СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мораль и право.

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Мораль – регулятор поведения людей.
  2. Основа правил поведения.
  3. Человек с точки зрения морали.

Просмотр содержимого документа
«Мораль и право.»


http://uchkopilka.ru/obshchestvoznanie/programmy/item/5281-urok-po-obshchestvoznaniyu-v-11-klasse-moral-i-pravo-20150117


http://alinushka.ucoz.ru/publ/urok_po_obshhestvoznaniju_v_11_klasse_moral_i_pravo/1-1-0-7


Урок по обществознанию в 11 классе: «Мораль и право».

Цели: уяснить сущность морали в сравнении  с другими социальными нормами; развивать умения и навыки работы с учебным текстом, таблицей, схемой, интерактивной доской; использовать  имеющиеся знания и социальный опыт в новых условиях; способствовать формированию культуры поведения и отношений.

                                                             Структура:

I.Организационный момент: 

Вступительное слово учителя и актуализация знаний:

В современном обществе вы вступаете в самые разнообразные отношения: в семье общаетесь с родителями, на улице с соседями либо друзьями, в школе с товарищами, ходите на секции, кружки, в магазин за покупками, едите на автобусе или на автомобиле в другой населенный пункт. Все ваши действия, в рамках указанных отношений, совершаются на основе определенных правил.

Из курса обществознания вспомните, с какими правилами вы уже познакомились (дайте определение). Но правовые нормы не являются единственными правилами регулирующими поведение людей.

II. Изучение нового материала:

давайте запишем тему нашего урока и сформулируем цель и задачи нашего урока:  (запись на доске с учащимися цели и задач, с тем, чтобы в конце урока вернуться к ним и обсудить получили ответ на них или нет).

Вариант возможных цели и задач:

1.Что такое «мораль»?

2. Что общего и отличительного  морали с правом?

  1. Какова связь морали с добром и злом?

                         План урока:

  1. Мораль – регулятор поведения людей.

  2. Основа правил поведения.

  3. Человек с точки зрения морали.

  1. Давайте раскроем содержание понятия «мораль»; объясним, что представляет «мораль», как регулятор поведения людей.

А разобраться с этими вопросами, мы сможем, проведя сравнительную характеристику норм регулирующих общественную  и частную жизнь человека: права и морали.

   Распределите указанные положения в таблице.

Вопросы сравнения

Мораль

Право

Положения

  1. Кто устанавливает правила?



2.*общество

    *государство

  1. Кто обеспечивает соблюдение правил?



3.*общественное мнение

    *суды, милиция

  1. Каково наказание за нарушение правил?



4.*штраф, тюрьма

    * осуждение, боязнь стыда

   

  1. В чем назначение правил?




  1. Понятие




 

  

Вывод: 

              1)Что общего и отличительного у морали с правом?

              2) Что такое «мораль» и «право»?

Итак, право или закон основывается на понимании своих прав и обязанностей, а на чём же основывается мораль? Обратимся для начала к Восточной мудрости.

Древневосточная мудрость о Ветре и Солнце.

Вопрос: Объясните смысл этой мудрости.

 Таким образом, человек отказавшись от силы, насилия, используя добро и ласку в своем поведении, может достигнуть своих замыслов.

    А теперь давайте рассмотрим более подробно связь морали с добром.


  1. Обратимся ко второму пункту нашего плана «Основа правил поведения».

 Проведем практическую работу в парах:

№1. Прочитайте текст и выделите примеры добра и зла.

№2. Приведите из истории или из повседневной жизни примеры добра и зла?

А теперь, проверим, как вы разобрались с этими понятиями и проведём работу с заданием на интерактивной доске:

№3. Распределите ситуации в зависимости от того к чему они относятся: к добру или злу?

Итак, давайте подведём итог нашей работе:                                                                                                                                                      

№4. Дайте определение этим понятиям

Таким образом, мораль – это мнение общества, которое строится на понимании добра и зла. И на осознании добра и зла происходит регулирование поведения людей в частной и общественной жизни.

Вот почему на протяжении всей своей жизни человек сталкивается с необходимостью выбора между добром и злом в своих поступках.

Давайте посмотрим, каким будет человек в зависимости от сделанного выбора.

 

  1. Рассказ учителя: Человек с точки зрения морали: (Схема)

Задание учащимся: Заполните схему, и объясните, каким может быть человек с точки зрения морали?

Примерные слова учителя:

Высокоморальный: честный, воспитанный, уважающий родителей и заботливый, ответственный и бескорыстный.

Аморальный: лжец и обманщик, грубый и жестокий, ищущий выгоду для себя, исходящий из личной пользы.

     Учащиеся, выйдя к доске, по схеме, объясняют, как заполняется схема, а учитель, открывая схему, проверяет правильность её заполнения и делается вывод: Каким может быть человек с точки зрения морали?

Теперь давайте вернёмся к задачам и цели нашего урока.(открывается слайд №3 и учащиеся отвечают на вопросы)

III.Подведение итогов урока

1. Прокомментируйте действия персонажей с точки зрения моральных  норм.

Таким образом, не каждый поступок человека регулируется правом, но при этом все поступки людей оцениваются морально.  Моральные нормы, наряду с правовыми нормами, выступают в качестве важнейшего регулятора отношений в обществе. Жизнь в обществе невозможно представить без правил, которые обеспечивали бы порядок в обществе, справедливость, согласие между людьми. И мораль является  важнейшим из таких правил, так как принцип добра, на котором она основана, является ценностью для человека, а также, потому что  под влиянием морали, современные законы начинают создаваться на основе понимания добра и справедливости. Еще в пользу важности морали в жизни человека, стоит сказать, что моральные нормы регулируют общественную и личную жизнь людей, в отличие от права, которое регулирует, прежде всего, общественную жизнь.        

2.В рамках контроля усвоения знаний на уроке, учащимся предлагается выполнить тест:

1.Что такое мораль:

А) нормы, которые установило общество;

Б) нормы, которые установило государство.

2.За соблюдением, каких норм следит суд:

А) моральных;

Б) правовых.

3.Что следует за несоблюдение моральных норм:

А) общественное осуждение;

Б) штраф.

4.Как, с точки зрения морали, будут называть убийцу, труса, предавшего товарища:

А) аморальным;

Б) высокоморальным.

После проверки правильности выполнения теста, предлагается обсудить степень усвоения пройденного материала Рефлексия учащихся: «Копилка знаний»

IV. Домашнее задание

§15. Пересказ по плану.

V. Рефлексия.

Учащиеся продолжают следующие предложения:

Я узнал на уроке _____________________________________________.

Меня удивило, что ___________________________________________.

Мне кажется _________________________________________________.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!