В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
4) коммуникативный.
№ | Оцениваемые результаты | Критерии сформированности УУД | Баллы |
Регулятивные УУД |
1 | Произвольность деятельности | Ребенок удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяетрезультат, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца. | 3 |
Удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, однако в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке. | 2 |
Деятельность хаотична, непродуманная, прерывает деятельность из-за возникающих трудностей, стимулирующая и организующая помощь малоэффективна. | 1 |
2 | Планирование | Планирует деятельность самостоятельно | 3 |
Планирует деятельность с направляющей помощью | 2 |
Планирует деятельность с помощью учителя | 1 |
3 | Самоконтроль | Проверяет результат, находит и исправляет ошибки | 3 |
Результат проверяет, но ошибок "не видит" | 2 |
Результат не проверяет, т.к. довольствуется любым результатом | 1 |
4 | Самооценка | Способен дать объективную оценку результату своей работы, так как понимает суть допущенных ошибок | 3 |
Не всегда может дать объективную оценку своей работе, хотя, как правило, видит допущенные ошибки | 2 |
Не может объективно оценить свою работу, так как не понимает, что допустил ошибки | 1 |
Коммуникативные УУД |
1 | Ведение дискуссии | Отвечает, давая развернутый ответ, самостоятельно формулирует корректные вопросы | 4 |
Отвечает, давая краткий ответ, формулирует неточный вопрос | 3 |
При ответе или формулировке вопроса испытывает затруднения из-за волнения | 2 |
При ответе испытывает затруднения из-за ограниченности словаря, формулировки вопросов не всегда понятны собеседнику | 1 |
2 | Способность к сотрудничеству | Проявляет эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; ориентируется на партнера по общению, умеет слушать собеседника, совместно планировать, договариваться и распределять функции в ходе выполнения задания, осуществлять взаимопомощь | 4 |
Способен к взаимодействию и сотрудничеству (групповая и парная работа; дискуссии; коллективное решение учебных задач) | 3 |
Способен к сотрудничеству, но не всегда умеет аргументировать свою позицию и слушать партнера | 2 |
В совместной деятельности не пытается договориться, не может прийти к согласию, настаивает на своем, конфликтует или игнорирует других. | 1 |
3 | Уровень коммуникации | Проявляет инициативу в общении, не теряется в новой обстановке, быстро находит друзей, постоянно стремится к расширению круга знакомств. | 4 |
Стремится к контактам с разными людьми, отстаивает свое мнение, однако недостаточно инициативен и активен в общении | 3 |
Не стремится к общению, чувствует себя скованно в новом коллективе, предпочитает проводить время один. Испытывает трудности в установлении контактов с людьми и в выступлениях перед классом, плохо ориентируется в незнакомой ситуации, не отстаивает свое мнение, тяжело переживает обиды, редко проявляет инициативу в общении | 2 |
Отношение к общению негативное, замкнут, повышена обидчивость, раздражительность, значительные трудности вхождения в новый коллектив | 1 |
Познавательные УУД |
1 | Восприятие устной и письменной информации | Воспринимает информацию с первого раза | 3 |
Нуждается в дополнительных разъяснениях, в пошаговом предъявлении с пошаговым контролем усвоения | 2 |
Не воспринимает устную и письменную информацию | 1 |
2 | Познавательная активность | Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в посторонней помощи | 3 |
Ребенок недостаточно активен и самостоятелен, круг интересующих вопросов довольно узок, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция | 2 |
Уровень активности, самостоятельности ребенка низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интерес к внешнему миру не обнаруживается, любознательность не проявляется | 1 |
3 | Мышление (сформированность логических операций) | Ребенок определяет содержание, смысл (в том числе скрытый смысл) анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи | 3 |
Задания выполняются с организующей или направляющей помощью взрослого, ребенок может перенести освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания | 2 |
При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, нужна обучающая помощь; воспринимается помощь с трудом, самостоятельный перенос освоенных способов деятельности не осуществляется. | 1 |
Карта наблюдения по отслеживанию формирования УУД позволяет представить полную картину об учащемся, для того, чтобы зафиксировать его проблемы, и наметить план коррекционных действий по их устранению. По количеству набранных баллов можно судить об уровне сформированности УУД: