Тема урока: Монгольское нашествие
Цели и задачи: познакомить с особенностями образования империи Чингисхана; исследовать завоевательные походы Чингисхана; оценить историческое наследие Монгольской империи.
Планируемые результаты:
Предметные УУД: овладеть целостным представлением об историческом пути в середине XIII- XIV в.; объяснять причины возникновения Монгольской империи; оценивать последствия монгольских завоеваний и историческое наследие Монгольской империи; применять понятийный аппарат исторического знания; соотносить историческое время и историческое пространство; действия и поступки личностей в историческом пространстве; соотносить и систематизировать информацию из различных источников;
Метапредметные УУД:
Коммуникативные: организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности;
Регулятивные: формировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; составлять план действий; соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности; оценивать правильность решений учебной задачи; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;
Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; анализировать материал учебника и дополнительный материал;
Личностные УУД: формировать познавательный интерес к изучению истории, уважение к историческому наследию; оценивать исторические события и роль личности в истории; развивать навыки анализа, индивидуального и коллективного проектирования.
Оборудование: учебник, рабочий материал для работы в группах, историческая карта, мультимедийная презентация, видеоматериал.
Тип урока: урок открытия нового знания
Ход урока
Организационный момент
Проверка готовности учащихся к уроку.
Проверка домашнего задания
Исторический диктант (взаимопроверка, оценка по критериям)
Культура Древней Руси
1. Кто такие Кирилл и Мефодий?
1. Братья, которые в IX в. на основе греческого алфавита, создали славянский алфавит: глаголицу и кириллица.
2. На чем писали в Древней Руси?
2.На пергаменте, стенах, сосудах, березовой коре, вощеных дощечках.
3. Что такое летопись?
3. Историческое произведение, в котором рассказывается о событиях и фактах представленных по годам.
4. Когда и где была создана первая библиотека в Древней Руси?
4. В 1037 г. в Софийском соборе
5. Кто был автором произведения «Слово о законе и благодати»?
5. Митрополит Илларион.
6. Во времена какого князя была построена Десятинная церковь в Киеве?
6. Владимира Великого.
7. В каком году была открыта первая школа в Киеве?
7. В 988 г.
8. Где существовала иконописная мастерская, в которой работал известный художник Алимпий?
8. В Киево-Печерском монастыре
9. В какой церкви находится фигура Божьей Матери — Оранты, выполненной в мозаике?
9. В Софийском соборе
10. Какие памятники архитектуры времен Древней Руси вам известны?
10. Десятинная церковь, Софийский собор, Золотые ворота, дворец княгини Ольги и др.
11. Во времена какого князя был построен Софийский собор в Киеве?
11. Ярослава Мудрого.
12. Что такое фреска?
12.Картина, написанная специальными красками на сырой штукатур
13. Кто занимался переписыванием книг в Древней Руси?
13. Профессиональные писцы (переписчики) — монахи.
14. Что вам известно об «Остромировом Евангелии»?
14. Это самая древняя книга, сохранившаяся до наших дней. Создали ее в Киеве по заказу новгородского посадника Остромира в 1056-1057 гг.
15. Как вы понимаете выражение переписчика книг: «Как радуется жених своей невесте, так радуется писец, когда увидит последний лист»?
15. Переписыванием книг занимались монахи, их работа была тяжелой, длилась годами и поэтому, заканчивая переписывания, они очень радовались.
16. Кто такие скоморохи?
16. Странствующие актеры.
17. Какие музыкальные инструменты времен Древней Руси вам известны?
17. Гусли, бубны, дудки.
Мотивационно-целевой этап
Старик – отец, умирая призвал сыновей. Попросил каждого из них сломать веник. Никому не удавалось переломить туго связанный пучок веток. Тогда старик попросил детей развязать веник и переломать его ветки по одной. Это сыновья выполнили легко. И тогда отец произнес: «Только вместе вы сильны, только в единстве ваша сила. По - одиночке каждого из вас легко сломать».
