СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мониторинг библиотечной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Многие библиотеки ведут исследования интересов своих пользователей, изучают востребованность библиотеки и ее услуг, удовлетворенность населения библиотечным обслуживанием. За последние десятилетия библиотеки разных типов и видов провели довольно много различных исследований чтения и поведения целевых групп читателей.

Просмотр содержимого документа
«Мониторинг библиотечной деятельности»

МОНИТОРИНГ БИБЛИОТЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ     Громак Н. И., ст. преподаватель кафедры менеджмента образования и психологии, зав. отделом анализа и методического сопровождения среднего общего образования ГОУ ДПО «ДОНРИДПО»

МОНИТОРИНГ БИБЛИОТЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Громак Н. И., ст. преподаватель

кафедры менеджмента образования и психологии, зав. отделом анализа и методического сопровождения

среднего общего образования ГОУ ДПО «ДОНРИДПО»

БИБЛИОТЕЧНЫЙ МОНИТОРИНГ  Мониторинг (от англ. monitor – «контролироватъ», «проверять») – постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. Библиотечный мониторинг позволяет непрерывно вести наблюдение за фактическим состоянием дел в библиотечной сфере с целью своевременного выявления и систематического анализа происходящих изменений в ней, предупреждение негативных тенденций

БИБЛИОТЕЧНЫЙ МОНИТОРИНГ

Мониторинг (от англ. monitor – «контролироватъ», «проверять») – постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. Библиотечный мониторинг позволяет непрерывно вести наблюдение за фактическим состоянием дел в библиотечной сфере с целью своевременного выявления и систематического анализа происходящих изменений в ней, предупреждение негативных тенденций

Показатели мониторинга Количественные     Соответствие стандартам Качественные

Показатели мониторинга

Количественные

Соответствие стандартам

Качественные

Подходы к проведению мониторинга Административный Профессионально-педагогический

Подходы к проведению мониторинга

Административный

Профессионально-педагогический

Информационная функция Аналитико-оценочная функция Стимулирующе-мотивационная функция Контролирующая функция Прогностическая функция  Корректирующая функция  Функции мониторинга

Информационная функция

Аналитико-оценочная функция

Стимулирующе-мотивационная функция

Контролирующая функция

Прогностическая функция

Корректирующая функция

Функции мониторинга

Научно-обоснованные  принципы мониторинга Принцип целенаправленности Принцип непрерывности Принцип адресности  Принцип целостности и разносторонности подхода к предмету изучения Принцип гласности  Принцип согласованности действий

Научно-обоснованные принципы мониторинга

Принцип целенаправленности

Принцип непрерывности

Принцип адресности

Принцип целостности и разносторонности подхода к предмету изучения

Принцип гласности

Принцип согласованности действий

Качество как категория управления 1 . Качество – показатель уровня жизни, экономической и социальной безопасности. Комплексное понятие – эффективность всех сторон деятельности учреждения  2. Качество продукции (услуг) – совокупность свойств и характеристик услуг и продукции, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности

Качество как категория управления

1 . Качество – показатель уровня жизни, экономической и социальной безопасности. Комплексное понятие – эффективность всех сторон деятельности учреждения

2. Качество продукции (услуг) – совокупность свойств и характеристик услуг и продукции, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности

Назначение мониторинга Мониторинг удовлетворенности качеством услуг вузовской библиотеки осуществляется  в целях обеспечения структур управления вузом, а также вузовской общественности информацией, позволяющей установить:  требования получателей услуг к качеству библиотечного обслуживания составу и характеру информационной поддержки научно-образовательной деятельности степень удовлетворенности получателей услуг полнотой и качеством предоставления ресурсов, основных и дополнительных сервисов уровень комфортности библиотечного пространства и  доступности библиотечных услуг для их фактических и потенциальных получателей (пользователей) эффективность затрат и скорректировать планы развития ресурсной базы библиотеки

Назначение мониторинга

Мониторинг удовлетворенности качеством услуг вузовской библиотеки осуществляется в целях обеспечения структур управления вузом, а также вузовской общественности информацией, позволяющей установить:

  • требования получателей услуг к качеству библиотечного обслуживания составу и характеру информационной поддержки научно-образовательной деятельности
  • степень удовлетворенности получателей услуг полнотой и качеством предоставления ресурсов, основных и дополнительных сервисов
  • уровень комфортности библиотечного пространства и доступности библиотечных услуг для их фактических и потенциальных получателей (пользователей)
  • эффективность затрат и скорректировать планы развития ресурсной базы библиотеки
Измерение удовлетворенности пользователей услуг позволяет: точно определить требования пользователей и их приоритеты  понять, как пользователи воспринимают библиотеку и соответствует ли ее деятельность их требованиям  определить объекты изменений и модернизации – для которых, улучшение характеристик даст наибольшее увеличение удовлетворенности пользователей, рациональное использование ресурсов  добиться роста показателей за счет лояльности пользователей

Измерение удовлетворенности пользователей услуг позволяет:

