Урок обществознания в 8 классе.
Тема урока: Мораль
Цель: сформировать представление учащихся о морали как общепринятой норме поведения¸ не закрепленной в законах, добре и зле как этических категориях морали.
Задачи.
Образовательные:
познакомить учащихся с понятием «мораль»;
дать представление об основных категориях морали: «добре» и «зле».
Развивающие:
развивать умения анализировать различные ситуации с позиций норм морали, проводить анализ сходных явлений;
развивать умение работать с документами, сравнивать различные точки зрения по проблеме.
Воспитательные:
воспитывать толерантность, уважительное отношение к другим людям;
сформировать понимание ценности собственных жизненных целей и задач при уважении целей и задач других людей.
План урока
Эпиграф урока:
«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло»
В.О.Ключевский.
Проверка домашнего задания.
«КОРЗИНА АССОЦИАЦИЙ». Ребятам предлагается взять предмет из корзины, и рассказать какую ассоциацию он вызывает по теме «Духовная сфера общества» (например, открытка с репродукцией – искусство, одна из областей духовной сферы и т.д)
Работа с классом:
- Какую сферу общественной жизни мы изучали на прошлом уроке? (Сфера духовной жизни)
-Какие еще сферы общественной жизни знаете?
-Что отличает духовную сферу от других сфер общества?
- Как связаны культура общества и культура отдельного человека?
-Какие особенности характеризуют духовную жизнь современной России?
«КОРЗИНА АССОЦИАЦИЙ». Ребятам предлагается взять предмет из корзины, и рассказать какую ассоциацию он вызывает по теме «Духовная сфера общества» (например, открытка с репродукцией – искусство, одна из областей духовной сферы и т.д)
Актуализация знаний и переход к новой теме: Выберите лишнее в ряду и объясните свой выбор – книга, скульптура, воображение, картина (воображение относится к внутренней культуре, а что еще …?)
- Ребята, обсудим эпиграф к нашему уроку.
-Может быть кто-то догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
II.Объявление темы и целей урока.
-Тема нашего сегодняшнего урока: «Мораль»
«Крошка сын к отцу пришел, и спросила Кроха: Что такое хорошо и что такое плохо?»…простые понятия, что же они означают?
-Сегодня на уроке мы познакомимся с таким понятиями как «мораль» и его основными категориями: «добром» и «злом», узнаем, чем отличаются понятия «мораль» и «нравственность», поговорим о том, как понимали добро философы в разные времена.
(В тетради записать тему урока)
III. Знакомство с новым материалом.
1.«Корзина идей».
-Предлагаю вам назвать слова или словосочетания к понятию «мораль».
-Какие ассоциации у вас возникли?
Вывод:
Мораль - правила поведения человека в обществе, не закрепленные в законах.
Таблица дана в рабочем листе с пропусками, заполняется в течении урока.
Мораль и право
Вопросы для сравнения | Право | Мораль |
Кто вырабатывает | Государство | Общество |
Где закреплено? | В законах государства | Нет письменного закрепления |
Каковы последствия нарушения? | Наступает юрид. ответственность | Общественное осуждение, критика, “угрызение” совести |
Выполнение | Обязательно | Не обязательно |
Что регулирует? | служат для регулирования и оценки поступков человека. |
-Обратимся к словарю.
Мораль – это особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости (запись в тетради)
Каково происхождение морали?
-Термин «мораль» впервые встречается во 2 веке в трудах древнеримского юриста, политика и философа Цицерона. Но определенные правила поведения существовали задолго до появления самого термина «мораль».
-Опираясь на текст учебника, докажите это.
(стр. 56 учебника: Моисей, Конфуций, Иисус Христос)
Еще в VI веке до н.э. Конфуцием было сформулировано «золотое правило», которое гласит:
Не делай другому того, чего себе не желаешь.
2.Мораль, нравственность.
-Некоторые ученые считают, что между понятиями «мораль» и «нравственность» можно поставить знак =, а кто-то утверждает, что это - не одно и то же.
