МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ НЕСТАНДАРТНЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Громак Н. И., ст. преподаватель кафедры менеджмента образования и психологии, зав. отделом анализа и методического сопровождения среднего общего образования ГОУ ДПО «ДОНРИДПО»
Девиантное (делинквентное) поведение - (от лат. deviatio - отклонение) - система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.
Оно включает антидисциплинарные, антисоциапьные, делинквентные противоправные и аутоагрессивные (суицидальные и самоповреждающие) поступки.
Чаще это поведение - реакции детей и подростков
на трудные обстоятельства жизни.
МОНИТОРИНГ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ
МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ
НАБЛЮДЕНИЕ
ОПРОСНЫЕ (анкеты, интервью, опросники)
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ (рисуночные, физиологические, выполнение практических действий)
ТЕСТИРОВАНИЕ (личностное, интеллектуальные, межличностные)
У р о в н и а г р е с с и в н о с т и :
Уровень 1 - у ребенка нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии; он самостоятельно овладе- вает собственной агрессивностью.
Уровень 2 - есть опасность закрепления агрессивных реакций; ребёнку требуется помощь в овладении собственным поведением.
Уровень 3 - ребёнку требуется значительная психолого – педагогическая и медикаментозная помощь в овладении агрессивностью как растройством поведения и эмоций.
Уровень 4 - психолого - педагогическая помощь взрослого поч- ти не оказывает влияние на агрессивное поведение ребенка, ему требуется медикаментозная помощь.
Методика “Кто есть кто - когда сердится?”
Цель: диагностика и осознание ребенком особенностей агрессивного поведения своего и других
КТО ЕСТЬ
КТО?
Мама
0 1 2 3 4
Папа
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4
Брат
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4
Сестра
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4
Дедушка
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4
Бабушка
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4
Я сам (а)
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4
0 - нет проявлений агрессивности; 1 - проявление агрессивности наблюдается иногда; 2 - часто;
3- почти всегда; 4- непрерывно .
Пример: кошка - это сестра царапается, это мама сердится, как кошка, которую гладят против шерсти; ди-
нозавр - это мама, когда кричит на папу; это дедушка, который бросает вилку на пол и уходит смотреть те
левизор; молния - это папа, когда говорит грубо на маму; гвоздь - это брат, когда меня обижает, жмет, да-
вит; это бабушка, когда ходит молчаливая и ни с кем не разговаривает; змея - это сестра , когда меня оби-
жает, обзывается; консервная банка - это папа, когда рвет одежду мамы или бросается ложками.
Система оценки:
Оценка личностных результатов
Оценка метапредметных результатов
Оценка предметных результатов
- Показатели оценки
- образовательных достижений
Оценка достижения планируемых результатов
Динамика образовательных достижений
Инструменты
Внутришкольный мониторинг
Портфель достижений
Итоговая оценка
Уровни проявления агрессивности членов семьи по отношению к Петровой Вере
Уровни прояления агрессивности членов семьи
%
Низкий
0-30%
Средний
30-50%
Высокий
80-90%
Очень высокий
90%-100%
Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой
у детей школьного возраста
Содержательная характеристика каждого фактора:
1. Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
2. Переживания социального стресса - эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего со сверстниками).
3. Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в
успехе, достижении высокого результата и т.п.
4. Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
5. Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги; в ситуациях проверки (особенно- публичной) знаний, дости- жений, возможностей.
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок.
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – низкая физиологическая сопротивляемость ребенка к стрессу – особенность, снижающая его приспособляемость к ситуациям стрессогенного характера, повышающая вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный
фактор среды.
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
Совершенно новым является вводимая ГОС диагностика результатов личностного развития
Такая диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности : оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей.
Это сугубо личная сфера , поэтому проводить такую диагностику необходимо только в виде
неперсонифицированных работ .
Система контроля дополняется новыми формами контроля результатов:
- целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учащимися действий и качеств по заданным параметрам);
- самооценка учащимися по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности);
- результаты учебных проектов;
- результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учащихся
Правило 1. Что оцениваем? Оцениваем результаты – предметные, метапредметные и личностные
Правило 2. Кто оценивает?
Учитель и учащийся вместе определяют оценку и отметку
Правило 3.
Сколько ставить отметок? По числу решённых задач
Правило 4.
Где накапливать оценки и отметки? В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфеле достижений» («Портфолио»)
Правило 5.
Когда ставить оценки? Текущие – по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно
Правило 6.
По каким критериям оценивать?
По признакам уровневой успешности:
1) необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи (умение действовать в привычной ситуации); 2) повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи (умение действовать в нестандартной ситуации, требующей применения имеющихся знаний); 3) максимальный уровень (НЕобязательный) - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи» (умение действовать совершенно самостоятельно в незнакомой ситуации, требующей новых, неизучавшихся знаний).
Правило 7.
Как определять итоговые оценки/отметки?
Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов)
Итоговая оценка – на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своём портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов
ДИАГНОСТИКА
Диагностика предметных результатов
Диагностика метапредметных результатов
Диагностика личностных результатов
Комплексная диагностическая работа
Внедрение государственного образовательного стандарта стало инструментом
не просто перестройки научных основ образования, а привело к внедрению и расширению
всего учебно-воспитательного процесса
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!