СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мониторинг развития обучающихся по программе «хореография».

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мониторинг развития обучающихся по программе «хореография».»

МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММЕ «ХОРЕОГРАФИЯ».


Методы развития хореографических способностей у младших школьников средствами классического танца


Любое обучение строится на методах и приемах – это точные и простые правила, которые помогают педагогу добиться от учащихся определенных результатов.

При проведении исследования развития хореографических способностей у младших школьников было установлено, что хореографические способности будут развиваться интенсивно, если обучение классическому танцу строится на методах:

- импровизации;

- слушания музыки (для развития чувства ритма и музыкальности);

- разучивания по частям;

- целостный метод (для простых упражнений);

Метод разучивания по частям: движение делится на простые части и каждая часть разучивается отдельно с последующей группировкой частей в нужной последовательности в единое целое.

Целостный метод разучивания, этим методом удобно разучивать простые движения, а также сложные движения, которые нельзя разложить на отдельные самостоятельные части. Движение проучивается целиком в замедленном темпе.

Метод импровизации предполагает выражение индивидуальности ребенка – это очень честные и точные спонтанные движения. С помощью импровизации педагог выявляет творческие способности учеников. Это позволяет им более свободно двигаться в силу своих эмоциональных и физических возможностей, придает уверенность в исполнении, раскрывает творческий потенциал исполнителя.

Метод слушания музыки заключает в себя прослушивание музыкальных произведений предназначенных для хореографического искусства. Дети учатся слушать музыку, определять ритм, отражать в движении разнообразные оттенки характера музыкальных произведений. В процессе обучения происходит формирование художественно - образного мышления, что необходимо в исполнительской манеры танца.

























Организация опытной работы


С целью проверки истинности выдвинутой гипотезы нами было проведено опытное исследование. Оно проводилось на протяжении трех месяцев на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения Дополнительного образования детей Полевского городского округа «Центр развития творчества детей и юношества» и включало констатирующий, формирующий (развивающий) и контрольный этапы. Всего в опытно-поисковой работе участвовало двенадцать детей младшего школьного возраста, посещающие ансамбль танца «Овация».

В задачи опытно-поискового исследования входило:

  1. Установить критерии сформированности хореографических способностей у младших школьников.

  2. Выявить исходный уровень хореографических способностей.

  3. Провести обучение на основе разработанных методов: разучивания по частям, целостного, импровизации, слушания музыки.

  4. Осуществить сравнительный анализ результатов развития у младших школьников на констатирующем и контрольных этапах.

5. Проверить педагогические возможности классического танца и методы обучения ему для развития хореографических способностей у детей младшего школьного возраста.

С целью проверки эффективности развития хореографических способностей младших школьников нами были разработаны ее критерии и уровни.

Исходя из структуры хореографических способностей воспитанников ансамбля танца «Овация» мы выделили следующие критерии: технический, эмоциональный, поведенческий.

Техническому критерию соответствуют следующие показатели:

– наличие устойчивости (aplomb) — основное качество классического танца, способность сохранять устойчивость в различных позах и положениях: на всей ступне, на полупальцах и пальцах, на двух и на одной ноге. Правильно поставленный корпус — основа для всякого pas. ...Стержень устойчивости — позвоночник. Большое значение для сохранения устойчивости имеет правильная осанка, сила и эластичность ног, положение рук и головы.

– наличие выворотности ног – это способность развернуть ноги (бедра, голени и стопы) в положение en dehors (наружу), когда при правильно поставленном корпусе бедра, голени и стопы повернуты своей внутренней стороной наружу. При хорошей природной выворотности ног оба колена свободно уходят в стороны по линии надплечий, а тазобедренная часть и бедра образуют прямую линию с коленями. Выворотность ног позволяет совершенствовать технику, помогает вырабатывать такое качество, как артистизм;

– разработанность стопы и подъема, что является опорой тела человека и функции регулятора равновесия. Вытянутый подъем вместе с вытянутой ногой создаёт законченную линию в рисунке танца;

– наличие хорошо разработанного «балетного шага», который обеспечивает широту и свободу движений в танце. Амплитуда шага способствует высоте прыжка;

– правильная постановка рук и ног, которая определяется четким выполнениям классических позиций;

– наличие гибкости тела, необходимой для придания выразительности танцу, что способствует созданию сценического образа. Гибкость зависит от гибкости позвоночного столба. Гибкость (или прогиб назад) должна быть в области нижних грудных и верхних поясничных позвонков. Наклон корпуса вперед и вниз совершается благодаря растяжению межпозвоночных дисков, а также икроножных, подколенных и тазобедренных мышц и связок.