  • точно определить требования пользователей и их приоритеты

  • понять, как пользователи воспринимают библиотеку и соответствует ли ее деятельность их требованиям

  • определить объекты изменений и модернизации – для которых, улучшение характеристик даст наибольшее увеличение удовлетворенности пользователей, рациональное использование ресурсов

  • добиться роста показателей за счет лояльности пользователей
Репрезентативные исследования   ( соответствие характеристик выборки характеристикам популяции) позволяют: создать развернутую и обоснованную платформу для планирования, прогнозирования, организации и осуществления деятельности  обосновать актуальность составления (корректировки) стратегических и тактических планов, программ, проектов и текущей деятельности, расходы на обновление ресурсной базы, модернизации библиотечного пространства

Репрезентативные исследования ( соответствие характеристик выборки характеристикам популяции) позволяют:

  • создать развернутую и обоснованную платформу для планирования, прогнозирования, организации и осуществления деятельности

  • обосновать актуальность составления (корректировки) стратегических и тактических планов, программ, проектов и текущей деятельности, расходы на обновление ресурсной базы, модернизации библиотечного пространства
Аспекты изучения Выявление факторов, влияющих на развитие деятельности библиотеки: Структура свободного времени, деловые и досуговые интересы основных категорий  Роль книги, чтения, информации в бюджете времени пользователя, творческие и читательские предпочтения, функции, мотивы и установки личности  Оценка уровня социализации, бытования традиций, проявления социальной активности, экологической, политической культуры категорий пользователей, соблюдения норм здорового образа жизни, эстетического развития личности, нравственных установок и пр.

Аспекты изучения

Выявление факторов, влияющих на развитие деятельности библиотеки:

  • Структура свободного времени, деловые и досуговые интересы основных категорий

  • Роль книги, чтения, информации в бюджете времени пользователя, творческие и читательские предпочтения, функции, мотивы и установки личности

  • Оценка уровня социализации, бытования традиций, проявления социальной активности, экологической, политической культуры категорий пользователей, соблюдения норм здорового образа жизни, эстетического развития личности, нравственных установок и пр.
Аспекты изучения Выявление факторов, влияющих на развитие деятельности библиотеки: Потребности личности в развитии, интеллектуальном росте, способности, одаренность, позволяющие оценить возможность вовлечения пользователя в совместную развивающую деятельность Место библиотеки в удовлетворении деловых и досуговых потребностей различных категорий пользователей библиотеки Отношение пользователей к библиотеке, ее ресурсам, услугам (программам, мероприятиям), имидж библиотеки, потребности в совершенствовании  ее деятельности Оценка ресурсов, резервов, рынка услуг, эффективности различных форм и направлений деятельности, культуры среды и обслуживания, квалифицированности персонала

Аспекты изучения

Выявление факторов, влияющих на развитие деятельности библиотеки:

  • Потребности личности в развитии, интеллектуальном росте, способности, одаренность, позволяющие оценить возможность вовлечения пользователя в совместную развивающую деятельность
  • Место библиотеки в удовлетворении деловых и досуговых потребностей различных категорий пользователей библиотеки
  • Отношение пользователей к библиотеке, ее ресурсам, услугам (программам, мероприятиям), имидж библиотеки, потребности в совершенствовании ее деятельности
  • Оценка ресурсов, резервов, рынка услуг, эффективности различных форм и направлений деятельности, культуры среды и обслуживания, квалифицированности персонала
Аспекты изучения Выявление факторов, влияющих на развитие деятельности библиотеки Состояние деятельности библиотеки:  устойчивость и достаточность ресурсов  стабильность (рост\снижение) показателей результативность освоения новых направлений  стабильность имиджа отражение деятельности во внутривузовских СМИ  поддержка библиотеки руководством вуза, вузовскими службами и структурами требования руководства, служб вуза к деятельности библиотек,ее сильным и слабым сторонам деятельности

Аспекты изучения

Выявление факторов, влияющих на развитие деятельности библиотеки

  • Состояние деятельности библиотеки:
  • устойчивость и достаточность ресурсов
  • стабильность (рост\снижение) показателей
  • результативность освоения новых направлений
  • стабильность имиджа
  • отражение деятельности во внутривузовских СМИ
  • поддержка библиотеки руководством вуза, вузовскими службами и структурами
  • требования руководства, служб вуза к деятельности библиотек,ее сильным и слабым сторонам деятельности
Примеры формулировок целей   Поисковое  –  установить  факторы, оказывающие влияние на комфортность библиотечной среды для различных  групп пользователей библиотеки  университета   Описательное – установить требования к  комфортности библиотечного пространства для основных категорий пользователей библиотеки  университета   Экспериментальное – оценить степень  влияния модернизации системы обслуживания на комфортность среды библиотеки   Оправдательное  –  доказать  целесообразность  проекта  по модернизации комфортности библиотечного  пространства

Примеры формулировок целей

  • Поисковое установить факторы, оказывающие влияние на комфортность библиотечной среды для различных групп пользователей библиотеки университета

 

