СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Монгольское нашествие

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого урока

Просмотр содержимого документа
«Монгольское нашествие»

Тема урока: Монгольское нашествие

Цели и задачи: познакомить с особенностями образования империи Чингисхана; исследовать завоевательные походы Чингисхана; оценить историческое наследие Монгольской империи.

Планируемые результаты:

Предметные УУД: овладеть целостным представлением об историческом пути в середине XIII- XIV в.; объяснять причины возникновения Монгольской империи; оценивать последствия монгольских завоеваний и историческое наследие Монгольской империи; применять понятийный аппарат исторического знания; соотносить историческое время и историческое пространство; действия и поступки личностей в историческом пространстве; соотносить и систематизировать информацию из различных источников;

Метапредметные УУД:

Коммуникативные: организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности;

Регулятивные: формировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; составлять план действий; соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности; оценивать правильность решений учебной задачи; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; анализировать материал учебника и дополнительный материал;

Личностные УУД: формировать познавательный интерес к изучению истории, уважение к историческому наследию; оценивать исторические события и роль личности в истории; развивать навыки анализа, индивидуального и коллективного проектирования.

Оборудование: учебник, рабочий материал для работы в группах, историческая карта, мультимедийная презентация, видеоматериал.

Тип урока: урок открытия нового знания

Ход урока

Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку.


Проверка домашнего задания

Исторический диктант (взаимопроверка, оценка по критериям)

Культура Древней Руси

1. Кто такие Кирилл и Мефодий?


1. Братья, которые в IX в. на основе греческого алфавита, создали славянский алфавит: глаголицу и кириллица.


2. На чем писали в Древней Руси?

2.На пергаменте, стенах, сосудах, березовой коре, вощеных дощечках.


3. Что такое летопись?


3. Историческое произведение, в котором рассказывается о событиях и фактах представленных по годам.


4. Когда и где была создана первая библиотека в Древней Руси?


4. В 1037 г. в Софийском соборе

5. Кто был автором произведения «Слово о законе и благодати»?


5. Митрополит Илларион.


6. Во времена какого князя была построена Десятинная церковь в Киеве?


6. Владимира Великого.

7. В каком году была открыта первая школа в Киеве?


7. В 988 г.

8. Где существовала иконописная мастерская, в которой работал известный художник Алимпий?


8. В Киево-Печерском монастыре

9. В какой церкви находится фигура Божьей Матери — Оранты, выполненной в мозаике?


9. В Софийском соборе

10. Какие памятники архитектуры времен Древней Руси вам известны?


10. Десятинная церковь, Софийский собор, Золотые ворота, дворец княгини Ольги и др.


11. Во времена какого князя был построен Софийский собор в Киеве?


11. Ярослава Мудрого.

12. Что такое фреска?


12.Картина, написанная специальными красками на сырой штукатур


13. Кто занимался переписыванием книг в Древней Руси?


13. Профессиональные писцы (переписчики) — монахи.

14. Что вам известно об «Остромировом Евангелии»?


14. Это самая древняя книга, сохранившаяся до наших дней. Создали ее в Киеве по заказу новгородского посадника Остромира в 1056-1057 гг.


15. Как вы понимаете выражение переписчика книг: «Как радуется жених своей невесте, так радуется писец, когда увидит последний лист»?


15. Переписыванием книг занимались монахи, их работа была тяжелой, длилась годами и поэтому, заканчивая переписывания, они очень радовались.


16. Кто такие скоморохи?


16. Странствующие актеры.

17. Какие музыкальные инструменты времен Древней Руси вам известны?


17. Гусли, бубны, дудки.


Мотивационно-целевой этап

Старик – отец, умирая призвал сыновей. Попросил каждого из них сломать веник. Никому не удавалось переломить туго связанный пучок веток. Тогда старик попросил детей развязать веник и переломать его ветки по одной. Это сыновья выполнили легко. И тогда отец произнес: «Только вместе вы сильны, только в единстве ваша сила. По - одиночке каждого из вас легко сломать».

