СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Монолог и диалог

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Монолог и диалог»

ДИАЛОГ И МОНОЛОГ.

КАК ПОДГОТОВИТСЯ К ДИАЛОГУ И МОНОЛОГУ.

Диалог-литературная или театральная форма устного или письменного обмена высказываниями (репликами, вопросами и ответами) между двумя и более людьми, также бывает письменный диалог между двумя или более людьми посредством написания текста в письмах или другими методами; специфическая форма общения и коммуникации, диалог — это вопросы и ответы двух и более оппонентов, участвующих в разговоре или обсуждении чего-либо.

Выделяют два класса диалога : информационный и интерпретационный. Информационный диалог характерен для ситуаций, в которых к началу общения между партнерами имеется разрыв в знаниях. Интерпретационный диалог характеризуется тем, что знания у партнеров примерно равны, но получают разную интерпретацию.


По способу фиксации выделяют диалоги:

  1. Устные.

  2. Письменные.

По целям:

  1. Разговор.

  2. Диспут.

  3. Спор.

  4. Интервью.

  5. Деловая беседа.

По стилю:

  1. Бытовой (разговорный).

  2. Научный.

  3. Художественный.

  4. Публицистический.

По содержанию:

  1. Информационные — когда собеседники обмениваются информацией, восполняют пробелы в знаниях.

  2. Интерпретационные — когда оба собеседника владеют примерно одинаковым объемом информации и делятся своим пониманием событий.

  3. Смешанные — происходит обмен знаниями с последующей интерпретацией.

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ДИАЛОГУ.

Начните с вопроса

Вы хотите, чтобы человек вас запомнил? Задайте ему интересный вопрос и внимательно выслушайте его. Это даст вам возможность подружиться.

Узнайте чужое мнение

К примеру:

  • Вы не могли бы посоветовать мне хороший коктейль?

  • Вы хорошо знаете город? Не подскажете мне хороший ресторан?

  • Где вы купили этот телефон/аксессуар/одежду?

  • Что вы думаете по поводу этой вечеринки?

Копирование языка тела

Практика копирования языка тела может очень помочь. Ваш собеседник скрестил ноги? Скрестите свои. Положил руки на стол? Сделайте то же самое. Все очень просто. Также очень важно время. Дождитесь момента:

  • Когда собеседник рассказывает что-то интересное

  • Когда вам интересно

  • Когда собеседник чем-то гордится

И после этого копируйте его. Человек будет считать, что вы сопереживаете ему и будет здорово, если это действительно так.

Меняйте глубину разговора

Знаете пословицу: малые умы обсуждают людей, средние — события, а великие — идеи? Используйте это. Начните с малого и подшутите над кем-то, затем узнайте мнение собеседника о каком-либо событии, а затем перейдите к идеям, связанным с этим событием.

Попросите собеседника быть интересным

Каждый человек интересен по-своему, но мало кто раскрывается на самом деле. Так дайте им шанс раскрыться и они будут думать только о вас. 

Будьте хорошим слушателем

Если бы вы попросили меня дать один совет о том, как стать хорошим собеседником, я бы остановился на этом. Это самая важная часть. Слушайте человека. Будьте искренне заинтересованы в том, о чем он говорит. Ведите рассказ собеседника своими вопросами. Интересуйтесь им и он будет интересоваться вами в ответ.



МОНОЛОГ.

Монолог-речь действующего лица, главным образом в драматическом произведении, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога; речь, обращенная к слушателям или к самому себе

В таблице видов монологов выделяют: повествование — основано на классической структуре рассказа, то есть присутствует вступление, завязка, кульминация и завершение (строго соблюдается последовательность и логичность событий, фактов); рассуждение — текст включает тезис, доказательство (одно или несколько), вывод; исповедь — сочетание рассуждения и повествование в одном выступлении (выражение собственных гипотез и предположений по поводу происходящих событий, сделанных открытий и т. д. )




К ДРУГИМ ВАЖНЫМ ФУНКЦИЯМ ОТНОСЯТСЯ:

1.воздействующая — заключается в намерении убедить присутствующих в правильности суждений, взглядов, заставить выполнить какое-либо действие либо воздержаться от такового;

2.информативная — предполагает донесение новой информации, фактов, сообщение о предметах, явлениях, а также описание событий или состояния;

3.экспрессивная — подразумевает применение направленной речи как эффективного регулятора психоэмоционального состояния слушателя, снятия напряженности и подавления волнения;

4.развлекательная — характерна для юмористических передач и выступлений;

5.культово-ритуальная — применяется при организации праздничных мероприятий в качестве поздравлений и торжественной речи.


КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К МОНОЛОГУ.

Когда Вы определились с аспектом рассмотрения темы, установили себе цель и идею выступления, значит пора наметить предварительный план и приступить к подборке материала.

Хороший план выступления полно и последовательно должен раскрыть тему, позволить аудитории понять логику изложения и воспринять материал должным образом. План составляется заранее и может корректироваться в процессе работы с материалом.

Логическое деление и обоснование пунктов – вот основные принципы правильного построения структуры выступления.
Рассмотрим, что должен включать в себя план выступления:

  • Описание проблемы;

  • Причину ее возникновения;

  • Связь данного явления с другими смежными проблемами;

  • Освещение других сторон вопроса и их взаимосвязь;

  • Перспектива развития явления и решение проблемы;

  • Практическое предложение по устранению проблемы;

  • Выводы.

Этап подборки материала для выступления

С подбора материала и начинается подготовка к выступлению. Основную часть должны занимать собственные идеи и предложения оратора, а не компиляция уже известных теорий и соображений.

Однако, все выводы должны быть обоснованными и базироваться на уже доказанных аксиомах теории и практики. Поэтому не лишним будет ссылка на опыт отечественных и зарубежных партнеров, статистические данные, графики и таблицы, а также публикации известных деятелей в данной области. Соблюдайте профессиональную этику, при составлении речи и используйте только специалистов в указанном вопросе.

Подберите подходящие источники и используйте следующие приемы для составления содержания выступления:

  1. Чтение – отбор. На этом этапе Вы составите список литературы, прочитаете аннотации, оглавления и некоторые интересующие Вас главы. Составление списка поможет сделать ссылки и заново найти интересующую книгу.

  2. Ознакомление. Внимательное чтение поможет определить, где и в каком источнике есть подходящий материал. Предварительный план, на этом этапе корректируется и уточняется. Сюда же можно отнести разметку материала.

  3. Изучение. Выписки из книг по итогам ознакомления и согласно установленному плану.

Как сделать речь яркой и запоминающейся

Каждое выступление станет гораздо нагляднее, если к нему подобрать несколько примеров. Самое главное руководствоваться некоторыми критериями:

  • Насколько этот пример необходим;

  • Есть ли в нем нетипичные черты, позволяющие правильно извлечь из него урок;

  • Уместен ли он для данных слушателей;

  • Какие чувства он должен вызвать у аудитории.

Также можно использовать наглядные материалы, например, диаграммы, рисунки, фотографии, иллюстрации и плакаты. Они должны подтверждать основные положения выступления и делать его красочнее.

Другой прием – это цитаты великих людей и известных личностей. Можно подобрать высказывание, которое будет подытоживать сказанное и уверять в его подлинности. Здесь действует принцип «авторитета». Когда аудитория уверена в авторитетности какого-либо автора и привыкла верить его словам, поверить в Вашу речь станет гораздо легче. Меткие высказывания оживят речь и вызовут симпатию к автору. Проявите и покажите себя как личность: улыбайтесь и шутите, но осознавайте, подходит ли такой тип поведения для освещаемой темы.

Продумайте композицию выступления: расположение материала и его составляющих частей. Используйте невербальное общение, чтобы расположить к себе слушателей.
Для начала необходимо подготовить аудиторию к восприятию той информации, которую Вы собираетесь произнести. Смысл монолога должен быть лаконично освещен во вступлении. В этот же период времени необходимо заинтересовать слушателей и вызвать у них отклик в душе на указанную тему.

Руководствуйтесь таким правилом, как усиление воздействия. Материал должен быть построен так, чтобы интерес постоянно нарастал. В противном случае, через несколько минут Вы уже не сможете вернуть внимание аудитории. Помните, что внимание имеет свойство рассеиваться, поэтому сделайте выступление быстрым и эффективным.

Для того, чтобы постоянно держать внимание аудитории, соблюдайте следующие способы изложения:

  • Ступенчатый. Один пункт материала, должен базироваться на предыдущем;

  • Спиральный. Переход от общего поверхностного изложения к глубокому анализу;

  • Хронологический. Рассмотрение явления с точки зрения его исторического становления;

  • Логический. Структурный и системный подход, затрагивающий теоретические аспекты вопроса;

  • Анализ. Мысленное разложение явления на составные части, а также рассмотрение его частей в отдельности.

Подготовка речи может быть идеальной, и ее структура построена совершенно. Но не следует забывать, что большим успехом будет пользоваться монолог, который представит автор, обладающий основами риторики и ораторским искусством. Поэтому, помимо самой речи, стоит заострить внимание и на стиле подачи материала. 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!