СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мониторинг результатов формирования патриотических чувств у дошкольников в условиях ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мониторинг результатов формирования патриотических чувств у дошкольников в условиях ФГОС»

Екатерина Юрьевна Могильникова,

воспитатель первой квалификационной категории

МКДОУ д/с №348 Ленинского района,

города Новосибирска,

[email protected]


Мониторинг результатов формирования патриотических чувств у дошкольников в условиях ФГОС

Особенности организации педагогической диагностики. Я, педагог МКДОУ д/с №348 Ленинского района, города Новосибирска использую следующие методики и тесты диагностического инструментария с целью определения результатов:

  • проективная методика «Рисунок семьи» (тест на определение эмоционального благополучия ребенка);

  • метод изучения продуктов детского творчества;

  • метод наблюдения;

  • метод тестов с целью диагностики внутригруппового статуса личности, структуры межличностных отношений, исследования отношения ребенка к ряду типичных для него, жизненных ситуаций и др.;

  • методы математико-статистического анализа полученных данных;

  • методы анкетирования, бесед с родителями с целью изучения семейного микроклимата, отношения к программе и др.

Диагностическая карта по нравственно - патриотическому воспитанию детей

Ф.И. ребенка


н.г.

к.г.

1.Родной город

- Название города.

- Название реки.

- Домашний адрес.

- Название профессий родителей.

- Название почты, школы, аптеки, больницы, детского сада, других достопримечательностей города

- Транспорт родного города: виды транспорта, название, назначение, транспортные профессии.



2.Родная природа

- Название времен года, приметы сезонных изменений в родном городе.

- Названия диких животных родного края, их повадки, жилище.

- Названия зимующих и перелетных птиц родного края.

- Названия лекарственных растений родного края.

- Названия растительности родного края: деревья, кустарники, грибы, ягоды.



3.Родная страна

- Название нашей страны – Россия.

- Умение узнавать государственный флаг и герб РФ среди других.

- Знания символического значения цветов флага и герба.

- Знание правил поведения во время звучания гимна.

- Знание столицы России – Москва.

- Знание имен знаменитых соотечественников.

- знание крупных городов и рек России.



4.Родная культура

- Знание русских народных сказок.

- Знание русских народных пословиц и поговорок о Родине.

- Знание предметов декоративно- прикладного искусства (гжель, хохлома, дымковские и богородские игрушки).

- Знание народных праздников и их значения (Рождество, Масленица, Пасха)



5.Личностный компонент

- Отношение к окружающей среде

- Забота о близких

- Проявление дружелюбия

- Умение управлять своими чувствами, договориться

- Умение анализировать свои поступки и поступки других



Уровень знаний



Высокий уровень.

Ребенок без особого труда называет свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес, профессии родителей, виды транспорта, преобладающие в родном городе. Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы. Понятно для собеседника умеет рассказать о том, что нового он узнал от посещения того или иного объекта. Ребенок передает настроение и впечатление. Знает достопримечательности города, название аптек, детских садов, больниц, где они расположены. Ребенок правильно определяет символы. Называет цвета флага РФ, города Новосибирска, знает порядок их расположения. Без труда называет значение изображения на гербе своего города и гербе России. Называет народные праздники, игрушки, предметы быта, русские народные сказки, пословицы и поговорки о Родине. Называет природные богатства России. Знает приметы сезонных изменений в родном крае, диких животных, зимующих и перелетных птиц, растительный мир Сибири и России. Заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.

Средний уровень.

Ребенок иногда допускает незначительные ошибки, ему требуется помощь, подсказка, вспомогательные вопросы. Ответы дает без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперирует предметными терминами. Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес, городской транспорт, частично называет профессии. Знает достопримечательности, но не может объяснить их место нахождения. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими. Ребенок правильно определяет символы. Допускает незначительные ошибки в определении цветов и их значении у флагов. С помощью взрослого рассказывает о символах гербов и их значении. Знает русские народные сказки, затрудняется назвать пословицы и поговорки о Родине, народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России. Знает: диких животных, зимующих и перелетных птиц, растительный мир родного края, затрудняется назвать лекарственные растения. Заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не всегда умеет договориться с ними, оказывает помощь. Анализирует поступки с помощью взрослого.

Низкий уровень

Ребенок часто допускает ошибки. Не знает названия страны, округа, своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн РФ, но затрудняется в узнавании символики округа и родного города. Отсутствуют знания о достопримечательностях родного города, распространенных профессиях родного края, названиях школ, садов, библиотек. Знает русские народные сказки, но не может назвать народные праздники, игрушки, пословицы и поговорки о Родине. Знает диких животных и птиц России, но не может назвать флору и фауну родного края, природные богатства. Не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, редко считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.

Для диагностики уровней развития патриотических чувств дошкольников были подобраны две группы детей 5–6 лет по 25 человек в каждой. Экспериментальная работа проводилась на базе МКДОУ д/с №348 Ленинского района, города Новосибирска. Анализ результатов проведенного исследования по всем заданиям приведен в таблице. На диаграмме рисунка 1 отображены итоговые результаты проведенного исследования.

