СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Молодость и старость-соприкосновение

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час о бабушках, целью которого является сформировать у обучающихся представление о связи поколений, необходимости воспитания чувства уважения, любви к своим близким.

Просмотр содержимого документа
«Молодость и старость-соприкосновение»

МОЛОДОСТЬ И СТАРОСТЬ –

СОПРИКОСНОВЕНИЕ


Мастерская о заботе и внимании к бабушкам.


Классный руководитель: Пучнина Н.П.


Молодость и старость, проблема диалога внуков со своими бабушками и дедушками не менее актуальна, чем проблема отцов и детей. Считается, что детство и старость соприкасаются друг с другом гораздо теснее, глубже, значительнее, чем, например, детство и средний возраст или старость и зрелость. Начало и конец жизни «окликают» друг друга, поверяя открывшиеся тайны.

Поэтому и тема, выбранная для мастерской, не случайна. В качестве эмоционального индуктора, который создает установку на встречу с художественным текстом, задает тон всей мастерской, настраивает на творческую деятельность, включает эмоциональную сферу личности, ученикам была предложена композиция: подсвечник, вышитое полотенце, клубок ниток, пуховый платок, потрепанная книга сказок А.С. Пушкина. По этим старинным вещам ребятам предстояло определить «героя» сегодняшнего занятия.

Догадавшись, что героиней урока является бабушка, учащиеся продолжают знакомиться с ней по стихотворению Е. Евтушенко «Бабушки», чтение которого заранее подготовлено к уроку группой учащихся. Классу дается задание: прослушав стихотворение Е. Евтушенко «Бабушки», выбрать из поэтического текста строчку, которая могла бы стать эпиграфом к мастерской, посвященной бабушкам.


***

Е. Евтушенко

БАБУШКИ


Простим отцов усталую небрежность

и матерей припадочную нежность —

их просто не хватает на детей.

Россия наша держится на бабушках,

и вся Россия в бабушках, как в башенках

невыветренной совести своей.


О них обыкновенно не заботятся,

и всё-таки они всегда в цене,

поскольку не бывает безработицы

у бабушек в таинственной стране.


С глазами всепрощающе печальными

они в домах ютятся по углам

машинами стиральными, качальными,

машинами, что плачут по ночам.


К любой из них во сне приходит девочка,

которая когда-то на заре

скакала, как ненайденная денежка,

ни на орле, ни решке — на ребре.


Но девочку — её легонько сдунули,

как голоногий тоненький обман,

и денежку с усмешкой в старость сунули,

как будто в полный крошками карман.


И бабушки, стирая или стряпая,

когда тоска по детству их берёт,

впадают в детство, словно реки странные,

которые текут наоборот.


Были предложены следующие варианты строчек:

«Россия наша держится на бабушках»;

«Разума тишайшие светильники»;

«Быть бабушкой - нелегкая профессия».

Мы остановились на последней цитате.


Учитель: Конечно, в жизни каждого из нас большую роль играют ласковые, иногда ворчливые, но беззаветно любящие и балующие нас бабушки. Многие поэты

и писатели были воспитаны именно бабушками и нянями. Обращаемся к мысли Е. Евтушенко: «Курносые надежды нашей Родины они толкают впереди себя».

Именно бабушки и няни вырастили, поставили на ноги Пушкина, Лермонтова, Горького, Цветаеву, Астафьева и многих других поэтов и писателей, художников и музыкантов. Именно они всегда ждали приезда, своих воспитанников, которые подчас делились с ними

самым сокровенным, советовались, им первым читали свои произведения. У всех авторов есть произведения, проникнутые чувством благодарности к воспитавшим их бабушкам и няням: стихотворения «Няне», «Зимний вечер» А. С. Пушкина, повесть «Последний поклон» В. Астафьева, трилогия «Детство. Отрочество. Юность» М. Горького и т. д.

Сегодня мы познакомимся с этими такими разными женщинами, но сходными в одном - они были любящими бабушками для своих ставших великими внуков.

Обращаю внимание учеников на то, как глубоко сумела М Цветаева «прочитать» портрет своей бабушки, которой она не знала, и отразить свои чувства в стихотворении «Бабушка».


М. Цветаева

БАБУШКА


Продолговатый и твердый овал,

Черного платья раструбы...

Юная бабушка! Кто целовал

Ваши надменные губы?


Руки, которые в залах дворца

Вальсы Шопена играли...

По сторонам ледяного лица

Локоны, в виде спирали.


Темный, прямой и взыскательный взгляд.

Взгляд, к обороне готовый.

Юные женщины так не глядят.

Юная бабушка, кто вы?


Сколько возможностей вы унесли,

И невозможностей - сколько? -

В ненасытимую прорву земли,

Двадцатилетняя полька!


День был невинен, и ветер был свеж.

Темные звезды погасли.

- Бабушка! - Этот жестокий мятеж

В сердце моем - не от вас ли?..


После того как работа закончена, заслушивается каждая группа. Итогом этого этапа становится заполненная таблица из пяти столбцов с чертами характера, внешности, душевного мира каждой бабушки (няни) писателя.

Обращаемся к теме занятия: «Молодость и старость-соприкосновение»


Задания:


1. Нарисуйте «цветок молодости», записав на его лепестках черты, присущие молодости.

Афиширование «цветков» и символов.

2. Выразите сущность старости, отразите качества, присущие этому периоду жизни с помощью образа-символа.

Многие предложили образ «солнышка», потому что бабушки, как и солнце, дарят свое тепло и ласку другим. Называли такие качества: ласка, доброта, надежда, мудрость, опыт, воспоминания, забота, любовь...

Внуки, как цветы, растут под лучами тепла бабушек и радуют их своими успехами. И надо уметь не обижать своих бабушек, дарить им радость.

Молодость должна быть снисходительна к старости. Пожилые люди ждут от молодых понимания, теплого взгляда, искренней радости встречи. Надо успеть сказать своим родным, своим бабушкам доброе слово.

М. Ю. Лермонтов всю жизнь писал бабушке письма, полные благодарности и нежной любви. Почти всегда они начинались со слов:

«Милая бабушка!..»

и заканчивались словами:

«Прощайте, милая бабушка, целую ваши ручки,

прошу вашего благословения и остаюсь покорный внук.

М. Лермонтов».

Слово предоставляется бабушкам обучающихся, которые пришли на встречу.

Попробуем написать сердечные письма своим бабушкам, которые можно отправить им по почте или подарить при встрече.

Ребята читают письма своим бабушкам. Поздравления и слова благодарности бабушкам.

На наш взгляд, несомненным достоинством этой мастерской является обогащение духовного опыта ребят. Обращенность мастерской к вопросам бытия, к эмоционально-ценностным переживаниям помогает всем участникам мастерской посмотреть на родных людей с благодарностью.