СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мониторинг образовательных достижений развития личности нестандартных обучающихся

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Система оценки образовательных достижений является одним из базовых элементов новых государственных образовательных стандартов общего образования. Именно она обеспечивает обратную связь, что существенно для принятия управленческих решений. Что же касается ее роли как психолого-педагогического мониторинга, то она позволяет ориентировать образовательный процесс на достижение разнообразных образовательных результатов: предметных (знания, умения и навыки), метапредметных (когнитивных, коммуникативных, решение проблем в жизненных ситуациях и т. п.), личностных (система ценностей, интересов, мотивации и др.).

Просмотр содержимого документа
«Мониторинг образовательных достижений развития личности нестандартных обучающихся»

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ  НЕСТАНДАРТНЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ   Громак Н. И., ст. преподаватель кафедры менеджмента образования и психологии, зав. отделом анализа и методического сопровождения среднего общего образования ГОУ ДПО «ДОНРИДПО»

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ НЕСТАНДАРТНЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Громак Н. И., ст. преподаватель кафедры менеджмента образования и психологии, зав. отделом анализа и методического сопровождения среднего общего образования ГОУ ДПО «ДОНРИДПО»

Девиантное (делинквентное) поведение - (от лат. deviatio - отклонение) - система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.   Оно включает антидисциплинарные, антисоциапьные, делинквентные противоправные и аутоагрессивные (суицидальные и самоповреждающие) поступки.   Чаще это поведение - реакции детей и подростков на трудные обстоятельства жизни.

Девиантное (делинквентное) поведение - (от лат. deviatio - отклонение) - система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.

Оно включает антидисциплинарные, антисоциапьные, делинквентные противоправные и аутоагрессивные (суицидальные и самоповреждающие) поступки.

Чаще это поведение - реакции детей и подростков

на трудные обстоятельства жизни.

МОНИТОРИНГ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ НАБЛЮДЕНИЕ ОПРОСНЫЕ (анкеты, интервью, опросники) ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ (рисуночные, физиологические, выполнение практических действий) ТЕСТИРОВАНИЕ (личностное, интеллектуальные, межличностные)

МОНИТОРИНГ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ

МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

НАБЛЮДЕНИЕ

ОПРОСНЫЕ (анкеты, интервью, опросники)

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ (рисуночные, физиологические, выполнение практических действий)

ТЕСТИРОВАНИЕ (личностное, интеллектуальные, межличностные)

 У р о в н и а г р е с с и в н о с т и :  Уровень 1 - у ребенка нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии; он самостоятельно овладе- вает собственной агрессивностью. Уровень 2 - есть опасность закрепления агрессивных реакций; ребёнку требуется помощь в овладении собственным поведением. Уровень 3 - ребёнку требуется значительная психолого – педагогическая и медикаментозная помощь в овладении агрессивностью как растройством поведения и эмоций. Уровень 4 - психолого - педагогическая помощь взрослого поч- ти не оказывает влияние на агрессивное поведение ребенка, ему требуется медикаментозная помощь.

У р о в н и а г р е с с и в н о с т и :

Уровень 1 - у ребенка нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии; он самостоятельно овладе- вает собственной агрессивностью.

Уровень 2 - есть опасность закрепления агрессивных реакций; ребёнку требуется помощь в овладении собственным поведением.

Уровень 3 - ребёнку требуется значительная психолого – педагогическая и медикаментозная помощь в овладении агрессивностью как растройством поведения и эмоций.

Уровень 4 - психолого - педагогическая помощь взрослого поч- ти не оказывает влияние на агрессивное поведение ребенка, ему требуется медикаментозная помощь.

Методика “Кто есть кто - когда сердится?” Цель: диагностика и осознание ребенком особенностей агрессивного поведения своего и других КТО ЕСТЬ  КТО? Мама 0 1 2 3 4 Папа 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 Брат 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 Сестра 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 Дедушка 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 Бабушка 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 Я сам (а) 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4  0 - нет проявлений агрессивности; 1 - проявление агрессивности наблюдается иногда;  2 - часто; 3- почти всегда; 4- непрерывно . Пример: кошка - это сестра царапается, это мама сердится, как кошка, которую гладят против шерсти; ди- нозавр - это мама, когда кричит на папу; это дедушка, который бросает вилку на пол и уходит смотреть те левизор; молния - это папа, когда говорит грубо на маму; гвоздь - это брат, когда меня обижает, жмет, да- вит; это бабушка, когда ходит молчаливая и ни с кем не разговаривает; змея - это сестра , когда меня оби- жает, обзывается; консервная банка - это папа, когда рвет одежду мамы или бросается ложками.

Методика “Кто есть кто - когда сердится?”

Цель: диагностика и осознание ребенком особенностей агрессивного поведения своего и других

КТО ЕСТЬ

КТО?

Мама

0 1 2 3 4

Папа

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

Брат

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

Сестра

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

Дедушка

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

Бабушка

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

Я сам (а)

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 - нет проявлений агрессивности; 1 - проявление агрессивности наблюдается иногда; 2 - часто;

3- почти всегда; 4- непрерывно .

Пример: кошка - это сестра царапается, это мама сердится, как кошка, которую гладят против шерсти; ди-

нозавр - это мама, когда кричит на папу; это дедушка, который бросает вилку на пол и уходит смотреть те

левизор; молния - это папа, когда говорит грубо на маму; гвоздь - это брат, когда меня обижает, жмет, да-

вит; это бабушка, когда ходит молчаливая и ни с кем не разговаривает; змея - это сестра , когда меня оби-

жает, обзывается; консервная банка - это папа, когда рвет одежду мамы или бросается ложками.

