МОЛОДЕЖНЫЕ ЦЕННОСТИ СЕМЬИ И БРАКА: НАПУТСТВЕННЫЙ АСПЕКТ
Т. А. Морозова,
Технологический колледж им. Н.Д. Кузнецова.
Самара
Аннотация.
Статья посвящена ценностям семьи и брака в молодежной среде. Рассматриваются разные исторические периоды российского общества. Напутствия для современной молодежи звучат из глубины веков и современности.
Ключевые слова: молодежь, исторический период, семья, брак, моральные нормы, демография, напутствие, совет.
YOUTH VALUES OF FAMILY AND MARRIAGE: THE PARTING ASPECT.
T. A. MOROZOVA, N.D. Kuznetsov College of Technology. Samara
Abstract.
The article is devoted to the values of family and marriage in the youth environment. Different historical periods of Russian society are considered. Parting words for modern youth sound from the depths of centuries and modernity.
Keywords: youth, historical period, family, marriage, moral norms, demography, parting words, advice.
Во эпоху резкого перехода государства к рыночной экономике, во время разрушения прежних идеологических устоев и отсутствие новых, молодежи разобраться в действительной ценности и важности для них семьи и брака далеко не просто. Сделать свою маленькую попытку немного разобраться в этом вопросе и попробовать дать некоторые советы современной молодежи на будущее опираясь на прошлое является целью данной статьи.
Ценности семьи и брака начинаются с сотворения Мира. Бог, создавая Адама и Еву начинает институт брака на Земле, а муж и жена являются одним целым. «И будут два одною плотью» [1, от Матфея, 19:5].
В начале в Библии говорится, что человеку плохо быть одному и поэтому створяется помощник подобный ему. «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» [1, Бытие, 2:18].
Плодиться и размножаться призывает Писание, а брак - это законный путь, по которому потомство приходит в Мир. «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…» [1, Бытие, 1:28].
Богоугодным считается верность супругов и порицаются разводы. Определено положение в семье мужчины и женщины. И хотя жена по закону должна подчиняться мужу, в Писании говорится как бережно муж должен относиться к ней, любить, уважать более, чем самого себя. «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» [1, Ефесянам, 5:28].
Так же в Библии упоминаются отношения родителей и детей. По заветам Священной книги всем родным и близким необходимо быть в единомыслии, любить друг друга и ближних своих. «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» [1, 1-е Тимофею, 5:8].
Вот такие напутствия относительно ценностей семьи и брака мы находим в самой древней Книге человечества. Такие советы даются всем людям. А раз желающие вступить в брак в основе своей люди молодые, то можно сказать, что это советы именно для молодежи.
Обратимся к Древней Руси и Средневековью.
Самые известные, дошедшие до нас документы того времени это Уставы Владимира Святославовича и Ярослава Владимировича X и XI веков. В Уставе Владимира прописываются наказания за браки между родственниками, драки между супругами, нанесение побоев родителям. Впервые на государственном уровне начинают разбираться семейные споры: иски о разводе, брачный сговор с назначением неустойки при несостоявшемся браке, споры о наследстве и многое другое [2, с 38].
Свод законов Русская правда описывал наказание за многоженство, наложничество, своевольный развод по одностороннему желанию мужа. Уже в X в. вводится порядок раздела имущества супругов, ограничивается власть родителей при браке детей [2, с 50].
В последствии о законах морали, а значит брака и семьи говорит нам Кормчая книга. Именно от этого документа пошло венчание, обручение (сговор), неустойка при отказе сторон и установлен возраст, с которого разрешалось вступать в брак – мальчики с 15 лет, девочки с 13-ти, а престарелым в венчании предписывалось отказать [3, с. 15].
Дальнейшее развитие общественных взглядов на ценности семьи и брака мы встречаем в сборнике церковных законов под названием Стоглав, принятый церковным Собором 1551 году. На этом этапе мы встречаем новые напутствия молодоженам. Для вступления в брак нужно согласие не только родителей, но и хозяев (для крепостных). Усиление власти мужа над всеми семейными. О количестве браков в те времена руководствовались наставлениями Григория Великого: «1-ый брак – закон, 2-ой – прощение, 3-й – преступление, 4-й – бесчестие, свинство [4, с. 97].