Вопрос классу.

- О чем эта притча (ответы учеников)

- Тема нашего урока «Монгольское нашествие»

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

- На какие вопросы нам предстоит ответить? (ученики высказывают свои предположения)

План урока

  1. Образование державы Чингисхана

  2. Общественный строй монгольских племен

  3. Начало завоевательных походов Чингисхана

  4. Последствия монгольских завоеваний

Проблемный вопрос

- Какие последствия для различных стран и народов имели монгольские завоевания и образование Монгольской империи?

III Введение в новый материал

Сегодня мы узнаем как монгольская империя стала самой большой в мировой истории державой. Как начиналось образование державы Чингисхана. Какую цель преследовали монголы? Каково историческое наследие монгольской империи? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.

IV Работа по теме урока

  1. Образование державы Чингисхана

Вступительное слово учителя (электронная презентация)

В начале XIII в. в степях Центральной Азии сложилось сильное Монгольское государство, с образованием которого началась полоса монгольских завоеваний. Это повлекло за собой последствия, имевшие всемирно-историческое значение. Затронув все страны Азии и многие страны Европы, монгольские завоевания оставили глубокий след в их последующей истории, так же как и в истории самого монгольского народа.


Имя «монголы» до начала XIII в. ещё не было известно, и происхождение его до сих пор не вполне выяснено. Официально это имя было принято только после создания объединённого Монгольского государства при Чингисхане (1206—1227), когда понадобилось дать всем монгольским племенам, складывавшимся в единую народность, общее название. Оно было усвоено не сразу и самими монголами. До 50-х годов XIII в. персидские, арабские, армянские, грузинские и русские авторы именовали всех монголов по-старому — татарами.

- Работая с дополнительным материалом и текстом учебника ответьте на вопрос.

Дополнительный материал

Главным занятием монголов было скотоводство (лошади, овцы), дополнявшиеся охотой. Земледелия монголы не знали. В 12 веке у монголов шел процесс разложения родо-племенного строя и становления ранне-феодальных отношений. Выделялась родо-племенная знать – нойоны и багатуры. Их окружали дружинники- нукеры. Знать постепенно захватывала в свои руки скот и пастбища – главное богатство кочевников. Таким образом складывается тип кочевого феодализма, для которого характерно феодальная собственность не на землю, а на стада и пастбища.

Рядовые монголы работали на знатных: пасли скот, стригли овец, делали кумыс из кобыльего молока. Стремясь завести как можно больше скота, нойоны вынуждены были осваивать все новые и новые пастбища – старые истощались. Традиционные территории кочевий оказались тесны для разросшихся стад и табунов. Начались межплеменные столкновения, сопровождавшиеся истребление целых родов и обращение пленников в рабство.

В начале 13 века создаются предпосылки для объединения Монголии. Кочевое скотоводство, основное занятие народов, населявших монгольское государство, было мало продуктивным. Путь к быстрому и легкому обогащению монгольская знать видела в ограблении других стран, накопивших за свою многовековую историю большие богатства.

Вопросы к классу.

- Каковы были главные занятия монголов?

- Когда монголам удалось покорить и объединить соседние кочевые племена?

- Когда полководец Темучин был провозглашен великим ханом?

- Какова была главная задача нового правителя?

- Какая система управления была принята в Монголии в н. 13 века?

- Какие законы регламентировали правила поведения и жизнь монголов?

- Как называлась столица нового государства, где она располагалась?

Закрепление работа в группах

- Разделившись на три группы, учащиеся изучают текст учебника и дополнительный материал, выполняют опорную схему

1 группа «Библиографы» составляет психологический портрет Чингисхана (характеризует его как человека и политического деятеля)

2 группа составляет таблицу «Общественный строй монгольской империи»

3 группа анализирует причины военных успехов монголов и первые победы.



