хотели общаться реже, указали, что они с уважением относятся ко всем нациям. И только несколько человек указали такие национальности как евреи, аварцы и лезгины.

При учете тех фактов, что опрашиваемые проявили достаточно высокий уровень идентичности и достаточно низкий уровень предубежденности, можно сделать вывод о том, что у такой целенаправленной антипатии к определенным этническим группам есть достаточные основания.

Результаты исследования указывают, что при воспитании толерантности необходимо учитывать наличие фактора высокой степени этнической идентичности молодых граждан.

То есть, воспитание толерантности должно основываться, как на осознании всей многообразности национального состава государства, различии этносов, их истории, традиций и культуры, так и на основе понимания своей этнической принадлежности, во избежание утраты своей национальной самобытности.



Список использованной литературы

  1. Большой толковый социологический словарь, Том 1, А-О, Джери Д., 1999

  2. Ефремова М.В. Роль гражданской и религиозной идентичности в

экономическом сознании россиян//Вестник университета (Государственный

университет управления) - М.: 2009, № 9. - С.39-40. (0,3 п.л.)

  1. Романова О. Л. Развитие этнической идентичности у детей и подростков: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1994. Анкета «Социальная идентичность».

  2. Методика «Шкала социальной дистанции» автор Э. Богардус.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!