Вопрос классу.
- О чем эта притча (ответы учеников)
- Тема нашего урока «Монгольское нашествие»
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить?
- На какие вопросы нам предстоит ответить? (ученики высказывают свои предположения)
План урока
Образование державы Чингисхана
Общественный строй монгольских племен
Начало завоевательных походов Чингисхана
Последствия монгольских завоеваний
Проблемный вопрос
- Какие последствия для различных стран и народов имели монгольские завоевания и образование Монгольской империи?
III Введение в новый материал
Сегодня мы узнаем как монгольская империя стала самой большой в мировой истории державой. Как начиналось образование державы Чингисхана. Какую цель преследовали монголы? Каково историческое наследие монгольской империи? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.
IV Работа по теме урока
Образование державы Чингисхана
Вступительное слово учителя (электронная презентация)
В начале XIII в. в степях Центральной Азии сложилось сильное Монгольское государство, с образованием которого началась полоса монгольских завоеваний. Это повлекло за собой последствия, имевшие всемирно-историческое значение. Затронув все страны Азии и многие страны Европы, монгольские завоевания оставили глубокий след в их последующей истории, так же как и в истории самого монгольского народа.
Имя «монголы» до начала XIII в. ещё не было известно, и происхождение его до сих пор не вполне выяснено. Официально это имя было принято только после создания объединённого Монгольского государства при Чингисхане (1206—1227), когда понадобилось дать всем монгольским племенам, складывавшимся в единую народность, общее название. Оно было усвоено не сразу и самими монголами. До 50-х годов XIII в. персидские, арабские, армянские, грузинские и русские авторы именовали всех монголов по-старому — татарами.
- Работая с дополнительным материалом и текстом учебника ответьте на вопрос.
Дополнительный материал
Главным занятием монголов было скотоводство (лошади, овцы), дополнявшиеся охотой. Земледелия монголы не знали. В 12 веке у монголов шел процесс разложения родо-племенного строя и становления ранне-феодальных отношений. Выделялась родо-племенная знать – нойоны и багатуры. Их окружали дружинники- нукеры. Знать постепенно захватывала в свои руки скот и пастбища – главное богатство кочевников. Таким образом складывается тип кочевого феодализма, для которого характерно феодальная собственность не на землю, а на стада и пастбища.
Рядовые монголы работали на знатных: пасли скот, стригли овец, делали кумыс из кобыльего молока. Стремясь завести как можно больше скота, нойоны вынуждены были осваивать все новые и новые пастбища – старые истощались. Традиционные территории кочевий оказались тесны для разросшихся стад и табунов. Начались межплеменные столкновения, сопровождавшиеся истребление целых родов и обращение пленников в рабство.
В начале 13 века создаются предпосылки для объединения Монголии. Кочевое скотоводство, основное занятие народов, населявших монгольское государство, было мало продуктивным. Путь к быстрому и легкому обогащению монгольская знать видела в ограблении других стран, накопивших за свою многовековую историю большие богатства.
Вопросы к классу.
- Каковы были главные занятия монголов?
- Когда монголам удалось покорить и объединить соседние кочевые племена?
- Когда полководец Темучин был провозглашен великим ханом?
- Какова была главная задача нового правителя?
- Какая система управления была принята в Монголии в н. 13 века?
- Какие законы регламентировали правила поведения и жизнь монголов?
- Как называлась столица нового государства, где она располагалась?
Закрепление работа в группах
- Разделившись на три группы, учащиеся изучают текст учебника и дополнительный материал, выполняют опорную схему
1 группа «Библиографы» составляет психологический портрет Чингисхана (характеризует его как человека и политического деятеля)
2 группа составляет таблицу «Общественный строй монгольской империи»
3 группа анализирует причины военных успехов монголов и первые победы.
Дополнительный материал для первой группы.
