III КРАЕВАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ОПЫТ, ИННОВАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ И УЧАЩИХСЯ»
Мониторинг готовности школьников к участию в проектной и исследовательской деятельности.
Автор: К.С. Ковтун
учитель истории и обществознания
МОБУ Гимназии №9 имени
Н. Островского.
г. Сочи, 2018.
В 2013-2014 учебном году ученики МОБУ Гимназии№9 имени Н. Островского 5,6 классов, обучающиеся по ФГОС ООО, впервые защитили индивидуальные проекты на общешкольной конференции в рамках промежуточной аттестации учащихся. Одновременно это событие стало стартовым для традиционной конференции «Мои первые проекты», получив статус отборочного тура, на муниципальные и региональные конференции.
Тогда мы делали только первые шаги в данном направлении, методом проб и ошибок, накопления, общения, распространения опыта, гимназия следовала вектору своего развития.
На сегодняшний день учащиеся ОУ занимают не только призовые места, но и становятся победителями как региональных, так и всероссийский проектно-исследовательских конференций, конкурсов. Что стоит за такими результатами? Безусловно не только работа учителей, но и мониторинг готовности учащихся, кураторов исследовательских работ.
Административной командой гимназии разработано 5 видов мониторинга подготовки к участию в проектной и исследовательской деятельности школьников:
Самоопределение.
Ритм работы.
Конференция «Мои первые проекты» (отбор лучших работ)
База данных. Методическая помощь.
Качество участий в проектно-исследовательских конференция различных уровней
На каждом из видов остановимся подробнее.
Первый из видов мониторинга учащихся, это самоопределения с предметам и ознакомление с основными правилами, сроками работы над исследованием (проектам) Данный вид мониторинга необходим для охвата не только всех учащихся, возможности педагогов ознакомится с выбором детей, но и для установки расписания защиты работ по секциям в школьной конференции.
Условия для работы над исследованием (проектам) на различных ступенях обучения отличаются друг от друга. Учащиеся 5-7 классов могут выбрать любой учебный предмет для своей работы. В 8-9 классе одним из важных условий является выбор предмета (предметов) связанных с будущей профессией школьника. Метод является не только профориентационный, но и помогает ориентироваться на формирования будущих, профильных 10-11 классов.
В старшем звене обучения учащиеся выбирают исследовательскую работу (проект) ориентированную на профиль.
Второй этап мониторинга, отслеживание ритма работы над проектом (исследование) учащегося и куратора.
Каждому выдается план индивидуальной работы над проектом. В котором определён обязательный минимум консультации ребенка и педагога. Планы регулярно собираются и проверяются административной командой и руководителями РОМП гимназии.
Третий этап, это сама школьная конференция и отбор лучших работ для представления их на муниципальном, региональном и всероссийском уровне с соответствующими корректировками, исследовательскими, методологическими, теоретическими дополнениями.
Следует отметить, что в системе защиты работ происходит дифференциация. Так в 9-11 классах присутствует как индивидуальный годовой проект, так и групповой ограниченный во времени и выборам тем, он также привязанный к будущему профилю школьника.
Итогами школьной конференции становятся выявление лучших работ учащихся, итоги конференция является одним из условий комплектования 10-11 классов профильной направленности, работа каждого учащегося оценивается, итоговый балл переводится в оценку, с занесением во вкладыш личного дела в соответствии с условиями внутренней промежуточной аттестации учащихся гимназии.
Четвертый этап мониторинга, формирования базы данных лучших проектов конференции, осуществления методической поддержки учеников, кураторов (руководителей) проектов через повторное слушания работ, индивидуальные консультации с членами жюри региональных исследовательских конкурсов, конференций, работающих в гимназии. Контроль проведениях, консультации и хода работы, опять же таки осуществляется через план индивидуальной работы над проектом.
Пятый этап мониторинг качества участий в проектно-исследовательских конференция различных уровней. Данный вид помогает отслеживать как количество участников, так и качество участий в конференциях различных уровней.
Разработанные административной командой виды мониторинга готовности школьников к участию в проектной и исследовательской деятельности. Дают нам возможность осуществлять контроль, методическую поддержку всех участников проектно-исследовательской деятельности. Выявлять и развивать способных детей. Показывая высокие результаты в данном направлении.