СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Монотипия "Зимний букет"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Монотипия (от греч. monoc – один и typos - отпечаток) - вид печатной графики, в которой краски от руки наносятся на совершенно гладкую поверхность металлической доски. Единственный уникальный отпечаток получается под давление на станке. Это художественное произведение, выполненное за один приём.

Первыми монотипистами можно считать древних людей. Они оставляли отпечатки рук на стенах пещер. В современной художественной жизни монотипия относится к графической технике. Монотипия существует более300 лет.

Просмотр содержимого документа
«Монотипия "Зимний букет"»

Конспект занятия объединения «Волшебная кисточка»

педагога дополнительного образования СП «Поиск»

ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Суходол м.р. Сергиевский Самарской области

Алендеевой Елены Владимировны


Тема: Монотипия «Зимний букет»

Дата занятия: 15.12.16 г.

Возраст детей: 6 лет.

1 год обучения

Цели урока:

Цель обучающая: Сформировать понятие о методе печатной графики, называемой «монотипия». Расширить знания о пейзаже цветах, цвете как основном средстве художественной выразительности. Научить использовать способ рисования «монотипия».

Цель развивающая: Развить творческую активность и творческие способности детей путем создания быстрой и эффектной работы, что обязательно приведет к радости творчества и удовольствию от результата, образное представление, ассоциативно-образное мышление, познавательную активность, зрительную память, воображение, художественную фантазию, интерес, навыки владения художественными материалами, приемы работы красками, организованность и аккуратность в работе.

Цель воспитательная: Воспитание эмоциональной отзывчивости, эстетического чувства, интереса к творчеству, к изобразительному искусству, волевых качеств, сознательности и активности в обучении; эмоциональная разрядка.

Оборудование: ноутбук, электронная публикация, педагогические рисунки выполненные преподавателем, работы учащихся, репродукции художников.

Оборудование для учащихся: гуашь, кисти, баночка для воды, чистая тряпка, листы формата А-5, банка для воды.

Структура урока

  1. Организационный момент.

1.1.Приветствие.

1.2.Проверка готовность класса к уроку.

2. Этап изучения новых знаний и способов деятельности.

2.1. Сообщение темы

2.2. Объяснение нового материала

3. Практическая часть

4. Итог занятия.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовность класса к уроку.

Закрепление пройденного материала.

Назовите холодные и тёплые цвета.

Ответы детей

Учитель: Цвет – это первый помощник художника, с помощью цвета мы можем изобразить все, что нас окружает таким, какое оно есть на самом деле; можно украсить вещи, предметы, одежду, игрушки!

2. Этап изучения новых знаний и способов деятельности.

Учитель. Ребята! Какими материалами приходится рисовать Художнику?

Воспитанники: красками, карандашами, мелками, углем, фломастерами.

Учитель. Да и посмотрите, какие рисунки получаются у него, не похожие друг на друга (показ рисунков, выполненных различными художественными материалами). Чтобы нарисовать такие работы Художнику пришлось потрудиться не один день. Показ слайдов

Учитель: Цветы также являются источником вдохновения у художников, и тогда они появляются на картинах. Цветы – непревзойдённое по красоте творение природы. Они так прекрасны, что вряд ли найдётся хотя бы один человек, который не любит их и равнодушно пройдёт по цветущему саду, лугу или лесной полянке. Разноцветные, благоухающие цветы – яркие и нежные, скромные и пышные, весёлые и горделивые восхищают и удивляют.

Рассматриваем цветы лесные, полевые, комнатные…

Учитель: Красивые и нежные цветы вдохновляют поэтов, которые посвящают им свои стихи.

- А это кто появился среди картин? (показ рисунка Кляксы) 

Воспитанники: Клякса!

Учитель. Действительно, Клякса. Ты что здесь делаешь? Уж не хочешь ли ты сказать, что тоже умеешь рисовать? Ребята, Клякса сказала мне, что она нарисовала все эти замечательные картины.

Учитель. Ребята, вам понравились эти работы? 

Воспитанники. Да.

Учитель. Вы хотите попробовать научиться рисовать с помощью клякс?