Чингисхан происходил из знатного найонского рода. Он родился 1155 году. В 9 лет потерял отца. Несколько лет провел в рабстве. Вырвавшись на свободу, стал собирать вокруг себя старых соратников своего отца. Чингисхан сумел объединить большие силы и беспощадно расправиться со своими врагами. Татары были вырезаны едва ли не поголовно.
Чингисхан отличался беспощадностью и коварством в борьбе с врагами, умением стравливать между собой, лавировать, отступать, когда этого требовали обстоятельства. Он показал себя исключительно отважным воином, смелым до безрассудства. В ходе сражения Чингисхан старался сохранить как можно больше человек из улуса (удел) противника, чтобы в дальнейшем привлечь их к себе на службу.
«Среди воинственных татарских ханов по имени Темучин, отличался особой удачей в битвах, жесткостью к врагам и стремительностью в нападениях». Ему было уже 50 лет, когда ханы провозгласили великим каганом и подняли его «белом войлоке» почета в надежде, что Темучин будет исполнять желания знатнейших ханов. Но Темучин подчинил всех своей воле, разгромило и обратил в рабство непокоренные племена, а их вождей сварил живыми в котлах…Тяжелыми шагами и неуклюжими ухватками на медведя, хитростью – на лисицу, злобой – на змею, стремительностью – на барса, неутомимостью – на верблюда. Все ханы и простые воины боятся его больше пожара или грома, а если он прикажет десяти воинам напасть на тысячу врагов, то воины бросятся, не задумываясь, т.к. они верят, что победят…» (В.Г.Ян).
Подчинив себе большую часть монголов Чингисхан провел ряд реформ:
Ввел десятичную систему организации общества и армии – все взрослое население делилось на тумены ( по 10 тыс. человек), каждый из которых состоял из тысяч, сотен, десятков. Во главе этих отрядов, которые действовали и в мирное время и в военное, стояли соответствующее предводители;
Создал личную гвардию, окружил себя надежной охраной;
Ввел управление своим личным имуществом;
Дал большие преимущества своим нойнам и нукерам, освободив их от всяких налогов;
Создал единый для всех монголов свод законов «Великая Яса», который регламентировал правила поведения и жизни населения.
Статьи Ясы, относящиеся к уголовному законодательству и наказанию, привлекали большее внимание историков, нежели любая другая часть кодекса. В нем главное место занимали статьи о взаимопомощи в походе и запрещении обмана доверившегося. Нарушевшего эти установления казнили, а врага монголов, оставшегося верным своему хану, щадили и принимали в свое войско. Добром считались верность и храбрость, а злом – трусость и предательство.
Все военачальники были обязаны производить смотр войск и вооружение до вступления в поход, а так же следить, чтобы у воинов было все необходимое. Если у воина не было в наличии \какой либо вещи (которой он был ранее обеспечен, но потерял ее), начальник должен был наказать его строго. Если из 10 человек один бежал с поля боя, то все они умерщвлялись, а если бежали 10 из 100, то все 100 умерщвлялись, а если бежали 100, то 1000.
При встрече с сильным противников, монголы обычно инсценировали отступление малыми силами, которое могло продолжаться несколько дней. Создавалось впечатление, что происходит беспорядочное бегство. Противник начинал преследование, но монголы неожиданно поворачивали назад и окружали врага.
Вопросы к первой группе
. Когда и где родился Чингисхан?
2. Как стал политическим деятелем?
3. Какие цели поставил перед собой?
4. Каковы результаты его политической деятельности?
Опережающее задание: характеристика личности Чингисхана.
