http://uchkopilka.ru/obshchestvoznanie/programmy/item/5281-urok-po-obshchestvoznaniyu-v-11-klasse-moral-i-pravo-20150117
http://alinushka.ucoz.ru/publ/urok_po_obshhestvoznaniju_v_11_klasse_moral_i_pravo/1-1-0-7
Урок по обществознанию в 11 классе: «Мораль и право».
Цели: уяснить сущность морали в сравнении с другими социальными нормами; развивать умения и навыки работы с учебным текстом, таблицей, схемой, интерактивной доской; использовать имеющиеся знания и социальный опыт в новых условиях; способствовать формированию культуры поведения и отношений.
Структура:
I.Организационный момент:
Вступительное слово учителя и актуализация знаний:
В современном обществе вы вступаете в самые разнообразные отношения: в семье общаетесь с родителями, на улице с соседями либо друзьями, в школе с товарищами, ходите на секции, кружки, в магазин за покупками, едите на автобусе или на автомобиле в другой населенный пункт. Все ваши действия, в рамках указанных отношений, совершаются на основе определенных правил.
Из курса обществознания вспомните, с какими правилами вы уже познакомились (дайте определение). Но правовые нормы не являются единственными правилами регулирующими поведение людей.
II. Изучение нового материала:
давайте запишем тему нашего урока и сформулируем цель и задачи нашего урока: (запись на доске с учащимися цели и задач, с тем, чтобы в конце урока вернуться к ним и обсудить получили ответ на них или нет).
Вариант возможных цели и задач:
1.Что такое «мораль»?
2. Что общего и отличительного морали с правом?
Какова связь морали с добром и злом?
План урока:
Мораль – регулятор поведения людей.
Основа правил поведения.
Человек с точки зрения морали.
Давайте раскроем содержание понятия «мораль»; объясним, что представляет «мораль», как регулятор поведения людей.
А разобраться с этими вопросами, мы сможем, проведя сравнительную характеристику норм регулирующих общественную и частную жизнь человека: права и морали.
Распределите указанные положения в таблице.
Вопросы сравнения | Мораль | Право | Положения |
Кто устанавливает правила? | | | 2.*общество *государство |
Кто обеспечивает соблюдение правил? | | | 3.*общественное мнение *суды, милиция |
Каково наказание за нарушение правил? | | | 4.*штраф, тюрьма * осуждение, боязнь стыда |
В чем назначение правил? | | | |
Понятие | | | |
Вывод:
1)Что общего и отличительного у морали с правом?
2) Что такое «мораль» и «право»?
Итак, право или закон основывается на понимании своих прав и обязанностей, а на чём же основывается мораль? Обратимся для начала к Восточной мудрости.
Древневосточная мудрость о Ветре и Солнце.
Вопрос: Объясните смысл этой мудрости.
Таким образом, человек отказавшись от силы, насилия, используя добро и ласку в своем поведении, может достигнуть своих замыслов.
А теперь давайте рассмотрим более подробно связь морали с добром.
Обратимся ко второму пункту нашего плана «Основа правил поведения».
Проведем практическую работу в парах:
№1. Прочитайте текст и выделите примеры добра и зла.
№2. Приведите из истории или из повседневной жизни примеры добра и зла?
А теперь, проверим, как вы разобрались с этими понятиями и проведём работу с заданием на интерактивной доске:
№3. Распределите ситуации в зависимости от того к чему они относятся: к добру или злу?
Итак, давайте подведём итог нашей работе:
№4. Дайте определение этим понятиям
Таким образом, мораль – это мнение общества, которое строится на понимании добра и зла. И на осознании добра и зла происходит регулирование поведения людей в частной и общественной жизни.
Вот почему на протяжении всей своей жизни человек сталкивается с необходимостью выбора между добром и злом в своих поступках.
Давайте посмотрим, каким будет человек в зависимости от сделанного выбора.
Рассказ учителя: Человек с точки зрения морали: (Схема)
Задание учащимся: Заполните схему, и объясните, каким может быть человек с точки зрения морали?
Примерные слова учителя:
Высокоморальный: честный, воспитанный, уважающий родителей и заботливый, ответственный и бескорыстный.
Аморальный: лжец и обманщик, грубый и жестокий, ищущий выгоду для себя, исходящий из личной пользы.
Учащиеся, выйдя к доске, по схеме, объясняют, как заполняется схема, а учитель, открывая схему, проверяет правильность её заполнения и делается вывод: Каким может быть человек с точки зрения морали?
Теперь давайте вернёмся к задачам и цели нашего урока.(открывается слайд №3 и учащиеся отвечают на вопросы)
III.Подведение итогов урока
1. Прокомментируйте действия персонажей с точки зрения моральных норм.
Таким образом, не каждый поступок человека регулируется правом, но при этом все поступки людей оцениваются морально. Моральные нормы, наряду с правовыми нормами, выступают в качестве важнейшего регулятора отношений в обществе. Жизнь в обществе невозможно представить без правил, которые обеспечивали бы порядок в обществе, справедливость, согласие между людьми. И мораль является важнейшим из таких правил, так как принцип добра, на котором она основана, является ценностью для человека, а также, потому что под влиянием морали, современные законы начинают создаваться на основе понимания добра и справедливости. Еще в пользу важности морали в жизни человека, стоит сказать, что моральные нормы регулируют общественную и личную жизнь людей, в отличие от права, которое регулирует, прежде всего, общественную жизнь.
2.В рамках контроля усвоения знаний на уроке, учащимся предлагается выполнить тест:
1.Что такое мораль:
А) нормы, которые установило общество;
Б) нормы, которые установило государство.
2.За соблюдением, каких норм следит суд:
А) моральных;
Б) правовых.
3.Что следует за несоблюдение моральных норм:
А) общественное осуждение;
Б) штраф.
4.Как, с точки зрения морали, будут называть убийцу, труса, предавшего товарища:
А) аморальным;
Б) высокоморальным.
После проверки правильности выполнения теста, предлагается обсудить степень усвоения пройденного материала Рефлексия учащихся: «Копилка знаний»
IV. Домашнее задание
§15. Пересказ по плану.
V. Рефлексия.
Учащиеся продолжают следующие предложения:
Я узнал на уроке _____________________________________________.
Меня удивило, что ___________________________________________.
Мне кажется _________________________________________________.