СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мониторинг эффективности реализации программы воспитания и социализации

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мониторинг представляет собой систему диагностических исследований, направленных на комплексную оценку результатов эффективности Программы воспитания и социализации обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Мониторинг эффективности реализации программы воспитания и социализации»

2.3.12. Мониторинг эффективности реализации программы воспитания и социализации обучающихся



Мониторинг представляет собой систему диагностических исследований, направленных на комплексную оценку результатов эффективности Программы воспитания и социализации обучающихся.


Цель мониторинга:

создание оснований для анализа и обобщения получаемой информации, для осуществления оценок и прогнозирования тенденций развития системы воспитания и социализации обучающихся, принятия для этого обоснованных управленческих решений.


Задачи мониторинга:

- соотнесение реальных результатов с планируемыми и оценка результатов эффективности реализации Программы воспитания и социализации обучающихся;
- организация наблюдений и измерений, получение достоверной и объективной информации об условиях, организации, содержании процесса воспитания и социализации обучающихся;

- систематизация информации, повышение её оперативности и доступности;
- отбор и использование единых нормативных материалов, методик диагностики;
- создание единой системы мониторинговых исследований во всех параллелях классов;
- координация деятельности всех субъектов, проводящих мониторинговые исследования;
- обеспечение всех субъектов образования значимой информацией, полученной при осуществлении мониторинга.


Основные этические нормы мониторинга


1. Мониторинг проводится в соответствии с нормами Федерального закона от 17.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося и может использоваться исключительно в целях оптимизации личностного развития обучающихся.

2. Мониторинг качества обученности учащихся направлен на получение информации с точки зрения отслеживания, прогноза и профилактики проблем обучения и воспитания.

3. Система оценки предоставления индивидуальных и персонифицированных результатов учащихся предполагает уровневый и балльный подход.

4. В качестве инструмента мониторинга используется стандартизированные методы исследования.

5. Так как мониторинг направлен на отслеживание проблем обучения и воспитания, для проведения исследований достаточным является согласие педагогического совета.

6. Так как обследование проводится в интересах личности и по инициативе школы, для использования полученных результатов в рамках школы дополнительного согласия детей и их родителей не требуется

7. В рамках обсуждения результатов мониторинга на педагогических советах, публичных отчётах и т.д. допустимо предоставление и использование исключительно неперсонифицированной (анонимной) информации.

8. Персонифицированная информации об учащихся предоставляется только классному руководителю, воспитателю, педагогу-психологу и родителю по его запросу.

9. Лица, осуществляющие мониторинг, несут персональную ответственность за достоверность и объективность представляемой информации. Лица, организующие мониторинг. Несут персональную ответственность за использование данных мониторинга, их обработку, анализ и распространение результатов, обеспечение конфиденциальности.

Принципы мониторинга:

  • принцип системности предполагает изучение планируемых результатов развития обучающихся в качестве составных (системных) элементов общего процесса воспитания и социализации обучающихся;

  • принцип личностно-социально-деятельностного подхода ориентирует исследование эффективности деятельности образовательного учреждения на изучение процесса воспитания и социализации обучающихся в единстве основных социальных факторов их развития — социальной среды, воспитания, деятельности личности, её внутренней активности;

  • принцип объективности предполагает формализованность оценки (независимость исследования и интерпретации данных) и предусматривает необходимость принимать все меры для исключения пристрастий, личных взглядов, предубеждений, корпоративной солидарности и недостаточной профессиональной компетентности специалистов в процессе исследования;

  • принцип детерминизма (причинной обусловленности) указывает на обусловленность, взаимодействие и влияние различных социальных, педагогических и психологических факторов на воспитание и социализацию обучающихся;

  • принцип признания безусловного уважения прав предполагает отказ от прямых негативных оценок и личностных характеристик обучающихся.


Содержание мониторинга


В качестве основных показателей исследования эффективности реализации программы воспитания и социализации обучающихся выступают:

  1. Динамика развития гражданской, социальной, здоровьесберегающей и трудовой (профессиональной) культуры обучающихся.

  2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.

  3. Динамика детско-родительских отношений и степени включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.


1. Динамика развития гражданской, социальной, здоровьесберегающей и трудовой (профессиональной) культуры обучающихся.


В ходе проведения процедур мониторинга эффективности реализации программы воспитания и социализации по данному пункту собирается и анализируются информация по формированию и развитию у учащихся школы четырех компетентностей: гражданской, социальной, здоровьесберегающей, профориентационной.

