СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Морфема- наименьшая единица языка 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Морфема- наименьшая единица языка 5 класс»

Тема урока: Морфема – наименьшая значимая часть слова

Цель урок: создать ситуацию, при которой у учащихся формируется представление о знаковой системе языка; о слове как системе знаков.

Виды УУД - личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные.

Тип урока: постановочный.

План урока:

- Каждую задачу мы решаем на прошлом уроке ( Что такое слово?

з начение

С лово – это знак

средства,

с помощью которых

выражается значение)

- Значит, мы знаем, что слово- это языковой знак.

- Значит, вы справитесь с заданием.

- Сколько языковых знаков в скороговорке?

Проворонила ворона воронёнка

(три языковых знака) Если иметь в виду только словесные знаки, то это правильный ответ.

-? Но нет ли в языке еще каких-нибудь знаков кроме слов?

(Нет, наверное есть) 1) Словосочетания. Звук.

2) Предложения, буква,

3)слова,

и все?

- А сколько значений у слова как языкового знака?











М орфемы

Корни аффиксы

  1. Словообразование

  2. Словоизменение

  3. Основные

С читать каждого из частей слова особым знаком. Да. Почему?

СлЗн

ЛЗ Каждая часть слова отвечает за определенное значение и

ГЗ имеет способы выражения.



Значимая часть слова – каждая морфема отвечает за определенную работу в слове

15. получается, что слово – знак языковой

Вывод зафиксируем в виде модели

А может, есть еще меньшие знаки, чем часть морфемы?

16. Но может каждая часть слова ( морфема) тоже знак?

МОЖНО ЛИ В СИСТЕМЕ ЗНАКОВ НАЙТИ ЕЩЕ ЗНАКИ

Может, есть еще меньше знак, который имеет значение. Как будем искать?

И збёнка разделим на слоги, буквы и звуки

[ Из]-[бен]-[ка] нет нельзя, т.к они не имеют значения

[И][Н]; К, А



Значит, только морфемы являются наименьшими значимыми знаками языка

17. Чем слово – знак отличается от морфемы знака?

Медведица ( самка) – метелица

Медведица – женский род, именительный падеж, единственное число

Стола – мужской род, родительный падеж, единственное число

18. Если взять отдельно морфему – иц-; а понятно будет значение морфемы ( нет)

А если медведица

Животное самка одна

19. Хотя морфема и знак, но знак несамостоятельный. Его значение понятно только в системе знаков, т.е в слове.

Слово метелица ( метель). Значение понятно, даже если оно взято отдельно от другого слова (метель); А морфема –иц- ?



Слово и морфемы = значимые знаки языка

Самостоятельный знак несамостоятельный знак - как часть слова

Мы нашли все значимые знаки языка?

Какую задачу мы решали ? Решили? Нашли еще знаки, кроме слова? Да. Какие это Знаки?

Морфемы –наименьшие значимые знаки языка. Если есть наименьшие, значит, есть и наибольшие. Попробуйте составить модель :

З начимые языковые знаки

Морфема предложения

Наименьшая наибольшая

Слово словосочетание



20. Значит, сможете найти языковые знаки в скороговорке. Сколько их.

Проворонила ворона воронёнка

- Если с этим справились, то запросто решите и эти задачи.

1) Определите количество морфем в словах:

Сердито, шоссе, решите задачу, какого – нибудь, приближающийся, пятидесяти, где- нибудь, оттаивали, усмехнулся, вынуть

2) Выпиши из списка пары слов с одним и тем же лексическим значением. Укажи в каждом слове часть, которая сообщает об этом значении. Какую морфему выделили

Шум, зайчонок, тут, солдат, перекрасишь, здесь, мышонок, перепишешь, собачонка, гул, боец.

Д/З

Упр. 376