План урока по МДК 01.01 по специальности «Монтаж и эксплуатация линий электропередачи»
Тема: «Монтаж воздушной линии на напряжение до 1 кВ.».
Тема урока: Общие сведения о воздушных линиях.
Цель урока: Изучить технологию монтажа, ремонт и обслуживание воздушных линий.
Подготовка учащихся на учебно-практическую деятельность.
Ход урока.
Конспектируем материал в тетради.
Ответьте на вопросы:
А). Что входит в состав передачи эл. энергии?
Б). Что такое проводники, полупроводники и диэлектрики? (примеры). В). Виды напряжений питающие электроприемники?
Изучение нового материала.
Воздушной линией электропередачи (ВЛ или ВЛЭП) называют устройство для передачи электроэнергии по проводам. Воздушные линии состоят из трех элементов: проводов, изоляторов и опор. Расстояние между двумя соседними опорами называют
длиной пролета, или пролетом линии. Провода к опорам подвешиваются свободно, и под влиянием собственной массы провод в пролете провисает по цепной линии. Расстояние от точки подвеса до низшей точки провода называют стрелой провеса.
Наименьшее расстояние от низшей точки провода до земли называется габаритом приближения провода к земле h. Габарит должен обеспечивать безопасность движения людей и транспорта, он зависит от условий местности, напряжения линии и т.п.
Широкому распространению воздушных линий способствуют их технические и экономические преимущества:
-незначительность объема земляных работ при постройке;
-простота эксплуатации и ремонта;
-возможность использования опор линий напряжением до 1000 В;
- для подвешивания на них проводов радиосети, местной телефонной связи, наружного освещения, телеуправления, сигнализации;
-сравнительно низкая стоимость сооружения.
Монтаж воздушной линии: разбивка трассы; разбивка котлованов; рытье котлованов; установка опор; монтаж изоляторов; монтаж проводов; монтаж заземления; нанесение знаков.
Приемка в эксплуатацию воздушных линий. Наружный осмотр. Испытание ВЛ при вводе в эксплуатацию.
Организация безопасных условий труда на ВЛ. Осмотр воздушных линий электропередачи в процессе эксплуатации.
Ремонт железобетонных опор воздушных линий электропередачи в процессе эксплуатации.
Отыскание замыкания на землю на воздушных линиях 6-35 кВ.
Правила охраны электрических сетей.
Измерения, проверки и работы на трассе воздушных линий, проходящих в зонах древесно-кустарниковой растительности (насаждений).
Методика восстановления электроснабжения потребителей в сельской местности при повреждении на ВЛ 10 кВ.
Конструкция ВЛ, её проектирование и строительство регулируются Правилами устройства электроустановок (ПУЭ) и Строительными нормами и правилами (СНИП).
Подведение итогов .
- Мы сегодня начали изучать тему «Монтаж воздушной линии на напряжение до 1 кВ», в которой главную роль играют понятия, определения, требования и соблюдение технологических последовательностей, в сочетании с качеством выполнения всех видов работ.
-Вам необходимо изучить эту тему и ознакомиться с требованиями ПУЭ и СНиП.
Домашнее задание.
Подготовить презентации по теме «Монтаж воздушной линии на напряжение до 1 кВ».
Тема урока № 190: Опоры воздушных линий
Цель урока: Обобщать и систематизировать изучаемый материал.
Подготовка учащихся на учебно-практическую деятельность. Ход урока.
Изучение нового материала
В зависимости от способа подвески проводов опоры воздушных линий (ВЛ) делятся на две основные группы:
а) опоры промежуточные, на которых провода закрепляются в поддерживающих зажимах,
б) опоры анкерного типа, служащие для натяжения проводов. На этих опорах провода закрепляются в натяжных зажимах.
Расстояние между опорами воздушных линий электропередачи (ЛЭП)
называется пролетом, а расстояние между опорами анкерного типа — анкерованным участком (рис. 1).
В соответствии с требованиями ПУЭ пересечения некоторых инженерных сооружений, например железных дорог общего пользования, необходимо выполнять на опорах анкерного типа. На углах поворота линии устанавливаются угловые опоры, на которых провода могут быть подвешены в поддерживающих или натяжных зажимах. Таким образом, две основные группы опор - промежуточные и анкерные - разбиваются на типы, имеющие специальное назначение.