Компетентность — это знания, умения. навыки, а также способы и приёмы их реализации в учебной деятельности, общении, развитии и саморазвитии учащихся.

Гражданская компетентность – социальная активность учащихся (инициация, разработка и участие в социально значимых проектах), готовность учеников отвечать за свои поступки, принятие ими демократических ценностей школы.
Составляющие компетентности:
социальная активность (активная позиция члена классного и школьного сообщества, активное участие в школьной жизни, в социально значимых проектах);
ответственность (готовность отвечать за собственные поступки и порученные дела);
соблюдение норм и правил коллектива (соблюдение правил и норм, принятых в школе).

Социальная компетентность– это сформированность набора компетентностей, помогающих учащимся активно включиться в жизнедеятельность современного социума и успешно адаптироваться в нём.
Составляющие компетентности:
коммуникабельность;
умение работать в команде;
самостоятельность (готовность самостоятельно принимать решения и действовать не только в обыденных, но и в серьезных жизненных ситуациях, владение алгоритмами проектной деятельности).

Здоровьесберегающая компетентность – интегративное качество учащегося, представляющее собой единство когнитивного, мотивационно-ценностного и практического компонентов.
Составляющие компетентности:
знания основ здорового и безопасного образа жизни – педагогическая составляющая, оценивается учителями;
психологическое здоровье – психологическая составляющая, оценивается с помощью психологических тестов;
физическое (соматическое) здоровье – медико-педагогическая составляющая, оценивается медицинскими методами.

Профориентационная компетентность – это готовность учащегося к осознанному выбору своего будущего образовательного профиля и будущей профессии.
Составляющие компетентности:
умение делать самостоятельный выбор, в том числе выбор будущей профессии с опорой на свои сильные и слабые стороны (автономность);
умение принимать осознанные решения, в том числе по поводу выбора своей будущей профессии, профиля образования и учебного заведения (принятие решений);
умение строить адекватные планы по поводу своего профессионального будущего и своей карьеры (планирование).

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:


личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;


метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

Сопоставление требований ФГОС ООО и формируемых школой компетентностей обучающихся приведены в таблице 1.

Таблица 1.Сопоставление требований ФГОС ООО и формируемых школой компетентностей обучающихся

Требования ФГОС ООО

Содержание

Компетентности

Предметные:

- получение, преобразование и применение предметных знаний по технологии, компьютерной технологии, на занятиях по программе «Кем быть?»

Профориентационная компетентность

- получение, преобразование и применение предметных знаний по обществознанию, истории, истории края, СБО, программе «Я и общество», нацеленных на формирование основ гражданской идентичности личности школьника (патриотическое воспитание, гражданский патриотизм, уважение к истории, традициям, культурным и историческим ценностям);

Гражданская компетентность

- получение, преобразование и применение предметных знаний по ОБЖ, СБО, химии, биологии, физической культуре, программе «Здоровье»;

Здоровьесберегающая компетентность

Личностные:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;

Профориентационная компетентность

- формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций;

Гражданская компетентность

- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

Социальная компетентность

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми;

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, правил поведения на транспорте и на дорогах;;

Здоровьесберегающая компетентность

- развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств (организация досуга, формирование положительных эмоций).

Метапредметные:

а) познавательные УУД

- умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;

Профориентационная компетентность

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- формирование ИКТ-компетентности обучающихся;

б) регулятивные УУД

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

Профориентационная компетентность

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Здоровьесберегающая компетентность

в) коммуникативные УУД

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

Социальная компетентность

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Здоровьесберегающая компетентность



Для приведения в единую систему получаемых результатов принимаются уровневые нормы по каждой компетентности: высокий уровень, хороший уровень, средний уровень, слабый уровень.

Основанием для осуществления коррекционно-развивающей работы с обучающимися служит наличие низкого уровня сформированности:

  • всех показателей воспитания и социализации обучающихся;

  • одного или двух показателей (в любом сочетании) воспитания и социализации обучающихся.

2.3.13. Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся.

Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся предусматривает использование следующих методов:

тестирование (метод тестов) — исследовательский метод, позволяющий выявить степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов воспитания и социализации обучающихся путём анализа результатов и способов выполнения обучающимися ряда специально разработанных заданий;

опрос — получение информации, заключённой в словесных сообщениях обучающихся. Виды опроса:

анкетирование — эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов обучающихся на специально подготовленные вопросы анкеты;

интервью — вербально-коммуникативный метод, предполагающий проведение разговора между исследователем и обучающимися по заранее разработанному плану;

беседа — диалог между исследователем и учащимися с целью получения сведений об особенностях процесса воспитания и социализации обучающихся;

психолого-педагогическое наблюдение — описательный психолого-педагогический метод исследования, заключающийся в целенаправленном восприятии и фиксации особенностей, закономерностей развития и воспитания обучающихся.