Вторая группа «Политологи»
«Общественный строй Монгольской империи»
Чингисхан единолично управлял Монгольским государством. Его окружали везиры, знающие письменность и иностранные языки. Он разделил империю на 95 административных туменов. В каждом было по 10 тысяч воинов. Тумены в свою очередь состояли из аймаков. Каждая тысяча воинов делилась на десять сотен, сотня - на десятки. Система управления войсками начиналась с десятков. Аймаками и туменами, а также тысячами правили ближайшие родственники Чингисхана и поддерживавшие его нойоны - представители монгольской знати. В военном отношении вся Монголия и ее население подразделялись на три военно-административных улуса: Правое крыло (Барунгар), Левое крыло (Жонгар) и Центральное крыло (Кул). Эти крылья управлялись на основе деления их на вышеуказанные тумены. Основным законом государства являлась «Яса». Она состояла из двух частей. Первая часть включала в себя слова-назидания Чингисхана и конкретные, неукоснительно выполняемые условия по управлению страной. Вторая часть содержала общие законы по военным и гражданским делам и различные правила, установления по наказанию нарушителей этих законов.
По «Ясе» высшим органом государства был курултай — учредительное собрание. Он созывался раз в год в летнее время. Главным образом на нем разрабатывались планы предстоящей войны.
Третья группа «Картографы »
Первые победы монголов
Дополнительный материал для третьей группы
Итальянский путешественник Джовнни Плано о военном искусстве монголов.
Оружие же всё по меньшей мере должны иметь такое: 2 или 3 лука, или по меньшей мере один хороший, и 3 хороший колчана, полных стрелами, 1 топор и верёвки, что бы тянуть орудия. Богатые же имеют мечи, острые в конце, режущие только с одной стороны и несколько кривые; у них есть также вооружённая лошадь, прикрытая до голеней, шлемы и латы. Некоторые имеют латы, а также прикрытия для лошадей из кожи…У некоторых из них есть копья, и на шейке железа копья они имеют крюк, которым, если могут, стаскивают человека с седла…Железные наконечники стрел весьма остры и режут с обеих сторон на подобие обоюдоострого меча; и они всегда носят при колчане напильники для изощрения стрел. Железные наконечники имеют острый хвост длиною в одни палец, который вставляется в дерево. Щит сделан у них из ивовых или других прутьев…
Когда они желают пойти на войну, они отправляют вперёд передовых застрельщиков, у которых нет ничего с собой, кроме войлоков, лошадей и оружия. Они нечего не грабят, не жгут домов, не убивают зверей, а только ранят и умерщвляют людей, а если не могут иного обращают их в бегство… За ними следует войско, которое, наоборот, забирает всё, что находит; так же и людей, если их могут найти, забирают в плен или убивают…стоящие во главе войска посылают после этого глашатаев, которые должны находить людей и укрепления, и они очень искусны в розысках…
Вопросы к третьей группе
- Как итальянский путешественник описывает вооружение монголов?
- В чем была сила монгольского войска? В чем секрет военных успехов монголов?
Причины военных успехов монголов
Слабость тех стран, на которые нападали монголы. И Китай и Средняя Азия находились в условиях феодальной раздробленности.
Монгольское войско было многочисленным, хорошо вооруженным и организованным.
Тактика монгольской конницы имела ярко выраженным наступательный характер: нанести внезапный удар, внести панику в ряды противника по частям.
Вторжению обычно предшествовала разведка и дипломатическая подготовка, направленная на изоляцию противника от возможных союзников и на раздувание внутренних усобиц.
Непрерывное руководство боем: монгольские ханы, темники и тысячники следили за всеми передвижениями войска, с помощью различных сигналов предавали приказы. Чтобы легче было управлять боем, отряды были в одежде определенного цвета, а лошади в отряд подбирали одной масти.
Перед своими войсками монголы ставили живой щит из пленных, чтобы деморализовать противника.
Жесткая дисциплина.
Использование передового технического опыта и военных специалистов захваченных стран.
В результате завоевательной политики правителей Монгольской империи была создана огромная Монгольская держава.