Система оценки: Оценка личностных результатов Оценка метапредметных результатов Оценка предметных результатов

Система оценки:

Оценка личностных результатов

Оценка метапредметных результатов

Оценка предметных результатов

Показатели оценки образовательных достижений Оценка достижения планируемых результатов Динамика образовательных достижений Инструменты Внутришкольный мониторинг Портфель достижений Итоговая оценка
  • Показатели оценки
  • образовательных достижений

Оценка достижения планируемых результатов

Динамика образовательных достижений

Инструменты

Внутришкольный мониторинг

Портфель достижений

Итоговая оценка

Уровни проявления агрессивности членов семьи по отношению к Петровой Вере Уровни прояления агрессивности членов семьи % Низкий 0-30% Средний 30-50% Высокий 80-90% Очень высокий 90%-100%

Уровни проявления агрессивности членов семьи по отношению к Петровой Вере

Уровни прояления агрессивности членов семьи

%

Низкий

0-30%

Средний

30-50%

Высокий

80-90%

Очень высокий

90%-100%

Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей школьного возраста    Содержательная характеристика каждого фактора:    1. Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.  2. Переживания социального стресса - эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего со сверстниками).  3. Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в  успехе, достижении высокого результата и т.п.  4. Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей. 

Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой

у детей школьного возраста

 

Содержательная характеристика каждого фактора:

1. Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

2. Переживания социального стресса - эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего со сверстниками).

3. Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в

успехе, достижении высокого результата и т.п.

4. Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей. 

5. Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги; в ситуациях проверки (особенно- публичной) знаний, дости- жений, возможностей.  6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок.   7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – низкая физиологическая сопротивляемость ребенка к стрессу – особенность, снижающая его приспособляемость к ситуациям стрессогенного характера, повышающая вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный  фактор среды.  8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

5. Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги; в ситуациях проверки (особенно- публичной) знаний, дости- жений, возможностей.

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок. 

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – низкая физиологическая сопротивляемость ребенка к стрессу – особенность, снижающая его приспособляемость к ситуациям стрессогенного характера, повышающая вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный

фактор среды.

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Совершенно новым является вводимая ГОС диагностика результатов личностного развития Такая диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности : оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Это сугубо личная сфера , поэтому проводить такую диагностику необходимо только в виде  неперсонифицированных работ .

Совершенно новым является вводимая ГОС диагностика результатов личностного развития

Такая диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности : оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей.

Это сугубо личная сфера , поэтому проводить такую диагностику необходимо только в виде

неперсонифицированных работ .

Система контроля дополняется новыми формами контроля результатов:   целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учащимися действий и качеств по заданным параметрам); самооценка учащимися по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности); результаты учебных проектов; результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учащихся

Система контроля дополняется новыми формами контроля результатов:

  • целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учащимися действий и качеств по заданным параметрам);
  • самооценка учащимися по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности);
  • результаты учебных проектов;
  • результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учащихся
Правило 1. Что оцениваем?  Оцениваем результаты – предметные, метапредметные и личностные Правило 2. Кто оценивает? Учитель и учащийся вместе определяют оценку и отметку

Правило 1. Что оцениваем? Оцениваем результаты – предметные, метапредметные и личностные

Правило 2. Кто оценивает?

Учитель и учащийся вместе определяют оценку и отметку

Правило 3.  Сколько ставить отметок?  По числу решённых задач Правило 4.  Где накапливать оценки и отметки?  В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфеле достижений» («Портфолио»)

Правило 3.

Сколько ставить отметок? По числу решённых задач

Правило 4.

Где накапливать оценки и отметки? В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфеле достижений» («Портфолио»)

Правило 5. Когда ставить оценки?  Текущие – по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно

Правило 5.

Когда ставить оценки? Текущие – по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно

 Правило 6.  По каким критериям оценивать?  По признакам уровневой успешности:  1) необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи (умение действовать в привычной ситуации);  2) повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи (умение действовать в нестандартной ситуации, требующей применения имеющихся знаний);  3) максимальный уровень (НЕобязательный) - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи» (умение действовать совершенно самостоятельно в незнакомой ситуации, требующей новых, неизучавшихся знаний).

Правило 6.

По каким критериям оценивать?

По признакам уровневой успешности:

1) необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи (умение действовать в привычной ситуации); 2) повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи (умение действовать в нестандартной ситуации, требующей применения имеющихся знаний); 3) максимальный уровень (НЕобязательный) - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи» (умение действовать совершенно самостоятельно в незнакомой ситуации, требующей новых, неизучавшихся знаний).

Правило 7. Как определять итоговые оценки/отметки? Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов)

Правило 7.

Как определять итоговые оценки/отметки?

Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов)

Итоговая оценка – на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своём портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов

Итоговая оценка – на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своём портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов

 ДИАГНОСТИКА Диагностика предметных результатов Диагностика метапредметных результатов Диагностика личностных результатов  Комплексная диагностическая работа

ДИАГНОСТИКА

Диагностика предметных результатов

Диагностика метапредметных результатов

Диагностика личностных результатов

Комплексная диагностическая работа

 Внедрение государственного образовательного стандарта стало инструментом не просто перестройки научных основ образования, а привело к внедрению и расширению всего учебно-воспитательного процесса   СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Внедрение государственного образовательного стандарта стало инструментом

не просто перестройки научных основ образования, а привело к внедрению и расширению

всего учебно-воспитательного процесса

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!