СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мониторинг качества образования по английскому языку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мониторинг качества образования по английскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Мониторинг качества образования по английскому языку.»

Мониторинг качества образования по английскому языку

Урбан И. М., учитель английского языка

МОУ СОШ №8, г. Раменское, Московская область



Управление любым сложным динамическим объектом и прогнозирование его изменений возможно только на основе непрерывного потока информации о состоянии и процессах этого объекта. Итак, для осознания процессов, происходящих в образовании, для действенного управления ими необходимо непрерывное слежение за состоянием системы. Каждое образовательное учреждение стремится обеспечить нормальное функционирование и развитие образовательного процесса, достижение высокого качества образования. Каждому учителю важно не только овладеть надежными и объективными методиками контрольно-оценочной деятельности учащихся, но и видеть перспективы применения диагностических методик, которые вписываются в современное понятие «мониторинг учебного процесса».

Мониторинг (лат. monitor – тот, кто напоминает, предупреждает; англ. monitoring – осуществление контроля, слежения) – это комплекс динамических наблюдений аналитической оценки прогноза состояния целостной системы.

Педагогический мониторинг – это система сбора, обработки и хранения информации о функционировании педагогической системы, о качестве образовательного процесса, обеспечение непрерывного развития образовательной системы, корректировка и прогнозирование развития.

Выделим составные части мониторинга учебного процесса:

- Получение и накопление информации

- Обработка результатов

- Анализ

- Прогноз

Чем больше информации, тем полнее анализ результатов.

Таким образом, мониторинг учебного процесса как динамичная система результативности и прогнозирования деятельности ученика и учителя имеет цель: повысить контролирующую и оценочную деятельность:

а) учителя – анализ своего труда, его результатов и эффективности;

б) обучающихся – развивать объективный взгляд на собственную деятельность и ее результаты, воспитывать самостоятельность и ответственность, формировать самоконтроль и самооценку.

Рассмотрим основные функции мониторинга:

*Информационная:

- выявление результативности педагогического процесса;

- получение сведений о личности учащихся.

*Мотивационная:

- побуждение к более глубокому изучению детей;

- самоанализ своего педагогического труда.

*Формирующая:

- воздействие на «зону ближайшего развития»;

- выявление сильных и слабых сторон личности ученика;

- индивидуальный подбор методов и приёмов воздействия на каждого ученика.

*Коррекционная:

- принятие мер по усилению положительного и одновременно ослаблению отрицательного воздействия на учеников;

- обнаружение и фиксирование непрогнозируемых результатов.

Виды образовательного мониторинга:

Дидактический

Воспитательный

Социально-психологический

Управленческий

слежение за различными сторонами образовательного процесса

слежение за различными сторонами воспитательного процесса, которое учитывает систему связи отношений, характер взаимодействия участников образовательного процесса

слежение за системой коллективно-групповых, личностных отношений, характером психологической атмосферы коллектива, групп

слежение за характером взаимодействия на различных управленческих уровнях

(в системах: руководитель – педагогический коллектив; руководитель – коллектив родителей; руководитель – внешняя среда ОУ; педагог – педагог; педагог – ребёнок; педагог – семья)


Этапы мониторинга.

На первом этапе (подготовительном) определяется цель, объект, направление исследования, разрабатывается единый инструментарий сбора информации, критерии и их показатели, сроки представления информации и ответственных.

Второй этап основной (практический). Он включает методы сбора и систематизации информации:

- наблюдение

- анализ документов

- посещение уроков

- контрольные срезы

- тестирование

- экспертный опрос

- анкетирование.

Третий этапаналитический. На данном этапе информация обрабатывается, анализируется, вырабатываются рекомендации, принимаются управленческие решения. Своевременность, точность, структурированность, синтез – это те требования, без которых мониторинг эффективным быть не может.

Объекты мониторинга: учащиеся, учителя, родители, руководство школы, социум микрорайона, материально-техническое и методическое обеспечение учебного процесса.

Принципы проведения мониторинга:

*Целостность

*Оперативность

*Приоритет управления

*Принцип соответствия (целей мониторинга средствам его организации)

*Научность

*Разнообразие.

Для обеспечения эффективности мониторинга становится ряд необходимых требований:

  • полнота

  • адекватность

  • объективность

  • точность

  • своевременность

  • структурированность

  • непрерывность

  • релевантность (смысловое соотношение между полученными данными и информационными запросами)

  • специфичность мониторинга каждого уровня.

На уроках английского языка обычно используем следующие формы контроля знаний и умений учащихся:

  1. Лексический диктант

  2. Грамматический диктант

  3. Кратковременная самостоятельная работа

  4. Письменная контрольная работа

  5. Тест

  6. Защита творческих работ и проектов

  7. Головоломки, ребусы, кроссворды

  8. Устный зачёт по изученной теме

  9. Самоконтроль

  10. Игровые виды и формы проверки знаний.