Дополнительный материал для первой группы.

Чингисхан происходил из знатного найонского рода. Он родился 1155 году. В 9 лет потерял отца. Несколько лет провел в рабстве. Вырвавшись на свободу, стал собирать вокруг себя старых соратников своего отца. Чингисхан сумел объединить большие силы и беспощадно расправиться со своими врагами. Татары были вырезаны едва ли не поголовно.

Чингисхан отличался беспощадностью и коварством в борьбе с врагами, умением стравливать между собой, лавировать, отступать, когда этого требовали обстоятельства. Он показал себя исключительно отважным воином, смелым до безрассудства. В ходе сражения Чингисхан старался сохранить как можно больше человек из улуса (удел) противника, чтобы в дальнейшем привлечь их к себе на службу.

«Среди воинственных татарских ханов по имени Темучин, отличался особой удачей в битвах, жесткостью к врагам и стремительностью в нападениях». Ему было уже 50 лет, когда ханы провозгласили великим каганом и подняли его «белом войлоке» почета в надежде, что Темучин будет исполнять желания знатнейших ханов. Но Темучин подчинил всех своей воле, разгромило и обратил в рабство непокоренные племена, а их вождей сварил живыми в котлах…Тяжелыми шагами и неуклюжими ухватками на медведя, хитростью – на лисицу, злобой – на змею, стремительностью – на барса, неутомимостью – на верблюда. Все ханы и простые воины боятся его больше пожара или грома, а если он прикажет десяти воинам напасть на тысячу врагов, то воины бросятся, не задумываясь, т.к. они верят, что победят…» (В.Г.Ян).

Подчинив себе большую часть монголов Чингисхан провел ряд реформ:

  1. Ввел десятичную систему организации общества и армии – все взрослое население делилось на тумены ( по 10 тыс. человек), каждый из которых состоял из тысяч, сотен, десятков. Во главе этих отрядов, которые действовали и в мирное время и в военное, стояли соответствующее предводители;

  2. Создал личную гвардию, окружил себя надежной охраной;

  3. Ввел управление своим личным имуществом;

  4. Дал большие преимущества своим нойнам и нукерам, освободив их от всяких налогов;

  5. Создал единый для всех монголов свод законов «Великая Яса», который регламентировал правила поведения и жизни населения.

Статьи Ясы, относящиеся к уголовному законодательству и наказанию, привлекали большее внимание историков, нежели любая другая часть кодекса. В нем главное место занимали статьи о взаимопомощи в походе и запрещении обмана доверившегося. Нарушевшего эти установления казнили, а врага монголов, оставшегося верным своему хану, щадили и принимали в свое войско. Добром считались верность и храбрость, а злом – трусость и предательство.

Все военачальники были обязаны производить смотр войск и вооружение до вступления в поход, а так же следить, чтобы у воинов было все необходимое. Если у воина не было в наличии \какой либо вещи (которой он был ранее обеспечен, но потерял ее), начальник должен был наказать его строго. Если из 10 человек один бежал с поля боя, то все они умерщвлялись, а если бежали 10 из 100, то все 100 умерщвлялись, а если бежали 100, то 1000.

При встрече с сильным противников, монголы обычно инсценировали отступление малыми силами, которое могло продолжаться несколько дней. Создавалось впечатление, что происходит беспорядочное бегство. Противник начинал преследование, но монголы неожиданно поворачивали назад и окружали врага.

Вопросы к первой группе

. Когда и где родился Чингисхан?

2. Как стал политическим деятелем?

3. Какие цели поставил перед собой?

4. Каковы результаты его политической деятельности?

Опережающее задание: характеристика личности Чингисхана.

