Системно-деятельностная, частично-поисковая.
№ | Этап урока**** | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока |
1 | Организационный момент | Проверить готовность к уроку Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес. | Фронтальная, индивидуальная | Приветствие учащихся. Проверяет готовность учащихся к уроку «Прозвенел звонок и смолк- Начинается урок. Все за парты тихо сели На меня все посмотрели. Слушаем внимательно, Работаем старательно» | Проверяют свое рабочее место. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция Коммуникативные УУД: слушать и слышать других. Личностные УУД: проявлять интерес к содержанию. | Положительный эмоциональный настрой на урок. | Наблюдение |
2 | Мотивация к учебной деятельности | Создать положительный настрой обучающихся к деятельности. | Фронтальная | - Вы пришли сегодня с определенными мыслями, желаниями. Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? -Я надеюсь, что ваши ожидания оправдаются, а вы в свою очередь также постараетесь, чтобы они осуществились. Только вместе и сообща мы достигнем большого результата | Отвечают на вопросы. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества Личностные УУД: самоопределение | Создание познавательной мотивации. | Беседа |
3 | Актуализация знаний | Создать условия для воспроизведения знаний, умений и навыков, необходимых и достаточных для построения нового знания. | Фронтальная | - Ребята, посмотрите пожалуйста видео. Слайд 2 - Ребята, что вы увидели на видео? (ответы учащихся) | Смотрят, слушают и отвечают на вопросы. Регулятивные УУД: целеполагание, принятие и удержание цели урока Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, принимать позиции других людей. | Ученики должны указать, что увидели на видеоролике. | Беседа |
4 | Формулирование темы урока. | Подвести детей к формулированию темы урока. Организовать самостоятельное формулирование цели урока. | Индивидуальная фронтальная | - Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (ответы учащихся) -Сформулируйте тему сегодняшнего урока. -Вы на протяжении нескольких уроков изучали быт и деятельность монголо-татар. - Сегодня на уроке мы вспомним то, о чем вы уже узнали. - Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число и тему урока. (А какое сегодня число?) - Ребята, а о каком народе будем говорить? Да, верно, о монголо-татарах. Запишите «Монголо-татары». Слайд 3 | Формулируют тему урока, опираясь на собранный материал и связывая его с темой предыдущего урока. | Ученики должны указать, что речь пойдёт о XIII веке Ученики записывают тему урока в тетрадь «Монголо-татары». | Наблюдение |
5 | Повторение и обобщение отдельных фактов и событий | | Индивидуальная | -Ребята, на краю парты у вас приготовлены вот такие ленты времени. (Учитель показывает ленту времени и выводит на экран). -Лента времени — это прямая линия, на которой отмечают в определенной последовательности даты. Вот на нашей ленте времени отмечены века. - Ребята, мы живем в XXI (21 веке). Найдите, пожалуйста, XXI (21 век) и овал закрасьте. - Сегодня мы будем с вами будем говорить о далёком времени, о времени, когда появились монгольские племена на границе Руси. Может, вы знаете в каком веке они появились? XIII (в 13 веке). Найдите 13 век и также закрасьте овал. - А сколько веков нас отдаляет от далекого XIII (13) века? Давайте сосчитаем все вместе. (8 веков). -События таких далёких времен нам предстоит сегодня вспомнить. — Значит, в каком веке появились монголо-татары? XIII (в 13 веке) Молодцы! Беседа с учениками. | Регулятивные УУД Излагать своё мнение, аргументируя его. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. Определять цель, проблему в учебной деятельности. Коммуникативные УУД: взаимодействие в ходе работы в классе, умение вести диалог, слушать друг друга, уважать мнение товарища. | Обобщение знаний | Беседа |