Таблица

Результаты изучения уровней развития патриотических чувств дошкольников

Уровень

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Итоговый показатель

Экспериментальная

Высокий

24%

0

20%

15%

Средний

28%

52%

12%

31%

Низкий

48%

48%

68%

55%

Низкий

Высокий

28%

0

28%

19%

Средний

54%

60%

28%

47%

Низкий

28%

40%

44%

37%



По результатам таблицы и диаграммы видно, что исследуемых нами группах высокий уровень развития патриотических качеств выявлен у 15 % в группе № 1, и у 19 % в группе № 2. Средний уровень: 31 %в группе № 1 и 47 % в группе № 2. Низкие результаты у 55 % в группе № 1 и 37 %в группе № 2.

Таким образом, критериями и показателями уровней развития патриотических чувств дошкольников, исходя из анализа задач программ дошкольного образования в МКДОУ д/с №348 в данной области, выступают:

  • когнитивный критерий, с показателями:

  • наличие знаний названия своего города, района, домашнего адреса;

  • наличие знаний достопримечательностей города, площадей, скверов);

  • мировоззренческо-ценностный критерий, с показателями: способность к аргументированному суждению, оценке;

  • умение выразить свое отношение к объектам;

  • мотивационно-потребностный критерий, с показателями:

  • эмоционально-эстетическая отзывчивость;

  • уважение и интерес к культуре народа, народному искусству, традициям, обычаям, фольклору, стремление к их творческому освоению и сохранению.

Проведенное нами исследование уровней развития патриотических чувств детей дошкольного возраста показало, что большинство детей в обеих группах имеют недостаточный уровень развития данных качеств, что говорит о необходимости организованного обучения и воспитания детей. Анализируя в целом понимание необходимости формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста, воспитателями и состояние современной практики ДОУ можно сделать следующие выводы: в ДОУ уделяется внимание решению задач формирования патриотических чувств детей, однако, работа осуществляется бессистемно и при этом используется однообразные методы и формы работы.

В течение ряда лет проводимая работа по формированию нравственно-патриотических чувств у детей, реализуемая через занятия, наблюдения, экскурсии, целевые прогулки, продуктивные виды деятельности, праздники, совместную деятельность с родителями оказывает большое влияние на развитие у детей начал патриотизма, любви к семье, дому, детскому саду, к природе родного края.

Воспитанники действуют творчески, проявляют творческий интерес по данной теме. За период с 2016 по 2020 учебный год сравнительный анализ результатов мониторинга показывает положительную динамику роста уровня развития детей дошкольного возраста по теме «Формирование патриотических чувств у дошкольников в условиях ФГОС».

Результатом проведенной работы с семьями воспитанников по теме «Формирование патриотических чувств у дошкольников в условиях ФГОС», являются положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания: вырабатывается активная позиция, формируется чувство ответственности за духовно-нравственное становление своих детей, стремление и умение понимать ребенка, анализировать свои достижения и ошибки. Повысилась активность участия родителей в смотрах, конкурсах, субботниках, организуемых в детском саду. Родители стали не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса.

Также оцениваю результативность деятельности детей по разделу патриотическое воспитание на основании диагностики, составленной по показателям «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» А.Я. Ветохиной и образовательной области «Познание» примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Динамика результатов освоения детьми программных требований по формированию нравственно-патриотических чувству детей дошкольного возраста за период с 2016 по 2020 учебный год. (в %)


Критерии

2016-2017

Старшая группа

5-6 лет

2017-2018

Старшая группа

2 год обучения

6-7 лет

2018-2019

Младшая группа

3-4 года

2019-2020

Средняя группа

4-5 лет

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Высокий

9

32

26

66

0

12

13

24

Средний

55

68

65

34

42

82

59

76

Низкий

36

0

9

0

58

6

28

0


Таким образом, в процессе работы нами установлено, что реализация комплекса педагогических условий по формированию патриотических чувств у детей дошкольного возраста является эффективным, в отличии от того, уровня развития, полученного при реализации одного из условий.

Опираясь на результаты, мы сделали выводы:

1) с целью подтверждения гипотезы исследования в ходе экспериментальной работы был проведен контрольный срез, позволяющий определить динамику уровня сформированности патриотических чувств у детей дошкольного возраста и выявить эффективность реализации выделенных педагогических условий;

2) сравнительный анализ нулевого и контрольного срезов показал, что в экспериментальной группе, где реализовывались педагогические условия, дети дошкольного возраста в большинстве своем достигли желаемого уровня сформированности патриотических чувств по сравнению со сверстниками контрольной группы.

Таким образом, полученные результаты позволяют считать, что совершенствование нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине, своей семье и родному краю нами достигнуты в процессе решения задач:

  • создания условий для формирования и воспитания нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста в условиях ДОУ;

  • формирования чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким;

  • формирования у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;

  • формирования представление о России как о родной стране, о Москве как о столице России;

  • воспитания гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики России;

  • воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания.