Автор: Бобров Алексей Федорович, учитель физической культуры МБОУ «СШ№25» г. Нижневартовска ХМАО - ЮГРЫ
Мониторинг физической подготовленности школьников
Измерение ловкости
Разработка методов и критериев оценки координационных способностей необходима для решения ряда взаимосвязанных задач:
– определение уровня развития тех или других координационных способностей детей разного пола и возраста;
– установление связи тех или иных координационных способностей друг с другом и с другими факторами: физическим развитием, кондиционными способностями, психофизиологическими функциями;
– выявление влияния занятий разными видами спорта на особенности изменения координационных способностей;
– влияние направленного применения координационных упражнений на динамику координационных способностей и на показатели эффективности (результативности) технико-тактических действий;
– предварительный отбор и ориентация детей для занятий теми или иными видами спорта, в которых координационная способность одним из ведущих факторов успеха.
Главным критерием оценки двигательно-координационных способностей в физическом воспитании являются 4 наиболее важных показателя: правильность, быстрота, рациональность и находчивость, которые имеют качественные и количественные характеристики;
– время, затрачиваемое на освоение нового движения или какой-либо комбинации. Чем время короче, тем выше координационные способности.
– время, необходимое для «перестройки» своей двигательной деятельности в соответствии с изменившейся ситуацией. В этих условиях, хороший показатель координационных возможностей, это умение выбрать наиболее оптимальный вариант успешного решения двигательной задачи;
– координационная сложность выполнения двигательных задач (действий) или их комплексы (комбинации);
– точность выполнения двигательных действий по основным характеристикам техники (динамическим, временным, пространственным); Метание всевозможных предметов на точность попадания в цель (теннисного мяча) в конкретные круги и другие мишени с расстояния 25-50% от максимальной дальности метания отдельно для каждой руки. Определяются координационные способности применительно к метательным двигательным действиям с установкой на «меткость», а также способность к дифференцированию пространственно-силовых параметров движений. Метание предметов (теннисных мячей) из исходного положения «сед», где ноги врозь и из-за головы ведущей и не ведущей рукой на дальность. Определяется координационная способность применительно к баллистическим движениям с акцентом на силу и дальность метания:
– сохранение устойчивости при нарушении равновесия;
– стабильность выполнения сложного в координационном отношении двигательного задания (по конечному результату и стабильности отдельных характеристик движения). Стабильность оценивают по показателям целевой точности - количеству попаданий при бросках мяча в кольцо в баскетболе, различных предметов в мишень.
Контрольные тесты должны быть естественны и доступны школьникам всех или определенных возрастно-половых групп, чтобы они давали возможность получить дифференцированные результаты об уровне развития конкретных координационных способностей.
Измерение гибкости
Основным критерием оценки гибкости является наибольшая амплитуда движений, которая может быть достигнута учеником. Эту способность измеряют в угловых градусах или в линейных мерах, используя аппаратуру или педагогические тесты. Аппаратурными способами измерения являются:
– механический (с помощью гониометра); в физическом воспитании наиболее доступным и распространенным является способ измерения гибкости с помощью механического гониометра – угломера, к одной из ножек которого крепится транспортир. Ножки гониометра крепятся на продольных осях сегментов, составляющих тот или иной сустав. При выполнении сгибания, разгибания или при вращении определяют угол между осями сегментов сустава.
Основными методами оценки гибкости в школьных условиях являются простые контрольные упражнения – тесты.
1. Подвижность позвоночного столба. Определяется по степени наклона туловища вперед, наклоны с захватом ног (из положения седа - ноги вместе, врозь, одна нога отведена в сторону и согнута в колене; в положении «стоя на скамейке» наклон вперед до предела, не сгибая ног в коленях). Гибкость позвоночника оценивается с помощью линейки или ленты в сантиметрах от захвата ступней ног или края скамейки. Если при этом пальцы не достигают указанных параметров, то величина подвижности обозначается знаком (-) , если опускаются ниже - знаком (+). У детей разного возраста и пола показатели степени наклона туловища, в основном со знаком плюс. О низком уровне развития гибкости позвоночного столба свидетельствуют показатели со знаком минус.