6 | Актуализация имеющихся знаний, необходимых для изучения новой темы | Самостоятельный поиск информации. Структурируют знания. | Дифференцированно-групповая | - Ребята, скажите, а монгольские племена постоянно жили на одном месте? (Ответы учащихся). Совершенно, верно, жили они не на одном месте, они были кочевниками. Ребята, кочевники это во множественном числе, а если один человек, то как мы скажем – это кочевник. - А кто такой кочевник? (Ответ учащихся) Слайд 5. Кочевник – это человек, не проживающий на одном месте, переходящий с места на место со своим жильем и имуществом. -Так как они были кочевниками, какой вид деятельности у них был основной: скотоводство или земледелие? (охота, скотоводство) Слайд 6.-Каких животных они разводили (быков, овец, верблюдов, лошадей). -А как называлось место, где пасли животных? Слайд 7 . Пастбище (место для выпаса скота). - Ребята, а жили они где? Слайд 8. Жили они в юртах - переносное жилище. Рассказ учителя и показ слайда. Юрты можно было легко собрать и разобрать, чтобы перевозить с места на место. Стоили юрту из длинных веток, который переплетали между собой в виде полукруга. Наверху оставляли отверстие. - А как вы думаете для чего? (Через него проникал свет в юрту и выводил дым от огня. Внутри юрты разводили костер, на котором готовили еду.) Сверху на него укладывали войлок. - А вы знаете, что такое войлок? Слайд 9. Войлок — плотный материал из валяной шерсти. (Показать шерсть и настоящий войлок). Валяние войлока по традиционному способу очень трудоемкое дело и требует большой затраты сил. Вначале, овечью шерсть предварительно мыли, потом сушили. И с помощью рук сминали до превращения в плотную массу. - Ребята, на парте приготовлены листы А4. Давайте, попробуем смять бумагу руками. Отложите бумагу. Вот, молодцы! -Сейчас тоже войлок широко используется. Как вы думаете где? (Из войлока делают валенки и стельки). Показать ребятам валенки стельки. | Коммуникативные УУД: Выражение собственных мыслей с достаточной полнотой и точностью. Регулятивные УУД: Целеполагание Познавательные УУД: Самостоятельное формулирование познавательной цели, формулирование проблемы. | Направлено на более глубокое уяснение материала новой темы; развитие умений связно излагать исторический материал с опорой на уточняющие вопросы Направлено на развитие логического мышления Направлено на развитие предметных умений: называть исторические понятия, оперировать ими. | Участвовать в диалоге, отстаивать свою точку зрения |
7 | Индивидуальная работа на местах по карточкам | Создать условия для активной познавательной деятельности | Индивидуальная | -Молодцы, ребята! Но это еще не все слова. На партах есть карточки с буквами. Они перепутаны. Из этих букв нужно составить слово. Как только вы составите слово, вы его напишите в тетрадь и поднимите руку. - Какое слово получилось? Орда. Картинка. А что такое орда? (Это монголо-татарские племена). Слайд 10. -Я правильно соотношу картинку и слово? А как надо? К какому слову надо, кто выйдет и правильно прикрепит? - А что такое караул? – (отряд монголо-татар) Картинка. А для чего были нужны? Слайд 11. - Что такое Катапульта, таран? Слайд 12-13 (Если перед ними была недоступная крепость, как они забирались внутрь города?) (осадные орудия) – Картинки и слова Коче́вник Па́стбище Ю́рта Во́йлок Орда́ Карау́л Катапу́льта Тара́н • Рассказ учителя. - У монгольских племен, как и у любого народа, были разные периоды жизни. Была и мирная жизнь, но были и военные времена. В мирное время мужчины пасли огромные стада и охотились. Женщины вели хозяйство, растили детей. А в военное время каждый мужчина становился воином. - Ребята, как вы думаете, почему каждый монгол так быстро и легко мог стать воином? Ответы детей. (Они занимались и состязались с раннего детства. Для того, чтобы выявлять сильнейших монголы устраивали состязания). - Совершенно, верно. Монголы проверяли свою меткость. - А как? (Стреляли из лука) А вы сможете, прямо сейчас показать вашу ловкость? Давайте и мы устроим соревнования на меткость. | Индивидуальная работа. Из букв составляют слова; выписывают слова в тетрадь; соотносят картинку с полученным словом; отстаивают свою точку зрения, приводят факты из текста учебника. Оценивают ответы одноклассников. Отвечают на вопросы. Аргументируют свои выводы. Возвращаются к основополагающему вопросу урока. Попадают в ситуацию соответствия собственного вывода и смысла эпиграфа урока. Познавательные УУД: обще учебные-поиск и выделение информации; логические- классификация. Коммуникативные УУД: умение договариваться, вступать в диалог. Личностные УУД: умение сотрудничать, принимать позиции других людей. Регулятивные УУД: умение работать самостоятельно. | Обобщение знаний | Умения работать самостоятельно с карточками, с картинками с текстом, составлять картинный рассказ. |
8 | Физминутка | Смена деятельности | Фронтальная, индивидуальная | Организует проведение физминутки с музыкальным сопровождением. | Соревнование меткость (дартс) | Эмоциональная разгрузка | |