Вторая группа «Политологи»

«Общественный строй Монгольской империи»

Чингисхан единолично управлял Монгольским государством. Его окружали везиры, знающие письменность и иностранные языки. Он разделил империю на 95 административных туменов. В каждом было по 10 тысяч воинов. Тумены в свою очередь состояли из аймаков. Каждая тысяча воинов делилась на десять сотен, сотня - на десятки. Система управления войсками начиналась с десятков. Аймаками и туменами, а также тысячами правили ближайшие родственники Чингисхана и поддерживавшие его нойоны - представители монгольской знати. В военном отношении вся Монголия и ее население подразделялись на три военно-административных улуса: Правое крыло (Барунгар), Левое крыло (Жонгар) и Центральное крыло (Кул). Эти крылья управлялись на основе деления их на вышеуказанные тумены. Основным законом государства являлась «Яса». Она состояла из двух частей. Первая часть включала в себя слова-назидания Чингисхана и конкретные, неукоснительно выполняемые условия по управлению страной. Вторая часть содержала общие законы по военным и гражданским делам и различные правила, установления по наказанию нарушителей этих законов.

По «Ясе» высшим органом государства был курултай — учредительное собрание. Он созывался раз в год в летнее время. Главным образом на нем разрабатывались планы предстоящей войны.

Третья группа «Картографы »

Первые победы монголов

Дополнительный материал для третьей группы

Итальянский путешественник Джовнни Плано о военном искусстве монголов.

Оружие же всё по меньшей мере должны иметь такое: 2 или 3 лука, или по меньшей мере один хороший, и 3 хороший колчана, полных стрелами, 1 топор и верёвки, что бы тянуть орудия. Богатые же имеют мечи, острые в конце, режущие только с одной стороны и несколько кривые; у них есть также вооружённая лошадь, прикрытая до голеней, шлемы и латы. Некоторые имеют латы, а также прикрытия для лошадей из кожи…У некоторых из них есть копья, и на шейке железа копья они имеют крюк, которым, если могут, стаскивают человека с седла…Железные наконечники стрел весьма остры и режут с обеих сторон на подобие обоюдоострого меча; и они всегда носят при колчане напильники для изощрения стрел. Железные наконечники имеют острый хвост длиною в одни палец, который вставляется в дерево. Щит сделан у них из ивовых или других прутьев…

Когда они желают пойти на войну, они отправляют вперёд передовых застрельщиков, у которых нет ничего с собой, кроме войлоков, лошадей и оружия. Они нечего не грабят, не жгут домов, не убивают зверей, а только ранят и умерщвляют людей, а если не могут иного обращают их в бегство… За ними следует войско, которое, наоборот, забирает всё, что находит; так же и людей, если их могут найти, забирают в плен или убивают…стоящие во главе войска посылают после этого глашатаев, которые должны находить людей и укрепления, и они очень искусны в розысках…

Вопросы к третьей группе

- Как итальянский путешественник описывает вооружение монголов?

- В чем была сила монгольского войска? В чем секрет военных успехов монголов?

Причины военных успехов монголов

  1. Слабость тех стран, на которые нападали монголы. И Китай и Средняя Азия находились в условиях феодальной раздробленности.

  2. Монгольское войско было многочисленным, хорошо вооруженным и организованным.

  3. Тактика монгольской конницы имела ярко выраженным наступательный характер: нанести внезапный удар, внести панику в ряды противника по частям.

  4. Вторжению обычно предшествовала разведка и дипломатическая подготовка, направленная на изоляцию противника от возможных союзников и на раздувание внутренних усобиц.

  5. Непрерывное руководство боем: монгольские ханы, темники и тысячники следили за всеми передвижениями войска, с помощью различных сигналов предавали приказы. Чтобы легче было управлять боем, отряды были в одежде определенного цвета, а лошади в отряд подбирали одной масти.

  6. Перед своими войсками монголы ставили живой щит из пленных, чтобы деморализовать противника.

  7. Жесткая дисциплина.

  8. Использование передового технического опыта и военных специалистов захваченных стран.

В результате завоевательной политики правителей Монгольской империи была создана огромная Монгольская держава.

Возвращаемся к проблемному вопросу

Учащиеся работают с текстом учебника в группе выделяют положительные и отрицательные последствия



Итог урока рефлексия

Сегодня я узнал______________________________________________



У меня получилось______________________________________________



Было трудно____________________________________________________



Д/З - выучить конспект (новые термины, даты)













Оценочный лист

Критерии оценки

Оцениваю себя сам

Оценка товарища

1. Активно работал в группе

 

 

2. Выполнял свои обязанности

 

 

3. Соблюдал культуру общения

 

 

 

++ у меня всё получилось

-+ были затруднения, но я справился

у меня не получилось работать в группе

++ у тебя всё получилось

-+ у тебя возникли затруднения,

но ты справился

- у тебя не получилось работать в группе

4.Оценка работы группы (поставить знак +)

Мы работали слаженно

и у нас всё получилось.

У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

У нас были затруднения, мы справились с помощью учитель



Цели и задачи: познакомить с особенностями образования империи Чингисхана; исследовать завоевательные походы Чингисхана; оценить историческое наследие Монгольской империи.

Планируемые результаты:

Предметные УУД: овладеть целостным представлением об историческом пути в середине XIII- XIV в.; объяснять причины возникновения Монгольской империи; оценивать последствия монгольских завоеваний и историческое наследие Монгольской империи; применять понятийный аппарат исторического знания; соотносить историческое время и историческое пространство; действия и поступки личностей в историческом пространстве; соотносить и систематизировать информацию из различных источников;

Метапредметные УУД:

Коммуникативные: организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности;

Регулятивные: формировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; составлять план действий; соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности; оценивать правильность решений учебной задачи; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; анализировать материал учебника и дополнительный материал;

Личностные УУД: формировать познавательный интерес к изучению истории, уважение к историческому наследию; оценивать исторические события и роль личности в истории; развивать навыки анализа, индивидуального и коллективного проектирования.

Оборудование: учебник, рабочий материал для работы в группах, историческая карта, мультимедийная презентация, видеоматериал.

Тип урока: урок открытия нового знания

Ход урока

Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку.

Здравствуйте ребята! У нас сегодня необычный урок, у нас в гостях преподаватели из районых школ ,……. Попрошу Вас поприветствовать уважаемых гостей и присесть на места.

Я желаю Вам хорошего настроения и увлекательного путешествия в мир истории!

Прежде чем приступить к изучению новой темы, я хочу, чтоб мы вспомнили изученный материал. Итак, повторение по теме «Культура Средневековой Европы»


Проверка домашнего задания

Рыцарский турнир (учащиеся с повышенной мотивацией 3 человека)

Тематический тест (взаимопроверка, оценка по критериям)

Мотивационно-целевой этап

Старик – отец, умирая призвал сыновей. Попросил каждого из них сломать веник. Никому не удавалось переломить туго связанный пучок веток. Тогда старик попросил детей развязать веник и переломать его ветки по одной. Это сыновья выполнили легко. И тогда отец произнес: «Только вместе вы сильны, только в единстве ваша сила. По - одиночке каждого из вас легко сломать».

Вопрос классу.

- О чем эта притча (ответы учеников)

- Тема нашего урока «Монгольская держава»

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

- На какие вопросы нам предстоит ответить? (ученики высказывают свои предположения)

План урока

  1. Образование державы Чингисхана

  2. Общественный строй монгольских племен

  3. Начало завоевательных походов Чингисхана

  4. Последствия монгольских завоеваний

Проблемный вопрос

- Какие последствия для различных стран и народов имели монгольские завоевания и образование Монгольской империи?

III Введение в новый материал

Сегодня мы узнаем как монгольская империя стала самой большой в мировой истории державой. Как начиналось образование державы Чингисхана. Какую цель преследовали монголы? Каково историческое наследие монгольской империи? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.

IV Работа по теме урока

  1. Образование державы Чингисхана

Вступительное слово учителя (электронная презентация)

В начале XIII в. в степях Центральной Азии сложилось сильное Монгольское государство, с образованием которого началась полоса монгольских завоеваний. Это повлекло за собой последствия, имевшие всемирно-историческое значение. Затронув все страны Азии и многие страны Европы, монгольские завоевания оставили глубокий след в их последующей истории, так же как и в истории самого монгольского народа.


Имя «монголы» до начала XIII в. ещё не было известно, и происхождение его до сих пор не вполне выяснено. Официально это имя было принято только после создания объединённого Монгольского государства при Чингисхане (1206—1227), когда понадобилось дать всем монгольским племенам, складывавшимся в единую народность, общее название. Оно было усвоено не сразу и самими монголами. До 50-х годов XIII в. персидские, арабские, армянские, грузинские и русские авторы именовали всех монголов по-старому — татарами.

- Работая с дополнительным материалом и текстом учебника ответьте на вопрос.

Дополнительный материал

Главным занятием монголов было скотоводство (лошади, овцы), дополнявшиеся охотой. Земледелия монголы не знали. В 12 веке у монголов шел процесс разложения родо-племенного строя и становления ранне-феодальных отношений. Выделялась родо-племенная знать – нойоны и багатуры. Их окружали дружинники- нукеры. Знать постепенно захватывала в свои руки скот и пастбища – главное богатство кочевников. Таким образом складывается тип кочевого феодализма, для которого характерно феодальная собственность не на землю, а на стада и пастбища.

Рядовые монголы работали на знатных: пасли скот, стригли овец, делали кумыс из кобыльего молока. Стремясь завести как можно больше скота, нойоны вынуждены были осваивать все новые и новые пастбища – старые истощались. Традиционные территории кочевий оказались тесны для разросшихся стад и табунов. Начались межплеменные столкновения, сопровождавшиеся истребление целых родов и обращение пленников в рабство.

В начале 13 века создаются предпосылки для объединения Монголии. Кочевое скотоводство, основное занятие народов, населявших монгольское государство, было мало продуктивным. Путь к быстрому и легкому обогащению монгольская знать видела в ограблении других стран, накопивших за свою многовековую историю большие богатства.

Вопросы к классу.

- Каковы были главные занятия монголов?

- Когда монголам удалось покорить и объединить соседние кочевые племена?

- Когда полководец Темучин был провозглашен великим ханом?

- Какова была главная задача нового правителя?

- Какая система управления была принята в Монголии в н. 13 века?

- Какие законы регламентировали правила поведения и жизнь монголов?

- Как называлась столица нового государства, где она располагалась?

Закрепление работа в группах

- Разделившись на три группы, учащиеся изучают текст учебника и дополнительный материал, выполняют опорную схему

1 группа «Библиографы» составляет психологический портрет Чингисхана (характеризует его как человека и политического деятеля)

2 группа составляет таблицу «Общественный строй монгольской империи»

3 группа анализирует причины военных успехов монголов и первые победы.



Дополнительный материал для первой группы.

Чингисхан происходил из знатного найонского рода. Он родился 1155 году. В 9 лет потерял отца. Несколько лет провел в рабстве. Вырвавшись на свободу, стал собирать вокруг себя старых соратников своего отца. Чингисхан сумел объединить большие силы и беспощадно расправиться со своими врагами. Татары были вырезаны едва ли не поголовно.

Чингисхан отличался беспощадностью и коварством в борьбе с врагами, умением стравливать между собой, лавировать, отступать, когда этого требовали обстоятельства. Он показал себя исключительно отважным воином, смелым до безрассудства. В ходе сражения Чингисхан старался сохранить как можно больше человек из улуса (удел) противника, чтобы в дальнейшем привлечь их к себе на службу.

