Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6 села Архангельского
Буденновского района»
Тема мастер - класса
«Мониторинг уровня сформированности универсальных учебных действий »
Выступление учителя
начальных классов
высшей квалификационной категории
МОУ СОШ №6 с. Архангельского
Буденновского района
Фроловой Веры Викторовны
Архангельское, 2023
Цель мастер-класса: презентация и обсуждение форм и диагностических методик, способствующих определению уровней сформированности метапредметных универсальных учебных действий.
Задачи:
- обобщить и систематизировать информацию о методологической основе ведения мониторинговой работы по формированию универсальных учебных действий;
- поделиться опытом работы по ведению мониторинга уровня сформированности УУД, оформленным в листы индивидуальных достижений учащихся или листы формирования УУД всего класса.
Оборудование: компьютер, проектор, доска, динамики, презентация, буклеты с основной информацией мастер-класса, карточки для работы в группах, фрагмент к/ф «Приключения Шурика» (новелла «Наваждение»); 4 стола для работы в группах, изображение подсолнечника, божьих коровок, карточки для проведения методик.
Продолжительность проведения: 20 минут
Целевая аудитория: учителя школ края.
Практическая значимость: ознакомление с методами и приёмами работы по проведению диагностики и мониторинга для определения уровня сформированности УУД учащихся начальной школы.
Предполагаемый результат: участники мастер-класса обобщат знания о
методологической основе ведения мониторинговой работы по формированию универсальных учебных действий; познакомятся с этапами и структурой мониторинга, пополнят личный педагогический опыт различными методиками и формами по ведению мониторинга уровня сформированности УУД; сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.
Ход мастер-класса
I. Вызов.
1.1. Просмотр видео - заставки к передаче «Очевидное невероятное».
- В детстве очень интересовалась передачей «Очевидное-невероятное». Детство давно прошло, а многое невероятное стало очевидным. Например, можно ли сделать хлопок одной ладонью? (Нет.)
1.2. Эмоциональный настрой.
- Для этого нужна вторая ладонь. Я – это всего одна ладонь, и какой бы увлеченной, творческой и мудрой она не была, без второй ладони (в вашем лице, уважаемые коллеги) невозможно сделать хлопок и получить желаемый результат.
II. Осмысление.
2.1.Постановка проблемы (прием «Верные и неверные утверждения»).
Форма работы: индивидуальная.
- Итак, приглашаю вас к сотрудничеству. Предлагаю вам стать участниками мастер-класса «Мониторинг уровня сформированности универсальных учебных действий». У вас на столах лежат модели солнышка, на лучах которого написаны утверждения. Пожалуйста, возьмите по 2-3 луча и ответьте на мои вопросы с помощью знаков «+», если верно, и «-», если неверно. (Музыкальное сопровождение)
Далее учителя принимают участие в опросе по теме мастер-класса.
- В конце нашей работы мы вернемся к этим ответам и проверим их правильность.
2.2. Актуализация знаний. (Прием «Интерактивный буклет»)
Форма работы: индивидуальная.
- Реализация системно-деятельностного подхода, лежащего в основе ФГОС, предполагает формирование УУД, которые и являются предметом мониторинга. У каждого из вас есть буклет, содержащий основную методологическую информацию по теме «Мониторинг…». Пожалуйста, ознакомьтесь с его содержанием. С его помощью вы всегда будете помнить, что такое мониторинг, какова его цель, какие задачи он выполняет и какие уровни формирования УУД предусматривает.
На одной из страниц определите соответствие между названиями универсальных учебных действий и планируемыми результатами.
2.3. Этапы и структура мониторинга формирования УУД.
Форма работы: фронтальная.
- Мониторинг проводится в три этапа.
Первый этап - планирование. Второй этап – собственно, сама диагностика уровня сформированности метапредметных УУД.
Третий этап - обработка и анализ результатов.
- Мониторинг формирования УУД имеет определенную структуру, включающую технологические карты диагностики универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Данные карты являют собой документально представленные результаты диагностик.
2.4. Алгоритм проведения диагностики уровня сформированности УУД. (Прием «Установление последовательности событий»)
Форма работы: индивидуальная.
- Для проведения диагностических методик нужно придерживаться определенного алгоритма. Установите последовательность проведения данного алгоритма, поставив номер в квадратике рядом с этапом. Сравните с эталоном.
2.6. Формы и методы проведения мониторинга формирования УУД.
Форма работы: групповая.
- Мы знаем, что метапредметные результаты, в том числе уровень сформированности универсальных учебных действий оцениваются также в рамках ВПР. (Слайд) В данной таблице можно увидеть задания и соответствующие им виды УУД.
Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Определение результативности формирования универсальных учебных действий может быть осуществлено методами наблюдения учителем, получением информации от родителей (на родительских собраниях, с помощью организованных школой социологических опросов), а так же при помощи психологических методик.
Сейчас каждой группе нужно будет проанализировать, какую группу УУД диагностирует методика, провести ее и определить уровень сформированности УУД.
1 группа: Методика №3. Тест «Найди несколько различий?»
2 группа: Методика №4 «Рукавички» (Г.А. Цукерман).
3 группа: Методика № 2 «Тест простых поручений».
4 группа: Методика №1 «Лесенка».
2.7. Формы для фиксации результатов диагностики.
- Проводя подобные исследования, проверочные и контрольные работы, все результаты фиксируются в Листах индивидуальных достижений учащихся, Листах формирования УУД или Технологических картах УУД. Образцы представлены у вас на столах.
III. Рефлексия.
3.1. Обращение к вопросам, заданным в начале встречи. (Прием «Верные или неверные утверждения»)
- А теперь возьмите модели лучей, на которых вы отмечали верное или неверное утверждение. Просмотрите их, и если произошли изменения, отметьте.
3.2. Путешествие божьей коровки.
- Пожалуйста, возьмите божью коровку и поместите ее на изображение нашего волшебного подсолнечника, по признаку – чем ближе к середине, тем лучше.
IV. Итог мастер-класса. (под музыкальный фон Поль Мориа «Кинопанорама»).
- Мы, педагоги, подобно подсолнечнику, поворачивающемуся в сторону солнца, тоже должны следить за всеми новыми тенденциями в системе образования. Хорошо бы еще запомнить высказывание английского философа Герберта Спенсера «Великая цель образования – это не знания, а действия», тем более, если это универсальные учебные действия.
Выражаю благодарность всем, принявшим участие в мастер – классе. Придерживаюсь слов Монтескье: «Надо много учиться, чтобы знать хоть немного». Желаю вам новых творческих поисков и успехов в формировании УУД.
4