СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МОНИЧ И. В. " Рабочая тетрадь. Русский язык. 8 класс" (часть 2)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Книга МОНИЧ И. В. " Рабочая тетрадь. Русский язык. 8 класс" (часть 2)  содержит разноуровневые задания по темам "Однородные члены предложения", "Обособленные члены предложения", "Обращения", "Вводные слова", зачётные и контрольные работы в конце года.

Просмотр содержимого документа
«МОНИЧ И. В. " Рабочая тетрадь. Русский язык. 8 класс" (часть 2)»


М онич И. В. Русский язык: 8-й кл.: Рабочая тетр. В 2 ч. Ч. 2: Пособие /И. В. Монич. — Мн.: Лимариус, 2003. — 64 с.

Рекомендовано Центром учебной книги и средств обучения Национального института образования

Рецензенты: заместитель декана филологического факультета БГУ Е. Е. Долбик; заместитель начальника управления учебно-методической работы УО «Академия последипломного образования» 3. Н. Булахова



ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при обобщающих словах


1 (II). Составьте схемы простых предложений с однород­ными членами и схемы сложных предложений. Подчеркните грамматические основы предложений, расставьте знаки пре­пинания.

Жили на земле в ст__рину одни люди (не)проходимые леса окружали с трёх стороя таборы этих людей, а с четвёртой была стена.

Но вот однажды явились откуда(то) и(н, нн)ые плем__на и прогнали прежние (в) глубь леса.

Тогда стали плакать ж__ны и дети а отц__ задумались и впали в тоску.

Люди ослабли от дум и трусливые сл__ва стали слышны в лесу.

Страх р дился среди людей ск__вал им крепкие руки.

Уже х__тели они идти к вр__гу и пр__нести ему в дар волю свою.

2 (Ш). В данные предложения вставьте однородные определения. Расставьте знаки препинания.

1) Сквозь чистую ___воду видны были обтёсан(нн)ые ___ камешки.

2) Полная __ тишина заставляла напрягать слух.

3) Сырой __ ветер проникал сквозь одежду.


3 (III). В данные предложения вставьте неоднородные определения.

1) Широкий ___ пляж( ) т__нулся (в)доль моря.

2) Бледная луна осв__щала окрес( ) ность.

3) Ветхая ___ б__седка стояла над обрывом.

4 (III). Подчеркните однородные члены, укажите, ка­кими членами предложения они являются. Расставьте зна­ки препинания, составьте схемы однородных членов.

  1. Он любил степи и широкие реки и дремучие леса свое родины...

  2. Татьяна верила пр__даньям простонародной ст рины и снам и карточным гаданьям и предск__заниям луны.

3)Петра I и стр__льцов и ц__ревну Софью и уд__лых пок__рителей Сибири и самих сибиряков увидите вы на к ртинах Сурикова.

4) И жизнью своей и смертью своими книгами и письмами Сент-Экзюпери сумел о многом ра(с,сс)казать людям.

5 (IV). Дополните данные словосочетания прилагатель­ными, характеризующими всё словосочетание в целом.

Народная песня – русская народная песня.

Бальные танцы —

Музыкальные вечера —

Грациозные движения —

Составьте с полученными словосочетаниями 4 предложения.

Запомните!

и так и сяк

и смех и грех

ни два ни полтора

ни жив ни мёртв

ни конца ни края

ни слуху ни духу

ни ответа ни привета

и стар и млад

ни свет ни заря

ни рыба ни мясо

ни шатко ни валко

ни дать ни взять

ни с того ни с сего

ни нашим ни вашим

Обобщающие слова при однородных членах предложения

6 (П). Расставьте знаки препинания, вставьте буквы, составьте схемы пунктуац. правил.

1) Нас пор__жала пр рода этого края море горы реки леса.

2) (По)всюду в__днелись следы человеческого труд вспаха(н, нн)ые поля ухоже(н, нн)ые сады пр__красные д_роги.

3) Вся пр__рода и лес и вода и п__чальные х лмы г__рят точно б__гровым заревом.

4) Шум д__ждя х__лодный ветер северные тучи все эти признаки поз__ней осени нав__вали т__ску.

7. (III). Придумайте предложения, соответствующие схемам.

8. (III). Расставьте знаки препинания в следующих пред­ложениях. Подчеркните однородные члены и обобщающие слова как члены предложения. Составьте схемы.

1) Д__леко тянут( )ся ма(с, сс)ивы (не)тронутых хвойных л__сов еловых пихтовых сосновых.

  1. И всё это и река и прутья верболоза и этот мальчик на­поминало мне д__лёкие дни.

  2. В очерке „Лес и степь" Тургенев рисует к__ртины пр роды ра(н, нн)ее весе(н, нн)ее утро июл__скую гр__зу лес летом и поз_ней осенью.

4) Лучшие п__сатели а именно Пушкин Гоголь Тургенев Толстой много поработали над созданием русского литературного языка.

5) (Ни) вой пурги (ни) грохот л__мающихся (во)круг ледя(н, нн)ых п__лей ни ж__стские морозы (ни) дли(н, нн)ые п__лярные ночи (ни)что (не) могло сломить юлю ю(н, нн)ых п__триотов.

9 (III). Расставьте знаки препинания, вставьте про­пущенные буквы.

1) Обращат__ся с языком (кое)как значит и мыслить (кое)как (не)точно пр__близительно (не)верно.

2) Старый дуб млел в лучах вечернего со__нца. (Н__) корявых пальц__в (н ) б__ляч__к (н__)старого (н__) доверия и горя (н__) чего (не) было видно. (Л. Толстой)

3) Всё это звуки и запахи тучи и люди было стра(н, нн)о красиво и грус__но к__залось началом чудной сказки. (М.Горький)

10. Контрольная работа

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки пре­пинания.

В истори__ ру(с, сс)кой ж__вописи сохр__нились им на пр__красных художников пейзажистов Саврасова Васильева Куинджи Левитана. Один из лучших художников этого жанра Шишкин. Ру(с, сс)кая пр__рода основная тема его творчества. В св__их к__ртинах он во__п__вал р__дную землю её свежее дыхание (не) обозримые пр__сторы и б__гатства. Цв тущие п__ля с с__новые рощи л__сные дали пап__ротник в л__су ручей в л__сной чаще всё это бли__ко и дорого сер__цу художника. Широко извес ны многие его к ртины. С__сновый бор Л__сная глуш__ Рож__ Среди д__лины ровныя На севере диком Корабельная роща.

Утро в с сновом л__су одна из лучших к__ртин художника. Он писал ру(с, сс)кую пр роду летом и зимой весной и осенью на восходе со__нца в яркий (пол)день и при закате в разные времена года в различные часы дня. Всё обыкнове(н, нн)ое дерево старый пень п левые цв__ты пр__влекало вн мание художника. Во всём умел он нах дить кр__соту в тумане над р__кой в л__сной п__лянке в ч__ще леса. Смотриш__ на его к ртины и вдруг (как) будто (с)нов__ находиш ся среди р__дной пр__роды у знакомой реч__ки в р_дном л__су в поле. К__ртины Шишкина ш__роко извес__ны как в Ро(с, сс)ии так и за рубежом.

Выпишите 5 словосочетаний, укажите вид подчини­тельной связи.

Разбор слов по составу Пейзажистов, писал, сосновые.

Фонетический разбор Яркий.


Обособленные члены со значением добавочного сказуемого

11 (П). Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

  1. Вдруг на яркой полосе пересекающей пол промелькнула тень. (М. Лермонтов)

  2. Утомле(н, нн)ый ходьбой по болотам забрел я в сарай и заснул глубоко. (И.Тургенев)

  3. Весь взъероше(н, нн)ый и выпачка(н, нн)ый красками он (Берсенев) стоял перед затянутым холстом.

  1. Утомле(н, нн)ый новыми впечатлениями я заснул ра(н, нн)ее обыкнове(н, нн)ого. (С. Аксаков)

  2. Подбадриваемая ударами плети лошадь храпя и фыркая неровными напряже(н, нн)ыми прыжками рвалась вперед. (Ф. Тютчев)

Расставьте недостающие знаки препинания.

  1. Была белая ночь облачная и тихая (В. Вересаев)

  2. Её вопросы громкие и ясные как будто разбудили людей. (М. Горький)

  1. Усталые и продрогшие мы вяло тянулись по раскисшей дороге. (В.Вересаев)

  2. Встряхивая кудрями он расправлял плечи, выгибал грудь и дерзко прищурив глаза смотрел на братьев на невестку. (М. Горький)

5. Тарантас въехав во двор шурша колёсами по крапиве оста­новился перед крыльцом. (И. Тургенев)

12 (Ш). Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте знаки препинания. Графически выделите обособленные определения.