Интересно, что за несколько недель до обряда венчания публично оглашался список планирующих вступить в брак, что бы знающие о препятствиях законным узам могли сообщить об этом заранее. Прежде чем обвенчать молодых священник должен был произвести «обыск» – поиск причин, препятствующих браку. Разводы на Руси уже разрешались в те времена, а основным поводом для них было прелюбодеяние. Имущество становилось общим [3, с. 16].
Следующим наиболее значимым документом, с важными наставлениями брачующимся является Соборное Уложение 1649 г.
Подтверждается юридический статус жены, полностью зависящий от своего мужа, как и во времена Русской правды. Если за боярина выйдешь будешь боярыней, если за слугу, слугой. Закон обязывал жену следовать за мужем везде, чтобы не случилось. Мужу разрешалось наказание детей. За убийство своего ребенка грозила тюрьма, а за чужого – смертная казнь. Детям не разрешалось жаловаться и судиться с родителями. Дети отвечали за долги своих родителей. Внесено было различие прав для участников брачного союза в зависимости от вероисповедания, происхождения, звания. Православные имели огромные привилегии [3, с. 18].
Вот такие наставления, напутствия и, можно сказать советы, дает людям рассмотренная эпоха. Опять же, если брать во внимание, что престарелых венчать запрещалось, а престарелыми считались уже после 35-ти лет, то мы в праве считать эти наставления, направленными именно к молодежи. Именно из-за того, что вопросы семейных ценностей находились тогда в юрисдикции церкви, которая опиралась на православные каноны многие моральные принципы (если не все) дошли до наших дней. Например, такое наставление – совет, как не вступать в брак со своими родственниками, не обижать супругу, близких родственников и детей актуален и сегодня. А вот устаревший на сегодня обычай платить огромные неустойки за отказ жениться после обручения можно взять современной молодежи на вооружение как настоятельный совет: прежде чем сделать девушке предложение подумай очень серьезно. И будет лучше, если посоветуешься со своими родителями и близкими. Сколько же трагедий знает история, связанных с опрометчивыми решениями молодых людей. Достаточно вспомнить великую трагедию графини Новосильцевой разыгравшуюся в 1825 году в Петербурге. Напомним, что единственный сын графини Владимир сделал предложение бедной девушке, после чего по настоянию матери передумал. Состоялась дуэль и погибли два молодых человека. В результате погибли оба молодых человека, а графиня так и не смогла простить себе этого. С другой стороны, не дошедший до нас средневековый обычай, который запрещал венчание в пожилом возрасте как бы дает напутствие и совет современной молодежи не обдумывать вопрос семьи и брака слишком долго и не допускать сожительство. И хотя власть мужа не подлежит сомнению, мы замечаем настоятельные советы не увлекаться несколькими женщинами, не разводиться по первой прихоти и меньше вмешиваться родителям при выборе детей своей второй половины.
Обобщая напутствия для молодежи от рассмотренного периода скажем одним предложением. Подумайте сами, послушай сердца своего, посоветуйтесь с родными и близкими, и главное помните, что самым ценным в жизни православных был первый брак, как бы советует из глубины веков Григорий Великий.
Следующий исторический период, внесший значимые изменения в семейные ценности — это Реформы Петра I
При Петре усиливается роль светского законодательства в регулировании вопросов семьи и брака. Впервые вводился и закреплялся законом принцип добровольности вступления в брак. Это прописывается в ст.12 Свода законов: «Жениться нельзя по закону, если нет согласия сторон» [5, с. 201]. Интересный закон выходит в 1714 г., который утверждает образовательный уровень для знатных вельмож, желающих вступить в брак. Требовались документы о знании геометрии и математики. Нельзя было жениться неучам и негодными на службу. Вводятся также случаи, когда жена не должна была следовать везде за мужем, как в Средневековье. Развод предстоял, когда один из супругов отправлялся на каторгу, в монахи, если безвестно отсутствовал, неизлечимо болен, не способен к брачному сожительству, покушался на жизнь супруга. Чаще всего развод происходил с принятием монашества одним из супругов. Порою мужья силой постригали жен в монахини, чтобы освободиться от брачных уз. Пример подал сам царь, поступив таким образом со своей супругой Евдокией Лопухиной [6, с. 871].