Рис. 1. Схема анкерованного участка воздушной линии.
Промежуточные прямые опоры устанавливаются на прямых участках линии. На промежуточных опорах с подвесными изоляторами провода закрепляются в поддерживающих гирляндах, висящих вертикально, на промежуточных опорах со штыревыми изоляторами закрепление проводов производится проволочной вязкой. В обоих случаях промежуточные опоры воспринимают горизонтальные нагрузки от
давления ветра на провода и на опору и вертикальные — от веса проводов, изоляторов и собственного веса опоры.
При необорванных проводах и тросах промежуточные опоры, как правило, не воспринимают горизонтальной нагрузки от тяжения проводов и тросов в направлении линии и поэтому могут быть выполнены более легкой конструкции, чем опоры других типов, например концевые, воспринимающие тяжение проводов и тросов.
Однако для обеспечения надежной работы линии промежуточные опоры должны выдерживать некоторые нагрузки в направлении линии.
Промежуточные угловые опоры устанавливаются на углах поворота линии с подвеской проводов в поддерживающих гирляндах. Помимо нагрузок, действующих на промежуточные прямые опоры, промежуточные и анкерные угловые опоры воспринимают также нагрузки от поперечных составляющих тяжения проводов и тросов.
При углах поворота линии электропередачи более 20° вес промежуточных угловых опор значительно возрастает. Поэтому промежуточные угловые опоры применяются для углов до 10 - 20°.
При больших углах поворота устанавливаются анкерные угловые опоры.
Рис. 2. Промежуточные опоры ВЛ.
Анкерные опоры. На линиях с подвесными изоляторами провода закрепляются в зажимах натяжных гирлянд. Эти гирлянды являются как бы продолжением провода и передают его тяжение на опору.
На линиях со штыревыми изоляторами провода закрепляются на анкерных опорах усиленной вязкой или специальными зажимами, обеспечивающими передачу полного тяжения провода на опору через штыревые изоляторы.
При установке анкерных опор на прямых участках трассы и подвеске проводов с обеих сторон от опоры с одинаковыми тяжениями горизонтальные продольные нагрузки от проводов уравновешиваются и анкерная опора работает так же, как и промежуточная, т. е. воспринимает только горизонтальные поперечные и вертикальные нагрузки.
Рис. 3. Опоры ВЛ анкерного типа.
В случае необходимости провода с одной и с другой стороны от анкерной опоры можно натягивать с различным тяжением, тогда анкерная опора будет воспринимать разность тяжения проводов. В этом случае, кроме горизонтальных поперечных и вертикальных нагрузок, на опору будет также воздействовать горизонтальная продольная нагрузка.
При установке анкерных опор на углах (в точках поворота линии) анкерные угловые опоры воспринимают нагрузку также от поперечных составляющих тяжения проводов и тросов.
Концевые опоры устанавливаются на концах линии. От этих опор отходят провода, подвешиваемые на порталах подстанций. При подвеске проводов на линии до окончания сооружения подстанции концевые опоры воспринимают полное одностороннее
тяжение проводов и тросов ВЛ.
Помимо перечисленных типов опор, на линиях применяются также специальные опоры:
- транспозиционные, служащие для изменения порядка расположения проводов на опорах,
-ответвительные - для выполнения ответвлений от основной линии, опоры больших переходов через реки и водные пространства и др.
Основным типом опор на воздушных линиях являются промежуточные, число которых обычно составляет 85 -90% общего числа опор.
По конструктивному выполнению опоры можно разделить на свободностоя-
щие и опоры на оттяжках. Оттяжки обычно выполняются из стальных тросов. На воздушных линиях применяются деревянные, стальные и железобетонные опоры. Разработаны также конструкции опор из алюминиевых сплавов.