«Среди воинственных татарских ханов по имени Темучин, отличался особой удачей в битвах, жесткостью к врагам и стремительностью в нападениях». Ему было уже 50 лет, когда ханы провозгласили великим каганом и подняли его «белом войлоке» почета в надежде, что Темучин будет исполнять желания знатнейших ханов. Но Темучин подчинил всех своей воле, разгромило и обратил в рабство непокоренные племена, а их вождей сварил живыми в котлах…Тяжелыми шагами и неуклюжими ухватками на медведя, хитростью – на лисицу, злобой – на змею, стремительностью – на барса, неутомимостью – на верблюда. Все ханы и простые воины боятся его больше пожара или грома, а если он прикажет десяти воинам напасть на тысячу врагов, то воины бросятся, не задумываясь, т.к. они верят, что победят…» (В.Г.Ян).

Подчинив себе большую часть монголов Чингисхан провел ряд реформ:

  1. Ввел десятичную систему организации общества и армии – все взрослое население делилось на тумены ( по 10 тыс. человек), каждый из которых состоял из тысяч, сотен, десятков. Во главе этих отрядов, которые действовали и в мирное время и в военное, стояли соответствующее предводители;

  2. Создал личную гвардию, окружил себя надежной охраной;

  3. Ввел управление своим личным имуществом;

  4. Дал большие преимущества своим нойнам и нукерам, освободив их от всяких налогов;

  5. Создал единый для всех монголов свод законов «Великая Яса», который регламентировал правила поведения и жизни населения.

Статьи Ясы, относящиеся к уголовному законодательству и наказанию, привлекали большее внимание историков, нежели любая другая часть кодекса. В нем главное место занимали статьи о взаимопомощи в походе и запрещении обмана доверившегося. Нарушевшего эти установления казнили, а врага монголов, оставшегося верным своему хану, щадили и принимали в свое войско. Добром считались верность и храбрость, а злом – трусость и предательство.

Все военачальники были обязаны производить смотр войск и вооружение до вступления в поход, а так же следить, чтобы у воинов было все необходимое. Если у воина не было в наличии \какой либо вещи (которой он был ранее обеспечен, но потерял ее), начальник должен был наказать его строго. Если из 10 человек один бежал с поля боя, то все они умерщвлялись, а если бежали 10 из 100, то все 100 умерщвлялись, а если бежали 100, то 1000.

При встрече с сильным противников, монголы обычно инсценировали отступление малыми силами, которое могло продолжаться несколько дней. Создавалось впечатление, что происходит беспорядочное бегство. Противник начинал преследование, но монголы неожиданно поворачивали назад и окружали врага.

Вопросы к первой группе

. Когда и где родился Чингисхан?

2. Как стал политическим деятелем?

3. Какие цели поставил перед собой?

4. Каковы результаты его политической деятельности?

Опережающее задание: характеристика личности Чингисхана.

Вторая группа «Политологи»

«Общественный строй Монгольской империи»

Чингисхан единолично управлял Монгольским государством. Его окружали везиры, знающие письменность и иностранные языки. Он разделил империю на 95 административных туменов. В каждом было по 10 тысяч воинов. Тумены в свою очередь состояли из аймаков. Каждая тысяча воинов делилась на десять сотен, сотня - на десятки. Система управления войсками начиналась с десятков. Аймаками и туменами, а также тысячами правили ближайшие родственники Чингисхана и поддерживавшие его нойоны - представители монгольской знати. В военном отношении вся Монголия и ее население подразделялись на три военно-административных улуса: Правое крыло (Барунгар), Левое крыло (Жонгар) и Центральное крыло (Кул). Эти крылья управлялись на основе деления их на вышеуказанные тумены. Основным законом государства являлась «Яса». Она состояла из двух частей. Первая часть включала в себя слова-назидания Чингисхана и конкретные, неукоснительно выполняемые условия по управлению страной. Вторая часть содержала общие законы по военным и гражданским делам и различные правила, установления по наказанию нарушителей этих законов.

По «Ясе» высшим органом государства был курултай — учредительное собрание. Он созывался раз в год в летнее время. Главным образом на нем разрабатывались планы предстоящей войны.

