СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мораль.Урок обществознания в 8 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот урок разработан для 8 кадетского класса МЧС. Я- классный руководитель в этом классе. Моей задачей было не только изучить тему урока, но и поработать над нравственными ориентирами ребят.

Просмотр содержимого документа
«Мораль.Урок обществознания в 8 классе.»

Урок обществознания в 8 классе.


Тема урока: Мораль


Цель: сформировать представление учащихся о морали как общепринятой норме поведения¸ не закрепленной в законах, добре и зле как этических категориях морали.

Задачи.

Образовательные:

  • познакомить учащихся с понятием «мораль»;

  • дать представление об основных категориях морали: «добре» и «зле».

Развивающие:

  • развивать умения анализировать различные ситуации с позиций норм морали, проводить анализ сходных явлений;

  • развивать умение работать с документами, сравнивать различные точки зрения по проблеме.

Воспитательные:

  • воспитывать толерантность, уважительное отношение к другим людям;

  • сформировать понимание ценности собственных жизненных целей и задач при уважении целей и задач других людей.


План урока

Эпиграф урока:

«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло»

В.О.Ключевский.


  1. Проверка домашнего задания.

«КОРЗИНА АССОЦИАЦИЙ». Ребятам предлагается взять предмет из корзины, и рассказать какую ассоциацию он вызывает по теме «Духовная сфера общества» (например, открытка с репродукцией – искусство, одна из областей духовной сферы и т.д)

Работа с классом:

- Какую сферу общественной жизни мы изучали на прошлом уроке? (Сфера духовной жизни)

-Какие еще сферы общественной жизни знаете?

-Что отличает духовную сферу от других сфер общества?

- Как связаны культура общества и культура отдельного человека?

-Какие особенности характеризуют духовную жизнь современной России?

«КОРЗИНА АССОЦИАЦИЙ». Ребятам предлагается взять предмет из корзины, и рассказать какую ассоциацию он вызывает по теме «Духовная сфера общества» (например, открытка с репродукцией – искусство, одна из областей духовной сферы и т.д)

Актуализация знаний и переход к новой теме: Выберите лишнее в ряду и объясните свой выбор – книга, скульптура, воображение, картина (воображение относится к внутренней культуре, а что еще …?)

- Ребята, обсудим эпиграф к нашему уроку.

-Может быть кто-то догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке?



II.Объявление темы и целей урока.

-Тема нашего сегодняшнего урока: «Мораль»


«Крошка сын к отцу пришел, и спросила Кроха: Что такое хорошо и что такое плохо?»…простые понятия, что же они означают?


-Сегодня на уроке мы познакомимся с таким понятиями как «мораль» и его основными категориями: «добром» и «злом», узнаем, чем отличаются понятия «мораль» и «нравственность», поговорим о том, как понимали добро философы в разные времена.

(В тетради записать тему урока)


III. Знакомство с новым материалом.


1.«Корзина идей».


-Предлагаю вам назвать слова или словосочетания к понятию «мораль».

-Какие ассоциации у вас возникли?

Вывод:

Мораль - правила поведения человека в обществе, не закрепленные в законах.

Таблица дана в рабочем листе с пропусками, заполняется в течении урока.

Мораль и право

Вопросы для сравнения

Право

Мораль

Кто вырабатывает

Государство

Общество

Где закреплено?

В законах государства

Нет письменного закрепления

Каковы последствия нарушения?

Наступает юрид. ответственность

Общественное осуждение, критика, “угрызение” совести

Выполнение

Обязательно

Не обязательно

Что регулирует?

служат для регулирования и оценки поступков человека.


-Обратимся к словарю.

Мораль – это особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости (запись в тетради)

Каково происхождение морали?

-Термин «мораль» впервые встречается во 2 веке в трудах древнеримского юриста, политика и философа Цицерона. Но определенные правила поведения существовали задолго до появления самого термина «мораль».


-Опираясь на текст учебника, докажите это.

(стр. 56 учебника: Моисей, Конфуций, Иисус Христос)



Еще в VI веке до н.э. Конфуцием было сформулировано «золотое правило», которое гласит:

Не делай другому того, чего себе не желаешь.


2.Мораль, нравственность.

