Монолог и диалог как формы вербальной коммуникации.
Диалогическая речь предъявляет гораздо меньше требований к построению связного и развернутого высказывания, нежели другие виды внешней речи. В этом случае зачастую предварительная подготовка не требуется, так как собеседники находятся в одинаковой равноправной ситуации, воспринимают одни и те же факты и явления и поэтому сравнительно легко понимают друг друга. Им не нужно излагать свои мысли в развернутой речевой форме. Важное требование к собеседникам при диалогической речи - уметь выслушать собеседника, понять его, его возражения и отвечать именно на них, а не на собственные мысли.
Монолог - форма речи, образуемая в результате активной речевой деятельности, рассчитанная на пассивное и опосредованное восприятие и практически, не связанная с речью собеседника ни в содержательном, ни в структурном отношении.
Монолог, как отмечает В.В. Виноградов, имеет следующие особенности:
- монолог есть продукт индивидуального построения;
- он характеризуется последовательным изложением мыслей, что основано на логико-смысловых связях между предложениями;
- монолог характеризуется самостоятельным расположением речевых единиц;
- отличительная черта монолога – его непрерывность;
- монологическая речь характеризуется относительной развернутостью;
- большей произвольностью;
- меньшей зависимостью от собеседника.
Признаки монологической речи: большая протяженность реплик; композиционная сложность; обращенность не к собеседнику, а к самому себе; стремление выйти за непосредственные тематические рамки.
Классифицировать монологи можно по цели высказывания:
-
Монолог убеждающей окраски — примитивная форма ораторской речи;
-
Монолог лирический — речевая форма изъявления переживаний и эмоций;
-
Монолог драматический —язык слов является лишь как бы аккомпанементом друг» системам психических обнаружений — путем мимики, жестов пластических движений и т.п.;
-
Монолог сообщающего типа, который подразделяете на монолог-рассуждение и монолог-сообщение. Возможна классификация монологов по другим основаниям:
-
по времени подготовки— монологические сообщения могут готовиться заранее (время на подготовку практически ограничено), а могут быть и неподготовленными;
-
по содержанию сообщения — монологи разделяются на сообщения, передающие содержание другого текста подробно; сообщения, передающие содержание другого текста кратко; сообщения, составленные на основе нескольких текстов и раскрывающие тему; сообщения, в которых говорящий выражает свою точку зрения по какому-либо вопросу; сообщения, содержание которых дано в неявной форме;
-
по форме сообщения и по самостоятельности порождения выделяют сообщения, имеющие готовую форму; сообщения, имеющие фиксированную форму; сообщения конструируемые полностью самостоятельно;
-
по установке на воспроизведение различают сообщения с предварительной установкой на воспроизведение; сообщения без установки на воспроизведение монолога.
Композиционная сложность монолога обычно характеризуется методом изложения материала. Выделяют следующие методы:
-
индуктивный — изложение материала от частного к общему;
-
дедуктивный — изложение материала от общего к частному;
-
метод аналогии— сопоставление различных явлений, событий, фактов;
-
концентрический — расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором;
-
ступенчатый — последовательное изложение одного вопроса за другим;
-
исторический — изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.
Диалогом называется форма речи, состоящая из обмена высказываниями-репликами, характеризующаяся ситуативностью, контекстуальностью, непроизвольностью и малой степенью организованности. Диалог считают первичной, естественной формой языкового общения.
Для диалога характерны полифункциональность форм, семантический синкретизм, экспрессивность, словотворчество. Осуществляемый в условиях непринужденного общения диалог часто строится по правилам, характерным для устной речи.
Основные языковые особенности диалога:
-
наличие повторов и переспросов в реагирующих репликах;
-
синтаксическая неполнота реплик, компенсируемая за счет предыдущего высказывания;
-
обилие вопросительных и побудительных предложений, соединительных, стимулирующих реплик.
Типы диалога:
-
Информативный диалог обычно состоит из вопросответных пар. Цель - получение информации.
-
Прескриптивный диалог содержит просьбу, приказ и обещание или отказ выполнить предлагаемое действие.
-
Диалог — обмен мнениями — это обычно спор, дискуссия. Оба собеседника, как правило, являются экспертами в обсуждаемом вопросе..
-
Диалог, ведущийся с целью установления/регулирования межличностных отношений, подразделяется на диалог-унисон и диалог-диссонанс. Содержанием первого является искренние признания, второго — взаимное выяснение отношений.
-
Праздноречивый диалог направлен или на эмоциональное общение (жалобы, хвастовство, восхищение, опасение, страх), на артистичные жанры (мини-рассказ, шутка, острота, анекдот или на информационно бесцельный, но интеллектуальный говор).
Основные языковые особенности диалога:
-
наличие повторов и переспросов в реагирующих репликах;
-
синтаксическая неполнота реплик, компенсируемая за счет предыдущего высказывания;
-
обилие вопросительных и побудительных предложений, соединительных, стимулирующих реплик.
Общие правила диалога:
1. получателю сообщения рекомендуется выслушивать обращенное к нему высказывание;
2. если задается вопрос - диалог предполагает ответ на пего;
3. повеление требует ответа действием или словом;
4. повествование требует ответа повествованием или внимательным слушанием.