Основой семейных отношений продолжала быть власть отца и мужа. Семейный союз в то время был похож на маленькое государство и, пользуясь уже некоторой автономией, носила задатки социально организованного строя. В целом новшества Петра I введённые в семейные отношения внесли положительные изменения. Институт семьи на Руси укрепился и экономически, и физически и нравственно [3, с. 19].
Их напутствий данного периода молодому поколению при создании семьи хотелось бы отметить, что добровольность закрепляется законом и государство стоит на страже этого. Прежде, чем вступить в брак неплохо бы подумать о своем образовании и планах содержать семью. Также нужно обращать внимание на свое здоровье и здоровье избранника, ведь от этого зависит будущее потомство. Основное напутствие периода – семья это твоя маленькая страна.
Большие изменения во взглядах и законах общества на брачные отношения произошли в XIX веке. Будучи ограниченными рамками данной работы изложим только самые яркие и основные изменения в вопросах семьи данного периода.
В 1832 году выходит в Своде Законов Российской Империи отдельная книга «О правах и обязанностях семейных». Закрепляется брачный возраст 18 и 16 лет соответственно. Запрещались браки христиан с нехристианами. Статья 78 гласила: «Женщина обязана повиноваться мужу как главе семьи, пребывать к нему в любви, почтении и послушании, оказывать ему всякое угождение и привязанность, как хозяйка дома» [5, с. 487]. С отменой крепостного права появилось больше свобод и в семейных отношениях общества. С изменениями в экономике семья разделялась на работников и домочадцев, появился новый класс пролетариат. Усилилась имущественная независимость супругов, увеличились возможности расторжения брака, начинают появляться задатки женской независимости. Разграничиваются права церковных и светских законов о семье. Церковь руководит разводами, а государство вопросами имущества семьи. Церковные порядки семьи и брака старались совпадать со светскими законами. Например, у православных осуждалось многоженство, а у мусульман приветствовалось. Поэтому закон разрешал православным только единобрачие, а для мусульман российские законы позволяли гаремы. Отмечается трудное положение незаконнорожденных детей. Узаконить их было невозможно вплоть до 1891 года.
Напутственные слова тут могут звучать так. В брак вступайте совершеннолетними. Задумайтесь о семейных ролях. Кто будет зарабатывать, а кто заниматься хозяйством. Обратите внимание какой религии относится ваш избранник, так как это подразумевает жизненный уклад и ваши взгляды на семейные ценности могут отличаться.
Самые крупные изменения в области семейных ценностей в России произошли в советскую эпоху.
Настоящий кризис семьи наступил в период становления советской власти благодаря наступлению государства на основы веками созданному укладу брачных отношений. Проводилась активная антисемейная политика, ставящая своей задачей раскрепощение женщин. Но этот кризис народом все же был преодолен, и семья в советской стране стала соответствовать образу господствующей идеологии [7, с. 38]. По сути своей политика семьи и брака в СССР, особенно на его начальном периоде была направлена на устранение внутренней сплоченности семей. Образно говоря получался какой-то абсурд. Мужья обязаны жить ради работы на страну; жёны – работать на страну и заодно рожать детей. Дети, чтобы стать октябрятами, потом пионерами, комсомольцами, а затем поклявшись верности Партии стать взрослыми и начать… работать на страну. С первого же года советской власти устанавливается максимальная свобода брака и развода. Управление брачно-семейными отношениями полностью освобождается от церкви. Юридически брак считается законным только после регистрации в загсе, отменен институт частной собственности, наследования, усыновления, брачные и внебрачные дети уравниваются в правах и др. Статьей 105-ой Семейного кодекса от 1918 года устанавливался принцип раздельности имущества супругов. Таким образом решалась приоритетная задача государства «освобождение и равноправие женщин», чтобы стимулировать их на общественные работы [8, с. 4]. Распространилась массовая антисемейная пропаганда на раскрепощение полов и свободу любви.
В результате произошло обрушение семейных ценностей, внутрисемейных отношений, родственных связей. В разы увеличилось число разводов, популярным стало кратковременное сожительство, увеличилось внебрачных детей. Как итог наступила так называемая «алиментная эпидемия». Исследователи 20-х годов отмечали, что у молодежи сложилось резко негативное отношение к браку, выросло добровольное безбрачие или кратковременное сожительство [9, с. 83].