– высота и сила прыжка, придает танцу легкость, чувство полета. Ребенок должен уметь высоко и эластично прыгнуть вверх и сохранить во время прыжка рисунок позы, оттягивая пальцы ног вниз. Высота прыжка зависит от силы мышц, согласованности работы всех частей тела, и, в частности, сгибателей и разгибателей суставов: тазобедренного, коленного, голеностопного, стопы и пальцев, их подвижности;

– умение хорошо запоминать и координировать движения, что зависит от работы вестибулярного аппарата и группового взаимодействия мышц, которое обеспечивает устойчивость тела;

– наличие способности к координированным движениям под музыку (танцевальность), что дает возможность исполнить импровизированный или известный небольшой танцевальный отрывок.

Эмоциональный критерий подразумевает передачу характера и настроения музыки, с помощью пластики и мимики, оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние учащихся.

Поведенческий критерий определяет:

– уровень и наличие дисциплины;

– устранение «психологических комплексов» барьеров страха, неуверенности, стеснительности, робости;

– интерес и потребность к данному виду деятельности;

– активность самоорганизации и стремление к занятиям;

– умение устанавливать личностный смысл деятельности, мотивировать ее внутренней или внешней необходимостью;

Нами были определены три уровня развития определенных качеств: высокий, средний, начальный.

Высокому уровню развития соответствуют:

– знание позиций рук и ног, правильная постановка корпуса, рук, ног и головы. Руки должны быть округлой формы за счет легкого сгибания предплечья в локтевом суставе. Кисть руки должна быть естественной, не напряженной (ни в коем случае не изогнутой в запястье), являясь как бы продолжением предплечья и всей руки и заканчиваясь небольшим сгибанием на кончиках фаланг пальцев. Спина должна быть прямой и подтянутой, без прогиба в пояснице. Голова является продолжением позвоночника. Наличие прямых ног, с хорошей выворотностью;

– умение слушать и воспринимать не сложный музыкальный материал, различать настроение и характер музыки (спокойная, весёлая, игривая, торжественная, грустная, лирическая…)

– наличие хорошей памяти и восприимчивости к новому материалу. Знание порядка и терминологии классического экзерсиса, соответствующего уровню развития младших школьников;

– максимальная точность и легкость исполнения уже знакомых упражнений;

– умение самостоятельно из изученных движений составить простую комбинацию;

– наличие чувства ритма, умение передать эмоционально и пластически не сложный характер музыки.

Средний уровень развития характеризуется знанием позиций рук и ног, правильной постановки корпуса, рук, ног и головы. Умеет слушать и воспринимать музыкальный материал, слабо различает настроение и характер музыки. Путает порядок и название элементов. Среднее чувство ритма, слабо передает эмоцию и характер.

Начальный уровень развития: слабая спина, не точное знание позиций рук и ног, плохая выворотность или её отсутствие. Нет чувства ритма, без эмоциональное, вялое исполнение элементов классического экзерсиса и постановок.

В ходе опытной работы мы применяли следующие методы: наблюдение, опрос, беседа, диагностика, обобщение педагогического опыта, опытная работа.

Сравнительный анализ результатов проводился посредством контрольных срезов.

Для выявления уровня развития хореографических способностей у младших школьников средствами классического танца по техническому, эмоциональному и поведенческому критериям мы разработали и предложили специальные задания.

Задание №1. Для проверки целостного метода, каждому ребенку предлагается выполнить ряд простейших упражнений из классического экзерсиса, запомнить их последовательность и самостоятельно воспроизвести сначала на счет, затем под музыку. Упражнения выполняются по первой, второй и шестой позиции. Разучивание по частям предполагает более длительного времени и усложнения упражнении. Два или три движения, состоящих из нескольких компонентов, ребенок должен разучить сначала по частям, а затем выполнить все целиком. Так же используются не сложные комбинации, в ходе которых ребенок учится самостоятельно анализировать последовательность цепочки, запоминать и чувствовать свое тело.