1) Деньги (из)редк получаемые несчас ным за какое (либо) стихотворение стоившее ему (полу)годовой работы обыкновенно ра хватывали заимодавц__ и он (с)нов__ нуждался в самом (не)обходимом. 2) Этот проце(с, сс) пр__влёкший многочисле__ое стечение народа в тот город долго длился. 3) Дорога т__нулась между скал поросших мхом. 4) Тогда только мы заметили на в__ршине почти непр__ступного утёса (не)что имевшее вид человека. 5) Все сост__влявшие эту колонию были люди более или менее образова__ые од__рё__ые любовью к наукам и иску _твам отл__чавшиеся из__сканностью вкуса пр__вычкою к изящным насл__ждениям. 6) (Не)которые из первых колонистов пр__выкшие к вере отц__в своих нах__дили (не)обходимым устроить храм для жителей. (В. Одоевский)

13 (III). Необособленные определения сделайте обособленными, а обособленные - необособленными. Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания.

1) Состоящая из множества хр__бтов горная цепь тянет ся на много километров.

2) (Не)тающий даже в самое жаркое лето снег покрывает в ршины гор.

3) Среди нагром__ждё__ых друг на друга каме__ых глыб трудно найти дорогу.

4) (Высоко)горные луга покрытые яркими пятнами цветов отч__тливо выд__ляются на фоне темно (зелёного) леса.

5) Ниже виднеет__ся весь залитый электрическим светом (не)давно построе __ый город.

6) X__лодный и ре__кий ветер дует с гор в д__лину.

7) Сосны ни кие и к__рявые пр__способились выдерживать его порывы.

14 (III). Распространите одиночные причастия и полу­ченные обороты поставьте после определяемого слова.

1) Непрочитанная книга лежала на столе.

2) Дувший ветер усиливался.

3) Сгибаемая трава ложилась на землю.

4) Нетающий снег покрывает вершины гор.

15 (III). Переделайте сложные предложения в простые с причастным оборотом.

1) В 8 часов вечера приехал я к доброму моему Павлу Ива­новичу, который обрадовался мне, как родному.

света ехать, остался у нас ужинать. (А. Фукс)

2) Пушкин, несмотря на то что собирался до света ехать, остался у нас ужинать.

3) Книги, которые я взял с собой в дорогу, перебились и перетёрлись в сундуке.

4) Как жалки те поэты, которые начинают писать прозою. (А. Пушкин)

5) В Бердах мы отыскали старуху, которая знала, видела и помнила Пугача. (В. Даль)

16 (III). Переделайте предложения, замените выделенные слова обособленными согласованными определениями или при­ложениями.

  1. От изумления он не сразу нашел подходящий ответ. Изумлённый …

2) От восхищения я не мог вымолвить ни слова.

3) От волнения она долго не могла заснуть.

17 (III). Перестройте предложения таким образом, чтобы именная часть составного сказуемого стала обо­собленным определением.

1) Ветер был ласковый и тёплый.

2) Соседний сад был большой и тенистый.

3) Зимний воздух чистый, морозный.

18 (III). Из двух предложений составьте одно, сделав ска­зуемое второго предложения обособленным определением.

1) На бегах приз завоевал Изумруд. Изумруд – орловский рысак вороной масти.

2) В театре ставили „Ревизора". „Ревизор" – бессмертная комедия Н.В. Гоголя.

3) Я прочёл книгу о М.В. Ломоносове. М.В. Ломоносов – великий русский учёный и поэт.

19(III). Составьте предложения, используя данные слова сначала в составе сказуемого, а затем – как приложения.

1) Великий ученый

2) Выдающийся писатель

3) Известный композитор

4) Популярный детский

5) Талантливый художник

20 (III). Вспомните, в каких случаях обособляются оп­ределения, и расставьте знаки препинания. Графически обозначьте определения. Вставьте пропущенные буквы.

1) Береза ро кая худенькая р__няла лист за листиком на тёмную ёлку. (М. Пришвин)

  1. Обвитое виноградником место было похоже на крытую уютную бесе__ку тёмную и пр_хладную.

  2. Алёша задумч__вый направился к отцу. (Ф. Достоев­ский)

  1. Люди же изумлё__ые стали как камни. (М. Горький)

  2. Обрадова__ая мать увере__о ответила: „Найду что сказать!" (М. Горький)

6) И(с)нов__ отсечё__ая от танков огнём зал__гла на голом склоне п__хота. (М. Шолохов)

7) Усталый я сел отд__хнуть под б__льшим кедром.

8) Оз__рё__ые с__янием луны п__латки бивака к запись (иссиня) белыми. (В. Арсеньев)

9) Волнуемый вос­поминаниями я забылся. (А. Лермонтов)

21 (III). Найдите в предложениях одиночные и распро­стр. приложения. Расставьте знаки препинания.

1) И ворон птица умная присел сидит на дереве у самого костра. (Н. Некрасов) 2) Мы бывшие партизаны и жители Свири собрались на митинг. (3. Купиленко) 3) Дед Архип помощ­ник Тихона Петровича копал в углу грядки. (К. Паустовский) 4) Возившийся у топки Данила кочегар сердито обернулся. (Н. Островский) 5) Мы артиллеристы хлопотали около ору­дий. (Л. Толстой) 6) На маяке жил только сторож старый глу­пый швед. (К. Паустовский) 7) И Россия мать родная по­честь всем отдаст сполна. (А. Твардовский)


Обособляются приложения:

! любые, если относятся к личному местоимению: Недаром он, мой приятель, тебе всё это рассказал.

! если относятся к имени собственному и стоят после него или имеют обстоятельственное значение:

Казбек, Кавказа царь Могучий, виден из нашего окна. Опытный охотник, Сергей, на этот раз промахнулся.

! если относятся к нарицательному существительному и имеют уточняющее значение или являются распространёнными:

Мы увидели у ворот отставного солдата, помощни­ка церковного старосты.

! если присоединяются к существительному союзом КАК и имеют оттенок причины (=так как):

Дальше секретарь, как порядочный человек, должен был остаться дома.

Но: если как=в качестве, приложение не обособляется. Он всем известен как прекрасный специалист.


22 (III). Расставьте знаки препинания. Выделите приложения. Укажите сравнительные обороты. Вставьте буквы.

  1. Такого великана как Гулливер в Лилипутии (ни)кто (ни) когда (не) видел.

  2. Т__лега медле__о пок__тилась по дороге в глав­ный город Лилипутии Мильдендо.

3) А Гулливер остался с деть перед замком как цепная с__бака перед бу__кой.

4) Напрасно адм__рал Скайреш Болголам злейший враг Гулливера, настаивал на том что Человека-Гору следует (не)освободить а к__знить.

5) Я Человек-Гора кл__нусь его величеству императору... могуществе__ому повелителю Лиллипутии свято и неукло__о исполнять всё.

6) Этот зв__рёк чуть больше человеческого пальца но выглядит как настоящий человек.

23 (III). Найдите одиночные деепричастия и деепричастные обороты, выделите их, укажите слова, от которых они зависят. Расставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.

1) На другой день она в дела позвать мужа надеясь что д__машнее нак__зание подействовало.

2) (Не) имея пр__вычки к__кетничатъ с прохожими офицерами она перестала гл__деть на улицу и шила около двух часов (не) пр__поднимая г__ловы.

3) Она встала начала уб__рать св__и пяльц__ и взгл__нув нечая __о на улицу опять увидела офицера.

4) Дня через два выходя с гр__финей с__дит__ся в к рету она опять его увидела.

  1. Он ст__ял у самого под__езда закрыв лицо б__гро­вым в__р__тником...

  2. Возвр__тясь домой она подб__жала к окошку и увидела, что офи­цер ст__ял на прежнем месте устремив на неё глаза: она отошла мучаясь любопытством и волнуемая чу__ством для неё соверше__о новым. (А. Пушкин)

Морфологический разбор: Мучаясь, взгл__нув

Разбор по составу: Увидела, устремив

24 (III). От глаголов, данных в скобках, образуйте деепричастия соответствующего вида, расставьте знаки препинания.

1) Мы (не отрываться) следили за полётом планёра.

2) Удаляться (затихать) песня.

3) Ручей (журчать) струится по камням.

4) Я отказался от поездки но (подумать) согласился.

25 (III). Подберите к деепричастиям пояснительные слова, расставьте знаки препинания.

  1. Он говорил улыбаясь.

  2. Старик шёл прихрамывая.

  3. Девушка сидела задумавшись.

  4. Поезд идёт не останавливаясь.

26 (III). Составьте предложения, используя данные деепричастные обороты. Графически обозначьте обособ­ленные члены предложения.