Уменьшение рождаемости, увеличение абортов, внебрачной рождаемости, разводов власть игнорировала довольно долго. Меры принимаются в середине 30-х годов. И меры эти направлялись на еще большую зависимость семьи от государства. Все сферы семейной жизни попали под госконтроль. Принимать решения об аборте должна была специальная общественная аортная комиссия. И почти все личные дела, например, колхозников, начиная от простой поездки в город, покупки стройматериалов до решения с кем вступить в брак, куда поступить учиться детям решал председатель, члены правления, или районное начальство [10, с. 211].
Процветали «стройки века», а объекты социальной сферы финансировались по остаточному принципу. Именно из-за этого большинство семей жили в коммунальных бараках до и долго еще после войны.
Такое отношение к семейным ценностям молодежи сказалось на демографии уже в 1955 году. Упала рождаемость. А для семей 60-80-х годов уже типична внутренняя конфликтность, малодетность, увеличение разводов, уменьшение семейных ценностей и семейного образа жизни. Численность разводов с 1950 по 1965 годы возросло в шесть раз [11, с. 70].
Государство разворачиваясь «лицом» к проблемам семьи и начинает стимулировать рождаемость из-за нехватки трудовых ресурсов. Политика государства направляется на поддержание необеспеченных и многодетных семей. Только вот поддержка эта была скорее формальностью. Размеры пособий не пересматривались длительное время и все обесценивалось. К примеру пособие многодетным до 80-х годов выдавалось размером, принятым Указом от 25.11.1947. Пособия многодетным и бедным семьям, которые к середине 80-х годов доходили до 14 видов хотя и способствовали некоторому увеличению рождаемости, но кардинально изменить положение не могли. Молодежные семьи многодетными становиться не спешили.
И в годы застоя поддержка семьи проводилась по остаточному принципу. На пособия молодым семьям в 80-х годах выделялось 1,5% национального дохода, что было в два раза меньше помощи странам Варшавского договора. Удивительно, но обеспечение в этих странах пособиями своих молодых семей в разы превышало размеры пособий в СССР. Случившийся экономический кризис в конце 80-х и вовсе обесценил все социальные выплаты для российских семей [3, с. 30].
Стоит обратить внимание, что, будучи ограниченными рамками данной статьи нами были рассмотрены лишь негативные стороны воздействия на брак и семью советской эпохи. Не приводим мы тут мнения таких современных аналитиков советского периода, как, например, Е. Спицин, Н. Стариков, А. Вассерман и тд.
Добавим лишь от себя. Все, приведенные выше факты, конечно же имели место. Но не стоит и забывать, что большевикам досталась страна далеко не в идеальном состоянии, в которой перестало уделяться внимание не только молодежным семейным ценностям, но и вставал вопрос о существовании самого государства. Затем Гражданская война, Великая Отечественная. Строили общество как могли. Что касаемо политики семьи и брака были и ошибки, но были и победы. Такие важные, например, что люди, несмотря на трудности жили дружнее, молодежи не страшно было смотреть в завтрашний день, лучший в мире уровень образования, бесплатной медицины, почти бесплатные услуги ЖКХ, бензин. Бесплатное жилье наконец. Каждая работающая семья отдыхала бесплатно в отпуск в санатории, а дети летом в пионерлагерях. И так далее. Казалось бы, плодись и размножайся советская молодежь. Одно можно сказать однозначно, что данный период советской эпохи еще ждет своих социологических исследований в частности по вопросам семейных ценностей молодежи того времени. Какие же напутствия дает современной молодежи советский период.
Самой великой ошибкой, на наш взгляд, был отрыв молодежи от церкви. Насаждение новых моральных норм всегда должно проходить с учетом старых. Нельзя, видимо, в вопросах семейных ценностей «рубить с плеча». Как бы не поворачивалась политическая линия государства стоит помнить свои корни. Как гласит народная поговорка «яблоко от яблони далеко не укатится».
И в заключении данного повествования обратимся к современной действительности и сделаем выводы.
Вот уже более 20-ти лет наше общество пребывает в состоянии аномии. Происходит обвал во всех сферах жизни общества: духовной, социально – политической, экономической. Новых ценностей пока не возникло или их слабо видно. Кризис общества ведет безусловно к изменению и молодежных ценностей семьи и брака. На глазах у современной молодежи многие семьи потеряли экономическую безопасность появились «новые бедные» [12, с. 283].