9 | Обобщение и систематизация знаний (связь с современностью) Работа в группах. | Создать условия для активной познавательной деятельности | Фронтальная, групповая | - Хорошо, ребята. Все молодцы. Можно похлопать в ладоши. Занимайте свои места. -Итак, зачем монголы устраивали состязания? (ответы учащихся) - Да, ребята, внутри племени монголы устраивали состязания, чтоб выявить самых ловких и сильных. - Как вы думаете, а в наше время проводят такие соревнования? - А в Уфимском районе? (Сабантуй) Слайд 14. - Как соревнуются на сабантуе? (Скачки, бой мешками, борьба и т.д.) -Ребята, а вот такой звук, что вам напоминает? (пальцы и язычок). Давайте, все вместе повторим. - А проходят соревнования между странами? А как они называются? (Олимпийские игры, чемпионаты). Слайд 15. - Мы живем в 21 веке. И в наше время, как и у монгольских племен, проводятся состязания и соревнования. Только для монгольских племен быть сильными и выносливыми была жизненная необходимость. Они должны были уметь пасти в любую погоду скот, добывать пищу, кочевать. А в наше время спортивные состязания проводятся с мирной целью. И еще, на олимпиадах могут принять участие люди, у которых есть проблемы со здоровьем. (Паралимпийские игры). Слайд 16. Слайд 17. Лента времени. - Проходили года, века и многие виды состязаний, которые проводились у монголо-татар, дошли до нашего времени и проводятся на олимпийских играх. Такие, как стрельба из лука, скачки, борьба. Слайд 18 А еще, с течением времени появлялись новые соревнования. Их очень много. Вот, некоторые из них (Баскетбол, волейбол, фигурное катание). Слайд 19 - Монголы живут и в наше время. И современная Монголия принимает участие на олимпиадах и всегда призовые места занимают по 4м видам спорта (борьба, дзюдо, бокс и стрельба из лука). Как вы думаете почему? (ответы учащихся) Так как, умения передавались из поколения в поколение. - Очень хорошо, что состязания не исчезают, а наоборот еще и пополняются. Работа по картинкам. Ребята, я вам раздаю карточки. А вы попробуйте сейчас самостоятельно найти те соревнования, которые не проводились у монголо-татар и зачеркните их. | Работа в парах, беседа. Слушают, получаю задания, читают инструкции. Отвечают на вопросы. Регулятивные УУД: целеполагание, принятие и удержание цели урока Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, принимать позиции других людей. | Обобщение знаний | Участвовать в диалоге, отстаивать свою точку зрения |
10 | Заключительная часть. Рефлексия Подведение итогов урока. | Обеспечение понимания учащимися результатов работы Провести рефлексивный анализ деятельности и оценить собственную деятельность. | Фронтальная, индивидуальная | Беседа- О чём заставил задуматься урок? - Что было особенно интересно на уроке? Продолжите предложение: Теперь я знаю…. Оценивание каждого ученика. Кто как работал. Рефлексия. -А понравился ли вам урок вы покажете при помощи смайлика. И мне урок понравился, вы активно работали на уроке, старались, поэтому вы все заслуживаете 5. Подведение итогов урока (2 м.) Ребята, вас впереди еще много интересных тем по предмету история. Вы будете знакомиться с бытом, культурой разных народов. Важно открывать для себя, что - то новое и уметь сравнивать с тем, что окружает вас сейчас. Я желаю нам всем, чтобы соревнования и состязания проходили, но, чтобы они все были с мирной целью, без оружия. | Оценивают свою работу и работу одноклассников. Аргументируют свои выводы. Сверяют прогноз на урок с действительностью. Личностные УУД: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Коммуникативные УУД: Выражение собственных мыслей с достаточной полнотой и точностью. Познавательные УУД: контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Закрепляют знания по теме урока. Учатся: 1. Излагать своё мнение, аргументируя его. 2. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. | «Оценочные листы» |
11 | Домашнее задание. | | Фронтальная, индивидуальная | Придумайте, какие состязания можно устроить на сабантуи или на школьных праздниках. | УУД – личностные – сообщения в устной форме. Компетенции – коммуникативная, ценностно-смысловая, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, личного самосовершенствования. | Дети записывают домашнее задание в дневник. | Наблюдение |
При планировании урока учитывались психолого-возрастные особенности учеников 7 класса, уровень сформированности компетенций, реальные учебные возможности, возрастные и индивидуальные особенности учащихся данного класса. Ученики данного класса имеют средний уровень познавательных способностей. Культура поведения и общения учащихся соответствует нормам.
