Просмотр содержимого документа
«Мониторинг библиотечной деятельности»
МОНИТОРИНГ БИБЛИОТЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Громак Н. И., ст. преподаватель
кафедры менеджмента образования и психологии, зав. отделом анализа и методического сопровождения
среднего общего образования ГОУ ДПО «ДОНРИДПО»
БИБЛИОТЕЧНЫЙ МОНИТОРИНГ
Мониторинг (от англ. monitor – «контролироватъ», «проверять») – постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. Библиотечный мониторинг позволяет непрерывно вести наблюдение за фактическим состоянием дел в библиотечной сфере с целью своевременного выявления и систематического анализа происходящих изменений в ней, предупреждение негативных тенденций
Показатели мониторинга
Количественные
Соответствие стандартам
Качественные
Подходы к проведению мониторинга
Административный
Профессионально-педагогический
Информационная функция
Аналитико-оценочная функция
Стимулирующе-мотивационная функция
Контролирующая функция
Прогностическая функция
Корректирующая функция
Функции мониторинга
Научно-обоснованные принципы мониторинга
Принцип целенаправленности
Принцип непрерывности
Принцип адресности
Принцип целостности и разносторонности подхода к предмету изучения
Принцип гласности
Принцип согласованности действий
Качество как категория управления
1 . Качество – показатель уровня жизни, экономической и социальной безопасности. Комплексное понятие – эффективность всех сторон деятельности учреждения
2. Качество продукции (услуг) – совокупность свойств и характеристик услуг и продукции, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности
Назначение мониторинга
Мониторинг удовлетворенности качеством услуг вузовской библиотеки осуществляется в целях обеспечения структур управления вузом, а также вузовской общественности информацией, позволяющей установить:
- требования получателей услуг к качеству библиотечного обслуживания составу и характеру информационной поддержки научно-образовательной деятельности
- степень удовлетворенности получателей услуг полнотой и качеством предоставления ресурсов, основных и дополнительных сервисов
- уровень комфортности библиотечного пространства и доступности библиотечных услуг для их фактических и потенциальных получателей (пользователей)
- эффективность затрат и скорректировать планы развития ресурсной базы библиотеки
Измерение удовлетворенности пользователей услуг позволяет:
- точно определить требования пользователей и их приоритеты
- понять, как пользователи воспринимают библиотеку и соответствует ли ее деятельность их требованиям
- определить объекты изменений и модернизации – для которых, улучшение характеристик даст наибольшее увеличение удовлетворенности пользователей, рациональное использование ресурсов
- добиться роста показателей за счет лояльности пользователей
Репрезентативные исследования ( соответствие характеристик выборки характеристикам популяции) позволяют:
- создать развернутую и обоснованную платформу для планирования, прогнозирования, организации и осуществления деятельности
- обосновать актуальность составления (корректировки) стратегических и тактических планов, программ, проектов и текущей деятельности, расходы на обновление ресурсной базы, модернизации библиотечного пространства
Аспекты изучения
Выявление факторов, влияющих на развитие деятельности библиотеки:
- Структура свободного времени, деловые и досуговые интересы основных категорий
- Роль книги, чтения, информации в бюджете времени пользователя, творческие и читательские предпочтения, функции, мотивы и установки личности
- Оценка уровня социализации, бытования традиций, проявления социальной активности, экологической, политической культуры категорий пользователей, соблюдения норм здорового образа жизни, эстетического развития личности, нравственных установок и пр.
Аспекты изучения
Выявление факторов, влияющих на развитие деятельности библиотеки:
- Потребности личности в развитии, интеллектуальном росте, способности, одаренность, позволяющие оценить возможность вовлечения пользователя в совместную развивающую деятельность
- Место библиотеки в удовлетворении деловых и досуговых потребностей различных категорий пользователей библиотеки
- Отношение пользователей к библиотеке, ее ресурсам, услугам (программам, мероприятиям), имидж библиотеки, потребности в совершенствовании ее деятельности
- Оценка ресурсов, резервов, рынка услуг, эффективности различных форм и направлений деятельности, культуры среды и обслуживания, квалифицированности персонала
Аспекты изучения
Выявление факторов, влияющих на развитие деятельности библиотеки
- Состояние деятельности библиотеки:
- устойчивость и достаточность ресурсов
- стабильность (рост\снижение) показателей
- результативность освоения новых направлений
- стабильность имиджа
- отражение деятельности во внутривузовских СМИ
- поддержка библиотеки руководством вуза, вузовскими службами и структурами
- требования руководства, служб вуза к деятельности библиотек,ее сильным и слабым сторонам деятельности
Примеры формулировок целей
- Поисковое – установить факторы, оказывающие влияние на комфортность библиотечной среды для различных групп пользователей библиотеки университета
- Описательное – установить требования к комфортности библиотечного пространства для основных категорий пользователей библиотеки университета
- Экспериментальное – оценить степень влияния
модернизации системы обслуживания на комфортность среды библиотеки
- Оправдательное – доказать целесообразность проекта по модернизации комфортности библиотечного пространства
Примеры формулировок задач исследования
- Описательное исследование
- Цель: установить отношение к комфортности библиотечного пространства основных категорий пользователей библиотеки университета
Задачи:
- выявить требования пользователей к режиму работы библиотеки;
- установить отношение пользователей к дополнительным библиотечным сервисам, повышающим комфортность библиотечной среды;
- установить удовлетворенность пользователей условиями доступа к традиционным и электронным информационным ресурсам;
- оценить степень соответствия культуры библиотечного обслуживания ожиданием пользователей библиотеки
Методы исследования
Общенаучные:
Специальные:
- наблюдение
- эксперимент
- контент-анализ
- опрос и др.
- анализ документации
- анализ показателей статистики
- анализ отзывов участников программ и пр.
Мониторинг позволяет выявить основной круг проблем и описать состояние библиотеки основным количественным и качественным показателям её работы
Методические материалы:
- Как провести исследование, чтобы выяснить мнение взрослых об обслуживании детей в библиотеке? Колосова Е.А., Майорова-Щеглова С.Н. // Современная библиотека. 2014. № 10. С. 76-81
- Изучение пользователей библиотек: социологический подход. Ч. 1. Составление анкеты. Проведение интервью : методическое пособие для библиотекарей. / Российская государственная детская библиотека ; отдел социологии, психологии и педагогики детского чтения ; авт.-сост.: Губанова А. Ю., Колосова Е.А. ; ред. Карданова М. В. - Москва, 2013. – 48 с.
- Изучение пользователей библиотек: социологический подход. Ч. 2. Неопросные методики исследования : методическое пособие для библиотекарей. / Российская государственная детская библиотека ; отдел социологии, психологии и педагогики детского чтения ; авт.-сост.: Колосова Е. А. ; ред. Карданова М. В. - Москва, 2013. – 38 с.
Методические материалы:
- Изучение пользователей библиотек: социологический подход. Обработка результатов исследования : методическое пособие для библиотекарей. / Российская государственная детская библиотека; отдел социологии, психологии и педагогики детского чтения ; авт.-сост.: Губанова А. Ю., Колосова Е. А., Чудинова В. П. ; ред. Карданова М. В. - Москва, 2013. – 32 с.
- Дети и детство как объекты социологических исследований. Майорова-Щеглова С. Н., Колосова Е. А. // Социологические исследования. № 3, 2018. С. 62-69.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!