2.3.12. Мониторинг эффективности реализации программы воспитания и социализации обучающихся
Мониторинг представляет собой систему диагностических исследований, направленных на комплексную оценку результатов эффективности Программы воспитания и социализации обучающихся.
Цель мониторинга:
создание оснований для анализа и обобщения получаемой информации, для осуществления оценок и прогнозирования тенденций развития системы воспитания и социализации обучающихся, принятия для этого обоснованных управленческих решений.
Задачи мониторинга:
- соотнесение реальных результатов с планируемыми и оценка результатов эффективности реализации Программы воспитания и социализации обучающихся;
- организация наблюдений и измерений, получение достоверной и объективной информации об условиях, организации, содержании процесса воспитания и социализации обучающихся;
- систематизация информации, повышение её оперативности и доступности;
- отбор и использование единых нормативных материалов, методик диагностики;
- создание единой системы мониторинговых исследований во всех параллелях классов;
- координация деятельности всех субъектов, проводящих мониторинговые исследования;
- обеспечение всех субъектов образования значимой информацией, полученной при осуществлении мониторинга.
Основные этические нормы мониторинга
1. Мониторинг проводится в соответствии с нормами Федерального закона от 17.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося и может использоваться исключительно в целях оптимизации личностного развития обучающихся.
2. Мониторинг качества обученности учащихся направлен на получение информации с точки зрения отслеживания, прогноза и профилактики проблем обучения и воспитания.
3. Система оценки предоставления индивидуальных и персонифицированных результатов учащихся предполагает уровневый и балльный подход.
4. В качестве инструмента мониторинга используется стандартизированные методы исследования.
5. Так как мониторинг направлен на отслеживание проблем обучения и воспитания, для проведения исследований достаточным является согласие педагогического совета.
6. Так как обследование проводится в интересах личности и по инициативе школы, для использования полученных результатов в рамках школы дополнительного согласия детей и их родителей не требуется
7. В рамках обсуждения результатов мониторинга на педагогических советах, публичных отчётах и т.д. допустимо предоставление и использование исключительно неперсонифицированной (анонимной) информации.
8. Персонифицированная информации об учащихся предоставляется только классному руководителю, воспитателю, педагогу-психологу и родителю по его запросу.
9. Лица, осуществляющие мониторинг, несут персональную ответственность за достоверность и объективность представляемой информации. Лица, организующие мониторинг. Несут персональную ответственность за использование данных мониторинга, их обработку, анализ и распространение результатов, обеспечение конфиденциальности.
Принципы мониторинга:
принцип системности предполагает изучение планируемых результатов развития обучающихся в качестве составных (системных) элементов общего процесса воспитания и социализации обучающихся;
принцип личностно-социально-деятельностного подхода ориентирует исследование эффективности деятельности образовательного учреждения на изучение процесса воспитания и социализации обучающихся в единстве основных социальных факторов их развития — социальной среды, воспитания, деятельности личности, её внутренней активности;
принцип объективности предполагает формализованность оценки (независимость исследования и интерпретации данных) и предусматривает необходимость принимать все меры для исключения пристрастий, личных взглядов, предубеждений, корпоративной солидарности и недостаточной профессиональной компетентности специалистов в процессе исследования;
принцип детерминизма (причинной обусловленности) указывает на обусловленность, взаимодействие и влияние различных социальных, педагогических и психологических факторов на воспитание и социализацию обучающихся;
принцип признания безусловного уважения прав предполагает отказ от прямых негативных оценок и личностных характеристик обучающихся.
Содержание мониторинга
В качестве основных показателей исследования эффективности реализации программы воспитания и социализации обучающихся выступают:
Динамика развития гражданской, социальной, здоровьесберегающей и трудовой (профессиональной) культуры обучающихся.
Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.
Динамика детско-родительских отношений и степени включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.
1. Динамика развития гражданской, социальной, здоровьесберегающей и трудовой (профессиональной) культуры обучающихся.
В ходе проведения процедур мониторинга эффективности реализации программы воспитания и социализации по данному пункту собирается и анализируются информация по формированию и развитию у учащихся школы четырех компетентностей: гражданской, социальной, здоровьесберегающей, профориентационной.
Компетентность — это знания, умения. навыки, а также способы и приёмы их реализации в учебной деятельности, общении, развитии и саморазвитии учащихся.
Гражданская компетентность – социальная активность учащихся (инициация, разработка и участие в социально значимых проектах), готовность учеников отвечать за свои поступки, принятие ими демократических ценностей школы.
Составляющие компетентности:
– социальная активность (активная позиция члена классного и школьного сообщества, активное участие в школьной жизни, в социально значимых проектах);
– ответственность (готовность отвечать за собственные поступки и порученные дела);
– соблюдение норм и правил коллектива (соблюдение правил и норм, принятых в школе).
Социальная компетентность– это сформированность набора компетентностей, помогающих учащимся активно включиться в жизнедеятельность современного социума и успешно адаптироваться в нём.
Составляющие компетентности:
– коммуникабельность;
– умение работать в команде;
– самостоятельность (готовность самостоятельно принимать решения и действовать не только в обыденных, но и в серьезных жизненных ситуациях, владение алгоритмами проектной деятельности).
Здоровьесберегающая компетентность – интегративное качество учащегося, представляющее собой единство когнитивного, мотивационно-ценностного и практического компонентов.
Составляющие компетентности:
– знания основ здорового и безопасного образа жизни – педагогическая составляющая, оценивается учителями;
– психологическое здоровье – психологическая составляющая, оценивается с помощью психологических тестов;
– физическое (соматическое) здоровье – медико-педагогическая составляющая, оценивается медицинскими методами.
Профориентационная компетентность – это готовность учащегося к осознанному выбору своего будущего образовательного профиля и будущей профессии.
Составляющие компетентности:
– умение делать самостоятельный выбор, в том числе выбор будущей профессии с опорой на свои сильные и слабые стороны (автономность);
– умение принимать осознанные решения, в том числе по поводу выбора своей будущей профессии, профиля образования и учебного заведения (принятие решений);
– умение строить адекватные планы по поводу своего профессионального будущего и своей карьеры (планирование).
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
Сопоставление требований ФГОС ООО и формируемых школой компетентностей обучающихся приведены в таблице 1.
Таблица 1.Сопоставление требований ФГОС ООО и формируемых школой компетентностей обучающихся
Требования ФГОС ООО | Содержание | Компетентности |
Предметные: | - получение, преобразование и применение предметных знаний по технологии, компьютерной технологии, на занятиях по программе «Кем быть?» | Профориентационная компетентность |
- получение, преобразование и применение предметных знаний по обществознанию, истории, истории края, СБО, программе «Я и общество», нацеленных на формирование основ гражданской идентичности личности школьника (патриотическое воспитание, гражданский патриотизм, уважение к истории, традициям, культурным и историческим ценностям); | Гражданская компетентность |
- получение, преобразование и применение предметных знаний по ОБЖ, СБО, химии, биологии, физической культуре, программе «Здоровье»; | Здоровьесберегающая компетентность |
Личностные: | - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений; | Профориентационная компетентность |
- формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; |
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций; | Гражданская компетентность |
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; |
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; |
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; | Социальная компетентность |
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми; |
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, правил поведения на транспорте и на дорогах;; | Здоровьесберегающая компетентность |
- развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; |
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств (организация досуга, формирование положительных эмоций). |
Метапредметные: а) познавательные УУД | - умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; | Профориентационная компетентность |
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; |
- формирование ИКТ-компетентности обучающихся; |
б) регулятивные УУД | - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; | Профориентационная компетентность |
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей; |
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; | Здоровьесберегающая компетентность |
в) коммуникативные УУД | - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; | Социальная компетентность |
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; |
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. | Здоровьесберегающая компетентность |
Для приведения в единую систему получаемых результатов принимаются уровневые нормы по каждой компетентности: высокий уровень, хороший уровень, средний уровень, слабый уровень.
Основанием для осуществления коррекционно-развивающей работы с обучающимися служит наличие низкого уровня сформированности:
2.3.13. Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся.
Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся предусматривает использование следующих методов:
тестирование (метод тестов) — исследовательский метод, позволяющий выявить степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов воспитания и социализации обучающихся путём анализа результатов и способов выполнения обучающимися ряда специально разработанных заданий;
опрос — получение информации, заключённой в словесных сообщениях обучающихся. Виды опроса:
• анкетирование — эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов обучающихся на специально подготовленные вопросы анкеты;
• интервью — вербально-коммуникативный метод, предполагающий проведение разговора между исследователем и обучающимися по заранее разработанному плану;
• беседа — диалог между исследователем и учащимися с целью получения сведений об особенностях процесса воспитания и социализации обучающихся;
психолого-педагогическое наблюдение — описательный психолого-педагогический метод исследования, заключающийся в целенаправленном восприятии и фиксации особенностей, закономерностей развития и воспитания обучающихся.