Конструкции опор ВЛ
Деревянная опора ЛОП 6 кВ (рис. 4) - одностоечная, промежуточная. Выполняется из сосны, иногда лиственницы. Пасынок выполняется из пропитанной сосны. Для линий 35—110 кВ применяются деревянные П-образные двухстоечные опоры. Дополнительные элементы конструкции опоры: подвесная гирлянда с подвесным зажимом, траверса, раскосы.
Железобетонные опоры выполняются одностоечными свободностоящими, без оттяжек или с оттяжками на землю. Опора состоит из стойки (ствола), выполненной из центрифугированного железобетона, траверсы, грозозащитного троса с заземллителем на каждой опоре (для молниезащиты линии). С помощью заземляющего штыря трос связан с заземлителем (проводник в виде трубы, забитой в землю рядом с опорой). Трос служит
для защиты линий от прямых ударов молнии. Другие элементы: стойка (ствол), тяга, траверса, тросостойка.
Металлические (стальные) опоры (рис. 5) применяются при напряжении 220 кВ и более.
Рис. 4. Деревянная одностоечная промежуточная опора ЛЭП 6 кВ: 1 - опоры, 2 - пасынок, 3 - бандажа, 4 - крюка, 5 - штыревых изоляторов, 6 - провода
Рис. 5. Металлическая опора ЛЭП 220-330 кВ: 1 - стойка (ствол) опоры, 2 - фундамент
сборный железобетонный иди монолитный, 3 - раскосы, 4 - пояс опоры, 5 - траверса (тяга и пояс траверсы), 6 - гирлянда изоляторов натяжная или подвесная в зависимости от назначения опоры, 7 - провод, S - тросостойка, 9 - трос грозозащитный, 10 - заземлитель, 11 - заземляющий стержень
Не менее важным при реконструкции, модернизации и строительстве линий становятся и вопросы снижения транспортного веса опор, простота монтажа, высокая удельная прочность опор, долговечность, вандалоустойчивость, устойчивость к воздействию климатических нагрузок, экологичность. Поэтому, на современном этапе необходимо активно проводить работы по реализации внедрения новых форм опор и модификации существующих конструкций опор и их элементов с применением новых материалов и технологий.
Композитные опоры ВЛ
Композитные опоры ВЛ представляют собой модульную конструкцию из последовательно собранных конусооборазних композитных модулей на основе стекловолокна (стеклоровинг) и применяются для одноцепных и двухцепных промежуточных опор линий электропередач классов напряжения 110 и 330 кВ. Для композитных опор рекомендуется применять изолированные траверсы.
Закрепление изученного
Вопросы для закрепления:
Какие виды опор вы знаете?
Какое напряжение используют в осветительной сети?
Какое напряжение безопасно для жизни?
Домашнее задание.
Подготовить презентации по установке и монтажу опор.
Тема урока № 191: Изоляторы, провода и тросы.
Цель урока: Изучить технологию монтажа изоляторов, проводов и тросов воздушных линий.
Подготовка учащихся на учебно-практическую деятельность.
Ход урока.
Конспектируем материал в тетради.
Изучение нового материала.
Провода.
На ВЛ до 1 кВ могут применяться одно- и многопроволочные провода; применение расплетенных проводов не допускается.
Воздушные линии выше 1 кВ могут выполняться с одним или несколькими проводами в фазе: во втором случае фаза называется расщепленной. По условиям механической прочности на BЛ выше 1 кВ, как правило, должны применяться многопроволочные провода и тросы .
Ha BЛ применяют неизолированные провода, изготовляемые из алюминия марки А и АКП, из алюминиевого сплава марок АЖ и АН, а также комбинированные сталеалюминиевые провода марки АС, а в районах с загрязненным воздухом — АСКС, АСКП и АСК и стальные провода марок ПС, ПСО и ПМС.
Однопроволочные провода бывают монометаллическими (стальные, алюминиевые) и биметаллическими (сталемедные, сталеалюминиевые). Многопроволочные провода также могут быть монометаллическими (алюминиевые, стальные) и комбинированными (сталеалюминиевые, сталебронзовые). Конструкции проводов показаны на рис. 1 и 2.