2. Подвижность в плечевом суставе. Выкруты в плечевых суставах, взявшись за концы гимнастической палки или скакалки, выполняется выкрут в плечевых суставах. Подвижность плечевого сустава оценивается по расстоянию между кистями рук при выкруте: чем меньше расстояние, тем выше гибкость этого сустава и наоборот.
3. Подвижность в коленных и голеностопных суставах. Держась руками за рейку, глубокие приседания, не отрывая пяток от пола. О высокой подвижности в данных суставах свидетельствует полное приседание.
При определении амплитуды движений различных суставов решающее значение имеет исходное положение в момент измерения. Кроме исходного положения, на точное определение амплитуды движений в суставах существенное значение имеет точка фиксации гониометра. Повторное измерение гибкости следует проводить в одно и то же время; перед измерением необходимо осуществить стандартную разминку (разогревание), которое, так или иначе, влияет на величину подвижности суставов.
Измерение пассивной гибкости определяется по наибольшей амплитуде, которая может быть достигнута за счет внешней среды и которая должна быть одинаковой для всех измерений, иначе не получить объективную оценку пассивной гибкости.
На начальном этапе развития гибкости, не ранее 10 – 11 лет, не следует применять пассивных упражнений. Началом должна быть достаточная предварительная подготовка занимающихся. Для достижения ощутимых результатов в развитии этого качества упражнения на растягивание следует выполнять ежедневно и даже два раза в день. В связи с этим целесообразно включать упражнения на гибкость в домашние задания и рекомендовать учащимся выполнять их во время утренней гимнастики.
Быстрота
Быстрота проявляется при различных режимах мышечного сокращения и обеспечивает быстрое перемещение тела или его звеньев в пространстве. Наиболее распространенным ее выражением является так называемая взрывная сила - развитие максимального напряжение в минимально короткое время (прыжок).
Первая и, пожалуй, главная задача состоит в необходимости разностороннего развития скоростных способностей (быстрота реакции, частота движений, скорость одиночного движения, быстрота целостных движений) в сочетании с приобретением двигательных умений и навыков, которые должны осваивать дети за время обучения в школе. Важно не упустить младший и средний школьный возраст - сенситивные (особенно благоприятные) периоды для эффективного воздействия на эту группу способностей. Биологическое созревание организма младших мальчиков в период от 10 до 11 лет, а у девочек – от 9 до 10 лет. В меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается еще с 11 до 14-15 лет.
Половые различия в уровне развития скоростных способностей невелики до 12-13-летнего возраста. Позже мальчики начинают опережать девочек, особенно в показателях быстроты целостных двигательных действий (бег, плавание).
При целенаправленном развитии скоростно-силовых способностей необходимо руководствоваться методическим правилом: все упражнения независимо от величины и характера отягощения нужно выполнять в максимально возможном темпе. Проявление скоростных качеств во многом зависит от психологических факторов. Важную роль играют стимулы и мотивы, побуждающие учащихся к проявлению своих скоростных максимальных возможностей. Поэтому при работе над быстротой полезно применять игровой и соревновательный методы.
Выносливость
Выносливость - это возможности человека, обеспечивающие ему длительное выполнение какой-либо двигательной деятельности без снижения его эффективности. Для развития выносливости могут применяться самые разнообразные по форме физические упражнения (гимнастические, легкоатлетические, игровые). Дополнительными средствами развития выносливости служат дыхательные упражнения, использование факторов внешней среды (оздоровительный бег в горах).
К ведущим физическим способностям, выражающим качество выносливости, относят способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности в различных зонах мощности: максимальной, субмаксимальной (околопредельной), большой и умеренной нагрузок. Каждой зоне нагрузок присущ свой своеобразный комплекс реакций органов и структур организма.
Продолжительность механической работы до полного утомления, характеризуется тремя фазами:
- начальное утомление - появление начальных признаков усталости;
- компенсированное утомление - прогрессивно углубляющееся утомление, поддерживаемое заданной интенсивностью работы за счет волевых дополнительных усилий и частичным изменением структуры двигательного действия (уменьшением длины и увеличением темпа шагов при беге),
- декомпенсированное утомление - высокая степень утомления, приводящая к снижению интенсивности работы вплоть до ее прекращения.