Задание №2. Метод импровизации мы проверяли в процессе игры. Дети на каждом занятии получали конверт, в котором находились картинки с различными изображениями, например, кактуса, паровоза, чайника… На основе этих картинок предлагалось придумать небольшой сюжет и обыграть с использованием тех хореографических движений, которые дети уже изучили на уроке. Допускалось также добавление самостоятельных элементов в уже изученные движения.

Задание №3. Слушание музыки проходило в заключение занятия, на ковриках, лежа на полу с закрытыми глазами. Группе включали различные отрывки из музыкальных произведений, а затем предлагали охарактеризовать эти отрывки. Чем они отличаются, что выражают, какой характер, какие ассоциации вызывают. Дети должны отличать марш от польки и вальса…, минор от мажора, классическую музыку от народной.

Критерии оценок за выполнение заданий:

Выполнение заданий оценивалось нами по пятибалльной системе.

Оценка «5» предполагает: высокий уровень

Оценка «4» предполагает: средний уровень

Оценка «3» предполагает: начальный уровень

В выполнении заданий принимали участие дети входящие в состав ансамбля танца «Гармония».


Индивидуальные характеристики учащихся

Учащийся № 1. Обладает хорошими хореографическими способностями, природной выворотностью и шагом, врожденным чувством ритма. Трудолюбив, стабильно посещает занятия, внимательно выполняет все требования педагога. Ученик наделен волевыми качествами характера, упорством, доброжелательностью к сверстникам.

Учащийся № 2. Имеет слабые мышцы спины, хорошую активность и артистические способности, выразительную мимику. Занятия посещает с удовольствием, иногда теряет внимание.

Учащийся № 3. Пассивен и ленив, но обладает отличными способностями: подтянутый корпус, крепкая стопа, хороший шаг, идеальный слух. Занятия посещает периодически, с разным настроением. Любит быть в центре внимания.

Учащийся № 4. Невероятная трудоспособность и упорство, но средние данные. Максимальная внимательность на занятиях, просит дополнительного задания на дом. Характер спокойный, уравновешенный, всегда в веселом приподнятом настроении. Стремится к общению девочками из старшей группы.

Учащийся № 5. Самокритичен и неуверен в себе. Держится обособлено от коллектива. Проявляет себя не активно. Стабильно посещает занятия, напрочь отсутствуют эмоции, необходимые для исполнения характера в танце.

Учащийся № 6. Инициатор и староста коллектива, активный деятель. Стремиться помогать другим. Обладает хорошими организаторскими способностями, быстро запоминает новый материал.

Учащийся № 7. Задира и скандалист. Может сорвать урок, нарушает дисциплину, низкий уровень хореографических способностей. Отсутствие музыкальности, плавности движений, подтянутой спины, выворотности. Имеет способности к импровизации, и актерские данные.

Учащийся № 8. Имеет яркую индивидуальность, хорошую успеваемость в обучении, музыкальность, природную пластику и гибкость. Имеет способность быстро перевоплощаться из образа в образ.

Учащийся № 9. Средний уровень эмоциональности, хорошая память и музыкальный слух. Спокойный характер, хорошие отношения со сверстниками, хорошие физические данные.

Учащийся № 10. Средний уровень хореографических данных, не уравновешенный характер, резкие перепады настроения.

Учащийся № 11. Обладает крепкой нервной системой, замечания руководителя воспринимает адекватно, не яркие актерские данные, но есть. Хорошая вывортность, сильные ноги.

Учащийся № 12. Моментальная память и четкость выполнения упражнений. Самокритичен, уверен в себе, не боится экспериментов.











Ход и результаты опытной работы


Констатирующий этап опытной работы проводился в 2015 г. с целью хореографических способностей у детей младшего школьного возраста. Первая стадия включала наблюдение за учебной деятельностью детей в количестве 12 человек. На второй стадии констатирующего этапа были предложены задания для развития хореографических способностей. Опытная работа проводилась в естественных условиях занятий.