  • Описательное – установить требования к комфортности библиотечного пространства для основных категорий пользователей библиотеки университета

 

  • Экспериментальное – оценить степень влияния

модернизации системы обслуживания на комфортность среды библиотеки

 

  • Оправдательное доказать целесообразность проекта по модернизации комфортности библиотечного пространства
Примеры формулировок задач исследования Описательное  исследование Цель:  установить отношение к  комфортности библиотечного пространства основных категорий пользователей библиотеки университета   Задачи:  выявить требования пользователей к режиму работы библиотеки; установить отношение пользователей  к дополнительным библиотечным сервисам,  повышающим комфортность библиотечной среды;  установить удовлетворенность пользователей условиями доступа к традиционным и электронным информационным  ресурсам;  оценить степень  соответствия  культуры  библиотечного обслуживания ожиданием пользователей  библиотеки

Примеры формулировок задач исследования

  • Описательное исследование
  • Цель: установить отношение к комфортности библиотечного пространства основных категорий пользователей библиотеки университета

 

Задачи:

  • выявить требования пользователей к режиму работы библиотеки;
  • установить отношение пользователей к дополнительным библиотечным сервисам, повышающим комфортность библиотечной среды;
  • установить удовлетворенность пользователей условиями доступа к традиционным и электронным информационным ресурсам;
  • оценить степень соответствия культуры библиотечного обслуживания ожиданием пользователей библиотеки
Методы исследования Общенаучные: Специальные: наблюдение эксперимент контент-анализ опрос и др. анализ документации анализ показателей статистики анализ отзывов участников программ и пр.

Методы исследования

Общенаучные:

Специальные:

  • наблюдение
  • эксперимент
  • контент-анализ
  • опрос и др.
  • анализ документации
  • анализ показателей статистики
  • анализ отзывов участников программ и пр.

Мониторинг позволяет выявить основной круг проблем и описать состояние библиотеки основным количественным и качественным показателям её работы

Мониторинг позволяет выявить основной круг проблем и описать состояние библиотеки основным количественным и качественным показателям её работы

Методические материалы: Как провести исследование, чтобы выяснить мнение взрослых об обслуживании детей в библиотеке? Колосова Е.А., Майорова-Щеглова С.Н. // Современная библиотека. 2014. № 10. С. 76-81  Изучение пользователей библиотек: социологический подход. Ч. 1. Составление анкеты. Проведение интервью : методическое пособие для библиотекарей. / Российская государственная детская библиотека ; отдел социологии, психологии и педагогики детского чтения ; авт.-сост.: Губанова А. Ю., Колосова Е.А. ; ред. Карданова М. В. - Москва, 2013. – 48 с.  Изучение пользователей библиотек: социологический подход. Ч. 2. Неопросные методики исследования : методическое пособие для библиотекарей. / Российская государственная детская библиотека ; отдел социологии, психологии и педагогики детского чтения ; авт.-сост.: Колосова Е. А. ; ред. Карданова М. В. - Москва, 2013. – 38 с.

Методические материалы:

  • Как провести исследование, чтобы выяснить мнение взрослых об обслуживании детей в библиотеке? Колосова Е.А., Майорова-Щеглова С.Н. // Современная библиотека. 2014. № 10. С. 76-81

  • Изучение пользователей библиотек: социологический подход. Ч. 1. Составление анкеты. Проведение интервью : методическое пособие для библиотекарей. / Российская государственная детская библиотека ; отдел социологии, психологии и педагогики детского чтения ; авт.-сост.: Губанова А. Ю., Колосова Е.А. ; ред. Карданова М. В. - Москва, 2013. – 48 с.

  • Изучение пользователей библиотек: социологический подход. Ч. 2. Неопросные методики исследования : методическое пособие для библиотекарей. / Российская государственная детская библиотека ; отдел социологии, психологии и педагогики детского чтения ; авт.-сост.: Колосова Е. А. ; ред. Карданова М. В. - Москва, 2013. – 38 с.
Методические материалы: Изучение пользователей библиотек: социологический подход. Обработка результатов исследования : методическое пособие для библиотекарей. / Российская государственная детская библиотека; отдел социологии, психологии и педагогики детского чтения ; авт.-сост.: Губанова А. Ю., Колосова Е. А., Чудинова В. П. ; ред. Карданова М. В. - Москва, 2013. – 32 с.  Дети и детство как объекты социологических исследований. Майорова-Щеглова С. Н., Колосова Е. А. // Социологические исследования. № 3, 2018. С. 62-69.

Методические материалы:

  • Изучение пользователей библиотек: социологический подход. Обработка результатов исследования : методическое пособие для библиотекарей. / Российская государственная детская библиотека; отдел социологии, психологии и педагогики детского чтения ; авт.-сост.: Губанова А. Ю., Колосова Е. А., Чудинова В. П. ; ред. Карданова М. В. - Москва, 2013. – 32 с.

  • Дети и детство как объекты социологических исследований. Майорова-Щеглова С. Н., Колосова Е. А. // Социологические исследования. № 3, 2018. С. 62-69.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!