Рис. 1. Сталеалюминиевые комбинированные провода, выпускаемые по ГОСТ 839—80Е. Конструкция проводов — АС 120—АС 300
Рис. 2. Однопроволочные и многопроволочные провода (монометаллические, биметаллические) :
а — однопроволочные (ПСО);
б — биметаллические (БСА, сталеалюминиевые однопроволочные);
в — 19-проволочные (А 120—А 240), стальные канаты по ГОСТ 3063—80*
На ВЛ до 1 кВ по условиям механической прочности сечение проводов должно быть не менее:
- алюминиевых —8 мм2;
-сталеалюминиевых и биметаллических — 10 мм2;
-стальных многопроволочных — 25 мм2;
-для стальных однопроволочных диаметр должен быть не менее 4 мм.
Для ответвлений от ВЛ до 1 кВ к вводам в здания допускаются провода из алюминия и его сплавов при пролетах до 25 м сечением не менее 16 мм2; стальные и биметаллические при пролетах до 10 м — диаметром не менее 3 мм; при пролетах до 25 м — не менее 4 мм; медные, самонесущие (АВТ-1, АВТ-2 и др.) при пролетах до 10 м — 4 мм2, более 10 м до 25 м — 6 мм2.
На ВЛ выше 1 кВ минимально допустимые сечения проводов выбирают в зависимости от характеристики ВЛ. Например, на ВЛ без пересечений, в районах с толщиной стенки гололеда до 10 мм минимально допустимое сечение алюминиевых и из алюминиевого сплава АН проводов — 35 мм2, а сталеалюминиевых, из алюминиевого сплава АЖ и стальных — 25 мм2 и т.д.
Ha BЛ 110 кВ и выше наименьший допустимый диаметр проводов устанавливается по условиям потерь на корону. Для ВЛ 110 кВ минимальный диаметр одиночного провода в фазе по условиям короны составляет 11,4 мм (АС 70/11), 150 кВ — 15,2 мм (АС 120/19) и т. д.
Стальные грозозащитные тросы (канаты) для подвески на ВЛ имеют наружный диаметр не менее 7,6 мм; маркируются буквами ТК (ГОСТ 3063—80*). Сечение стального каната, используемого в качестве грозозащитного троса, должно быть не менее 35 мм2.
Провода и тросы во время монтажа подвергаются большим тяжениям, а в эксплуатации
— действию ветра, гололеда, дождя, колебаниям температуры. Кроме того, во время эксплуатации на них действуют химические вещества, находящиеся в воздухе. В связи с этим провода ВЛ при хорошей электрической проводимости должны отличаться большой механической прочностью и достаточной стойкостью к химическим воздействиям. Этому требованию удовлетворяют полностью только алюминиевые провода с антикоррозионным покрытием поверхности.
Сталеалюминиевые провода имеют наиболее высокую механическую прочность.
Стальные провода и тросы обладают высокой механической прочностью, но малостойки к химическим воздействиям, и поэтому их выполняют из оцинкованных проволок. В связи с тем что стальные провода обладают меньшей электрической проводимостью, их применяют на менее ответственных линиях при небольших токах в проводах. Такие провода применяют также при пересечении линиями широких оврагов, ущелий, рек, каналов и водоемов.
Для переходов через большие водные пространства применяют сталебронзовые провода БС и сталеалюминиевые особо усиленные.
Провода поставляют на барабанах или в бухтах. Для защиты от механических повреждений при транспортировке барабаны с проводом сплошь обшивают досками по периметру барабана, а провода, поставляемые в бухтах, зашивают в мешковину.
Допустимые токовые нагрузки на неизолированные провода ВЛ, прокладываемые на открытом воздухе, выше, чем на такие же провода, прокладываемые в зданиях, а также на изолированные, так как условия охлаждения проводов на открытом воздухе значительно лучше.
В настоящее время в нашей стране ведутся подготовительные работы по внедрению на ВЛ до 1 кВ самонесущих изолированных проводов. За рубежом скрученные изолированные провода и кабели впервые стали применять при строительстве ВЛ до 1 кВ в начале 60-х годов (во Франции, затем в Бельгии, Италии, Финляндии и других европейских странах). Во Франции и Финляндии изолированные провода практически полностью вытеснили неизолированные провода при сооружении ВЛ до 1 кВ.
