Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 2»
города Курчатова Курской области
Мониторинг читательской грамотности
Составитель
учитель русского языка
и литературы
Дорохова С. А.
г. Курчатов, 2022
7 – 9 классы
Частушка-зеркало народной души
1. Прочитайте аннотацию к книге курчатовского поэта, члена Союза писателей России И. Ф. Зиборова «Целовала меня Надя…».
Частушка бывает уже тем хороша, что в ней раскрывается характер лирического героя, его готовность любить, восхищаться, горевать или, наоборот, ненавидеть, изменять любимому, предавать. В ней обязательно должна присутствовать житейская мудрость, изюминка, то, над чем можно посмеяться или всплакнуть. Нужен пример? Пожалуйста: «Целовала меня Надя горячо,не скрою, возвращался весь в помаде-месяц не отмоюсь».Взаимоотношения частушечных героев и героинь строятся в рамках приличия, не режут слух, они выверены житейской мудростью и здравым смыслом самого автора.
Николай Неженец, доктор философских наук,
профессор Московского университета культуры и искусства,
член Союза писателей России
1.1. Подчеркните в тексте ключевые слова и словосочетания. Передайте основное содержание текста одним предложением.
1.2. Систематизируйте содержащуюся в аннотации информацию в форме синквейна к слову «частушка».
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
По материалам сайта https://stihi.ru/2017/04/08/3494
1.3. Узнайте слово по его лексическому значению: «условный образ рассказчика, наделенный автором определенными личностными чертами, выступающий от первоголица в лирических произведениях». Выпишите этот термин.
2. Прочитайте частушки И. Ф. Зиборова
2.1. Определите темы частушек, запишите ответы в правую часть таблицы
№ | Частушка | Тема |
1. | Петь о нашем Курском крае От души стараемся, Столько мы частушек знаем – Сами удивляемся! | |
2. | Добавляет в веру сил Нам по духу близкий, Наших предков он крестил Князь Владимир Киевский. | |
3. | Блещет золотом монисто, Бисером – кокошники. До чего же голосисты Курские соловушки! | |
4. | Сеем хлеб, немало строим. Не ленились никогда. Есть у нас войны герои И ударники труда. | |
5. | Обмелела, Кшень ты речка, Да и я начал стареть. Не пора ль устроить встречу, Чтоб друг друга «пожалеть»? | |
2.2. В каких произведениях устного народного творчества встречается подобная тематика? Приведите примеры жанров.
2.3. Понаблюдайте над языком частушек И. Ф. Зиборова. Из перечисленных тропов и фигур речи выпишите те, которые встречаются в частушках поэта: риторические обращения, постоянные эпитеты, эпитеты, параллелизм, градация, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, повторы, сравнения, юмор.
2.4. Обратитесь к материалам учебника «Литература.7 класс» Г.С. Меркина (раздел «Русские народные песни»). Определите, в чем сходство и различие русских народных песен и частушек И.Ф. Зиборова. Ответ запишите в форме тезисов.
3. Ознакомьтесь с отрывком отзыва ученицы А.Малышевой о книге И. Ф. Зиборова «Целовала меня Надя…».
Да, частушки поэта - это что-то необъяснимое, исконно русское, показывающее широту души человека, богатство его внутреннего мира, гостеприимство, радушие. "Там русский дух...там Русью пахнет!"- невольно вспоминаешь замечательные строки А.С. Пушкина, когда читаешь современные частушки нашего земляка. Остроумные, забавные, лирические, душевные, грустные... В сборнике И.Ф. Зиборова «Целовала меня Надя...» вы найдете частушки на любой вкус. Они запоминаются легко и надолго, потому что в них живет душа народа, искрометный юмор. Спасибо Вам, Иван Федотович, за прекрасную встречу с русским словом, за возможность окунуться в чудесный мир народного творчества и насладиться ярким звучанием родного языка.
3.1. Сопоставьте отзыв ученицы и аннотацию Н. Неженца к книге «Целовала меня Надя…». Объясните, что их объединяет.
3.2. Выпишите из текста цитату. Укажите название произведения, из которого она взята.
3.3. Какие выразительные средства помогают ученице ёмко, образно охарактеризовать современные частушки поэта? Свой ответ подкрепите примерами из отзыва.
4. Познакомьтесь с частушками о Курском крае твоих ровесников.
*** *** ***
В Обояни ягод много,
А во Льгове – яблок.
Люди милые, скажите,
Что нам то эмбарго?
*** *** ***
В нашем древнем Курском крае
Свет лучины раньше знали.
А теперь КАЭС стоит,
Свет дает и не дымит.
4.1. Как вы понимаете значение слова «лучина»? Дайте определение, оформив его в виде словарной статьи.
Пример словарной статьи
ЧАСТУШКА, -и, ж. Народная песенка - четверостишие или двустишие лирического, злободневного, задорно-шутливого содержания. Петь, играть частушки. || прил. частушечный, -ая, -ое.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка https://classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ozhegov-term
4.2. Выпишите иноязычное слово. Подберите к нему стилистически нейтральные синонимы.
5. Сочините 3-5 частушек на школьную тему. Какой музыкальный инструмент (балалайка, гитара, баян) будет сопровождать ваше исполнение? Почему?
6. Представьте себя в роли автора сборника частушек. Придумайте название сборника. Напишите к нему аннотацию (5-7 предложений).
Аннотация – краткое описание книги, которое дает читателю представление о произведении, рассказывает завязку сюжета или обозначает общую тему книги. Обычно аннотация публикуется на обороте книги.
По материалам сайта https://eksmo.ru/slovar/annotatsiya
Мониторинг читательской грамотности 7-9 классы