Выполнение творческих заданий оценивалось по пятибалльной системе. Данные выполнения заданий на констатирующем этапе приведены в таблице №1.

Таблица №1. Результаты оценивания творческих заданий на констатирующем этапе опытной работы


Учащиеся

Оценки (баллы)

Средний

балл

Технический критерий

Эмоциональный

критерий

Поведенческий критерий

№ 1

5

4

5


4,7

№ 2

3

5

3


3,7

№ 3


3

3

3

3,0

№ 4

4

3

4


3,7

№ 5

3

3

3


3,0

№ 6

4

4

5


4,3

№ 7

3

3

3


3,0

№ 8

3

5

4


4,0

№ 9

4

3

3

3,3

№ 10

3

3

3

3,0

№ 11

4

3

4

3,7

№ 12

4

3

4

3,7





Результаты обработки полученных данных отражены в таблице №2


Таблица №2. Результаты констатирующего этапа


Критерии

Уровни констатирующего этапа

Высокий

(%)

Средний

(%)

Начальный

(%)

Технический

11,62

46,51

41,86

Эмоциональный

23,80

19,04

57,14

Поведенческий

22,72

36,36

40,90

Общий процент

19,38

33,97

46,63


Итогом проделанной работы стало выведение средних показателей по каждому из уровней развития. Применительно к высокому уровню он составил 19,38 процента от общего числа испытуемых констатирующего этапа, применительно к среднему уровню – 33,97 процента, применительно к начальному уровню – 46,63 .

Данные результаты свидетельствуют о том, что рейтинги развития хореографических способностей распределяются по уровням неравномерно, с большим преимуществом на начальном уровне.

Нами был подсчитан также средний показатель академической успеваемости. По пятибалльной оценочной шкале он составил 3,6 балла, что также подтверждает, что хореографические способности у большинства учащихся находится на среднем и начальном уровнях.

Комплексная обработка результатов, полученных в ходе констатирующего этапа, позволила сделать следующие выводы:

Процентные показатели от числа учащихся констатирующего этапа распределены с преимуществом на среднем и начальном уровнях.

Развитие хореографических способностей требует внедрения соответствующих методов.

Формирующий этап опытной работы проводился целью проверки эффективности внедряемых методов.

В ходе формирующего этапа опытной работы контрольная и экспериментальная группы не выделялись. Это объясняется тем, что данное разделение нарушило бы логику и естественное течение учебного процесса. Динамика развития хореографических способностей прослеживалась посредством сравнительного анализа данных, выполнения контрольного задания, успеваемости.

В ходе проверки эффективности разработанных нами методов развития хореографических способностей в процессе обучения мы использовали следующие формы работы:

  1. индивидуальные занятия;

  2. проведение групповых занятий;

  3. выступления на городских конкурсах и фестивалях.

Занятия по классическому танцу в соответствии с учебным планом проводились по 2 часа, 3 раза в неделю; курс классической хореографии рассчитан на 240 часов, по 6 часов в неделю.

Основной целью занятий являлось развитие хореографических способностей средствами классического танца. Выбор репертуара осуществлялся на основе требований учебной программы, включал в себя произведения различных эпох и стилей, а также соответствовал индивидуальному уровню способностей и подготовки учащегося.

В течение года учащийся должен освоить основы классического экзерсиса, уровня младших школьников; знать порядок выполнения упражнений и терминологию; уметь контролировать и чувствовать своё тело через физическое ощущение, что является залогом дальнейшей самостоятельной работы; уметь устойчиво стоять на одной и двух ногах в выворотном положении; свободно выполнять движения, без напряжения отдельных частей тела; понимать музыкальный материал и воплощать его в движениях.

В ходе формирующего эксперимента развитие исполнительской активности осуществлялось с помощью комплекса методов: целостного разучивания, разучивания по частям, импровизации, слушания музыки.

Внедрение методов в образовательный процесс младших школьников происходило в соответствие с учебным планом. Каждое занятие разрабатывалось отдельно, вносились небольшие изменения, чтобы ребенок в последствие легче мог усваивать, новые, более сложные упражнения и постановки. Подбирался разнообразный музыкальный материал.