Основными преимуществами применения на ВЛ изолированных самонесущих проводов
являются: существенное повышение электробезопасности, эксплуатационной надежности; уменьшение гололедно-ветровых нагрузок на опоры; снижение реактивного сопротивления ВЛ (примерно в 3 раза); упрощение технологии СМР; возможность прокладки проводов на стенах зданий и инженерных сооружений, а также на опорах ВЛ средних напряжений; упрощение конструктивных решений многоцепных линий.
Расчеты показывают, что применение изолированных самонесущих проводов позволит снизить расход металлопроката не менее чем на 450 кг на 1 км ВЛ, цемента — на 200 кг. Рост производительности труда при строительстве ВЛ составит около 20 %.
Экономическая эффективность должна составить около 170 руб. на 1 км ВЛ.
Изоляторы.
Изоляторы и линейная арматура должны отвечать требованиям соответствующих государственных стандартов и технических условий. При их приемке следует проверять: наличие паспорта предприятия-изготовителя на каждую партию изоляторов и линейной арматуры, удостоверяющего их качество; отсутствие на поверхности изоляторов трещин, деформаций, раковин, сколов, повреждений глазури, а также покачивания и поворота стальной арматуры относительно цементной заделки или фарфора; отсутствие у линейной арматуры трещин, деформаций, раковин и повреждений оцинковки и резьбы. Места повреждения оцинковки допускается закрашивать .
Штыревые изоляторы. На рис. 3 приведены штыревые фарфоровые изоляторы, на рис. 4
— подвесные.
а — ТФ для ВЛ 0,38; 6 — ШС-6 или ШС-10 для ВЛ 6—10 кВ; в — ШД-20 или ШД-35 для ВЛ 20—35 кВ; г—ШФ10-В с длиной пути утечки 330 мм для ВЛ 10 кВ; д — ШФ10-Г с
длиной пути утечки 265 мм для ВЛ 10 кВ
Рис. 3. Штыревые изоляторы:
Штыревые изоляторы применяют на BЛ до 35 кВ включительно, подвесные (гирлянды из них — рис. 5)—на ВЛ 35 кВ и выше. Изоляторы доставляют на монтаж в решетчатых
ящиках. Отбраковку изоляторов производят визуально перед отправкой их на трассу. Предприятие- изготовитель снабжает каждую партию изоляторов документом, удостоверяющим их качество.
Рис. 4. Подвесные изоляторы:
а — с заделкой клинового типа; б — с заделкой арочного типа; 1 —тарелка; 2 - шапка изолятора; 3 — стержень
Изоляторы должны отличаться высокой электрической и механической прочностью, а также теплостойкостью, поскольку они подвергаются влиянию изменений температуры воздуха.
Широкое распространение получили малогабаритные подвесные фарфоровые изоляторы типа ПМ-4,5 высотой 140 мм (высота изоляторов типа П-4,5 170 мм). Применение малогабаритных изоляторов позволяет уменьшить длину гирлянд (рис. 5), а следовательно, во многих случаях высоту и массу опоры.
Рис. 5. Гирлянды изоляторов:
а — одиночная натяжная с зажимом типа клин-коуш; б — поддерживающая гирлянда с глухим поддерживающим зажимом.
На рис. 6 показан длинностержневой подвесной стеклянный изолятор. В местностях с повышенным загрязнением воздуха уносами промышленных предприятий и вблизи морских побережий применяют грязестойкие подвесные изоляторы.
Перед монтажом изоляторы тщательно осматривают.
Рис 6. Подвесной длинностержневой стеклянный изолятор.
Изоляторы, имеющие трещины, отколы, повреждение глазури, погнутые и поврежденные пестики, бракуют. Очистку изоляторов от грязи, краски, цемента производят с помощью тряпки, смоченной в бензине, и деревянной лопаточки Металлический инструмент применять нельзя во избежание повреждения глазури.
Несмотря на многолетний опыт применения на ВЛ фарфоровой и стеклянной изоляции в настоящее время становится все более очевидным, что традиционные способы изоляции проводов ВЛ с применением гирлянд из фарфоровых или стеклянных тарельчатых изоляторов уже не удовлетворяют современным требованиям технологичности монтажа и надежности эксплуатации. По данным эксплуатации более 40% всех отключений ВЛ 110 кВ происходит из-за повреждения изоляции.
В связи с этим все более широкое применение получают новые конструктивные решения с использованием полимерной изоляции: изолирующих траверс с полимерными изоляторами, изолирующих траверс из электроизоляционного бетона, пропитанного полимером (ЭИБ), и из электроизоляционного бетонполимера (ЭБП) Изолирующие траверсы ЭИБ успешно применяются на ВЛ 0,38—35 кВ В ряде энергосистем они эксплуатируются уже более 15 лет Анализ электромеханических показателей траверс подтверждает их достаточно высокую стабильность при длительной работе в условиях атмосферных воздействий Имеется опыт применения электроизолирующих траверс ЭБП на ВЛ 110 кВ [74] Прочностные и электроизоляционные свойства бетонполимера ЭБП значительно выше, чем стеклопластбетона ЭИБ, и это позволило снизить материалоемкость траверс, повысить их надежность и долговечность.
Широкое применение при строительстве новых и реконструкции действующих ВЛ 35 кВ и при переводе ВЛ 10 кВ на напряжение 35 кВ нашли полимерные изолирующие траверсы [79]. Траверсы ТИЛ-35 монтируются на железобетонных стойках опор СНВ-7-1. Траверса состоит из трех опсрно-стержневых полимерных изоляторов, расположенных по отношению друг к другу под углом 120° (трехлучевая звезда). Длина луча 835 мм.
Траверса устанавливается с помощью металлического хомута на оголовнике
железобетонной опоры. При этом благодаря расположению одного изолятора (луча) траверсы вертикально вверх достигается: уменьшение длины стойки опоры на 3,4 м (по сравнению со стойкой СВ-164-11,9), массы стойки — на 2 т, сокращение расхода металла
— на 150—160 кг. Упрощается технология и сокращаются сроки сооружения ВЛ 35 кВ, повышается грозоупорность и облегчается эксплуатация ВЛ. Опорно-стержневые изоляторы траверсы изготовляются из стеклопластиковых стержней диаметром 36 мм с трещиностойким покрытием из силиконовой резины К-69. Траверсы ТИЛ-35 рассчитаны на применение во II и III ветровых районах на ВЛ с проводами АС 50 — АС 95 при длине пролета не более 125 м.
Применение на ВЛ полимерных изоляторов является весьма перспективным. Внедрение полимерной изоляции рассматривается как новый этап в развитии энергетического строительства. Полимерные изолирующие конструкции обеспечивают возможность сооружения компактных ВЛ (КВЛ), повышают класс напряжения и надежность
действующих ВЛ без их существенной реконструкции. Применение полимерной изоляции взамен традиционной стеклянной и фарфоровой обеспечивает снижение стоимости, сокращение трудоемкости и сроков строительства ВЛ. Опыт эксплуатации полимерных изоляторов подтвердил их высокую надежность и эффективность. Технические данные о
линейных полимерных изоляторах для ВЛ 110 — 750 кВ серии ЛК приведены в таблицах.
Полимерные изоляторы серии ЛК из стеклопластика с защитной оболочкой из кремнийорганической резины.
Арматура
Арматура служит для крепления изоляторов и тросов к опорам, прикрепления проводов к подвесным изоляторам, а также соединения между собой изоляторов, проводов и тросов.
Крепление проводов к подвесным изоляторам и крепление тросов следует производить при помощи поддерживающих или натяжных зажимов. Из натяжных зажимов
предпочтение следует отдавать зажимам, не требующим разрезания проводов. Крепление проводов к штыревым изоляторам следует производить проволочными вязками или специальными зажимами .
Натяжная арматура предназначена для закрепления проводов на анкерных опорах и выполняется в виде зажимов (рис. 7). Для крепления стальных тросов к анкерным опорам применяют коуши. В клиновых зажимах провод закрепляется в зажиме при помощи клиньев, в болтовых— при помощи болтов, в прессуемых — путем опрессования трубки зажима вокруг провода. Коуш предохраняет трос от механических повреждений в местах перегиба и прикрепления.