  1. Спрыгнув с коня

  2. Вооружившись копьями

  3. Держа в руке обнажённую шпагу

  1. Будучи на целый ноготь выше своих придворных

  2. Попросив у императора слова

27 (IV). Измените предложения, превратив один из гла­голов в деепричастие. Выполните морфологический раз­бор и разбор по составу двух деепричастий.

1) Вода зашумела по трубам и полилась.

2) Филипп Филиппович сжал губы и ничего не сказал.

3) В белом сиянии стоял жрец и сквозь зубы пел про священные берега Нила.

4) Он выпрямился, глянул на собачью голову.


Запомните!

  1. Не обособляются одиночные деепричастия, ставшие наречиями: сидя, молча, не глядя, шутя, стоя, лёжа, не торопясь, нехотя, играя.

  2. Фразеологические обороты: сломя голову, спусти рукава, не мудрствуя лукаво, не по­кладая рук, спустя рукава, не смыкая глаз, положа руку на сердце, сложа руки, очертя голову, затаив дыхание, не солоно хлебавши...

3) Не обособляются одиночные деепричастия, стоящие обычно в конце предложений и имеющие значение обстоятельства образа действия: Снег шёл не переставая (т.е. — непрестанно).

Морфологический разбор: В сиянии

Разбор по составу: Выпрямился, пел, священные, сжал


28 (V). Составьте предложения с 5 фразеологическими оборотами, чтобы в их состав входили деепричастия.


Обособление обстоятельств, выраженных существи­тельными с производными предлогами

29 (П). Составьте предложения, используя данные обо­роты.

1) Невзирая на страшную усталость

2) Несмотря на случившееся вчера

3) Благодаря его мужеству

4) Вопреки своим обещаниям

5) Согласно нашему договору

4) Благодаря большой глубине и всесторо(н, нн)остисв их опытов М. А. Павлов получил б__гатый м__териал по теории мета(л, лл)ургических проце(с, сс)ов.

5) (Не)смотря на страшную б__лезнь пр ковавшую его к постели Николай Островский с величайшим напр__жением работал над повестью „Рождённые бурей".


Запомните!

Могут обособляться члены предложения, выраженные существительными с предлогами: вследствие, благодаря, ввиду, за неимением, по причине, по случаю, в силу, при наличии, при отсутствии, вопреки, во избежание, в от­личие от, наподобие, подобно, согласно, с согласия.

Как правило, обособляются члены предложения, выра­женные сущ-ми с предлогом несмотря на.


30 (III). Расставьте знаки препинания, вставьте пропу­щенные буквы, графически обозначьте обстоятельства, выраженные существительными с предлогами вслед­ствие, благодаря, несмотря на...

  1. Весна на (К, к)амчатке (в)следстви обилия зимних сне­гов и влияния (О, о)хотского моря нач__нается поз__но.

  2. Лыжники (в)следстви__ застигшей их сн__говой бури спешили вернут__ся на базу.

3) Все знали что Умрихин в б__евой обстановке (не)смотря на (не)складность своей ф__гуры быстр ловок (по)мужицки хитёр...


31 (III). Составьте предложения с данными предлога­ми: за неимением, по причине, по случаю, вопреки, во из­бежание, в отличие, подобно, согласно.


32 (III). Расставьте знаки препинания.

  1. Старуха (не)смотря на пр__клонный возр__ст отлич­но вид__т и слыш__т.

  2. (Не)смотря на (не)затихающую игру рояля в доме было тихо. (К. Паустовский)

3) В отличи__ от противника Москва встретила войну без хв__стливых угроз и уличных демонстраций.

4) Немку (не)смотря на её полную безобидность прислуга не любит. (И. Гарин-Михайловский)

5) Мерзляков хотел и__ти ко мне (на)встречу но отложил свою поездку (в)следствие глубокого снега.

  1. Она нашла это утешение в том что ей благодаря этому знакомству открылся совершенно новый мир.

  2. Впрочем (в)виду (не)достатка времени (не)будем откл нят__ся от предмета лекц__. (А. Чехов)


Обособленные члены со значением уточнения, пояснения, присоединения

33 (П). Расставьте знаки препинания в предложениях с уточняющими членами предложения.

  1. (В)переди шагах в полут__раста от нас бежала моя со­бака Альта. (В. Арсенко)

  2. Тогда весной когда вы пр__ходили обедать, вы были моложе, бодрее. (А. Чехов)

  3. Гаврик со всех ст__рон осм трел маленького гим­назиста, в дли__ой до пят ш__нели. (В. Катаев)

4) Посредине залы ст__ял овальный обеде__ый стол обтянутый ж__лтой под мрамор кл__ёнкой.

5) В этом отношени__ случилось даже одно очень важное для них обоих событие именно встреча Кити с Врон­ским. (Л. Толстой)

  1. (Ни) когда даже во время кулачного боя он (не) ускорял движений. (В. Короленко)

  2. Наклонность к умстве__ым насл__ждениям напри­мер к театру и чтению у меня была развита до страсти. (А. Чехов)

34 (III). Составьте предложения с помощью данных слов.

Или, то есть, иначе, именно, особенно, даже, в частности, в том числе, например, главным образом, точнее, короче, проще.

35 (III). Составьте предложения, используя данные соче­тания.

1) То есть в Минске; 2) или бегемот; 3) а именно в начале 1912 года; 4) в том числе мои друзья; 5) особенно студент; 6) под сосною.

36 (III). Расставьте знаки препинания, укажите уточ­няющие обстоятельства места и времени. Вставьте про­пущенные буквы, раскройте скобки.

  1. На склоне (не) большого пр__горка у самой дороги од__ноко ст__яла м__лоденькая б__рёза.

2) В с__дом ок__ане в п__лярной пустын__ от края р дного (в)дали четыре т__варища жили на льдине у самой в ршины земли. (М. Исаковский)

3) По б__регам речек и руч__ёв возле кустарников в ни__ких л__систых м стах летом встр__чают ся зар__cли высоких в__твистых р__стений.

4) Шум и тр__скотня подн__лись (с)лев__ на опушк__ леса где до сих пор было спокойно.

  1. Ручей б__жал(в)лев__ на север.

  2. Уже поз__но часов в оди__адцать к Павке заш__л Жухрай отозвал его во двор и спросил об об__ске.

7) Тушину к__залось что уже очень д__вно едва (ли) (не) вчера была та м нуга, когда он увидел (не) приятеля и __делал первый выстрел. (Л. Толстой)

8) Как(то) д__вно тёмным осе__им вечером случилось мне плыть по угрюмой сибирской реке.

9) Вдруг на повороте реки (в)переди под тёмными горами м__лькнул огонёк. (В. Короленко)

37 (III). Расставьте знаки препинания, укажите приложения со словами то есть, или.

  1. На прогалинку выбежал белый ушкан то есть заяц сел на задние лапки и стал умываться.

  2. К крыльцу подк__тили розвальни или широкие кресть­янские сани.

  3. Московский князь Иван Данилович за своё богатство был прозван Калитой то есть денежным мешком.

38 (Ш). Расставьте знаки препинания при обособлении дополнений с предлогами кроме, помимо, за исключением, в особенности.

1) Когда глухим вечером пар__ход подвалил к Новосёлкам на пр__стан__ (ни) кого (не) было кроме ст__рожа с ф__нарём. (К. Паустовский)

2) Кроме научных сотрудников в состав экспедиц__ ещё вх дили туземц . (В. Арсетев)

3) Многие сказки в особенности фантастические в__зникли ещё в глубокой древности.

4) Сын Суворова Аркадий был од__рён от пр роды замечательными способностями в частности вое__ыми.

(Не) знакомые с__баки за редким исключением (не) юрчат друг на друга и (не) грызут__ся.

  1. (В)нутри каждого кокосового ореха помимо ядра име­ет__ся ж__дкость.


Предложения с обращениями

39 (II). Найдите в следующих предложениях обращения. Укажите, чем выражены обращения, обозначьте обра­щения (О). Определите тип предложения по цели выска­зывания.

1) Дробись, дробись, в__лна н__чная,

И пеной ор__шай брега в тума(н, нн)ой мгле. (М. Лермонтов)

Одно из предложений разберите по членам.

2) Для чего, певунья птичка, Птичка резвая моя,

Ты так рано пр__летела В наши дальние кр__я? (А. Плещеев)

3) Мой г__родок, пропахший южным со__нцем,

Вновь я бр__жу по улицам тв__им. (И. Олев)

40 (IV). Придумайте и запишите предложения с обра­щениями, распространёнными и нераспространёнными.

1) [0,...]? 2)[...,0,…]. 3)[...,0]? 4) [0,...]! 5)[0!...]

Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте обращения. Составьте схемы предло­жений с обращениями.

1) О весна без конца и без краю
Без конца и без краю мечта.
Узнаю тебя жизнь. Пр нимаю!
И пр ветствую звоном щита. (А. Блок)

2) Мать-земля моя р__дная
Ст__рона моя л__сная

Пр__днепровский отчий край

Здра__ствуй сына пр__вечай!

Здра__ствуй пёстрая __синка

Ра(н, нн)ей осени кр__са

Здра__ствуй Ельня здра__ствуй Глинка

Здра__ствуй речка Лучеса... (А. Твардовский)

3) Уж и есть за что
Русь м__гучая
Полюбить тебя
Назвать матерью. (И. Никитин)

4) „(От)чего это няня тут темно а там светло?" — „(От) того батюшка что солнце идёт (на)встречу месяцу (не) вид т его так и хмурит__ся". (И. Гончаров)


Вводные слова

41 (III). Определите, являются ли выделенные слова вводными. Докажите свою мысль, расставив знаки препинания.

  1. К несчастью его никто не остался равнодушным. К не­счастью проливные дожди продолжали затапливать поле.

  2. Что вы в самом деле так беспечно относитесь ко вре­мени! Север в самом деле так же богат красками, как и юг, только палитра их спокойнее и тише.

  3. Скоро однако в пролете лесной дороги глянула простор­ная водная гладь. Однако весна выдалась на редкость поздняя ихолодная.

42 (III). Найдите вводные слова, определите, какой частью речи они являются. Графически обозначьте орфограммы. Расставьте знаки препинания.

1) (Не)сомненно вы подума те над моими словами и (по)видимому поймёте свою вину.

2) Я хотел сказать вам пр ятное а вы кажет ся обиделись.

3) Разумеется (ни)кто (не)может заставить вас учит ся если вы (не) поймёте (не)обходимости знаний.

4) Лес к залось стал ещё мрачней и глуше.

43 (III). Составьте предложения, употребив данные слова и словосочетания сначала в роли членов предложения, а затем — вводных слов.

Главное, таким образом, очевидно, действительно, по ва­шему мнению.

44 (III). Расставьте знаки препинания в предложениях с вводными словами. В скобках укажите значение вводных слов. Вставьте пропущенные буквы, раскроите скобки.

Слово

Является вводным

Не является вводным

наконец

в значении "и ещё"

в значении "под конец",

"напоследок", "в результате всего"

значит

в значении "следовательно", "стало быть"

в значении "означать"

в самом деле

при выражении недоумения, негодования

в значении "действительно"

главное

в значении "особенно важно"

субстантив. прилагательное

однако

не в начале предложения

в начале предложения, = но

в частности

не в конце предложения

в конце предложения

действительно

в начале предложения

не в начале предложения

1) Пушкин разумеет__ся (не) представлял в цензуру своих политических стихотворений они х__дили только в списках. (И. Бродский)

2) И уж__ он доставал из(за) пазухи и наконец (на) силу достал скомка(н, нн)ое письмо на имя Ильи Ильича. (И. Гончаров)

3) К счастью в стороне блес__нул тусклый свет и помог мне найти другое отверстие (на)подобие двери.

  1. (По)видимому Дымов (ни)чего (не) боялся (ни)чем (не) стеснял себя и вероятно совсем (не)интересовался мнением Егорушки. (А. Чехов)

  2. Спокойные задумч__вые глаза его см__трели доброжелательно пожалуй даже мягко.

6) (По)моему в ту (же) ноч__я ещё сильнее пос__дел. (А. Фадеев)

7) Капли р__сы на ветках первый луч__ улыбнувшегося со__нца весёлый разговор ц__кад и наконец ощущение мо­лодости и счастья с(з)делали эти дни особе(н, нн)ыми.

  1. Весь день море шумело и билось о берег к вечеру оно устало затихло.

  2. Солнеч__ые пятна были на полу потом перелились на пр__лавок на стену и совсем и__чезли; значит со__нце уже скл__нилось за(пол)день (А. Чехов)

  1. Любить значит делать. (М. Пришвин) Понимать значит чу ствовать. (К. Станиславский)

  2. (Во)первых я говорю (по)французски (не) хуже вас а (по) немецки даже лучше (во) вторых я три года провёл за границей. (И, Тургенев)

12) Про вас я (не) слыхал к (не)счастью (ни)чего но мно­гое от вас конечно я узнаю. (М. Лермонтов)

45 (III). Прежде чем выполнить это задание, вниматель­но прочитайте рубрику „Запомните! "Расставьте знаки препинания.


Запомните!

Вводные слова отделяются от предшествующего со­чинительного (и, а, но) союза, если вводное слово мож­но опустить или переставить в другое место предложения (обычно при „и", „но"). Если это изъятие или переста­новка невозможны, то запятая после союза не ставится (обычно при „а").

Образец;

Из брички высунулась голова в картузе и, казалось, с лю­бопытством смотрела на веселящийся народ. Долгая разлу­ка нисколько не охладила их чувств, а напротив, они ещё боль­ше привязались друг к другу.

  1. И действительно погода на следующий день была вели­колепная.

  2. Но конечно мы не станем принимать решения не посо­ветовавшись с родными.

  3. Размолвка эта нисколько не повредила их дружбе а на­против сделала ещё крепче.

Запомните!

Вводные предложения, содержащие добавочные заме­чания, пояснения, относящиеся к предложению в целом, выделяются скобками или тире.


46 (III). Расставьте знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями. Вставьте пропущенные буквы.

1) Однажды вечером это было в начале тысяча сем__сот сем десят третьем году сидел я дома один слушая вой осе(н, нн)его ветра и смотря в окно на тучи б__гущие мимо луны. (А. Пушкин)

  1. Быстро но горячо просила в душе моей страсть иначе я (не) могу назвать её л__вить и соб__рать бабоч__к. (С. Аксаков)

  2. Желая до восхода со__нца опять попытать нашего сча­стья на тягу можно ходить (по)утру мы решили переночевать в бл__жайшей мельнице. (И. Тургенев)

  3. Теперь без хохота вспомнить (не) могу испуга(н, нн)ых и бледных моих товарищей вероятно и моё лицо (не)отличалось тогда румянцем но в ту м__нуту пр__знаюсь мне и в голову (не)приходило смеят__ся.

5) Со__нце между тем в апреле день короток начало кл__нит__ся к западу; к__сые пятна света соск__льзнули с по­доко(н,нн)ика яркими полосами пот__нулись по стене. (Н. Лукин)

6) Раз это было за (Т, т)ереком я ездил с абреками отб__вать ру(с, сс)кие т__буны. (М. Лермонтов)


47. Диктант.

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, рас­ставьте знаки препинания.

Великий ру(с, сс)кий артист Щепкин познал как он сам выр__жался ру(с, сс)кую жизнь от л__кейской до дворца. Внук и сын крепос__ного как мы знаем сам Щепкин т__мился в (не)воле у помещика Волькенштейна. Жизне(н, нн)ый путь Щепкина прод__лжался сем__десят пять лет и из этих сем__десяти пяти лет страшно сказать только сорок два года он был свободным человеком. Первые годы службы на (М, м)осковской сцене по свидетельству совреме(н, нн)иков пр__несли Щепкину много разоч__рования и горестей. Но м__стерство его р__сло. Игра Щепкина говорил Герцен вся от доски до доски была проникнута теплотой пр__вдивостью. Он с__здал правду на ру(с, сс)кой сцене.


Междометия и частицы

48 (II). Найдите в предложениях междометия и час­тицы. Расставьте знаки препинания.

  1. Ох пора тебе на волю песня русская! (Л. Мей)

  2. Жизнь увы не вечный дар. (А. Пушкин)

3) Нет я хочу сказать о дне весеннем об утренней прозрачной тишине. (А .Прокофьев)

4) Да были люди в наше время! (М. Лермонтов)

  1. Татьяна Петровна отложив письмо и туманными гла­зами посмотрев на снежный сад за окном сказала Боже мой я никогда не была в Крыму! (Вс. Иванов)

  2. Эх старость А душа видно не сдаётся. (К. Паус­товский)

Определите синтаксическую роль слов да и нет.

Тесты по орфографии

49.ТЕСТ№1

1. Данные слова произносятся с „т", „д" (1) или без них (2)?

Соответствующую цифру вставьте в скобки. Поездка ( ), хлесткий( ), праздник ( ), известка ( ), участник ( ), костлявый ( ), совестно ( ).

2. Е или И?

Зап__рать, пост__лить, обж__гание, соед__нение, прим__ритель, ув__вающийся, р__девший.

3. Ч или Ш?

Рез ик, навод__ик, стеколь__ик, поднос__ик, сплав ик, пикет ик.

