Мониторинг уровня социализации воспитанников
школы-интерната
Мониторинг, который был разработан Панковой Т. И. воспитатель,
Прошкиной И. В.- воспитатель МБОУ «Северская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида», г. Северск. Мониторинг дает возможность судить о
сформированности поведенческих навыков воспитанников школы. Он разработан по семи критериям, которые можно представить в виде таблицы (Приложение 1).
Критериями служат наиболее значимые для воспитанников умения, которые необходимы им сейчас в условиях школы-интерната и будут значимы в дальнейшей самостоятельной жизни.
Критерии следующие:
сформированность навыков здорового образа жизни
социальная адаптация
сформированность коммуникативных навыков
учебная мотивация
социальная активность
сформированность навыков социальной адаптации
уровень усвоения нравственных норм и правил
Чтобы количественно оценить личностные результаты обучающегося,
рекомендуется заполнить тестовую карту, разработанную на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Для этого необходимо выступить в качестве экспертов: учителю, воспитателю, педагогу-психологу, учителю- логопеду, учителю-дефектологу, мед.работнику, социальному педагогу учреждения, а также родителю. Каждый эксперт работает независимо, после чего находится усредненная оценка. Оценку проводить по предлагаемой шкале.
Сформированность навыков здорового образа жизни:
«1» – не имеет представлений о правилах мытья рук, ног, тела; не знает правила чистки зубов
«2» – знает правила, но не имеет практических навыков
«3» – частичное знание правил и частичное выполнение практических навыков
«4» – знает правила, но не выполняет на практике
«5» – знает правила, но часто нарушает
«6» – знает правила, но иногда выполняет с замечаниями
«7» – знает последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета, выполняет при частичном контроле со стороны педагога (присутствие)
«8» – знает, но выполняет по требованию (достаточно озвучить)
«9» – знает и выполняет самостоятельно
«10» – оказывает помощь товарищам
Социальная адаптация:
«1» – не имеет представлений о распорядке дня (не разделяет первую и вторую половину дня) и неадекватно реагирует на замечания
«2» – частично ориентируется в режиме дня, но на замечания реагирует неадекватно
«3» – частично ориентируется в режиме и адекватно реагирует на замечания
«4» – знает режим, но нуждается в постоянном контроле
«5»–ориентируется в режиме, но часто нарушает (опаздывает, отказывается выполнять что-либо)
«6» – избирательное отношение к режиму
«7» – знает режим, но нуждается в частичном контроле
«8» – знает режим, но иногда выполняет с замечаниями
«9» – знает и выполняет самостоятельно
«10» – осознанно соблюдает режим
Сформированность коммуникативных навыков:
«1» – ОНР, не всегда понимает обращенную к нему речь, словарный запас ограничен потребностями ребенка («дай», «на», «пи-пи», «ка-ка»)
«2» – понимает обращенную к нему речь, сквернословит, агрессивен по отношению к себе и другим, груб в общении
«3» – не всегда понимает смысл слов, отсюда часто сквернословит и нарушает правила коммуникативного поведения, не контактен
«4» – понимает обращенную к нему речь, контактен с детьми, но не выполняет известные правила коммуникативного поведения
«5» – понимает обращенную к нему речь, контактен с детьми и взрослыми, но правила коммуникативного поведения выполняет по своему усмотрению и в зависимости от ситуации
«6» – вежлив в общении, но может проявить негатив, если его «заденут»
«7» – вежлив в общении, доброжелателен, адекватно реагирует на замечания взрослых, но не детей
«8» – вежлив в общении, доброжелателен со всеми, адекватно реагирует на любые замечания
«9» – осмысленно употребляет вежливые слова, в общении не конфликтен
«10» – усвоены социальные нормы и правила культуры поведения
Учебная мотивация:
«1» – полное нежелание ходить в школу, учиться, агрессивное отношение к педагогам и школе
«2» – отказывается от выполнения домашнего задания из-за нежелания делать что- либо
«3» – выполняет домашнее задание по настроению
«4» – отказывается от выполнения домашнего задания, столкнувшись с трудностями
«5» – выполняет домашнее задание как необходимость, которую нельзя избежать, при этом, не задумываясь о правильности
«6» – выполняет домашнее задание с помощью взрослого
«7» – выполняет домашнее задание, но с частичной помощью взрослого
«8» – пытается выполнить весь объем домашнего задания самостоятельно, но не качественно, отказывается от помощи.