Третья группа «Картографы »

Первые победы монголов

Дополнительный материал для третьей группы

Итальянский путешественник Джовнни Плано о военном искусстве монголов.

Оружие же всё по меньшей мере должны иметь такое: 2 или 3 лука, или по меньшей мере один хороший, и 3 хороший колчана, полных стрелами, 1 топор и верёвки, что бы тянуть орудия. Богатые же имеют мечи, острые в конце, режущие только с одной стороны и несколько кривые; у них есть также вооружённая лошадь, прикрытая до голеней, шлемы и латы. Некоторые имеют латы, а также прикрытия для лошадей из кожи…У некоторых из них есть копья, и на шейке железа копья они имеют крюк, которым, если могут, стаскивают человека с седла…Железные наконечники стрел весьма остры и режут с обеих сторон на подобие обоюдоострого меча; и они всегда носят при колчане напильники для изощрения стрел. Железные наконечники имеют острый хвост длиною в одни палец, который вставляется в дерево. Щит сделан у них из ивовых или других прутьев…

Когда они желают пойти на войну, они отправляют вперёд передовых застрельщиков, у которых нет ничего с собой, кроме войлоков, лошадей и оружия. Они нечего не грабят, не жгут домов, не убивают зверей, а только ранят и умерщвляют людей, а если не могут иного обращают их в бегство… За ними следует войско, которое, наоборот, забирает всё, что находит; так же и людей, если их могут найти, забирают в плен или убивают…стоящие во главе войска посылают после этого глашатаев, которые должны находить людей и укрепления, и они очень искусны в розысках…

Вопросы к третьей группе

- Как итальянский путешественник описывает вооружение монголов?

- В чем была сила монгольского войска? В чем секрет военных успехов монголов?

Причины военных успехов монголов

  1. Слабость тех стран, на которые нападали монголы. И Китай и Средняя Азия находились в условиях феодальной раздробленности.

  2. Монгольское войско было многочисленным, хорошо вооруженным и организованным.

  3. Тактика монгольской конницы имела ярко выраженным наступательный характер: нанести внезапный удар, внести панику в ряды противника по частям.

  4. Вторжению обычно предшествовала разведка и дипломатическая подготовка, направленная на изоляцию противника от возможных союзников и на раздувание внутренних усобиц.

  5. Непрерывное руководство боем: монгольские ханы, темники и тысячники следили за всеми передвижениями войска, с помощью различных сигналов предавали приказы. Чтобы легче было управлять боем, отряды были в одежде определенного цвета, а лошади в отряд подбирали одной масти.

  6. Перед своими войсками монголы ставили живой щит из пленных, чтобы деморализовать противника.

  7. Жесткая дисциплина.

  8. Использование передового технического опыта и военных специалистов захваченных стран.

В результате завоевательной политики правителей Монгольской империи была создана огромная Монгольская держава.

Возвращаемся к проблемному вопросу

Учащиеся работают с текстом учебника в группе выделяют положительные и отрицательные последствия



Итог урока рефлексия

Сегодня я узнал______________________________________________



У меня получилось______________________________________________



Было трудно____________________________________________________



Д/З - параграф, выписать в словарь и выучить новые термины, заполнить сравнительную таблицу «Историческое наследие Монгольской империи»















Оценочный лист

Критерии оценки

Оцениваю себя сам

Оценка товарища

1. Активно работал в группе

 

 

2. Выполнял свои обязанности

 

 

3. Соблюдал культуру общения

 

 

 

++ у меня всё получилось

-+ были затруднения, но я справился

у меня не получилось работать в группе

++ у тебя всё получилось

-+ у тебя возникли затруднения,

но ты справился

- у тебя не получилось работать в группе

4.Оценка работы группы (поставить знак +)

Мы работали слаженно

и у нас всё получилось.

У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

У нас были затруднения, мы справились с помощью учитель






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!