Рис. 7. Натяжные зажимы:
а — клиновой НК. б — клин коуш НКК для стальных проводов и тросов; в болтовой г — прессуемый д — прессуемый не требующий разрезания провода; е~ прессуемый для стальных тросов, 1 — корпус. 2 — стальной анкер
Подвесная арматура предназначена для прикрепления проводов к подвесным изоляторам на промежуточных опорах и выполняется в виде зажимов (рис. 8). Поддерживающие
зажимы для подвески проводов могут быть глухими или с заделкой ограниченной прочности По условию надежности рекомендуется применение глухих зажимов Подвеску грозозащитных тросов на опорах следует осуществлять только в глухих зажимах. На
больших переходах могут применяться многороликовые подвесы и специальные зажимы [3].
Рис. 8. Поддерживающие зажимы:
а — глухой; б — выпускающий; в — выпускающий качающийся
В глухих зажимах провода закрепляют наглухо, а в выпускающих их закрепляют также жестко, но они выскальзывают из зажима при обрыве провода или отклонении гирлянды от вертикали на 40—150 °С; в качающемся зажиме провод закрепляется в лодочке, которая имеет возможность качаться в зажиме.
Сцепная арматура предназначена для сцепления подвесных изоляторов в гирлянду и подвески ее к опоре (рис. 9) и должна обладать механической прочностью, свободным скольжением в шарнирах при малых зазорах, стойкостью к коррозии.
Контактная арматура предназначена для соединения и ответвления проводов, а также для присоединения их к зажимам электроприемников и аппаратов.
Соединения проводов и тросов BЛ выше 1 кВ следует производить при помощи
соединительных зажимов, сварки, а также при помощи зажимов и сварки в совокупности. В одном пролете BЛ допускается не более одного соединения на каждый провод или трос. Прочность заделки проводов и тросов в соединительных и натяжных зажимах должна составлять не менее 90 % предела прочности провода или троса . Электрическая проводимость соединений должна быть не менее 100 % проводимости провода такой же
длины.
Соединения проводов BЛ напряжением до 1 кВ выполняют прессуемыми соединителями или сваркой (в том числе термитной) (рис. 10). Однопроволочные провода разрешается соединять скруткой с пропайкой.
Рис 9. Сцепная арматура
а — скоба типа СК, б —скоба двойная типа 2СК, в — серьга типа СР г — ушки
двухлапчатые типа У2, д — ушки однолапчатые типа У1, в — звенья промежуточные, ж
— коромысла
Рис 10. Соединительные зажимы:
а — овальный, монтируемый обжатием б — овальный, монтируемый скручиванием в —
овальный, прессуемый для монометаллических проводов, г — то же для сталеалюминиевых проводов.
Сваривать однопроволочные провода встык запрещается. Соединения, подверженные тяжению, должны иметь механическую прочность не менее 90 % предела прочности провода. Соединения проводов из разных металлов или разных сечений должны
выполняться только на опорах с применением переходных зажимов. Переходные зажимы и участки проводов, на которых установлены такие зажимы, не должны испытывать механических усилий от тяжения проводов .
Защитная арматура (рис. 11) предназначена для защиты подвесных изоляторов от повреждений их дугой электрического разряда, а также проводов от разрушения вследствие вибрации Защитные кольца на ВЛ 330 кВ и выше применяют для
выравнивания распределения потенциала между отдельными изоляторами гирлянды, так как если не принять эти меры, то на первые со стороны провода изоляторы ложится значительная доля напряжения.
Рис 11. Защитная арматура
а — гаситель вибрации, б — защитные кольца для поддерживающих (1) и на тяжных (5) гирлянд, в — рога защитные.
Защитные кольца защищают также сцепную арматуру и зажимы от коронирования.
Рога разрядные устанавливают параллельно подвесному изолятору в местах изолированного крепления к опорам грозозащитного троса Разрядный промежуток между концами рогов должен быть равен 40 мм
Домашнее задание.
Подготовить презентации по теме «Изоляторы, провода и тросы».