«9» – выполняет домашнее задание самостоятельно, но с ошибками
«10» – выполняет домашнее желание с желанием, пониманием, самостоятельно
Социальная активность:
«1» – неумение организовать свой досуг
«2» – является негативным лидером
«3» – безучастен к происходящему (не проявляет интереса к любым мероприятиям)
«4» – при наличии руководства стремится к пустому времяпрепровождению
«5» – может быть участником простых подвижных и настольных игр
«6» – организует свой досуг по рекомендации педагога без желания
«7» – организует свой досуг по рекомендации педагога с желанием
«8» – может организовать свой досуг, независимо от того, чем заняты другие дети
«9» – является активным участником происходящего
«10» – свободное время проводит с пользой для себя и других, целенаправленно, интересно, организует и побуждает к тому же других
Сформированность навыков социальной адаптации:
«1» – отсутствие самостоятельности (не приучены складывать свою одежду, не умеет самостоятельно ухаживать за своими вещами, не принимает участия в наведении порядка в классе, раздевалке, не заправляет постель)
«2» – не сформирована потребность следить за внешним видом, отсутствие владения навыками аккуратного приѐма пищи и культуры поведения за столом, не умеет аккуратно заправлять постель, не умеет дежурить
«3» – не различает чистые и грязные вещи, не умеет подобрать одежду по погоде, помощь взрослого не принимает, плохо заправляет постель, плохо дежурит
«4» – нет системы в содержании порядка в одежде, личных вещах, нет правильной последовательности действий при одевании, раздевании, приѐме пищи и т.п.
«5» – с помощью взрослого подбирает одежду в зависимости от погоды, раскладывает, развешивает мокрую одежду и обувь для сушки, заправляет кровать
«6» – при частичной помощи со стороны взрослого подбирает одежду и обувь в зависимости от ситуаций (повседневную, праздничную, спортивную), выполняет обязанности дежурного
«7» – при частичномконтроле выполняет все действия по самообслуживанию на уровне соответствующем его возрасту и способностям
«8» – выполняет все действия по самообслуживанию на уровне соответствующем его возрасту и способностям, но при напоминании
«9» – выполняет все действия самостоятельно
«10» – выполняет все действия самостоятельно и помогает другим воспитанникам в развитии навыков самообслуживания и самостоятельности
Уровень усвоения нравственных норм и правил:
«1» – не регулирует свое поведение, подчиняется внутренним импульсам и причудам, проявляет неадекватные эмоциональные реакции; крайняя неуправляемость, асоциальность ребенка
«2» – отражает чрезмерные эмоции, неусидчивость, плохая саморегуляция поведения
«3» – при наличии контроля со стороны педагогов и товарищей неадекватно реагирует на ситуации, мало реагирует на внешнее воздействие
«4» – отражает средний уровень тревожности и агрессивности
«5» – вспыльчив, не может переключить свое внимание на что-то другое, не идет на сотрудничество и перемирие
«6» – вспыльчив, но довольно отходчив, может переключить свое внимание на что-то другое, идет на сотрудничество и перемирие
«7» – показывает спокойствие, миролюбивую натуру, сосредоточенность, усидчивость, доброжелательность, но иногда может наблюдать ситуативные адекватные, агрессивные проявления, вызванные неадекватными действиями окружающих
«8» – крайнее проявление покладистости: т.е. беспрекословно выполняет указания других, не считаясь со своим мнением и желанием, страх конфликта, конформизм
«9» – проявляет покладистость, но не в ущерб собственным интересам
«10» – показывает спокойствие, миролюбивую натуру, сбалансированность внутренних процессов, адекватные эмоциональные реакции.
Поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной),
результаты анализа представлены в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных единицах:
Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося (дневник наблюдений), что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.
Приложение 1
Учебный год (начало года и конец года)
№ | ФИО | сформированность навыков ЗОЖ | социальная адаптация (выполнение режима) | коммуникативные навыки (речевая культура) | учебная мотивация (самоподготовка | социальная активность (организация досуга) | навыки самообслуживан ия | уровень усвоения нравственных норм и правил |
1 | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | |
6 | | | | | | | | |
7 | | | | | | | | |
8 | | | | | | | | |
9 | | | | | | | | |
10 | | | | | | | | |
11 | | | | | | | | |
12 | | | | | | | | |
Итог | | | | | | | |