4. О или А?

Отобр__жение, произр__стать, к__снуться, г__реть, ур__вень, заст влять, наст__ятельный.

Ь.Н или НН?

Организова__ый, растеря__ый, нежда__ый, беше__ый, копче__ый, замороже__ый, стриже__ый под польку, некоше ый.

6. С Ь или без?

Пустош__, лещ__, клеиш__, обреж__те, встреч__, пригож__, невмоч__, полноч__.

7. Зачеркните неправильное написание.

Криста(л, лл)ьный, а(т, тт)ракцион, ба(л, лл)ада, ба(л, лл)он, ба(л, лл)отироваться, буде(н, нн)овка, ба(р, рр)икада, ба(с, сс)ейн.

Ъ.ИилиЫ?

Без__скусственный, контр__игра, мед__нститут, спорт__нвентарь, от__граться, пред__дущий, раз__скивать, без__нтересный, сверх__интересный.

9. Ь или Ъ?

В__ездной, бел__этаж, вар__ирование, ад__ютант, меж__ярусный, без__ядерный, гнездов__е.

10. Слитно (1) или через дефис (2)?

(Свето)чувствительный ( ), (фабрично)заводской ( ), (шахматно)шашечный( ), (голубо)глазый ( ), (бледно)лиловый ( ), (Западно)Сибирская низменность ( ), (хлопко) очищающий (), (серебристо)серый ( ).

11. Слитно (1) или раздельно (2)?

(На) утро выпал снег ( ); поступить так (же), как и все ( ); (не)лучший выход ( ); договориться (на)счет поездки ( ); (не)обязана говорить ( ).

12. Допишите окончания существительных.

С графом Голицын__м; между Минском и Борисов__м; со студентом Борисов__м; над городом Дрогичин__м; с художником Серов__м; с поэтом Пушкин__м; за городом Жлобин__м.

13. Вставьте пропущенные буквы,

Солом__нка, монаш__нка, протал__нка, француж__нка, беж__нка, виноград__нка, горош__нка, неж__нка.

14. НЕ или НИ?

Н__ о чем писать; н__ за что н__ отвечать; н__ рыба н__ мясо; н__когда не забывать; помогал всем, кто н__ обращался; я тут н__ при чём.

50. ТЕСТ №2

1. Выделенные буквы обозначают мягкий (1) или твердый (2) согласный? Впишите в скобки соответствующую цифру.

Дельта ( ), термос ( ), фланель ( ), дефицит ( ), берет ( ), шатен ( ), либретто ( ).

2. Е или И?

Плач__т, обу__т, слыш__т, в этом предложени__, в коллекци__,выруч__л, сем__этажный.

3.ЧилиЩ?

Бан__ик, водопровод__ик, воз__ик, забой__ик, объезд__ик, перебеж__ик, учет__ик.

4.0 или А?

Оч__рование, к__рнавал, __ригинальный, выр__щенный, ск кать, прил__жение, ср__внение.

5.Н или НН?

Работа выполне__а вполне квалифицирова__о; берестя__ой ковш; вея__ое зерно, бракова__ые детали; выражение его лица было сосредоточе__о и угрюмо; малоноше__ый костюм; поле__ица дров; золоче__ые солнцем листья; масле ый блин.

6. СЬ или без?

Меч__, мелоч__, увлеч__ся, настеж__, шумиш__, вещ__, стереч__, пастбищ__.

7. Зачеркните неправильное написание.

Бю(л, лл)етень, диску(с, сс)ия, ди(с, сс)ертация, конт­ро(л, лл)ер,ди(ф, фф)ерешщация, и(л, лл)юзия, ра(п,пп)орт, и(м, мм)унитет.

8. И или Ы?

От__скать, без__нициативный, меж__здательский, сверх__зысканный, дез__нфекция, пред__стория, под__тожить, без__сходный.

9. С Н или без?

Близ __его, посреди __их, напротив __её, согласно __им, благодаря __ей, моложе __его, лучше __её, ради __её.

13. Вставьте пропущенные буквы в суффиксы прилагательных.

Алюмини__вый, пить__вой, каракул__вый, кокетл__вый, расчетл__вый, жалостл__вый, находч__вый, стержн вой.

14. НЕ или НИ?

Н кто другой не заменит; н кто иной, как он сам; н чем, кроме этих событий, не объяснишь; этот вопрос меня н сколько не смущает; н во что положить; н во что не верить; н пуха н пера; откуда н возьмись.

10. Слитно или через дефис (2)?

(Электро)моторный ( ), (рельсо)прокатный ( ), (юго)восточный ( ), (вьшукло)вогнутые стёкла ( ), (кораб­лестроительный ( ), (средне)годовой ( ), (белорусско)немецкий( ), (темно)фиолетовый ( ).

11. Слитно (1) или раздельно (2)?

Узор (в)роде снежинки ( ); (в)нутри помещения ( ); так(же), как и он, нуждается в отдыхе ( ); (не)готова к отве­ту ( ); (не)третий бастион ( ).

12. Допишите окончания существительных.

Сапожищ__, учищ__, купчишк__, умишк__, волчищ__, бородищ__, заборишк__, лгунишк__.

51. ТЕСТ № 3

1. Е или И?

Игра__т, в этой тетрадк__, ход__т, усовест__л, гон__т, приблиз__лся, о Натали__.

2. Ч или Ш?

Барабан__ик, добыт__ик, перевод__ик, перепис__ик, фонар__ик, переплёт__ик, камен__ик.

  1. 0 или А?

Пор__жать, сост__витель, изл__жить, к__сание, выск__чить, заг__релый, попл__вок.

4. 3 или С?

Бе__заботный, бе__контрольный, ра__давать, __жечь, бе__славный, бе__перебойный, __дача.

5. Н или НН?

Посея ый, пуга__ый, вытка__ый, непроше__ый, кипячё__ый, негашё__ый, избалова__ый (родителями), неслыха__ый.

6. С Ь или без?

Фальш__, невтерпеж__, блиндаж__, береч__, плеч__, слышиш__, возиш__ся, щёлоч__.

7. Зачеркните неправильное написание.

Инте(л, лл)игенция, А(п, пп)о(л, лл)он, ба(л, лл)ьное платье, ка(с, сс)а, ко(м, мм)ентарий, компроми(с, сс)ы, ко(р, рр)еспондент.

8. О, Ё или Е?

Щ__ткодержатель, харч__, ш__лковый, хрящ__вой, камеш__к, горш__чек.

9. Поставьте соответствующие цифры: 1 — слитно, 2 – раздельно, 3 дефис.

  1. А он, всё клуба член исправный, всё так(же) ( ) смирен, так(же)( )глух. И так(же)( ) ест и пьет за двух.

  2. Деревня, через которую мы проходили, была (не)большой ( ), но богатой. (А. Игнатьев)

  3. (Не)обходимо ( ) острое зрение для наблюдения за дви­жениями поплавка... вовсе (не)понятными для (не)посвящен­ного ( ) в таинства уженья. (С. Аксаков)

  4. За деревьями виднелись обычные (дальне)восточные ( ) сопки. (А. Чаковский)

  5. Он часто думает о том, что(бы) ( ) такое особенное при­думать, что(бы) ( ) стать настоящим героем.

  6. И этот день принес мне новые, (не)известные ( ) прежде понятия и заставил меня перечувствовать (не)ис­пытанные ( ) мною чувства. (С. Аксаков)

7. Атомно(молекулярный) состав.

10. Слитно (1) или раздельно (2)? Вставьте соответствующие цифры.

Пойти (на)верх ( ); так(же), как и она, рассмотреть эту проблему ( ); (не)меньший интерес ( ); краска (на)подо­бие серенькой ( ); (не) способна выяснить ( ).

11. Допишите окончания существительных в именительном падеже.

Голосищ__, грязищ__, шалунишк__, домишк__, медведищ__, скучищ__, зятюшк__, городишк__.

12. Вставьте пропущенные буквы в суффиксах прила­гательных.

Никел__вый, горноста__вый, тен__вой, марл__вый, причудл__вый, разговорч__вый, предприимч__вый, совестл__вый.

13. НЕ или НИ?

Н кому другому не поручишь; н жив н__ мертв; н__ у кого спросить: н__ где н__скрыться; как н__ трудно, не отчаивайся; остался н__с чем; н__ зги н__ видно.

14. Прописная или строчная? Неправильное написание зачеркните.

Уехать на (С, с)моленщину: город (М, м)инеральные (В, в)оды; (Ц, ц)ветаевские строки; (Д, д)ень учителя; (Б, белорусский (Г, государственный (У, у)ниверситет; (П, п)ушкинские места.