Структура занятий:

10 минут – разминка, дыхательные практики, настрой на занятие;

30 минут – классический экзерсис у палки;

30 минут – классический экзерсис на середине, добавляя прыжки, упражнения по диагонали, повороты головы, движения по кругу;

20 минут – упражнения на ковриках, на полу: растяжка, укрепление мышц спины и развитие гибкости;

20 минут – игра – импровизация;

10 минут – слушание музыки, лежа или сидя на ковриках.

В процессе урока простые упражнений показывались педагогом целиком, и ученикам не составляло труда запомнить и правильно исполнить данные задания. Более сложные или комбинированные упражнения разучивались по частям, сначала под счет, а затем под музыку. Дыхательные практики помогают научиться правильно дышать при выполнении интенсивных, требующих много сил и энергии движении, поэтому каждый урок в начале и в конце занятия этому уделялось большое внимание. На каждом занятии дети 20 минут имели полную свободу от четкой и жесткой дисциплины, диктуемой педагогом и правилами классической хореографии, и могли дать волю фантазии. Разыгрывая сюжетные сценки из предложенных в конверте картинок, дети учились образно мыслить и самостоятельно принимать решения. В наблюдениях за процессом такого творчества, хореографу не сложно выявить личные качества характера ребенка. Сразу определяется лидер и ведомый. Так же можно понять кому нужна помощь в усвоении хореографического материала, кто не запомнил урок или не охотно занимается. С такими детьми проводились дополнительные занятия и беседы. Примерно раз в месяц осуществлялся видео – показ концертов и открытых уроков прославленных коллективов. В конце каждого занятия при прослушивании музыкального материала, с детьми проводилась беседа и опрос.

Для проверки данных методов и оценивания формирующего этапа, воспитанникам предлагалось выполнить следующие задания:

  1. под счёт упражнения у станка и назвать их;

  2. определить стиль музыкального отрывка, его характер, настроение, лад;

  3. по картинкам составит небольшой сюжетный танец с использованием выученных элементов классического экзерсиса.

Показатели оценок: 5 – высокий уровень; 4 – средний уровень; 3 – начальный уровень.

Результаты оценивания творческих заданий на формирующем этапе опытной работы приведены в таблице № 3.


Таблица №3. Результаты оценивания творческих заданий на формирующем этапе опытной работы

Учащиеся

Оценки

Средний

балл

Задание№1

Задание№2

Задание№3

1

5

5

4

4,7

2

4

3

4

3,7

3

3

5

4

4,0

4

5

4

5

4,7

5

3

4

3

3,3

6

4

4

5

4,3

7

3

3

4

3,3

8

5

5

4

4,7

9

4

4

4

4,0

10

4

4

3

3,7

11

4

3

4

3,7

12

5

4

5

4,7



Интегрированная оценка (средний показатель) – 4,06 балла.







Результаты формирующего этапа опытно-поисковой работы отражены в таблице № 4.

Таблица №4. Результаты формирующего этапа


Критерии

Уровни исполнительской активности

Высокий

(%)

Средний

(%)

Начальный

(%)

Технический

40,81

40,81

18,36

Эмоциональный

31,25

50,00

18,75

Поведенческий

30,61

57,14

12,24

Общий процент

34,22

49,31

16,45


Анализ результатов исследования уровня хореографических способностей, полученных в ходе формирующего этапа опытной работы, позволил нам сделать вывод о достаточно высокой эффективности использованных нами методов. Показатели контрольного среза значительно повысились, учащиеся стали увереннее себя чувствовать в исполнении, у них повысилась потребность в совершенствовании своих умений и знаний.

Динамика изменений среднего показателя уровней развития хореографических способностей на формирующем и констатирующем этапах опытной работы выглядит следующим образом: 19,38 процента по отношению к 34,22 на высоком уровне; 33,97 процента по отношению к 49,31 на среднем уровне; 46,63 процента по отношению к 16,45 процента на начальном уровне.

Соответственно, положительные сдвиги коснулись достаточного и среднего уровней развития, увеличив процентные показатели достаточного и среднего уровня на 15 процентов, и уменьшив показатель начального уровня на 30 процентов.