При таких темпах изменений социальной действительности в российском обществе семья просто «не может успеть» за всеми событиями. В результате старшее поколение не в силах поделиться собственным жизненным опытом по причине того, что само не успело его накопить. Смутные очертания ворвавшейся российской рыночной действительности не до конца еще осознан родителями и это очень затрудняет понимание этого мира ребенком [3, с. 9]. Но отступать, как говорится, некуда. По стандарту ООН «молодым» общество считается если в нем менее 4% процентов пожилых. До войны в СССР пожилые составляли 6-8%, сегодня - больше 20%. На сегодняшний день наименьшая доля населения - это дети до 16 лет – 16%. Доля молодых людей 15 – 29 лет равна доли пенсионеров [12, с. 275].
Государство должно принять срочные действенные меры, по наведению порядка в вопросах семейных ценностей молодого поколения. И меры уже принимаются, и они приносят свои плоды. Такие, как продление срока материнского капитала до 2026 года, например.
В Конституции нашей страны от 1993 г. делается акцент на социальное государство, в котором должна быть обеспечена «государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. В статье 72 Конституции РФ от 2020 г. принята поправка, по которой государство должно бережно заботиться о семье [13, с. 188].
С долей оптимизма можно отметить, что за последнее время в России увеличилась рождаемость, снизилось количество абортов. По результатам опросов многодетность стала нормой [13, с.189].
По данным ВЦИОМ: Молодые россияне считают, что семьи создаются для рождения детей и что дети являются семейным фундаментом. Возрос процент молодежи, кто считает, что в «идеальной семье» должно быть трое детей (рост с 28% в 2014 г. до 43% в 2018 г). Лишь 3% ответили, что достаточно одного ребенка и эта доля снизилась с 2014 года с 10%. А главной причиной сомнений молодых россиян заводить детей является отсутствие денег 44% [14]. А деньги, как говорится, это дело наживное.
По результатам вышеизложенного считаем, что свои советы и напутствия современной молодежи насчет семейных ценностей давать мы воздержимся, ибо намерены далее продолжить исследования по данному вопросу.
Список литературы
Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: канонические. М.: – Российское библейское общество, 2000. 1215 с.
Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юность, 2004. 797 с.
Сорокин С.А. Российская семья и три законопроекта по ее охране. / М.: ОАО «НПО «Издательство «Экономика», 1999. 167 с.
Латкин В.Н. Лекции по внешней истории русского права: Московское государство - Российская империя / [Соч.] В.Н. Латкина, прив.-доц. С.-Петерб. Ун-та. - Санкт-Петербург: тип. Я.И. Либермана, 1888. - [2], 372с.
Свод законов Российской Империи. Законы гражданские. Т.Х. Ч. 1. Спб.,1916. 674 с.
Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Полное издание в одном томе. – М.: «АЛЬФА-КНИГА», 2017. 1260 с.
Бандурин А.П. Молодая семья в условиях институциональных изменений в сфере семейных отношений российского общества: монография / А.П. Бандурин, А.В. Верещагина, Н.А. Левая, С.И. Самыгин. М.: РУСАНС, 2018. 122 с.
Приградов-Кудрин А.И. Брачное право и наследование // Еженедельник советской юстиции. / М., 1932. № 12.
Гельман И.Г. Половая жизнь современной молодежи: Опыт социально-биологического обследования / И. Гельман Нар. Ком. Здрав. – Москва; Петроград: Гос. Изд-во, 1923 («Мосполиграф», 1-я Образцовая тип.). – 150 с.
Гордон Л.А., Клопов Э.В. Что это было? Размышления о предпосылках и итогах того, что случилось с нами в 30-40-е годы. / М.: Политиздат, 1989. 318 с.
Борисов В.А. Деградация института семьи и пути ее преодоления // Семья в России. - 1995. - №1-2.
Черняк Е.М. Семьяведение // Учебник для бакалавров. М.: «Дашков и Кº», 2020. 288 с.
Моисеев Д.А. Нравственные основы семейной жизни // Учебное пособие (среднее профессиональное образование). – Издательство «Арбис», 2021. – 280 с.
Цветы жизни или сколько детей нужно для счастья: Аналитический обзор № 3717 ВЦИОМ от 17 июля 2018 г. [Электронный документ] – URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/czvety-zhizni-ili-skolko-detej-nuzhno-dlya-schastya- (дата обращения 03.02.2022)