52. ТЕСТ №4

1. Е или Я?

Зап__стреть, подн__бесье, стр__хнуть, упом__путь, перезар__дить, с__дой, прит__гательный.

2. 0 или А?

Бл__кировка, сл__мать, ст__жировка, отд__лённый, ур__нить, пот__пить, скр__ить.

3. Е или И?

Сн__гирь, в__негрет, б__атлон, р__ферендум, ф__лармония, м__ниатюра, р__ликвия.

4. О или А?

М__кнуть, оз__рение, соприк__сновение, прекл__нение, выг__рки, возл__жить, пл__вцы.

5. Е или И?

Бл__стать, обж__гание, подп__рать, обм__рать, ст__реть, наст__лать, соч__тать.

6. О или Ё?

Стриж__шь, обреч__нный, ж__лтый, ч__рствый, ш__фёр, борж__ми, ш__колад.

7. И или Ы?

Под__тожить, кормильц__, ц__почки, регламентац__я, фин__нспектор, жемчуж__на, панц__рь.

8. 3 или С?

Ра жать, во__шествие, чере__полосица, ра__ценка, и жить, ра__свело, __дравница.

9. Е или И?

Пр__открыть, пр__странный, пр__поручить, пр__строить, пр__днепровский, пр__проводить, пр__дел (всему).

10. Ч или Щ?

Фонар__ик, донос__ик, зенит__ик, смен__ик, менов__ик, брильянт__ик.

11. О или Е?

Нож__м, хорош__, сапож__к, хрящ__вой, кумач__вый, грош__вый, пеш__чком.

12. Слитно (1), раздельно (2) или через дефис (3)? Вставьте соответствующие цифры.

(тихо)тихо ( ), (по)свойски ( ), (без)толку ( ), (на)кануне ( ), (на)бекрень ( ), (в)третьих ( ), (с)разгона ( ).

13. Слитно (1) или через дефис (2)? Вставьте соответствующие цифры.

(меч)рыба ( ), (медно)красный ( ), (юго)запад ( ), (светло)волосый ( ), (моторно)парусный ( ), (фо-то)съёмка( ), (свеже)вспаханный ( ).

14. Нили НН?

Доглаже__ый, шерстя__ой, торфя__ик, бесписьме__ый, эшело__ый, чита__ый (вслух), златотка__ый.

15. Слитно (1) или через дефис (2)? Вставьте соответствующие цифры.

(Пол)порции( ), (пол)армии( ), (пол)Гомеля ( ), (по-лу)сон ( ), (пол)ночь ( ), (пол)миллиона ( ), (полу)тень ( ).

16. Слитно (1), раздельно (2) или через дефис (3)? Вставьте соответствующие цифры.

(Не)смотря на жару ( ); хочется, что(бы) все были друзьями ( )j (не)злобный, но придирчивый ( ); с кем(то) ( ); откуда(нибудь) ( ); (не)счастливый, а несчастный ( ); (в)заключение выступления ( ).

17. С Т(1) или без Т(2)? Вставьте соответствующие цифры.

Грус__ный( ), интриган__ский ( ), мес__ность ( ), ненас__ый ( ), прелес ый ( ), скорос__ной ( ).

18. Две буквы или одна? Неправильное зачеркните.

Ко(л, лл)ега, су(б, бб)ота, хо(б, бб)и, те(н, нн)ис, пе­ри(л, лл)а, ре(с ,сс)ора, ба(л, лл)-маскарад.

19. Ъ или Ь?

Фел__етон, с__ёмочный, раз__яснить, шест__ю, рел__еф, раз__единённый, об__явление.

20. Допишите, где нужно, Ь.

Рощ__, учиш__ся, отсроч__те, горяч__, печ__, ералаш__, январ__ский.

53. ТЕСТ №5

1. Е или Я?

Разм__гчить, разд__валка, др__хлеть, л кторий, зв__зда, загл__нуть, нав__ртеть.

2. О или А?

Вышк__ленный, нав__рить, спл__нировать, р__птание, загр__ждение, зач__рованный, обгл__дать.

3. Е или И?

Г__рбарий, тр__ада, п__рламутр, стад__он, в__олончель, пр__тендент, руб__роид.

4. О или А?

Возг__раемый, кл__нить, з__рница, вым__нить, пол__гать, пл__вец, к__снувшись.

5. Е или И?

Соч__тание, подт реть, проб__раться, забл__стеть, выж__чь, отсч__тать, оп__реться.

6. О или Ё?

Бесш__рстный, огорч__нный, ж__нглер, трещ__тка, печ__нка, ож__г (руку), береж__шь.

7. Ы или И?

Ц__ган, вз__мать, огурц__, ц__вилизац__я, переж__ток, пред__юньский, конференц__я.

8. 3 или С?

Не__добровать, __зади, и__бежать, ра__щеплённый, __дание, ра__считанный, бе__честный.

9. Еили И?

Пр__мудрый, пр клеить, пр__дорожный, пр__клонить (колена), пр__вышение, пр_умолкнуть, пр__рвать.

10. Ч или Щ?

Перебеж__ик, шарман__ик, размет__ик, извоз__ик, зачин__ик, флейт__ик, крендель__ик.

11. О или Е?

Глянц__витый, камыш__вый, общ__, перц__вый, верблюж__нок, зрач__к, плеч__м.

12. Слитно (1), раздельно (2), или дефис (3)? Вставьте соответствующие цифры.

(На)чисто( ), (строго)настрого ( ), (по)видимому ( ), (с) разбегу ( ), (без) разбора ( ), (до) суха ( ), (во)пер-вых( ).

13. Слитно (1) или через дефис (2)? Вставьте соответствующие цифры.

(Железно)дорожный ( ), (выставка)продажа ( ), (лило­во) голубой ( ), (зимне)весенний ( ), (северо)запад ( ), (мото) (вело)спорт ( ), (северо)кавказский ( ).

14. Н или НИ?

Глиня__ый, смороди__ый, труже__ик, пламе__ый, гружё__ый вагон, удвое__ый, свежеиспечё__ый.

15. Слитно (1) или через дефис (2)? Вставьте соответствующие цифры.

(Пол)Челябинска ( ), (пол)шага ( ), (полу)остров ( ), (пол)года ( ),(пол)игры ( ),(полу)правда ( ),(пол)лавки ( ).

16. Слитно (1), раздельно (2) или через дефис (3)?Вставьте соответствующие цифры.

Учитель то(же) пришел ( ); (кое)про кого ( ); (ни)(от) куда ( ); (не)широкая, но глубокая ( ); что(то); никем (не)замеченный ( ); устал, за(то) закончил работу ( ).

17. С Т (1) или без (2)? Вставьте соответствующие цифры.

Влас__ый ( ), сладос__ый ( ), опас__ный ( ), ужас__ный ( ), бескос__ный ( ), несчас__ливый ( ), доблес__ный ( ).

18. Две буквы или одна? Неправильное зачеркните.

Один(н, нн)адцать, га(л, лл)ерея, инте(л, лл)игент, ки(л, лл)ометр, белору(с, сс)ка, су(ф, фф)икс, ра(с, сс)а.

19. Ъ или Ь?

Об__езженный, об__ёмный, уст__е, фортеп__яно, с__ёжиться, вар__ироватъ, шампин__он.

20. Допишите, где нужно, Ь.

Спряч__, пейзаж__, береч__, поможеш__, дремуч__, замуж__, настеж__.


54. ТЕСТ № 6

1. Вставьте пропущенные буквы.

Обвеш__нный рисунками кабинет — обвеш__нный продавцом покупатель; плохо навеш__нная дверь — навеш__нное на верёвку бельё; замеш__нное тесто — замеш__нный в преступлении человек; пристрел__ное опытным охотником ружьё — пристрел__нный браконьером заяц; выкач__нный из цилиндра воздух — выкач__нный из гаража автомобиль.

  1. Слитное, дефисное, раздельное написание слов с пол.

(Пол)Западной Европы, (пол)стакана, (пол)оборота, (пол)одиннадцатого, (пол)Европы, (полу)вековой, (пол)земли, (пол)ложки, (полу)круг, (пол)фруктового сада, (пол)айсберга, (пол)неба, (пол)лета, (пол)Минска, (пол)прожитой жизни, (пол)арбуза, (пол)версты, (пол)света, (пол)минутки, (пол) красного яблока, (пол)листа, (пол)оврага, (пол)часа, (пол)луга, (пол)избы, (пол)Крыма, (пол)изгороди, (пол)жёлтого лимона, (пол)года.


55. ТЕСТ № 7

1. И, Ы после Ц.