Особо следует выделить психолого-педагогический эксперимент как основной метод исследования воспитания и социализации обучающихся.

В рамках мониторинга психолого-педагогическое исследование предусматривает внедрение в педагогическую практику комплекса различных самостоятельных эмпирических методов исследования, направленных на оценку эффективности работы образовательного учреждения по воспитанию и социализации обучающихся.

Основной целью исследования является изучение динамики процесса воспитания и социализации обучающихся и воспитанников в условиях специально-организованной воспитательной деятельности.

В рамках психолого-педагогического исследования следует выделить три этапа:

Этап 1. Контрольный этап исследования (диагностический срез) ориентирован на сбор данных социального и психолого-педагогического исследований до реализации программы воспитания и социализации обучающихся.

Этап 2. Формирующий этап исследования предполагает реализацию основных направлений программы воспитания и социализации обучающихся.

Этап 3. Интерпретационный этап исследования ориентирован на сбор данных социального и психолого-педагогического исследований после реализации программы воспитания и социализации обучающихся.

Заключительный этап предполагает исследование динамики воспитания и социализации обучающихся.



Формы и методы психолого-педагогического мониторинга

    1. Динамика развития гражданской, социальной, здоровьесберегающей и трудовой (профессиональной) культуры обучающихся.


Ключевые компетентности обучающихся

Методы педагогического мониторинга

Методы психологического мониторинга

Ожидаемый результат мониторинга

Гражданская компетентность

1. Уровень освоения образовательной программы по обществознанию, истории, истории края, СБО, программы «Я и общество».

2. Оценка активности, ответственности и принятия ценностей коллектива.
3. Участие в акциях гражданско-патриотической направленности.

1. Методика А.П. Мягковой «Сформированность гражданской компетентности у старшеклассников»
2. Показатель ответственности по тесту Кеттелла

1. Основания для обобщения и анализа полученной информации.
2. Оценка и прогнозирование тенденций развития школы.
3. Оценка степени соответствия результатов и целей инновационного процесса, направленного на получение учащимися качественного образования. 
4. Принятие обоснованных управленческих решений для достижения соответствующего уровня качества образования

Социальная компетентность

1. Уровень освоения образовательной программы по СБО, программы «Я и общество», программы «Здоровье».

2. Наблюдения на уроке и во внеурочной деятельности за коммуникативными способностями и самостоятельностью обучающихся, оценка результатов наблюдения.
3. Участие в проектной деятельности.

1. Методика А.М. Прихожан «Социальная компетентность».
2. Методика М.И. Рожкова для изучения социализированности личности учащегося

Здоровьесберегающая компетентность

1. Уровень освоения образовательной программы по физической культуре,ОБЖ, СБО, химии, биологии, программы «Здоровье».

2. Оценка психологического здоровья.
3. Медицинские показатели.

Инструментарий мониторинга школьной программы «Здоровье».

Профориентационная компетентность

1. Уровень освоения образовательной программы по технологии, программы «Кем быть?».

2. Организационно-деятельностные игры.
3. Защита проектов профессиональной направленности.

4. Отношение к труду, участие в социально значимом труде.

«Диагностика профессионального самоопределения», методика кан. психол. наук Я.С. Сунцовой.



2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.

В качестве методологического инструментария мониторинга данного показателя и объекта исследования применяются следующие диагностические методики.

1. Комплексная методика А. А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью»

2. Методика Е. Н. Степанова для исследования удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении.

3. Методика Л. В. Байбородовой для изучения степени развития основных компонентов педагогического взаимодействия.


    1. Динамика детско-родительских отношений и степени включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.

В качестве методологического инструментария мониторинга данного показателя и объекта исследования применяются следующие данные.

1. Активность участия родителей в деятельности родительского комитета, Совета школы.

2. Участие родителей в мероприятиях школы, классов.


С учетом изменений, происходящих в образовательном процессе школы, и приобретаемого опыта в проведении мониторинга, совершенствуются методы и направления исследований. Возможен также пересмотр системы показателей мониторинга.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!