Мониторинг всех видов деятельности на уроке английского языка

Ф. И. уч-ся

Чтение

Перевод

Устная речь

Ответы на вопросы

Домашнее задание

Задания по аудированию

Письменные задания

Диалогическая речь

Монологическая речь

Индивидуальные задания

Работа в группах/парах

Творческая работа

Использование лексики

Итоговая оценка за урок















































На последних уроках по каждой теме учащимся предлагается подготовить творческий проект. Таким образом, проверяется развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности:

- говорении,

- аудировании,

- чтении,

- письме.

Также большое внимание уделяем диалогической и монологической речи.

Объектом контроля качества знаний по иностранному языку является коммуникативная компетенция обучаемых, т.е. их умение пользоваться всеми видами речевой деятельности: чтением, аудированием, говорением, письмом.


Рассмотрим критерии оценивания по английскому языку

(первые годы обучения)


Аудирование

Количество учащихся


Понимание основной информации текста

Текст поняли полностью

Текст поняли частично


Не поняли содержание текста







Говорение

Количество учащихся


Произношение корректное, темп речи естественный


Темп речи замедленный. Встречаются отдельные фонетические ошибки

Темп речи медленный. Допускаются ошибки в произношении

Много ошибок в произношении. Неправильно составлены предложения







Лексико-грамматическое задание

Количество учащихся

Владеют материалом

Частично владеют материалом

Не владеют материалом







Чтение (извлечение основной информации)

Количество учащихся

Владеют материалом

Частично владеют материалом

Не владеют материалом







Письмо

Количество учащихся


Соблюдение правил орфографии и пунктуации

Умение писать заглавные и маленькие буквы английского алфавита







Критерии оценивания выполнения заданий устной части ЕГЭ по английскому языку



Итоги проведенных работ заносятся в следующий бланк, в котором также указывается перечень мероприятий, направленных на повышение качества обучения.

Бланк мониторинга

Мониторинг качества образования в ___ классе по английскому языку______ учебный год

Класс

Дата проведения

Выполнили на:

«5»

Выполнили на:

«4»

Выполнили на:

«3»

Выполнили на:

«2»

Качество%


Ср. б.



Успеваемость

%















































На основании данных, внесенных в данную таблицу, каждый учитель отслеживает качество обучения по предмету.

Мониторинг учебного процесса тогда имеет смысл, когда он содержит определенную логически законченную схему, начало и конец, когда перед мониторингом поставлены конкретные цели и после мониторинга сделаны конкретные выводы, приняты конкретные решения и намечены пути их реализации.

Изучение мониторинга учебного процесса позволяет сделать следующие выводы:

Информация, полученная в результате педагогического мониторинга крайне важна и полезна для образовательного учреждения, служит основанием для прогнозирования дальнейшего развития, для постановки новых целей.

Очень важно сделать мониторинг приемлемым, личностно значимым для каждого участника образовательного процесса. Располагая информацией, необходимо разделить ее на несколько составляющих:

- информация¸ сообщаемая ученику для адекватной самооценки, для работы по воспитанию необходимых качеств характера;

- информация, сообщаемая родителям для адекватной оценки способностей ребенка;

- информация, сообщаемая педагогам, вовлеченным в совместное обучение и воспитание ученика, для координирования совместных действий, направленных на итоговый результат.

По результатам мониторинга предпринимаются попытки ответить на вопросы об эффективности той или иной технологии обучения, выделить факторы, влияющие на качество обучения, найти примеры связи квалификации педагога и результатов преподавания.

Мониторинг качества образования является одним из основных инструментов, способствующих повышению эффективности управления школой. 













Литература


  1. Беспалько В.М. Мониторинг качества обучения – средство управления образованием. – М., 1996.

  2. Боровкова Т. И., Морев И. А. Мониторинг развития системы образования. –– Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. – 150 с.

  3. Вовна В.И., Короченцев В.В. и др. Мониторинг качества обучения как важнейший инструмент управления образованием // Инновации в образовании, 2005, № 5.

  4. Горб В. Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса как фактор повышения его уровня и результативности //Стандарты и мониторинг. – 2000, № 5.

  5. Майоров А. Н. Мониторинг в образовании. Книга 1. М.: Б.и., 1999.

  6. Мокшеев В.А. Организация системы мониторинга в образовании // Школьные технологии, 2005, № 1.

  7. Севрук А.И., Юнина Е.А. Мониторинг качества преподавания в школе. – М., 2005.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!