Особо следует выделить психолого-педагогический эксперимент как основной метод исследования воспитания и социализации обучающихся.
В рамках мониторинга психолого-педагогическое исследование предусматривает внедрение в педагогическую практику комплекса различных самостоятельных эмпирических методов исследования, направленных на оценку эффективности работы образовательного учреждения по воспитанию и социализации обучающихся.
Основной целью исследования является изучение динамики процесса воспитания и социализации обучающихся и воспитанников в условиях специально-организованной воспитательной деятельности.
В рамках психолого-педагогического исследования следует выделить три этапа:
Этап 1. Контрольный этап исследования (диагностический срез) ориентирован на сбор данных социального и психолого-педагогического исследований до реализации программы воспитания и социализации обучающихся.
Этап 2. Формирующий этап исследования предполагает реализацию основных направлений программы воспитания и социализации обучающихся.
Этап 3. Интерпретационный этап исследования ориентирован на сбор данных социального и психолого-педагогического исследований после реализации программы воспитания и социализации обучающихся.
Заключительный этап предполагает исследование динамики воспитания и социализации обучающихся.
Формы и методы психолого-педагогического мониторинга
Динамика развития гражданской, социальной, здоровьесберегающей и трудовой (профессиональной) культуры обучающихся.
Ключевые компетентности обучающихся | Методы педагогического мониторинга | Методы психологического мониторинга | Ожидаемый результат мониторинга |
Гражданская компетентность | 1. Уровень освоения образовательной программы по обществознанию, истории, истории края, СБО, программы «Я и общество». 2. Оценка активности, ответственности и принятия ценностей коллектива. 3. Участие в акциях гражданско-патриотической направленности. | 1. Методика А.П. Мягковой «Сформированность гражданской компетентности у старшеклассников» 2. Показатель ответственности по тесту Кеттелла | 1. Основания для обобщения и анализа полученной информации. 2. Оценка и прогнозирование тенденций развития школы. 3. Оценка степени соответствия результатов и целей инновационного процесса, направленного на получение учащимися качественного образования. 4. Принятие обоснованных управленческих решений для достижения соответствующего уровня качества образования |
Социальная компетентность | 1. Уровень освоения образовательной программы по СБО, программы «Я и общество», программы «Здоровье». 2. Наблюдения на уроке и во внеурочной деятельности за коммуникативными способностями и самостоятельностью обучающихся, оценка результатов наблюдения. 3. Участие в проектной деятельности. | 1. Методика А.М. Прихожан «Социальная компетентность». 2. Методика М.И. Рожкова для изучения социализированности личности учащегося |
Здоровьесберегающая компетентность | 1. Уровень освоения образовательной программы по физической культуре,ОБЖ, СБО, химии, биологии, программы «Здоровье». 2. Оценка психологического здоровья. 3. Медицинские показатели. | Инструментарий мониторинга школьной программы «Здоровье». |
Профориентационная компетентность | 1. Уровень освоения образовательной программы по технологии, программы «Кем быть?». 2. Организационно-деятельностные игры. 3. Защита проектов профессиональной направленности. 4. Отношение к труду, участие в социально значимом труде. | «Диагностика профессионального самоопределения», методика кан. психол. наук Я.С. Сунцовой. |
2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.
В качестве методологического инструментария мониторинга данного показателя и объекта исследования применяются следующие диагностические методики.
1. Комплексная методика А. А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью»
2. Методика Е. Н. Степанова для исследования удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении.
3. Методика Л. В. Байбородовой для изучения степени развития основных компонентов педагогического взаимодействия.
Динамика детско-родительских отношений и степени включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.
В качестве методологического инструментария мониторинга данного показателя и объекта исследования применяются следующие данные.
1. Активность участия родителей в деятельности родительского комитета, Совета школы.
2. Участие родителей в мероприятиях школы, классов.
С учетом изменений, происходящих в образовательном процессе школы, и приобретаемого опыта в проведении мониторинга, совершенствуются методы и направления исследований. Возможен также пересмотр системы показателей мониторинга.