СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Монолог-повествование

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлен материал по теме урока.

Просмотр содержимого документа
«Монолог-повествование»

Монолог-повествование

Монолог-повествование

Повествование - это тип текста, в котором рассказывается о событиях, происходящих в определённой последовательности.
  • Повествование - это тип текста, в котором рассказывается о событиях, происходящих в определённой последовательности.
Структура текста-повествования 1. Завязка (начало действия). 2. Развитие действия. 3. Кульминация. (Наивысшая точка развития действия). 4. Развязка. (Чем всё закончилось).

Структура текста-повествования

  • 1. Завязка (начало действия).
  • 2. Развитие действия.
  • 3. Кульминация. (Наивысшая точка развития действия).
  • 4. Развязка. (Чем всё закончилось).
Монолог-повествование - это форма высказывания, в которой один человек говорит о том, что происходит или произошло. Цель такого монолога — рассказать о событиях, происходящих в определённой последовательности.
  • Монолог-повествование - это форма высказывания, в которой один человек говорит о том, что происходит или произошло. Цель такого монолога — рассказать о событиях, происходящих в определённой последовательности.
Особенности монолога-повествования 1. Чёткая последовательность событий. 2. Использование слов, указывающих на время действия. 3. Логические переходы между частями повествования. 4. Наличие завязки (начало события), развития события и развязки (конец события).

Особенности монолога-повествования

  • 1. Чёткая последовательность событий.
  • 2. Использование слов, указывающих на время действия.
  • 3. Логические переходы между частями повествования.
  • 4. Наличие завязки (начало события), развития события и развязки (конец события).

Прочитайте текст. Определите тему и основную мысль. Выделите все структурные элементы монолога-повествования.

  • Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье, а я, облизываясь, смотрел на кипучие пенки. Батюшка у окна читал Придворный календарь, ежегодно им получаемый. Эта книга имела всегда сильное на него влияние: никогда не перечитывал он ее без особенного участия, и чтение это производило в нем всегда удивительное волнение желчи. Матушка, знавшая наизусть все его свычаи и обычаи, всегда старалась засунуть несчастную книгу как можно подалее, и таким образом Придворный календарь не попадался ему на глаза иногда по целым месяцам. Зато, когда он случайно его находил, то, бывало, по целым часам не выпускал уж из своих рук. Итак, батюшка читал Придворный календарь, изредка пожимая плечами и повторяя вполголоса: «Генерал-поручик!.. Он у меня в роте был сержантом!.. Обоих российских орденов кавалер!.. А давно ли мы...» Наконец батюшка швырнул календарь на диван и погрузился в задумчивость, не предвещавшую ничего доброго.
  • Вдруг он обратился к матушке: «Авдотья Васильевна, а сколько лет Петруше?»
  • — Да вот пошел семнадцатый годок, — отвечала матушка. — Петруша родился в тот самый год, как окривела тетушка Настасья Гарасимовна, и когда еще...
  • «Добро, — прервал батюшка, — пора его в службу. Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни». (А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»).

Прочитайте текст. Определите тему и основную мысль. Выделите все структурные элементы монолога-повествования.

  • Поутру 11 июля 1856 года прислуга одной из больших петербургских гостиниц у станции Московской железной дороги была в недоумении, отчасти даже в тревоге. Накануне, в девятом часу вечера, приехал господин с чемоданом, занял нумер, отдал для прописки свой паспорт, спросил себе чаю и котлетку, сказал, чтоб его не тревожили вечером, потому что он устал и хочет спать, но чтобы завтра непременно разбудили в восемь часов, потому что у него есть спешные дела, запер дверь нумера и, пошумев ножом и вилкою, пошумев чайным прибором, скоро притих, — видно, заснул. Пришло утро; в восемь часов слуга постучался к вчерашнему приезжему — приезжий не подает голоса; слуга постучался сильнее, очень сильно — приезжий все не откликается. Видно, крепко устал. Слуга подождал четверть часа, опять стал будить, опять не добудился. Стал советоваться с другими слугами, с буфетчиком. «Уж не случилось ли с ним чего?» — «Надо выломать двери». — «Нет, так не годится: дверь ломать надо с полициею». Решили попытаться будить еще раз, посильнее; если и тут не проснется, послать за полициею. Сделали последнюю пробу; не добудились; послали за полициею и теперь ждут, что увидят с нею. Часам к десяти утра пришел полицейский чиновник, постучался сам, велел слугам постучаться, — успех тот же, как и прежде. «Нечего делать, ломай дверь, ребята». Дверь выломали. Комната пуста.
  • (Н.Г Чернышевский, «Что делать?»)

Прочитайте текст. Определите тему и основную мысль. Выделите все структурные элементы монолога-повествования.

  • Грэй не был еще так высок, чтобы взглянуть в самую большую кастрюлю, бурлившую подобно Везувию, но чувствовал к ней особенное почтение; он с трепетом смотрел, как ее ворочают две служанки; на плиту выплескивалась тогда дымная пена, и пар, поднимаясь с зашумевшей плиты, волнами наполнял кухню. Раз жидкости выплеснулось так много, что она обварила руку одной девушке. Кожа мгновенно покраснела, даже ногти стали красными от прилива крови, и Бетси (так звали служанку), плача, натирала маслом пострадавшие места. Слезы неудержимо катились по ее круглому перепуганному лицу.
  • Грэй замер. В то время, как другие женщины хлопотали около Бетси, он пережил ощущение острого чужого страдания, которое не мог испытать сам.
  • — Очень ли тебе больно? — спросил он.
  • — Попробуй, так узнаешь, — ответила Бетси, накрывая руку передником.
  • Нахмурив брови, мальчик вскарабкался на табурет, зачерпнул длинной ложкой горячей жижи (сказать кстати, это был суп с бараниной) и плеснул на сгиб кисти. Впечатление оказалось не слабым, но слабость от сильной боли заставила его пошатнуться. Бледный как мука Грэй подошел к Бетси, заложив горящую руку в карман штанишек.
  • — Мне кажется, что тебе очень больно, — сказал он, умалчивая о своем опыте. — Пойдем, Бетси, к врачу. Пойдем же!
  • Он усердно тянул ее за юбку, в то время как сторонники домашних средств наперерыв давали служанке спасительные рецепты. Но девушка, сильно мучаясь, пошла с Грэем. Врач смягчил боль, наложив перевязку. (А. Грин, «Алые паруса»).