Возвращаемся к проблемному вопросу
Учащиеся работают с текстом учебника в группе выделяют положительные и отрицательные последствия
Итог урока рефлексия
Сегодня я узнал______________________________________________
У меня получилось______________________________________________
Было трудно____________________________________________________
Д/З - выучить конспект (новые термины, даты)
Оценочный лист
Критерии оценки | Оцениваю себя сам | Оценка товарища |
1. Активно работал в группе | | |
2. Выполнял свои обязанности | | |
3. Соблюдал культуру общения | | |
| ++ у меня всё получилось -+ были затруднения, но я справился - у меня не получилось работать в группе | ++ у тебя всё получилось -+ у тебя возникли затруднения, но ты справился - у тебя не получилось работать в группе |
4.Оценка работы группы (поставить знак +) |
Мы работали слаженно и у нас всё получилось. | У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно. | У нас были затруднения, мы справились с помощью учитель |
Цели и задачи: познакомить с особенностями образования империи Чингисхана; исследовать завоевательные походы Чингисхана; оценить историческое наследие Монгольской империи.
Планируемые результаты:
Предметные УУД: овладеть целостным представлением об историческом пути в середине XIII- XIV в.; объяснять причины возникновения Монгольской империи; оценивать последствия монгольских завоеваний и историческое наследие Монгольской империи; применять понятийный аппарат исторического знания; соотносить историческое время и историческое пространство; действия и поступки личностей в историческом пространстве; соотносить и систематизировать информацию из различных источников;
Метапредметные УУД:
Коммуникативные: организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности;
Регулятивные: формировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; составлять план действий; соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности; оценивать правильность решений учебной задачи; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;
Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; анализировать материал учебника и дополнительный материал;
Личностные УУД: формировать познавательный интерес к изучению истории, уважение к историческому наследию; оценивать исторические события и роль личности в истории; развивать навыки анализа, индивидуального и коллективного проектирования.
Оборудование: учебник, рабочий материал для работы в группах, историческая карта, мультимедийная презентация, видеоматериал.
Тип урока: урок открытия нового знания
Ход урока
Организационный момент
Проверка готовности учащихся к уроку.
Здравствуйте ребята! У нас сегодня необычный урок, у нас в гостях преподаватели из районых школ ,……. Попрошу Вас поприветствовать уважаемых гостей и присесть на места.
Я желаю Вам хорошего настроения и увлекательного путешествия в мир истории!
Прежде чем приступить к изучению новой темы, я хочу, чтоб мы вспомнили изученный материал. Итак, повторение по теме «Культура Средневековой Европы»
Проверка домашнего задания
Рыцарский турнир (учащиеся с повышенной мотивацией 3 человека)
Тематический тест (взаимопроверка, оценка по критериям)
Мотивационно-целевой этап
Старик – отец, умирая призвал сыновей. Попросил каждого из них сломать веник. Никому не удавалось переломить туго связанный пучок веток. Тогда старик попросил детей развязать веник и переломать его ветки по одной. Это сыновья выполнили легко. И тогда отец произнес: «Только вместе вы сильны, только в единстве ваша сила. По - одиночке каждого из вас легко сломать».
Вопрос классу.
- О чем эта притча (ответы учеников)
- Тема нашего урока «Монгольская держава»
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить?
- На какие вопросы нам предстоит ответить? (ученики высказывают свои предположения)
План урока
Образование державы Чингисхана
Общественный строй монгольских племен
Начало завоевательных походов Чингисхана
Последствия монгольских завоеваний
Проблемный вопрос
- Какие последствия для различных стран и народов имели монгольские завоевания и образование Монгольской империи?
III Введение в новый материал
Сегодня мы узнаем как монгольская империя стала самой большой в мировой истории державой. Как начиналось образование державы Чингисхана. Какую цель преследовали монголы? Каково историческое наследие монгольской империи? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.