-Некоторые ученые считают, что между понятиями «мораль» и «нравственность» можно поставить знак =, а кто-то утверждает, что это - не одно и то же.

-А как считаете вы? Обоснуйте свою позицию, прочитав определение нравственности в вашем рабочем листе.

Нравственность- это совокупность людских нравов, сама жизнь, точнее, та часть жизни, которая связана с делами, обычаями и нравами, практическим поведением людей дома, в семье, на работе, на отдыхе и т. д.


Мораль


Нравственность

правила поведения

(как надо поступать)

практические поступки людей


-У людей есть образец поведения, но все ли следуют нормам морали?

Основное противоречие морали- между знанием и поступком, человек знает моральные нормы, но склонен поступать иначе.

Отрывок из фильма «Розыгрыш».

Как оказалось, началось всё с шутки лидера класса Олега Комаровского — он подговорил одноклассников отложить контрольную работу, а для этого попытаться обмануть учительницу математики, Марию Васильевну Девятову, что она якобы не предупреждала о контрольной.

Как вы увидели Тая не смогла солгать и расплакалась.

Мария Васильевна поняла, что её обманули.

Возмущённая жестокостью учеников, Мария Васильевна всем, кого спрашивала о контрольной, в том и числе и Комаровскому, поставила по единице.

Игорь Грушко- новый ученик. У него проблемы с семьёй, и живёт он с тёткой. Но у него есть талант — он играет на гитаре, пишет песни и мечтает набрать группу музыкантов. Что он и делает, несмотря на препятствия. Комаровский понимает, что его позициям лидера был нанесён урон, и пытается выправить положение. Но весь конфликт фильма основан на разности жизненных ценностей. Для Игоря это — правда, честность, возможность заниматься творчеством, нести в этот мир счастье. Он, конечно, не формулировал это так, но занимался именно этим. Стоит только послушать его песню «Бабочки». Для Олега же главное — достижение цели. Любыми способами. Не зря ему говорит отец: «Ты к своей цели идёшь — как мостки через болото перебрасываешь. Ну, добежишь ты до своей цели раньше всех, и что? Обернешься однажды назад, что увидишь? Беговую дорожку?».

Обсуждение отрывка.

Нравственные ценности

Под ценностями принято понимать всё то, что людям особенно дорого, к чему относятся с волнением, почтением, уважением. Это могут быть чувства, взгляды, интересы, принципы поведения. У каждого человека складываются свои ценности, выстраивается своя пирамида ценностей, составляющая неповторимый внутренний мир каждого человека. Но есть ценности важные для всех, для общества в целом.

Р ебята, предлагаю построить свою пирамиду ценностей. По кирпичику сложить то, что ценно для нас.(Выбирают карточки Долг, Совесть, Гуманизм и т.д, объясняют, почему это важно для нас и приклеивают на ватман).










3.Стимулы нравственного поведения.

Совесть, благородство и достоинство –

Вот оно, святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век.

Может и не станешь победителем,

Но ты будешь жить как человек!

Булат Окуджава

Что значит «жить как человек?»

Обратимся к тексту рассказа Василия Александровича Сухомлинского «След на земле». Прочитаем и ответим на вопросы.

(Рабочий лист с текстом)


-Что, по вашему мнению, в большей степени стимулирует нравственное поведение людей? Выберите вариант ответа:

  • Боязнь общественного осуждения

  • Совесть, чувство долга

  • Одобрение окружающих

  • Желание делать, как все

  • Боязнь наказания

-Конечно, в своих поступках люди должны руководствоваться своей совестью, понимать, что хорошо, а что плохо. Именно поэтому, основными категориями морали являются добро и зло.

- -Существуют ли нормы, закрепленные в законах, которые бы регулировали нравственные поступки людей? (Нет)

-Но все же есть правила, нормы, которые не закреплены письменно, но, тем не менее, регулируют жизнедеятельность людей.


IV. Добро и зло.


1.Прием «мозговой штурм».

-Какие ассоциации у вас возникают к слову «добро»? «зло»? Назовите их.

Добро- это всё, что способствует улучшению жизни, нравственному возвышению личности, совершенствованию общества.

Зло- явление отрицательное, противоположное добру. К сожалению оно многолико.

Откроем учебник на стр.61Ситуация. Обсудим.

Чтобы в жизни было больше добра, свои поступки мы должны оценивать моральной меркой.

Вспомните «Золотое правило морали».

А теперь, протяните к солнышку свои ладони

- Напишите качества доброго человека на солнечных лучиках (каждая пара получает по «лучику- ладошке», на котором нужно написать качество доброго человека, свойство доброты). Посмотрим, что у нас получилось?!

V.Закрепление изученного материала.

Ребята, в рабочем листе- таблица, которую мы теперь можем заполнить.


4. Домашнее задание

Слайд 21

Домашнее задание на выбор:


  • подобрать материалы из средств массовой информации или художественной литературы о моральном выборе человека (добро и зло) или

  • написать эссе на тему: «Приходилось ли тебе когда-нибудь делать выбор между добром и злом?»



VI.Подведение итогов.

Притча о мудром Мастере.

-Послушайте притчу о мудром Мастере и объясните, в чем ее смысл.

Давно-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответ?». Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:

-Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в своих ладонях и был готов в любое время сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер сказал:

-Все в твоих руках. (Учитель раскрывает ладони, а там бабочка. Желает ребятам делать правильный выбор)


-Наш урок подходит к концу. Что он вам дал?

-Какие выводы вы для себя сделали?

-Вы сегодня работали очень хорошо, аргументировано отвечали на поставленные вопросы и заслуживаете оценки «отлично». Но помните, что окончательную оценку вам поставит сама жизнь. Старайтесь всегда в любой ситуации руководствоваться «золотым правилом», которое гласит:

(хором)

Не делай другому того, чего себе не желаешь!



Приложение.

Рабочий лист.

1.Работа с текстом.

 Прочитайте рассказ и ответьте на вопросы.

След на земле (Василий Александрович Сухомлинский)

Старый мастер возвел каменный дом. Стоит, любуется. А в то время мальчик прыгнул на ступеньку и оставил след своей маленькой ножки на не успевшем застыть цементе. Ничего не сказал мастер, а мальчик засмеялся и убежал.


Прошло много лет. Мальчик стал взрослым человеком. Жизнь у него не сложилась, так как он часто переезжал из города в город, нигде долго не задерживался, ни к чему не привязывался – ни руками, ни душой.

Наступила старость. Вспомнив свое село, приехал он на родину. Встречается с людьми, называет свою фамилию – никто не помнит его.

- Что ты оставил по себе? - спрашивают люди. - Есть ли у тебя сын или дочь?

- Нет у меня ни сына, ни дочери, - отвечает.

- Может быть, ты посадил дуб?

- Нет, не посадил я дуба.

- Может быть, взлелеял поле?

- Нет, не взлелеял я поля.

- Ну так значит, ты песню сложил?

- Нет, и песни я не сложил.

- Так кто же ты такой? Что ты делал всю жизнь свою? - изумились люди.

Ничего не ответил человек. Вспомнилось ему то мгновение, когда оставил он след на ступеньке. Пошел к дому. Стоит дом, будто его вчера строили, а на самой нижней ступеньке - окаменевший след маленькой ножки. «Вот и все, что останется после меня на земле! - с горечью подумал человек. - Но ведь этого мало… Не так надо было жить!»

Вопросы

  1. Чем измеряется жизнь? 2. Как должен жить человек? 3. Какой след оставил главный герой?

2.Запиши определение в тетрадь.

Мораль – это особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости.



Мораль


Нравственность

правила поведения

(как надо поступать)

практические поступки людей


Нравственность - это совокупность людских нравов, сама жизнь, точнее, та часть жизни, которая связана с делами, обычаями и нравами, практическим поведением людей дома, в семье, на работе, на отдыхе и т. д.

2.Что, по вашему мнению, в большей степени стимулирует нравственное поведение людей? Выберите вариант ответа:

  • Боязнь общественного осуждения

  • Совесть, чувство долга

  • Одобрение окружающих

  • Желание делать, как все

  • Боязнь наказания


3.Заполни сравнительную таблицу.

Вопросы для сравнения

Право

Мораль

Кто вырабатывает

Государство


Где закреплено?

В законах государства


Каковы последствия нарушения?

Наступает юридическая ответственность

Общественное осуждение, критика, “угрызение” совести

Выполнение

Обязательно


Что регулирует?

служат для ....