Мониторинг сформированности УУД в начальной школе
Подготовила Сурина О.А.
- В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
- В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
1 ) личностный ;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции );
3) познавательный ;
4) коммуникативный .
Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе.
составлена на основе методического пособия под ред. А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе».
Программа рекомендована для осуществления психолого - педагогического сопровождения учебного процесса в условиях реализации ФГОС в начальной школе.
Цель мониторинга уровня сформированности УУД:
получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.
Задачи мониторинга:
- Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;
- Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
- Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;
- Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования;
- Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов дошкольного и начального школьного образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения;
- Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на начальной ступени образования.
Объекты мониторинга:
- Универсальные учебные действия младших школьников;
- Психолого- педагогические условия обучения;
- Педагогические технологии, используемые в начальной школе.
Условия реализации программы
банк диагностических методик, технологические карты, кадровый ресурс.
Срок реализации программы
4 года (начальная ступень образования). Программа мониторинга представляет собой лонгитюдное исследование направленное на отслеживание индивидуальной динамики уровня сформированности УУД на ступени начального образования.
Области применения данных :
данные, полученные в ходе мониторинга используются для оперативной коррекции учебно- воспитательного процесса.
Система критериев и показателей уровня сформированности УУД
Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у обучающихся выступают:
- соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
- соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям;
- сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.
- Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития.
Методы сбора информации:
- анкетирование;
- тестирование;
- наблюдение;
- беседа.
Список методик
для проведения мониторинга по формированию коммуникативных УУД
- Узор под диктовку.
- «Рукавички».
- «Левая и правая стороны»
- «Совместная сортировка»
- «Дорога к дому»
- «Кто прав?».
Коммуникативные действия можно разделить (с неизбежной долей условности, поскольку они исключительно тесно связаны между собой) на три группы в соответствии с тремя основными аспектами коммуникативной деятельности:
- коммуникацией как взаимодействием
- коммуникацией как сотрудничеством
- коммуникацией как
условием интериоризации .
Методические рекомендации
При низких общих показателях нужно обратиться к психологу и разработать программу коррекционной работы. При средних показателях развивать коммуникативные способности.
Для развития коммуникативных способностей нужно:
- постараться создать в классе атмосферу взаимной доброжелательности и взаимопомощи, только при этом каждый ребенок сможет чувствовать себя среди сверстников спокойным и уверенным в себе;
- стремитесь привлечь каждого ребенка в классе к общим делам, участие которых способствует возникновению общих проблем и переживаний, и в конечном итоге – большему объединению детей в классе;
- используйте в работе с детьми коллективные игры, развивающие мышление, творческую активность, а так же деятельный подход, работу в парах, группах;
- проводите беседы на тему «этикет», «как правильно общаться».
«Как высказать своё мнение»
Предлагать детям по очереди высказать своё мнение, используя опорные фразы:
- Мне кажется, это можно решить таким способом …
- Я знаю, как выполнить это задание …
- У меня есть идея … Я считаю, что …Я думаю, сначала нужно сделать так
«Как обменяться мнениями»
По очереди начните обмен мнениями, используя фразы:
- Ты со мной согласен? Ты не возражаешь?
- А ты как считаешь? А ты как думаешь? А ты как будешь делать?
«Как узнать мнение другого»
По очереди выясните точку зрения (мнение) другого:
- Почему ты так думаешь? Объясни, пожалуйста.
- Расскажи, как ты думаешь. Разъясни, пожалуйста.
«Как согласиться с мнением другого»
Предложить детям для выражения согласия использовать фразы:
- Я тоже так думаю. Мне кажется, ты прав. У меня такое же мнение как у (имя).
- Я с тобой согласен. Я считаю, что ты правильно думаешь.
«Как не согласиться с мнением другого»
По очереди возразите другому, используя одну из этих фраз:
- Я думаю, что это не так. Я думаю по-другому. Я не могу с тобой согласиться.
- Я думаю, что надо искать другой способ решения.
«Кто что выполняет»
РОЛЬ
ДЕЙСТВИЕ
Докладчик
Представляет классу общее решение, доклад.
Оформитель
Оформляет, рисует.
Контролёр
Следит за соблюдением порядка при выполнении работы, можно с опорой на алгоритм.
Инициатор
Выдвигает предложения, версии и идеи, предлагает формы осуществления работы.
Аналитик
Проверяет выдвигаемые идеи с помощью книги, беседы с учителем, одноклассниками.
«Рефлексия деятельности в группе»
Прочитайте вопросы.
Проанализируйте работу группы .
- Легко ли было работать в группе? Какую помощь вы хотели бы получить?
- Кто какую роль выполнял? Кто считает, что справился со своей ролью?
- Все имели возможность высказаться? Кому вы оказали помощь в работе?
- Чему научился каждый из вас в совместной работе?
Общие правила организации учебного сотрудничества :
- размер групп 5-6 человек;
- должна быть подготовлена специальная зона общения;
- для «срабатывания» групп (умения договариваться, распределять обязанности, корректировать работу партнёров и т. п.) нужно минимум 3 – 5 занятий;
- состав группы не должен быть постоянным , но часто обновлять его тоже не стоит; комплектовать группы желательно с учётом личных склонностей, темперамента и т д.;
- нельзя принуждать ребёнка к общей работе , предложить работать индивидуально;
- требовать абсолютной тишины на начальном этапе не имеет смысла;
- в ходе решения проблемы все члены группы должны быть услышаны , соблюдаем установленную очерёдность, не перебиваем друг друга;
- прежде чем представлять коллективное решение необходимо обсудить все предложенные идеи внутри группы;
- если в группе есть ребёнок, который не согласен с общим решением, то группа должна заявить об этом и предоставить слово «несогласному » члену группы;
- по итогам совместной деятельности необходимо коллективно оценить общую работу группы, отмечаются человеческие качества её членов;
- учителю необходимо хорошо понимать свою роль (организатор, помощник только в случае действительной необходимости )
Спасибо за внимание!