IV Работа по теме урока
Образование державы Чингисхана
Вступительное слово учителя (электронная презентация)
В начале XIII в. в степях Центральной Азии сложилось сильное Монгольское государство, с образованием которого началась полоса монгольских завоеваний. Это повлекло за собой последствия, имевшие всемирно-историческое значение. Затронув все страны Азии и многие страны Европы, монгольские завоевания оставили глубокий след в их последующей истории, так же как и в истории самого монгольского народа.
Имя «монголы» до начала XIII в. ещё не было известно, и происхождение его до сих пор не вполне выяснено. Официально это имя было принято только после создания объединённого Монгольского государства при Чингисхане (1206—1227), когда понадобилось дать всем монгольским племенам, складывавшимся в единую народность, общее название. Оно было усвоено не сразу и самими монголами. До 50-х годов XIII в. персидские, арабские, армянские, грузинские и русские авторы именовали всех монголов по-старому — татарами.
- Работая с дополнительным материалом и текстом учебника ответьте на вопрос.
Дополнительный материал
Главным занятием монголов было скотоводство (лошади, овцы), дополнявшиеся охотой. Земледелия монголы не знали. В 12 веке у монголов шел процесс разложения родо-племенного строя и становления ранне-феодальных отношений. Выделялась родо-племенная знать – нойоны и багатуры. Их окружали дружинники- нукеры. Знать постепенно захватывала в свои руки скот и пастбища – главное богатство кочевников. Таким образом складывается тип кочевого феодализма, для которого характерно феодальная собственность не на землю, а на стада и пастбища.
Рядовые монголы работали на знатных: пасли скот, стригли овец, делали кумыс из кобыльего молока. Стремясь завести как можно больше скота, нойоны вынуждены были осваивать все новые и новые пастбища – старые истощались. Традиционные территории кочевий оказались тесны для разросшихся стад и табунов. Начались межплеменные столкновения, сопровождавшиеся истребление целых родов и обращение пленников в рабство.
В начале 13 века создаются предпосылки для объединения Монголии. Кочевое скотоводство, основное занятие народов, населявших монгольское государство, было мало продуктивным. Путь к быстрому и легкому обогащению монгольская знать видела в ограблении других стран, накопивших за свою многовековую историю большие богатства.
Вопросы к классу.
- Каковы были главные занятия монголов?
- Когда монголам удалось покорить и объединить соседние кочевые племена?
- Когда полководец Темучин был провозглашен великим ханом?
- Какова была главная задача нового правителя?
- Какая система управления была принята в Монголии в н. 13 века?
- Какие законы регламентировали правила поведения и жизнь монголов?
- Как называлась столица нового государства, где она располагалась?
Закрепление работа в группах
- Разделившись на три группы, учащиеся изучают текст учебника и дополнительный материал, выполняют опорную схему
1 группа «Библиографы» составляет психологический портрет Чингисхана (характеризует его как человека и политического деятеля)
2 группа составляет таблицу «Общественный строй монгольской империи»
3 группа анализирует причины военных успехов монголов и первые победы.
Дополнительный материал для первой группы.
Чингисхан происходил из знатного найонского рода. Он родился 1155 году. В 9 лет потерял отца. Несколько лет провел в рабстве. Вырвавшись на свободу, стал собирать вокруг себя старых соратников своего отца. Чингисхан сумел объединить большие силы и беспощадно расправиться со своими врагами. Татары были вырезаны едва ли не поголовно.
Чингисхан отличался беспощадностью и коварством в борьбе с врагами, умением стравливать между собой, лавировать, отступать, когда этого требовали обстоятельства. Он показал себя исключительно отважным воином, смелым до безрассудства. В ходе сражения Чингисхан старался сохранить как можно больше человек из улуса (удел) противника, чтобы в дальнейшем привлечь их к себе на службу.
