СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мониторинг сформированности УУД

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал будет полезен тем, кто хочет отследить свои результаты в деле формированияя УУД. Я это сделала на примере коммуникативных компетенций

Просмотр содержимого документа
«Мониторинг сформированности УУД»

Мониторинг сформированности УУД в начальной школе Подготовила Сурина О.А.

Мониторинг сформированности УУД в начальной школе

Подготовила Сурина О.А.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
  • В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
  • В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1 ) личностный ; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции ); 3) познавательный ; 4) коммуникативный .

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

1 ) личностный ;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции );

3) познавательный ;

4) коммуникативный .

Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе. составлена на основе методического пособия под ред. А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе».  Программа рекомендована для осуществления психолого - педагогического сопровождения учебного процесса в условиях реализации ФГОС в начальной школе.

Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе.

составлена на основе методического пособия под ред. А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе».

Программа рекомендована для осуществления психолого - педагогического сопровождения учебного процесса в условиях реализации ФГОС в начальной школе.

Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.

Цель мониторинга уровня сформированности УУД:

получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.

Задачи мониторинга: Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД; Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД; Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД; Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования; Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов дошкольного и начального школьного образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения; Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на начальной ступени образования.

Задачи мониторинга:

  • Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;
  • Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
  • Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;
  • Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования;
  • Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов дошкольного и начального школьного образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения;
  • Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на начальной ступени образования.
Объекты мониторинга: Универсальные учебные действия младших школьников; Психолого- педагогические условия обучения; Педагогические технологии, используемые в начальной школе. Условия реализации программы банк диагностических методик, технологические карты, кадровый ресурс. Срок реализации программы 4 года (начальная ступень образования). Программа мониторинга представляет собой лонгитюдное исследование направленное на отслеживание индивидуальной динамики уровня сформированности УУД на ступени начального образования. Области применения данных :  данные, полученные в ходе мониторинга используются для оперативной коррекции учебно- воспитательного процесса.

Объекты мониторинга:

  • Универсальные учебные действия младших школьников;
  • Психолого- педагогические условия обучения;
  • Педагогические технологии, используемые в начальной школе.

Условия реализации программы

банк диагностических методик, технологические карты, кадровый ресурс.

Срок реализации программы

4 года (начальная ступень образования). Программа мониторинга представляет собой лонгитюдное исследование направленное на отслеживание индивидуальной динамики уровня сформированности УУД на ступени начального образования.

Области применения данных :

данные, полученные в ходе мониторинга используются для оперативной коррекции учебно- воспитательного процесса.

Система критериев и показателей уровня сформированности УУД Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у обучающихся выступают: соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям; соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям; сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся. Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития.

Система критериев и показателей уровня сформированности УУД

Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у обучающихся выступают:

  • соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
  • соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям;
  • сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.
  • Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития.
Методы сбора информации: анкетирование; тестирование; наблюдение; беседа.  

Методы сбора информации:

  • анкетирование;
  • тестирование;
  • наблюдение;
  • беседа.

 

Список методик для проведения мониторинга по формированию коммуникативных УУД Узор под диктовку. «Рукавички». «Левая и правая стороны» «Совместная сортировка» «Дорога к дому» «Кто прав?».

Список методик

для проведения мониторинга по формированию коммуникативных УУД

  • Узор под диктовку.
  • «Рукавички».
  • «Левая и правая стороны»
  • «Совместная сортировка»
  • «Дорога к дому»
  • «Кто прав?».
Коммуникативные действия можно разделить (с неизбежной долей условности, поскольку они исключительно тесно связаны между собой) на три группы в соответствии с тремя основными аспектами коммуникативной деятельности: коммуникацией как взаимодействием коммуникацией как сотрудничеством коммуникацией как условием интериоризации .

Коммуникативные действия можно разделить (с неизбежной долей условности, поскольку они исключительно тесно связаны между собой) на три группы в соответствии с тремя основными аспектами коммуникативной деятельности:

  • коммуникацией как взаимодействием
  • коммуникацией как сотрудничеством
  • коммуникацией как

условием интериоризации .

      Методические рекомендации   При низких общих показателях нужно обратиться к психологу и разработать программу коррекционной работы. При средних показателях развивать коммуникативные способности.   Для развития коммуникативных способностей нужно:   постараться создать в классе атмосферу взаимной доброжелательности и взаимопомощи, только при этом каждый ребенок сможет чувствовать себя среди сверстников спокойным и уверенным в себе;   стремитесь привлечь каждого ребенка в классе к общим делам, участие которых способствует возникновению общих проблем и переживаний, и в конечном итоге – большему объединению детей в классе; используйте в работе с детьми коллективные игры, развивающие мышление, творческую активность, а так же деятельный подход, работу в парах, группах;   проводите беседы на тему «этикет», «как правильно общаться».  