-А как считаете вы? Обоснуйте свою позицию, прочитав определение нравственности в вашем рабочем листе.
Нравственность- это совокупность людских нравов, сама жизнь, точнее, та часть жизни, которая связана с делами, обычаями и нравами, практическим поведением людей дома, в семье, на работе, на отдыхе и т. д.
Мораль | Нравственность |
правила поведения (как надо поступать) | практические поступки людей |
-У людей есть образец поведения, но все ли следуют нормам морали?
Основное противоречие морали- между знанием и поступком, человек знает моральные нормы, но склонен поступать иначе.
Отрывок из фильма «Розыгрыш».
Как оказалось, началось всё с шутки лидера класса Олега Комаровского — он подговорил одноклассников отложить контрольную работу, а для этого попытаться обмануть учительницу математики, Марию Васильевну Девятову, что она якобы не предупреждала о контрольной.
Как вы увидели Тая не смогла солгать и расплакалась.
Мария Васильевна поняла, что её обманули.
Возмущённая жестокостью учеников, Мария Васильевна всем, кого спрашивала о контрольной, в том и числе и Комаровскому, поставила по единице.
Игорь Грушко- новый ученик. У него проблемы с семьёй, и живёт он с тёткой. Но у него есть талант — он играет на гитаре, пишет песни и мечтает набрать группу музыкантов. Что он и делает, несмотря на препятствия. Комаровский понимает, что его позициям лидера был нанесён урон, и пытается выправить положение. Но весь конфликт фильма основан на разности жизненных ценностей. Для Игоря это — правда, честность, возможность заниматься творчеством, нести в этот мир счастье. Он, конечно, не формулировал это так, но занимался именно этим. Стоит только послушать его песню «Бабочки». Для Олега же главное — достижение цели. Любыми способами. Не зря ему говорит отец: «Ты к своей цели идёшь — как мостки через болото перебрасываешь. Ну, добежишь ты до своей цели раньше всех, и что? Обернешься однажды назад, что увидишь? Беговую дорожку?».
Обсуждение отрывка.
Нравственные ценности
Под ценностями принято понимать всё то, что людям особенно дорого, к чему относятся с волнением, почтением, уважением. Это могут быть чувства, взгляды, интересы, принципы поведения. У каждого человека складываются свои ценности, выстраивается своя пирамида ценностей, составляющая неповторимый внутренний мир каждого человека. Но есть ценности важные для всех, для общества в целом.
Р
ебята, предлагаю построить свою пирамиду ценностей. По кирпичику сложить то, что ценно для нас.(Выбирают карточки Долг, Совесть, Гуманизм и т.д, объясняют, почему это важно для нас и приклеивают на ватман).
3.Стимулы нравственного поведения.
Совесть, благородство и достоинство –
Вот оно, святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь,
За него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может и не станешь победителем,
Но ты будешь жить как человек!
Булат Окуджава
Что значит «жить как человек?»
Обратимся к тексту рассказа Василия Александровича Сухомлинского «След на земле». Прочитаем и ответим на вопросы.
(Рабочий лист с текстом)
-Что, по вашему мнению, в большей степени стимулирует нравственное поведение людей? Выберите вариант ответа:
-Конечно, в своих поступках люди должны руководствоваться своей совестью, понимать, что хорошо, а что плохо. Именно поэтому, основными категориями морали являются добро и зло.
- -Существуют ли нормы, закрепленные в законах, которые бы регулировали нравственные поступки людей? (Нет)
-Но все же есть правила, нормы, которые не закреплены письменно, но, тем не менее, регулируют жизнедеятельность людей.
IV. Добро и зло.
1.Прием «мозговой штурм».
-Какие ассоциации у вас возникают к слову «добро»? «зло»? Назовите их.
Добро- это всё, что способствует улучшению жизни, нравственному возвышению личности, совершенствованию общества.
Зло- явление отрицательное, противоположное добру. К сожалению оно многолико.
Откроем учебник на стр.61Ситуация. Обсудим.
Чтобы в жизни было больше добра, свои поступки мы должны оценивать моральной меркой.
Вспомните «Золотое правило морали».
А теперь, протяните к солнышку свои ладони
- Напишите качества доброго человека на солнечных лучиках (каждая пара получает по «лучику- ладошке», на котором нужно написать качество доброго человека, свойство доброты). Посмотрим, что у нас получилось?!
V.Закрепление изученного материала.
Ребята, в рабочем листе- таблица, которую мы теперь можем заполнить.
4. Домашнее задание
Слайд 21
Домашнее задание на выбор:
подобрать материалы из средств массовой информации или художественной литературы о моральном выборе человека (добро и зло) или
VI.Подведение итогов.
Притча о мудром Мастере.
-Послушайте притчу о мудром Мастере и объясните, в чем ее смысл.
Давно-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответ?». Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:
-Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в своих ладонях и был готов в любое время сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер сказал:
-Все в твоих руках. (Учитель раскрывает ладони, а там бабочка. Желает ребятам делать правильный выбор)
-Наш урок подходит к концу. Что он вам дал?
-Какие выводы вы для себя сделали?
-Вы сегодня работали очень хорошо, аргументировано отвечали на поставленные вопросы и заслуживаете оценки «отлично». Но помните, что окончательную оценку вам поставит сама жизнь. Старайтесь всегда в любой ситуации руководствоваться «золотым правилом», которое гласит:
(хором)
Не делай другому того, чего себе не желаешь!
Приложение.
Рабочий лист.
1.Работа с текстом.
Прочитайте рассказ и ответьте на вопросы.
След на земле (Василий Александрович Сухомлинский)
Старый мастер возвел каменный дом. Стоит, любуется. А в то время мальчик прыгнул на ступеньку и оставил след своей маленькой ножки на не успевшем застыть цементе. Ничего не сказал мастер, а мальчик засмеялся и убежал.
Прошло много лет. Мальчик стал взрослым человеком. Жизнь у него не сложилась, так как он часто переезжал из города в город, нигде долго не задерживался, ни к чему не привязывался – ни руками, ни душой.
Наступила старость. Вспомнив свое село, приехал он на родину. Встречается с людьми, называет свою фамилию – никто не помнит его.
- Что ты оставил по себе? - спрашивают люди. - Есть ли у тебя сын или дочь?
- Нет у меня ни сына, ни дочери, - отвечает.
- Может быть, ты посадил дуб?
- Нет, не посадил я дуба.
- Может быть, взлелеял поле?
- Нет, не взлелеял я поля.
- Ну так значит, ты песню сложил?
- Нет, и песни я не сложил.
- Так кто же ты такой? Что ты делал всю жизнь свою? - изумились люди.
Ничего не ответил человек. Вспомнилось ему то мгновение, когда оставил он след на ступеньке. Пошел к дому. Стоит дом, будто его вчера строили, а на самой нижней ступеньке - окаменевший след маленькой ножки. «Вот и все, что останется после меня на земле! - с горечью подумал человек. - Но ведь этого мало… Не так надо было жить!»
Вопросы
Чем измеряется жизнь? 2. Как должен жить человек? 3. Какой след оставил главный герой?
2.Запиши определение в тетрадь.
Мораль – это особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости.
Мораль | Нравственность |
правила поведения (как надо поступать) | практические поступки людей |
Нравственность - это совокупность людских нравов, сама жизнь, точнее, та часть жизни, которая связана с делами, обычаями и нравами, практическим поведением людей дома, в семье, на работе, на отдыхе и т. д.
2.Что, по вашему мнению, в большей степени стимулирует нравственное поведение людей? Выберите вариант ответа:
3.Заполни сравнительную таблицу.
Вопросы для сравнения | Право | Мораль |
Кто вырабатывает | Государство | |
Где закреплено? | В законах государства | |
Каковы последствия нарушения? | Наступает юридическая ответственность | Общественное осуждение, критика, “угрызение” совести |
Выполнение | Обязательно | |
Что регулирует? | служат для .... |