«Среди воинственных татарских ханов по имени Темучин, отличался особой удачей в битвах, жесткостью к врагам и стремительностью в нападениях». Ему было уже 50 лет, когда ханы провозгласили великим каганом и подняли его «белом войлоке» почета в надежде, что Темучин будет исполнять желания знатнейших ханов. Но Темучин подчинил всех своей воле, разгромило и обратил в рабство непокоренные племена, а их вождей сварил живыми в котлах…Тяжелыми шагами и неуклюжими ухватками на медведя, хитростью – на лисицу, злобой – на змею, стремительностью – на барса, неутомимостью – на верблюда. Все ханы и простые воины боятся его больше пожара или грома, а если он прикажет десяти воинам напасть на тысячу врагов, то воины бросятся, не задумываясь, т.к. они верят, что победят…» (В.Г.Ян).
Подчинив себе большую часть монголов Чингисхан провел ряд реформ:
Ввел десятичную систему организации общества и армии – все взрослое население делилось на тумены ( по 10 тыс. человек), каждый из которых состоял из тысяч, сотен, десятков. Во главе этих отрядов, которые действовали и в мирное время и в военное, стояли соответствующее предводители;
Создал личную гвардию, окружил себя надежной охраной;
Ввел управление своим личным имуществом;
Дал большие преимущества своим нойнам и нукерам, освободив их от всяких налогов;
Создал единый для всех монголов свод законов «Великая Яса», который регламентировал правила поведения и жизни населения.
Статьи Ясы, относящиеся к уголовному законодательству и наказанию, привлекали большее внимание историков, нежели любая другая часть кодекса. В нем главное место занимали статьи о взаимопомощи в походе и запрещении обмана доверившегося. Нарушевшего эти установления казнили, а врага монголов, оставшегося верным своему хану, щадили и принимали в свое войско. Добром считались верность и храбрость, а злом – трусость и предательство.
Все военачальники были обязаны производить смотр войск и вооружение до вступления в поход, а так же следить, чтобы у воинов было все необходимое. Если у воина не было в наличии \какой либо вещи (которой он был ранее обеспечен, но потерял ее), начальник должен был наказать его строго. Если из 10 человек один бежал с поля боя, то все они умерщвлялись, а если бежали 10 из 100, то все 100 умерщвлялись, а если бежали 100, то 1000.
При встрече с сильным противников, монголы обычно инсценировали отступление малыми силами, которое могло продолжаться несколько дней. Создавалось впечатление, что происходит беспорядочное бегство. Противник начинал преследование, но монголы неожиданно поворачивали назад и окружали врага.
Вопросы к первой группе
. Когда и где родился Чингисхан?
2. Как стал политическим деятелем?
3. Какие цели поставил перед собой?
4. Каковы результаты его политической деятельности?
Опережающее задание: характеристика личности Чингисхана.
Вторая группа «Политологи»
«Общественный строй Монгольской империи»
Чингисхан единолично управлял Монгольским государством. Его окружали везиры, знающие письменность и иностранные языки. Он разделил империю на 95 административных туменов. В каждом было по 10 тысяч воинов. Тумены в свою очередь состояли из аймаков. Каждая тысяча воинов делилась на десять сотен, сотня - на десятки. Система управления войсками начиналась с десятков. Аймаками и туменами, а также тысячами правили ближайшие родственники Чингисхана и поддерживавшие его нойоны - представители монгольской знати. В военном отношении вся Монголия и ее население подразделялись на три военно-административных улуса: Правое крыло (Барунгар), Левое крыло (Жонгар) и Центральное крыло (Кул). Эти крылья управлялись на основе деления их на вышеуказанные тумены. Основным законом государства являлась «Яса». Она состояла из двух частей. Первая часть включала в себя слова-назидания Чингисхана и конкретные, неукоснительно выполняемые условия по управлению страной. Вторая часть содержала общие законы по военным и гражданским делам и различные правила, установления по наказанию нарушителей этих законов.
