Просмотр содержимого документа
«Мониторинг формирования жизненных компетенций у детей младшего школьного возраста с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»
Мониторинг формирования жизненных компетенций у детей младшего школьного возраста с ОВЗ в условиях реализации ФГОС
«Жизненная компетенция»-
совокупность знаний, умений и навыков, необходимых ребенку в обыденной жизни.
Цель:
введение ребенка в сложную
предметную и социальную среду
через индивидуально дозированное и систематически планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
Основное направление работы - практическая подготовка детей к жизни. Принципы:
- жизненная значимость
- практическая необходимость
Задачи:
- Дать детям знания и представления о различных объектах окружающей их жизни ;
- Научить их практически правильно и по возможности самостоятельно пользоваться этими объектами и их услугами;
- Сформировать устойчивые навыки и привычки общения с людьми, поведения в обществе.
Прогнозируемые результаты
У детей появляется:
- Желание посещать школу,
- Находиться в коллективе детей,
- Взаимодействовать друг с другом,
- Общаться с другими детьми вне класса, даже вне школы,
- Посильно принимать помощь специалистов,
- Принимать участие в классных и общешкольных мероприятиях.
Критерии мониторинга :
1. Развитие представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
2. Овладение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни;
3. Овладение коммуникативными навыками;
4.Осмысление и дифференциация картины мира и ее временно пространственной организации;
5.Осмысление своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей.
1. Развитие представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении.
- Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, в физической нагрузке, в приеме медицинских препаратов.
- Умение пользоваться личными адаптивными средствами в разных ситуациях (очки, слуховой аппарат, кресло и т.д.)
- Умение адекватно описать возникшую проблему со здоровьем или в учебном процессе и обраться за помощью (мне нельзя сладкое, мне не видно, мне не слышно и т.д.) Понимание ребенком того, что пожаловаться и попросить о помощи при возникновении проблем в жизнеобеспечении – это нормально, а не стыдно и не унизительно.
2. Овладение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни.
- Овладение навыками самообслуживания (правил личной гигиены), стремление к самостоятельности и независимости в быту, помощи другим людям в быту.
- Освоение устройства домашней жизни, разнообразия повседневных бытовых дел (покупка, приготовление еды, стирка, глажка, чистка и ремонт одежды, поддержание чистоты в доме, создание уюта и т.д.), предназначения и умения использовать окружающих в быту предметов и вещей.
- Умение ориентироваться в пространстве помещения (группы, кабинета, школы, общежития, столовой, мест общего пользования).
3. Овладение коммуникативными навыками
- Умение получать информацию от собеседника и уточнять ее (задать вопрос, выразить свое мнение и т.д.)
- Умение корректно выражать свои чувства (отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, просьбу, пожелание, опасение и т.д.) , делиться своими впечатлениями, воспоминаниями, перенимать жизненный опыт других людей.
- Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт (не быть назойливым, быть благодарным и др.)
4.Осмысление и дифференциация картины мира и ее временно пространственной организации
- Умение адекватно вести себя в окружающем мире с точки зрения безопасности для себя и других, сохранять окружающую предметную и природную среду.
- Умение осваивать, накапливать и упорядочивать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира (экскурсии, путешествия и др.).
- Умение устанавливать связь между природным порядком и укладом собственной жизни, поведением и действиями в быту сообразно пониманию этой связи ( соблюдение режима дня, выбор одежды по сезону и погоде, вымыть грязную обувь после прогулки и др.)
5.Осмысление своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей.
- Умение вести себя в разных социальных ситуациях с людьми разного социального статуса (близкие в семье, учителя, ученики и сотрудники в школе, незнакомые люди в транспорте, магазине, гостях и др.)
- Умение адекватно использовать принятые в обществе социальные ритуалы (выполнение поручений, обязанностей дежурного по классу, по столовой и др.)
- Умения включаться в разнообразные школьные дела, принимать в них посильное участие. (Я – школьник, одноклассник, я – участник соревнований, я – сын (дочь), я – пассажир, я – покупатель и др.)
Оценка результатов
0 баллов – нет продвижения
1 балл – минимальное продвижение
2 балла – среднее продвижение
3 балла – значительное продвижение
Мы живем так, как можем, а они живут так, как мы им поможем.