Игры и упражнения.
Основные группы упражнений для развития монологической речи.
1. Описание картинок. В основе этих упражнений лежит воспринимаемый зрительно и имеющий определенное содержание материал, который подлежит словесному описанию или толкованию.
Однако с методической точки зрения следует придерживаться такой классификации упражнений:
а) описание элементарных изображений;
б) описание фабульных сюжетов;
в) описание статистических сюжетов;
г) речевое сопровождение (например, диафильма);
д) описание реальных предметов и их месторасположения.
Предъявляя учащимся визуальный материал, мы тем самым как бы сообщаем или подсказываем им содержание их будущих высказываний, однако делаем это неязыковыми средствами.
2. Репродуктивные упражнения. Типичной разновидностью этого вида упражнений является традиционный пересказ, который в методике рассматривается как сознательная речевая деятельность. Последняя является непосредственной подготовкой к свободному выражению учащимися их мыслей и чувств.
Пересказывая текст, ученик использует не только языковые средства самого произведения, но и лексико-грамматический материал, который он усвоил раньше.
Текст для пересказа должен быть небольшим по объему, иметь ясное, динамическое содержание. Чтобы придать этой форме работы коммуникативность и обеспечить более творческий подход к ней со стороны учащихся, целесообразно варьировать задания, например:
а) расскажите об описанном случае так, будто бы вы были его участниками;
б) расскажите биографию героя, словно вы были его другом (знакомым);
в) расскажите об отношении определенных действующих лиц к происходящему событию.
3.Композиционные упражнения. В зависимости от степени опоры ученика на его собственное творчество, личный жизненный опыт и знания можно выделить несколько разновидностей устного сочинения. Это рассказ по предложенной ситуации или сюжету, по пословице или крылатому выражению, по теме или заданию, наконец, по собственной теме учащегося. Рассмотрим некоторые виды заданий:
а) расскажите как можно подробнее о своем родном городе; о Москве; о стране изучаемого языка; о своем друге; зимних каникулах; о своих родителях; своем увлечении и т.д.
б) опишите несколько правил или действий (как вести себя за столом; как готовиться к экзаменам; как использовать в речи такие слова, как мистер, сэр и т.д.);
в) сделайте сообщение по теме (английский язык в современном мире; общественный транспорт в моем городе и т.д.);
г) составьте рассказ по пословице.
Упражнения на развитие диалогической речи.
1. Упражнение «Давай знакомиться»
Цель: развитие навыков общения, умения вступать в контакт.
Звучит спокойная музыка. Дети распределены по парам, стоят друг напротив друга, знакомятся: смотрят сверстнику в глаза, подают руку или прикасаются друг к другу и называют своё имя: «Я — Дима, а ты?» После этого дети берутся за руки и кружатся под музыку.
2. Игра «Паша — Наташа — Юля»
Цель: закреплять умение обращаться к сверстникам по имени.
Дети стоят по кругу. В руках воспитателя находится мяч. Он начинает игру и называет маршрут, по которому будет бросать мяч: «Таня — Женя» и перебрасывает мяч детям, чьи имена были названы. Можно называть более сложные маршруты. Если в группе есть дети с одинаковыми именами, участники договариваются использовать другие варианты имён.
3. Упражнение «Просьба»
Цель: учить детей формулировать просьбу и благодарить. Педагог выступает в роли ведущего. Во время подготовки к прогулке дети по очереди обращаются к нему с просьбой. За каждую вежливо сформулированную просьбу и использование вежливых слов ребёнок получает фишку.
4. Игра «О чём спросить при встрече?»
Цель: учить детей вступать в контакт и поддерживать общение. Дети сидят (стоят) по кругу. Один из детей держит предмет (мяч, куклу и т. п.). Задача игроков — передавая предмет, задать друг другу вопрос и получить на него ответ.
Примерные вопросы: Как тебя зовут? Сколько тебе лет? С кем ты живёшь? У тебя есть брат или сестра? Как зовут твою маму? С кем ты дружишь? С чем ты любишь играть? Ты не хочешь спать? Ты пойдёшь гулять на улицу? Что ты любишь кушать?
На начальном этапе обучения вопрос и ответ может формулировать педагог, затем задавать только ориентир для постановки вопроса (спроси об игрушке, о настроении, друге, погоде, одежде и т. д.).
5. Упражнение «Вопрос — ответ»
Цель: развивать у детей умение отвечать на вопросы партнёра. Дети стоят по кругу. Один из них держит в руках мяч. Задавая вопрос, игрок бросает мяч партнёру. Партнёр, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задаёт свой вопрос и т. д. (например: «Как зовут воспитательницу?», «Какую игру ты любишь?» :— «Ловишки» и т. д.).
6. Игра «Разговор по телефону»
Цель: развитие умения вести диалог по телефону на соответствующую тему (тему задаёт педагог — поздравить с днём рождения, пригласить в гости, договориться о выходе на улицу и т. д.). Участники игры держат телефонную трубку, набирают номер телефона и ведут диалог.