Воспитанники: Да.

Учитель. Эта техника, ребята, называется МОНОТИПИЯ

Монотипия – это графическая техника. Состоит из двух древнегреческих слов «Моно — один, типия — отпечаток». Монотипия как вид искусства максимально пробуждающая фантазию и образное мышление.

Слайд . Монотипия.

Монотипия (от греч. monoc – один и typos - отпечаток) - вид печатной графики, в которой краски от руки наносятся на совершенно гладкую поверхность металлической доски. Единственный уникальный отпечаток получается под давление на станке. Это художественное произведение, выполненное за один приём.

Первыми монотипистами можно считать древних людей. Они оставляли отпечатки рук на стенах пещер. В современной художественной жизни монотипия относится к графической технике. Монотипия существует более300 лет.

Впервые эту технику в 17 столетии применил итальянский художник Джованни Кастильоне. Для произведений, выполненных в этой технике характерны тонкость цветовых отношений, плавность и мягкость очертаний форм, что внешне сближает её с акварелью. Распространение получила только с конца 19 века.

Рассматриваем два способа монотипии.

Гиперссылка. «1 способ».

Первый способ - фрактальная монотипия. На твёрдую поверхность наносят краску нужным инструментом, накладывают бумагу, продавливают её сверху руками или резиновым валиком, затем плавно снимают лист. Этот способ малоуправляем, особенно если используются водные краски: акварель, гуашь, акрил, темпера. Далее художник пытается увидеть образ, и слегка дорабатывают оттиск, стараясь усилить и выявить увиденное в монотипии.

Гиперссылка. «2 способ».

Второй способ - Краску наносят на пластины из металла или пластика, сверху накладывают бумагу и с помощью офортного, или литографского станка получают оттиск. В этом случае чаще используют масляные и офортные краски.

Этот способ позволяет управлять процессом и достаточно точно угадывать результат. Можно создавать практически живописные, реалистические произведения.

Интересный результат получится, если выполнить рисунок не на гладкой вощеной бумаге, а на фактурной – на ватмане или чертёжной бумаге. А отпечаток сделать на листке обычной писчей бумаги.

3. Практическая часть.

«Задание».

Сегодня на занятии вашим заданием будет выполнить работу «Зимний букет» в технике «Монотипия». Опираясь на картину, учитывая цветовую гамму, колорит нанести на поверхность листа рисунок гуашевой краской. Оттиск получается в зеркальном отражении. Всегда только один. Далее идёт проработка букета, и вазы при этом сохраняются особенности монотипии, подчёркиваются мелкие детали, что придаст законченность работе.

Демонстрация работ учащихся по теме.

Влажный оттиск оставляется просыхать на столе.

Количество красок в монотипии - любое.

Инструктаж по технике безопасности (работа с красками, аккуратность при работе)

 В процессе работы ведется текущий инструктаж:

  1. Контроль организации рабочего места;

  2. Контроль правильности выполнения приёмов работы;

  3. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

  4. Контроль объёма и качества выполненной работы.

 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Упражнение на расслабление.

Учитель. Давно не было дождя, растения завяли. Сначала опустились головки, потом – листики, а потом согнулся весь стебелек до земли (дети за учителем опускают голову, затем роняют руки вдоль туловища, потом приседают на корточки). Вдруг закапал дождик, растения стали оживать (движения в обратном порядке). Подул ветерок (руки над головой), зашумели стебельки (покачивание руками), затих ветерок (руки вниз). Сели.

4.Итог занятия.

Ребята!  Исследователь графического искусства П. Е. Корнилов сказал: «В монотипии могут работать люди с художественным темпераментом, изощренным глазом, смелой рукой и тонким артистическим вкусом».

Эти слова подтверждение того, что вы настоящие художники. 

Мне очень понравилось с вами творить. Свои работы вы можете подарить своим близким. А дома вы можете попробовать все способы, которые мы прошли на занятии и создать свои новые образы. Желаю радости создания и успехов. 

10. Этап рефлексии. «Рожицы настроения»

Свое отношение к занятию выразите, оставив на парте одну из рожиц настроения.