Наиболее значимой для школьной практики физического воспитания выделяют общую и специальную выносливость. Общей называют выносливость, проявляемую во время относительно длительного выполнения работы с оптимальной функциональной активностью основных жизнеобеспечивающих органов и структур организма. Данный режим работы обеспечивается преимущественно способностями выполнять двигательные действия в зоне умеренных нагрузок.
Общая выносливость играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья и в свою очередь служит предпосылкой развития специальной выносливости, и развивать ее надо, начиная с младшего школьного возраста.
Специальная выносливость характеризуется продолжительностью работы, которая определяется зависимостью степени утомления от содержания решения двигательной задачи и классифицируется:
– по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (прыжковая выносливость);
– по признакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача (игровая выносливость);
– по признакам взаимодействия с другими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (силовая выносливость).
Воспитание выносливости осуществляется посредством решения двигательных задач, требующих мобилизации психических и биологических процессов в фазе компенсаторного утомления или в конце предшествующей фазы, но с обязательным выходом на фазу компенсаторного утомления. Условия решения задач должны обеспечивать вариативный характер работы с обязательно меняющимися нагрузками и структурой двигательного действия (преодоление препятствий во время бега по пересеченной местности).
Общая и специальная выносливость различаются особенностями нервно-мышечного регулирования и энергообеспечения организма при различных видах двигательной деятельности. Общая выносливость преимущественно зависит от функциональных возможностей вегетативных систем организма, в особенности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Специальная выносливость зависит от возможностей нервно - мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники владения двигательным действием и уровня развития других двигательных способностей (скоростных, силовых, координационных ). Понижая или увеличивая интенсивность в том или ином виде двигательной деятельности, задается необходимая длительность работы, которая воздействует на системы организма, обеспечивающие проявление общей и специальной выносливости.
Типами специальной (специфической) выносливости, на развитие которых следует обратить особое внимание, являются скоростная, силовая и координационная:
– скоростная – выносливость, проявляемая в двигательной деятельности, когда от человека требуется удержать максимальную или субмаксимальную интенсивность работы. Разновидностью скоростной выносливости является спринтерская выносливость, проявляемая в беге на средние дистанции;
– силовая выносливость представляет собой способность противостоять утомлению в мышечной работе, требующей значительных силовых напряжений;
– координационная выносливость - способность противостоять утомлению в двигательной деятельности, предъявляющей повышенные требования к координационным способностям человека. В процессе длительного выполнения гимнастических упражнений, а также при выполнении сложных технико-тактических действий, от каждого учащегося требуется индивидуально высокий уровень координационных возможностей.
Развитие, примерно поровну, скоростной, силовой и координационно-двигательной деятельности во все периоды школьной жизни, одна из основных задач добиться разностороннего и гармоничного развития двигательных способностей, которые сыграют важную роль в видах спорта, избранных подростками или юношами в качестве предмета своей спортивной специализации.
По признаку вовлеченности мышечных групп, принимающих активное участие в работе, выносливость подразделяют на тотальную, региональную и локальную:
– тотальная – способность преодолевать утомление при активном участии в работе более 2/3 всех мышечных групп (бег на лыжах, многократное приседание со штангой значительного веса);
– региональная – когда функционируют от 1/3 до 2/3 мышечных групп (многократное сгибание и разгибание туловища в положении сидя);
– локальная – при включении в работу менее 1/3 общего числа мышечных групп (многократные вращения руками в плечевых суставах).
Общая (аэробная) выносливость является всегда тотальной, а специальная выносливость различного типа может быть тотальной, региональной или локальной.
Различные виды и типы выносливости независимы или мало зависят друг от друга. Можно обладать высокой силовой выносливостью, но недостаточной скоростной или низкой координационной. Высокая выносливость в плавание не гарантирует такую же выносливость в гимнастике. Аэробная возможность в беге, улучшит показатели в ходьбе, гребле, передвижении на лыжах или коньках. Однако такой подход не всегда правомерен. В каждом отдельном случае необходимо учитывать энергетические возможности детского организма, функциональные и биомеханические особенности движений, уровень развития других двигательных качеств, характер взаимодействия между двигательными навыками.