Границ__, Цариц__н, сестрщ__н, куц__й, очевидц__, репетиц__я, куниц__н, выц__ганить, сверстниц__, синиц__н, птиц__н, бац__лла, ц__рковой, смуглолиц__й, Спиц__н, вакц__на, танц__, Станиц__н, темнолиц__й, ц__плячий, мотоц__ кл, ц__кнул, ц__ц, моц__он.

2. Согласные в корне слова.

Уча__ствовать, страс__ный, праз__ный, чу__ствовать, поз__няя, интриган__ский, и__ти, дилетан__ский, инци__дент, сверс__ник, без__на, Финлян__ский, безмол__ствовать, блес__нул (луч), конста__тировать, оккупан__ский, кос__ный (мозг), праз__ничный, под уз__цы, ус__ный, я__ственно, прелес__ный, словес__ный, наез__ница, ровес__ник.

3. Одна или две согласные?

Гости__ица, поликли__ика, ка__икатурист, а__арат, те__иториальный, а__етит, ко__еспондент, пано__ама, ре__урсы, а__артаменты, га__ерея, програ__ирование, ко__ичество, гра__атика, це__офановый, па__ажир, килогра__, ре__оры, ю__ый, кора__овый, нове__а, иску__твенный, мета__ический.

4. Корни с чередованием

  1. М__кать хлеб в молоко – сапоги пром__кают;

  2. вр__стать корнями — выр__сли дети;

  3. утренняя з__ря – вечерняя з__рька;

  4. обг__релое дерево — ог__рок свечи;

  5. соб__русь с силами — соб__раться в поход;

  6. выр__внять площадку — ср__внять в значениях;

  7. соск__чить с постели — заск__кать от радости;

  8. краткое прил__гательное — прил__жение к журналу;

  9. скл__ниться над озером – низко кл__няться;

10. тв__рить чудеса – разная утв__рь;

11. зар__сли роз — выр__щенные семена;

  1. чуть прик__снуться — к__саться главного;

  2. бл__стать остроумием — бл__стящий проект;

  3. г__реть желанием – южный заг__р;

  4. пор__вняться с прохожим — ср__внять с землёй;

  5. неприятный выск__чка – гарцевать на ск__куне;

  6. зам__рающие звуки — ум__реть от ран;

  7. провести к__сательную – точки соприк__сновения;

  8. непром__каемая накидка — м__кать сухари в чай.

Ъ в словах

5) Пал__ба, о ход__бе, бор__ба, свад__ба, прос__ба, чер__ви, светил__ник, пал__то, кол __цо, в пис__ме, кос__ти, час__ти, кон , мос__тик, хвос__тик, раз__ве, бан__тик, лис__тик, гвоз__дик, крес__тик, мел__ница, крыл__цо, зеркал__ный, печал__ный, хрустал__ный, свар__щик, пон__чик, смен__щик, ключ__, плащ__, встреч__, картеч__, реч__, видиш__, еш__, скрипуч__, настеж__, навзнич__, доч__, пляж__, плющ__, сокровищ__, горяч__, вскач__, замуж__, невтерпёж__.


56. ТЕСТ № 8

1. О или Ё?

Ч лкa, ш__птать, ш__роховатый, ш__винист, капюш__н, ш__пот, борж__ми, тяж__лый, уч__т, ш__фёр, ж__нглировать, щ__голь, ш__колад, пч__лка, бесш__вный, ж__рдочка, пиж__н, никч__мный, нечаянно подж__г, подж__г дома, ш__лк, ч__ткий, ш__рох, печ__нка, девч__нка.

2. С или 3?

Бе__платный, ра__следовать, во__соединиться, ра __чехлить, бе__ответственный, в__крикнуть, и__печь, ра__звонить, ни__послать, и__синя-чёрный, бе__временный, ра__валиться, и__вечный, ра__корчёвывать, в__лететь, чре__мерный, чере__чур, бе__дарный, ро__вальни, ра__чёт, бе__различный, в__беситься, в__пахать, бе__срочный.

3. Слитное, раздельное, дефисное написание прилагательных.

(Учебно) методический, (радио)вещательный, (чугу­нолитейный, (дорого)стоящий, (долго)играющий, (двух)дневный, (железо)бетонный, (исконно)русский, (безукоризненно)чистый, (голубо)глазый, (золотисто)коричневый, (быстро)режущий, (выше)стоящий, (тысячеголо­сый, (авиа) модельный, (абсолютно) спокойный, (широ­ко)экранный, (вечно)зелёный, (водо)проводный, (высоко) оплачиваемый, (древне)русский, (диаметрально) противо­положный, (остро)дефицитный, (кругло)суточный, (сер­дечно)сосудистый, (научно)исследовательский, (лесо)степной, (жизненно)необходимый, (сорока)литровый, (чисто)французский, (официально)деловой, (плохо)скрываемый, (подлинно)научный, (мало)знакомый, (юго)западный.

4. Строчная или прописная буква?

(Г, г)енеральный прокурор; (Д, д)ень учителя; (К, к)рестовые походы; (П, п)ервая (М, м)ировая война; (Ц, ц)арь-колокол; (В, в)осстание декабристов; (К, к)аменный век; (Д, д)о­петровская эпохам (О, о)течественная война 1812 года; (С, с)траны Запада; (С, с)озвездие Большого Пса; (3, з)авод имени Лихачёва; (С, с)моленщина; (Т, т)еатр сатиры; (3, з)аполярье; (3, з)аслуженный деятель науки; (Д, д)ом компози­тора; (С, с)еверный полюс.

5. Гласная в суффиксах причастий.

Зре__щая пшеница, глад__щий бельё, встреча__мый друзьями, полза__щие черепахи, охраня__мый сторожем, гон__щий прочь, щекоч__щий лицо ветер, мысл__мый отвлечённо, грохоч__щий самолёт, стар__щие морщины, невид__мый в темноте, повеству__щая о мужестве, ненавид__щие ложь.


57. ЗАЧЁТНАЯ РАБОТА №1 (обобщающее повторение)

1 (II). Подчеркните конструкции, которые не являются словосочетаниями.

Трепетать под дождём, склонный к преувеличению, среди холмов, холмы и поля, расстилаются поля, увязнуть по коле­но, более удобный.

2 (II). Подчеркните словосочетания с видом связи при­мыкание.

Далеко от просеки, смотреть вперёд, старше брата, задол­го до отправления, прийти посмотреть, слишком любопыт­ный, слушать молча.

3 (III). Определите, каким членом предложения являет­ся глагол в неопределённой форме (инфинитив). Подчерк­ните соответственно.

  1. Никому не позволено читать чужие письма.

  2. В этом году он решил отдохнуть в деревне.

  3. Увидеть море - вот его мечта.

  4. Его мечта увидеть море осуществилась.

4 (III). Поставьте, где нужно, тире.

  1. Глаза точно две переспелые вишни.

  2. Дорога это жизнь, идти значит жить.

  1. Земля внизу казалась морем, а горы громадными склад­ками.

  2. Мебель: стол, стулья, кресла была самого тяжёлого свойства.

  1. Искусство есть мышление в образах.

  2. Человек без ясной цели что птица без крыльев.

5 (III). Укажите, чем осложнено предложение.

1) Всюду: вверху и внизу - пели жаворонки. (А. Чехов)

2) Шум моря доносившийся снизу, говорил о покое. (А. Чехов)

3) Как хорошо ты, о море ночное! (Ф. Тютчев)

4) Внизу, у нагромождённых кучей камней, плещется море. (Н. Островский)

5) Мы, охотники, счастье своё находим у огня. (И. Соколов-Микитов).

6) Надо сказать о могучих массивах лесов (они заливают всю карту зелёной тусклой краской).

6 (IV). Перепишите предложение, вставляя вводное слово: а) со значением предположения, б) с указанием на источник сообщения, в) с указанием на последовательность мыслей, связь между ними.

Дождя не будет.

7 (IV). Объедините прямую речь Мой дед землю пахал и слова автора с надменной гордостью отвечал Базаров та­ким образом, чтобы: а) слова автора стояли перед прямой речью, б) слова автора стояли после прямой речи, в) слова ав­тора находились в середине прямой речи, и запишите полу­ченные предложения.


58. ЗАЧЁТНАЯ РАБОТА № 2

Расставьте знаки препинания, вставьте пропущен­ные буквы.

  1. Екатерина Ивановна играла трудный па аж интересный именно трудностью дли__ый и (одно)образный и Старцев слу­шая рисовал себе как с высокой горы сыплют__ся камни сып­лют__ся и сыплют__ся и ему х__телось что(бы) они (по)ско­рее перестали сьшат__ся.