Цели и задачи урока четко определены и адаптированы под уровень семиклассников коррекционной школы. Образовательная цель направлена на обобщение и систематизацию знаний об образе жизни, быте, военной организации и тактике ведения боя монголо-татар. Коррекционные задачи ориентированы на развитие мышления, внимания и речи учеников. Воспитательная цель заключается в формировании интереса к истории и культуры своего народа, а также положительного отношения к процессу обучения.
Для достижения целей и задач урока были выбраны такие формы организации учебной работы, как индивидуальная, фронтальная и групповая. Тип урока – обобщение и систематизация знаний, с применением проблемно-диалогической технологии. Тип урока выбран правильно, поскольку он позволяет закрепить пройденный материал и подготовить учащихся к новым темам.
Планируемые результаты: результаты урока определены корректно и включают повторение, обобщение и систематизацию ранее изученного материала, а также применение полученных знаний на практике. Это соответствует целям и задачам урока.
Основные понятия: (пастбище, кочевник, войлок, орда, караул, юрта, катапульта, таран). Перечень основных понятий соответствует содержанию урока и включает ключевые термины, связанные с образом жизни и деятельностью монголо-татар.
Оборудование: использование мультимедийных средств (проектора, ноутбука, презентации), а также наглядных материалов (шерсти, войлока, валенок, дартса, карточек с заданиями, сюжетных картин) способствует лучшему восприятию информации учащимися и помогает им лучше понять материал. Также наличие лент времени создает дополнительные возможности для интерактивности и вовлеченности школьников в процесс обучения.
Организация пространства: разнообразие форм работы (фронтальная, индивидуальная, работа в парах) обеспечивает динамичность урока и позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, обучающемся надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.
I. Вводная часть: просмотр видеоматериала и обсуждение увиденного помогают заинтересовать учащихся и плавно перейти к формированию темы урока. Вопросы учителя стимулируют активное участие школьников в обсуждении.
II. Формирование темы урока: формулировка темы урока происходит через взаимодействие с учениками, что стимулирует их мышление и внимание. Запись числа и темы урока в тетради способствует развитию навыка структурирования информации.
III. Повторение и обобщение отдельных фактов и событий: использование ленты времени эффективно для визуализации временных промежутков и помогает детям лучше осознать дистанцию между настоящим временем и эпохой монголов. Рассказ учителя сопровождается демонстрацией слайдов, что делает информацию доступной и интересной для восприятия.
Практические задания, такие как составление слов из перемешанных букв и самостоятельная работа с карточками, способствуют активному участию учащихся в процессе обучения и развивают навыки анализа и синтеза информации.
Физическая активность в форме физминутки с использованием дартса является отличным способом снять напряжение и повысить концентрацию внимания.
IV. Заключительная часть: подведение итогов урока включает оценку работы каждого ученика, рефлексию и домашнее задание. Домашнее задание направлено на творческое осмысление полученной информации и её практическое применение.
Итоговый анализ: в целом, урок построен логично и последовательно, сочетает теоретический материал с практической работой, направлен на развитие различных аспектов познавательной деятельности учащихся. Использование разнообразных методов и средств обучения делает урок интересным и доступным для понимания.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования семиклассников, соответствовал их жизненному опыту.
Урок был построен таким образом, чтобы обеспечить его продуктивность и интерес для учащихся. Взаимодействие с учениками осуществлялось на принципах сотрудничества и уважения, я поддерживала заинтересованность в их успехах на протяжении всего занятия. Время было распределено рационально, без необоснованных потерь. Наглядные пособия и мультимедийные средства использовались обоснованно. Учащиеся активно участвовали в работе, между нами установилось взаимопонимание. Учебный материал был понятен и значим для всех, задания вызвали интерес. Даже менее подготовленные ученики смогли сделать итоговые выводы.
В ходе урока все запланированные цели были успешно выполнены. Намеченный план занятия был полностью реализован, а задачи, поставленные на каждом этапе, решены. По итогам урока сделаны соответствующие выводы.