По «Ясе» высшим органом государства был курултай — учредительное собрание. Он созывался раз в год в летнее время. Главным образом на нем разрабатывались планы предстоящей войны.
Третья группа «Картографы »
Первые победы монголов
Дополнительный материал для третьей группы
Итальянский путешественник Джовнни Плано о военном искусстве монголов.
Оружие же всё по меньшей мере должны иметь такое: 2 или 3 лука, или по меньшей мере один хороший, и 3 хороший колчана, полных стрелами, 1 топор и верёвки, что бы тянуть орудия. Богатые же имеют мечи, острые в конце, режущие только с одной стороны и несколько кривые; у них есть также вооружённая лошадь, прикрытая до голеней, шлемы и латы. Некоторые имеют латы, а также прикрытия для лошадей из кожи…У некоторых из них есть копья, и на шейке железа копья они имеют крюк, которым, если могут, стаскивают человека с седла…Железные наконечники стрел весьма остры и режут с обеих сторон на подобие обоюдоострого меча; и они всегда носят при колчане напильники для изощрения стрел. Железные наконечники имеют острый хвост длиною в одни палец, который вставляется в дерево. Щит сделан у них из ивовых или других прутьев…
Когда они желают пойти на войну, они отправляют вперёд передовых застрельщиков, у которых нет ничего с собой, кроме войлоков, лошадей и оружия. Они нечего не грабят, не жгут домов, не убивают зверей, а только ранят и умерщвляют людей, а если не могут иного обращают их в бегство… За ними следует войско, которое, наоборот, забирает всё, что находит; так же и людей, если их могут найти, забирают в плен или убивают…стоящие во главе войска посылают после этого глашатаев, которые должны находить людей и укрепления, и они очень искусны в розысках…
Вопросы к третьей группе
- Как итальянский путешественник описывает вооружение монголов?
- В чем была сила монгольского войска? В чем секрет военных успехов монголов?
Причины военных успехов монголов
Слабость тех стран, на которые нападали монголы. И Китай и Средняя Азия находились в условиях феодальной раздробленности.
Монгольское войско было многочисленным, хорошо вооруженным и организованным.
Тактика монгольской конницы имела ярко выраженным наступательный характер: нанести внезапный удар, внести панику в ряды противника по частям.
Вторжению обычно предшествовала разведка и дипломатическая подготовка, направленная на изоляцию противника от возможных союзников и на раздувание внутренних усобиц.
Непрерывное руководство боем: монгольские ханы, темники и тысячники следили за всеми передвижениями войска, с помощью различных сигналов предавали приказы. Чтобы легче было управлять боем, отряды были в одежде определенного цвета, а лошади в отряд подбирали одной масти.
Перед своими войсками монголы ставили живой щит из пленных, чтобы деморализовать противника.
Жесткая дисциплина.
Использование передового технического опыта и военных специалистов захваченных стран.
В результате завоевательной политики правителей Монгольской империи была создана огромная Монгольская держава.
Возвращаемся к проблемному вопросу
Учащиеся работают с текстом учебника в группе выделяют положительные и отрицательные последствия
Итог урока рефлексия
Сегодня я узнал______________________________________________
У меня получилось______________________________________________
Было трудно____________________________________________________
Д/З - параграф, выписать в словарь и выучить новые термины, заполнить сравнительную таблицу «Историческое наследие Монгольской империи»
Оценочный лист
Критерии оценки | Оцениваю себя сам | Оценка товарища |
1. Активно работал в группе | | |
2. Выполнял свои обязанности | | |
3. Соблюдал культуру общения | | |
| ++ у меня всё получилось -+ были затруднения, но я справился - у меня не получилось работать в группе | ++ у тебя всё получилось -+ у тебя возникли затруднения, но ты справился - у тебя не получилось работать в группе |
4.Оценка работы группы (поставить знак +) |
Мы работали слаженно и у нас всё получилось. | У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно. | У нас были затруднения, мы справились с помощью учитель |