Полученные результаты формирующего этапа опытно-поисковой работы позволили нам сделать ряд предварительных выводов:

Предложенные нами методы развития хореографических способностей оказались эффективными.

Положительной динамике развития исполнительской активности способствовали последовательное разучивание упражнений классического экзерсиса, метод импровизации и слушание музыки.

Работа по развитию способностей позитивным образом сказалась и на успеваемости в общеобразовательной школе.

Контрольный этап опытно-поисковой работы проводился с февраля по март 2013 г. с целью итоговой диагностики уровня развития хореографических способностей, когда и были сделаны окончательные выводы опытной работы. Уровень развития способностей определялся посредством наблюдения за учебной деятельностью, тестирования в виде контрольного задания по классической хореографии.

Результаты оценивания творческих заданий на контрольном этапе опытной работы приведены в таблице №5.


Таблица №5. Результаты оценивания творческих заданий на контрольном этапе опытной работы


Учащиеся

Оценки

Средний

балл

Задание№1

Задание№2

Задание№3

1

5

5

5

5,0

2

4

4

5

4,3

3

4

3

4

3,7

4

5

4

4

4,3

5

4

4

5

4,3

6

5

5

4

4,7

7

3

4

3

3,3

8

5

5

4

4,7

9

4

4

5

4,3

10

4

4

5

4,3

11

5

4

4

4,3

12

4

5

5

4,7


Интегрированная оценка (средний показатель) – 4,7


Сравнительная характеристика уровней развития хореографических способностей на констатирующем и контрольном этапах приводится в таблице №6 .

Таблица №6. Сравнительная характеристика уровней развития

исполнительской активности на констатирующем и контрольном этапах*

Критерии

Уровни хореографических способностей

Констатирующий этап

Контрольный этап

Высокий,

%

Средний,

%

Начальный,

%

Высокий,

%

Средний,

%

Начальный,

%

Технический

11,62

46,51

41,86

48,07

46,15

5,76

Эмоциональный

23,80

19,04

57,14

39,21

54,90

5,88

Поведенческий

22,72

36,36

40,90

56,60

37,73

5,66

Общий процент

19,38

33,97

46,63

47,29

46,26

5,76

*Цифры даны в процентном выражении от общего количества учащихся, участвовавших в констатирующем и контрольном этапах опытной работы.

В целом зафиксировано существенное изменение среднего арифметического показателя результатов контрольных срезов от констатирующего к контрольному этапу: процент учащихся с высоким уровнем повысился с 19,38 до 47,29 процентов, студентов с начальным уровнем снизился с 46,63 до 5,76.













Выводы


Для развития хореографических способностей средствами классического танца, мы разработали определенные методы и внедрили их в конкретный коллектив. Методы импровизации, слушания музыки, разучивания по частям; целостный метод, внедрялись в образование 12 детей. Для проверки их успеваемости были определены критерии: технический, эмоциональный, поведенческий, и уровни развития: высокий, средний, начальный.

Техническому критерию соответствовали следующие показатели:

– наличие устойчивости (aplomb);

– наличие выворотности ног;

– разработанность стопы и подъема;

– наличие хорошо разработанного «балетного шага»;

– правильная постановка рук и ног, которая определяется четким выполнением классических позиций;

– наличие гибкости тела;

– высота и сила прыжка;

– умение хорошо запоминать и координировать движения;

– наличие способности к координированным движениям под музыку (танцевальность).

Эмоциональный критерий подразумевает передачу характера и настроения музыки, с помощью пластики и мимики, оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние учащихся.

Поведенческий критерий определяет:

– уровень и наличие дисциплины;

– устранение «психологических комплексов» барьеров страха, неуверенности, стеснительности, робости;

– интерес и потребность к данному виду деятельности;

– активность самоорганизации и стремление к занятиям;

– умение устанавливать личностный смысл деятельности, мотивировать ее внутренней или внешней необходимостью;

Из личных характеристик участников, были найдены уровни развития.

Высокому уровню соответствовала оценка – 5

Среднему – 4

Начальному – 3.

На основании проделанной работы удалось добиться определенных результатов: процент учащихся с высоким уровнем повысился с 19,38 до 47,29 процентов, студентов с начальным уровнем снизился с 46,63 до 5,76.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!