  2. С__дясь в к__ляску и глядя на тёмный дом и сад ко­торые были ему так милы и дороги когда(то) он вспомнил всё и р__маны Веры Иосифовны и шумную игру Котика и остроумие Ивана Петровича и тр__гическую позу Павы и подумал... (А. Чехов)

3) Княгиня А(н, нн)а Михайловна Друбецкая как домашний человек сидела тут (же) помогая в деле прин__мания и зан__мания разг__ворами г__стей.

4) Тучи поспешно (с, з)бегали с синего свода униза__ого ярко м__рцавшими звёздами и долгая северная ноч__ прозрачная и х__лодная как синие льды ра__кинулась над глухо р__к__тавшим морем которое словно с__рдясь ещё (не) улеглось от бури.

5) И река дымившаяся (в)низу и с__дой бе__конечный лес по ст__р__нам и л__хматые псы хрипло ла__щие из(за) скр__пучих ворот всё пок__залось очень знакомым как (будто) пришедшим из старых страшных сказок.

6) Дать противнику уйти или как это г__ворит__ся на языке воинских уставов дать ему оторват__ся это для разведчика крупная (не)приятность почти позор.

7) Народу у тётушк__ было несметно и к счастью я мог (не)участвуя в разговоре узнать все подробности покушения.

8) Здесь ост__валось только как мыш__ с__деть и затаив дыхание ожидать св__ей уч__сти.

9) Она ра__просила врача и печальная похудевшая едва сдерживая слёзы пошла бр__дить по кр__вым улицам по грязи засыпа__ой лимо__ыми листьями а под вечер обе(с, сс)илевшая пр шла на во__зал к московскому поезду.

11) Вадим ст ял под густой липой и упоительный зап__х разл__вался вокруг его головы и чу__ства ок__меневшие от сильного напр__жения души ра__таяли постепе__о и отвергнутый людьми он был готов кинут__ся в об__ятия пр__роды.

12) В углу у грубо сложе__ой из к__рпича печи была (не)большая плита а напротив у стены ст__яли шкафчик койка кушетка обитая рва__ым ситц__м стол покраше__ый ч__рной краской и (не)сколько стульев с соломе__ыми сиденьями местами продавле__ыми и продра__ыми.


59. КОМБИНИРОВАННЫЙ ДИКТАНТ

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки пре­пинания.

Дубечня так называлась наша первая (железно)дорожная станц__я нах__дилась в с__мнадцати верстах от города. (В)течени__ (не)скольких ч__сов я ш__л туда п__шком и (на) протяжени__ всей д__роги ярко з__л__нели оз__мь и яровые охваче__ые утре__им со__нцем.

В Дубечне штукатурили внутри станц ю и строился вер­хний деревя__ый этаж у (водо)кач__ки. Было довольно (таки) жарко и р__бочие вяло бр__дили по кучам щепок и мусора. (Н__)одного дерева (не) виднелось (во)круг.

Пох__див часа два я заметил что от станц__ куда(то) (в)прав__ шли телеграфные ст__лбы которые через (пол) версты оканчивались у белого каме__ого забора. Р__бочие ск__зали что там к__нтора и я подумав решил что нужно идти именно туда.

Это была старая и (по)видимому заброше__ая (н__)кем (не) заселе__ая уса__ьба. В ворота был виден просторный двор поросший бур__яном и прежний барский дом с высокой крыш__й рыж__й от ржавчины.

(По)зади стари__ого дома был больш__й сад уже од__чавший заглушё__ый выросшей травой и кустарником.

Я прош__лся по те(р, рр)а(с,сс)е ещё крепкой и кр__сивой. Было густо и сад к__зался (не)проходимым но это толь­ко (в)близи дома где ещё ст__яли тополи сосны старые липы (сверс__ницы) уц__левшие от прежних а(л, лл)ей. Чем дальше (в)глубь тем было просторнее.

Сад всё больше р__дел и переходя в настоящий луг спускался к реке поросшей зелёным камыш__м и ивн__ком. Около мельнич__ной пл__тины был плёс глубокий и рыбный сердито шумела (не)большая мельница с соломе__ой крыш__й (не) истово квакали л__гушки. По ту сторону реч__ки нах__дилась деревушка Дубечня. Голубой плёс м__нил к себе об__щая прохладу и покой. И теперь всё это и плёс и мельница и уютные берега пр__надлежало инж__неру. (А. Чехов)


ПОВТОРЕНИЕ


60. ЗАЧЁТНАЯ РАБОТА

Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки пре­пинания. Раскройте скобки.

Островок Мёртвого Тюленя со всех сторон был окруж__н плавуч__ми льдами сквоз__ которые нам пр__шлось с трудом проб__раться. С риском застрять и быть ра__давле__ыми проск__кивали мы в узких каналах (тот) час замыкавш__хся за кормою. Понадобилось более часа что (бы) добраться до берега окова__ого высоким осевш__м на мели припаем.

Пр__чалив к льдине и закр__пив конец мы подн__лись на гряду лежавш__х на берегу камней. (Тот) час над нами с криком взвились населявш__ возвыш__нную часть островка белые крячки.

Островок был (не) большой плоский. Три гаги нежда__о подн_лись из (под) ног и ни__ко прот__нув над землёй сели у берега в полынью. Доктор выстрелил поспешно и одна гага забившись на воде крыльями перевернулась (в) верх брюхом. В охотнич__ем азарте доктор бросился в воду и провалившись по пояс с торжеством достал убитую птицу.сн

Птиц на острове ок__залось очень много. Они то и дело слета­ли (из)под наших ног. Я хотел сфотографир__вать сидящую на гнезде гагу и осторожно двигаясь внимательно разгляд__вал каждый камень. (Не) сколько птиц (не) допустив бли__ко сорвались с гнёзд и сделавши над берегом круг плавно опустились на воду. Боясь испугать я (со) всей осторожностью подвинулся ближе. Гага сидела (не) подвижно. Казалось она была (не) живая.

Я успел сделать снимок впрочем оказавшийся (не) удачным так как оперение птицы соверше__о сл__валось с окружающим каме__ым фоном и подвинувшись ближе прот__нул руку. С (не) обычайной быстротою гага вск__чила с гнезда и (не) взлетая пешком направилась к морю.

(И. Соколов-Микитов)

Графически обозначьте деепричастные и причастные обо­роты. Какова стилистическая функция деепричастных обо­ротов?

Выполните разборы слов:

а) по составу и словообразовательный:

подвинувшись, оказавшийся, провалившись, замаскированные, оказавшись

б) морфологический: оказавшийся

Выполните полный разбор обозначенных в тексте пред­ложений.


61. ДИКТАНТ

Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки пре­пинания. Раскройте скобки.

День и ночь ночь и день между берегом и кораблём бегает шлюпка нагруже__ая для устойчивости ящиками с винтов__чными патронами засыпаемая снегом. Хозяева стро__щейся станции по очереди сменяются на руле. Шлюпка то и дело возвр__щается ныряя на тёмной зыби и забрав на буксир нагружен__ые большие лодки сделав широкий круг о__ходит на берег?

Мы работаем на берегу. Я помогаю печнику Колдуну. Весело смотреть на его ловкие руки по локоть выпачка__ые глиной. Моя обязанность греть воду и топтать глину. Колдун укладывает мокрые кирпичи и они разом точно прир__стают.

Молодец Колдун

Я молодец отвечает серьёзно Колдун. Я своё дело знаю...

По камен__стому холодному берегу уныло бродят прогол__давш__ся коровы. Им (н__) где укрыт__ся от холодного ветра несущ го над землей позёмку.

Собаки радуясь долгожда__ой свободе далеко ра__сыпались и__ледовать (не) знакомый берег. Они чу__ствуют себя как дома...

Утром тридцатого мы прощались с североземельскими зимовщиками. В последний раз мы см трели на постройки возведённые нашими руками. (Со) мною рядом стоял буфетчик Иван Васильич. Моргая маленькими глазками он с печалью см__трел на уменьшавшуюся шлюпку отд__лявшуюся от нашего корабля „Седов".

Иван Васильевич что с вами

Жалко жалко ах жалко частенькой скороговоркой покачивая головой заговорил Иван Васильевич Очень хорошие люди.

Да ведь будут живы свидимся.

Знаю что будут живы а жалко. На этакую муку остались повторял Иван Васильевич кончиком салфетки выт__рая ка­тившиеся по щекам слёзы.

Мы смотрели пока на фоне тума__ого берега шлюпка стала совсем маленькой точкой. Вот она ост__новилась и сделав круг повернула обратно, до слуха ветер донёс сухие револьверные выстрелы. Это прощались зимовщики с „Се­довым".

(И. Соколов-Микитов)

Выполните разборы слов:

а) по составу и словообразовательный:

зимовщики, остановилось, удалявшегося, выстрелил

б) морфологический: катившиеся


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!