Методические рекомендации

  При низких общих показателях нужно обратиться к психологу и разработать программу коррекционной работы. При средних показателях развивать коммуникативные способности.

 

Для развития коммуникативных способностей нужно:

 

  • постараться создать в классе атмосферу взаимной доброжелательности и взаимопомощи, только при этом каждый ребенок сможет чувствовать себя среди сверстников спокойным и уверенным в себе;

 

  • стремитесь привлечь каждого ребенка в классе к общим делам, участие которых способствует возникновению общих проблем и переживаний, и в конечном итоге – большему объединению детей в классе;
  • используйте в работе с детьми коллективные игры, развивающие мышление, творческую активность, а так же деятельный подход, работу в парах, группах;

 

  • проводите беседы на тему «этикет», «как правильно общаться».

 

«Как высказать своё мнение»

Предлагать детям по очереди высказать своё мнение, используя опорные фразы:

 

  • Мне кажется, это можно решить таким способом …
  • Я знаю, как выполнить это задание …
  • У меня есть идея … Я считаю, что …Я думаю, сначала нужно сделать так

«Как обменяться мнениями»

По очереди начните обмен мнениями, используя фразы:

  • Ты со мной согласен? Ты не возражаешь?
  • А ты как считаешь? А ты как думаешь? А ты как будешь делать?

«Как узнать мнение другого»

По очереди выясните точку зрения (мнение) другого:

  • Почему ты так думаешь? Объясни, пожалуйста.
  • Расскажи, как ты думаешь. Разъясни, пожалуйста.

«Как согласиться с мнением другого»

Предложить детям для выражения согласия использовать фразы:

  • Я тоже так думаю. Мне кажется, ты прав. У меня такое же мнение как у (имя).
  • Я с тобой согласен. Я считаю, что ты правильно думаешь.

«Как не согласиться с мнением другого»

По очереди возразите другому, используя одну из этих фраз:

  • Я думаю, что это не так. Я думаю по-другому. Я не могу с тобой согласиться.
  • Я думаю, что надо искать другой способ решения.

«Кто что выполняет»

РОЛЬ

ДЕЙСТВИЕ

Докладчик

Представляет классу общее решение, доклад.

Оформитель

Оформляет, рисует.

Контролёр

Следит за соблюдением порядка при выполнении работы, можно с опорой на алгоритм.

Инициатор

Выдвигает предложения, версии и идеи, предлагает формы осуществления работы.

Аналитик

Проверяет выдвигаемые идеи с помощью книги, беседы с учителем, одноклассниками.

«Рефлексия деятельности в группе»

Прочитайте вопросы.

Проанализируйте работу группы .

  • Легко ли было работать в группе? Какую помощь вы хотели бы получить?
  • Кто какую роль выполнял? Кто считает, что справился со своей ролью?
  • Все имели возможность высказаться? Кому вы оказали помощь в работе?
  • Чему научился каждый из вас в совместной работе?

Общие правила организации учебного сотрудничества :

  • размер групп 5-6 человек;
  • должна быть подготовлена специальная зона общения;
  • для «срабатывания» групп (умения договариваться, распределять обязанности, корректировать работу партнёров и т. п.) нужно минимум 3 – 5 занятий;
  • состав группы не должен быть постоянным , но часто обновлять его тоже не стоит; комплектовать группы желательно с учётом личных склонностей, темперамента и т д.;
  • нельзя принуждать ребёнка к общей работе , предложить работать индивидуально;
  • требовать абсолютной тишины на начальном этапе не имеет смысла;
  • в ходе решения проблемы все члены группы должны быть услышаны , соблюдаем установленную очерёдность, не перебиваем друг друга;
  • прежде чем представлять коллективное решение необходимо обсудить все предложенные идеи внутри группы;
  • если в группе есть ребёнок, который не согласен с общим решением, то группа должна заявить об этом и предоставить слово «несогласному » члену группы;
  • по итогам совместной деятельности необходимо коллективно оценить общую работу группы, отмечаются человеческие качества её членов;
  • учителю необходимо хорошо понимать свою роль (организатор, помощник только в случае действительной необходимости )

 

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!