СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Морфемика. 5 класс.Урок-повторение.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-повторение по теме "Морфемика". 5 класс.

Просмотр содержимого документа
«Морфемика. 5 класс.Урок-повторение.»

Тема урока: Повторение по теме «Морфемика»


Тип урока: урок – повторение.

Форма урока: дидактическая игра (путешествие).

Цель урока: создать условия для обобщения и систематизации знаний учащихся по теме "Морфемика".

Предметные: знание понятий раздела, умение производить морфемный разбор слова, умение применять изученные орфографические правила.

Коммуникативные: соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения.

Регулятивные: способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), определять последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.

Личностные: способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Основные виды деятельности учащихся: самостоятельное определение темы и целей урока, морфемный разбор, орфографический диктант, систематизация, рефлексия.

Оборудование урока: мультимедийная презентация, маршрутные листы с заданиями.

Использованная литература: ФГОС. Русский язык. Тематический контроль. 5 класс. Рабочая тетрадь под ред. И.П. Цыбулько Изд. Национальное образование// Москва, 2012 -224с


Ход урока

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный этап

1. Приветствие.

2. Слово учителя:

– Сегодня на уроке мы отправимся с вами в путешествие (звучат звуки моря, крик чаек).

- Ребята, что вы слышите? Верно, мы отправляемся в путешествие по морю…

- Как вы думаете, как называется это море.

- Какой раздел науки о языке мы с вами изучили?

- Путешествие мы совершим на корабле. На столах у вас бортовые журналы, ваши маршрутные листы, в которых вы будете работать и оценивать свою деятельность.

- Для плавания нам нужна команда. А для успешного плавания она должна быть единым целым, обладать прочными знаниями, умениями. Поэтому я предлагаю ответить на вопрос, прежде чем мы отправимся в путешествие: Что изучает «Морфемика» как наука, какие орфограммы изучаются в этой теме?

1.ПАРА Поработайте парами и давайте составим кластер (МОРФЕМИКА ИЗУЧАЕТ)

2. Индивид. Задание

Орфоэпия (на доске слова)

3. Кроссворд (группа)

4. Устный опрос

- Команда создана! Цель нашего путешествия – повторить все, что мы уже знаем по данной теме.

Учащиеся приветствуют учителя.

Учащиеся слушают мелодию, эмоционально настраиваются на путешествие. Угадывают, какое путешествие им предстоит. Формулируют тему и цели урока.







Работа в парах по составлению кластера. Из предложенных карточек выбирают только то, что относится к теме «Морфемика».

2. Основной этап

Итак, готовы! В путь! Отдать швартовы!

(слайд)

Посмотрите, нам пришло сообщение. Давайте его прочитаем (на слайде).

- Поможем жителям острова?

- Тогда держим курс на остров «Приставок».

- Что такое приставка?

- Задание 1. Распределительный диктант. Первая колонка – слова с приставками на С-, вторая – слова с приставками на З-.

рассказать раздарить
расшумелись разбежались
бескрайний безжалостный

Учащиеся распределяют слова на две колонки.







Взаимопроверка с доски. Формулируют правило.


- Продолжаем наше путешествие. Впереди нас ждёт скала Суффиксов.

Жители этого острова не могут разобраться в послании, которое нашли на берегу моря. Давайте им поможем.

Задание 2. Из данных слов нужно сделать предметы большего или меньшего размера, ласковые названия. ДОМ, ЯГОДА, СТОЛ, СТУЛ, СЫН.

- Что такое суффикс?

Ученики прибавляют к словам уменьшительно – ласкательные суффиксы, графически их выделяют.

Самопроверка с доски.





Формулируют правило.


Начинается на море Морфемики шторм. Я думаю, мы сможет спастись, если сделаем быстро и правильно морфемный разбор слов.

- Что значит сделать морфемный разбор слова?

- Что такое морфемы?

Задание 3. Сделайте морфемный разбор слов.

Кораблик, рыбный, рассказать, безветренный.

Актуализация знаний учащихся, они отвечают на данные вопросы.



Один учащийся разбирает слова на доске, остальные в маршрутных листах.

Самопроверка с доски.


Жители острова Корень говорят, что из слов убежали гласные. Давайте вернём беглецов. Для этого мы должны вспомнить правило о правописании корней лаг-лож, раст-, ращ-, рос-

Задание 4.

Разл…жили, прил…гать, р…стительность, выр…щенный, отр..сль, выр…сли, Р…стов.

Ученики формулируют правило.



Работа в маршрутных листах. Самопроверка с доски.


- Ребята, посмотрите, что находится в сундучке на борту корабля. Какие – то картинки.

Задание 5. Посмотрите на слайд, запишите, что изображено на данных картинках.

Цыганка, цыплёнок, полиция, ножницы, циркуль, цирк.

- Какое правило вам пришлось вспомнить, чтобы правильно написать данные слова.

Ученики записывают слова – названия предметов, изображённых на картинках.

Формулируют правило. Взаимопроверка с доски.


Задание 6. Игра «Угадай словечко».

По лексическому значению узнайте слово и его запишите.

1.Гребёнка для расчёсывания волос (расчёска). 2. Кондитерское изделие — застывшая масса какао с сахаром (шоколад).3. Род коротких (не доходящих до колен) брюк (шорты). 4. Самый тёмный из существующих цветов (чёрный). 5. Тихая речь, при которой звуки произносятся без участия голосовых связок (шёпот).

Работа в группах



Самопроверка с доски

Формулирование правила

3. Рефлексия

Приём технологии критического мышления

«Верно ли, что…»

  1. Морфемика изучает звуки речи.

  2. Окончание – значимая часть слова, которая образует новые слова.

  3. Основа слова – часть слова без окончания.

  4. Правописание корней лаг – лож зависит от ударения.

  5. В корне слова после шипящих под ударением пишется О.

  6. В корнях раст - , ращ – пишется А, если есть СТ или Щ.

Наше путешествие подошло к концу. Оно было интересным и насыщенным.

Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Вместе все – стоит теперь в журнале (оценка)

Жители острова Морфем приготовили для вас дары. (Учитель вручает детям сундучок с пятёрками и сладостями).

Оцените свою работу на уроке. Удалось ли нам достичь целей, которые мы ставили в начале урока?

Продолжи предложение

Своей работой на уроке я доволен, потому что…

Своей работой на уроке я не очень доволен, потому что…

Своей работой на уроке я совсем не доволен, потому что…

Учащиеся работают в маршрутных листах.

Самопроверка с доски.









Подводят итоги, оценивают свою работу на уроке, выставляют итоговую оценку.

















Маршрутный лист

_____________________________

____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Тема урока: ___________________________________________________

  1. Разминка.


Оценка ______

  1. Распределительный диктант.

Ра(с,з)сказать, ра(с,з)здарить, ра(с,з)шумелись, ра(с,з)бежались, бе(с,з)крайний бе(с,з)жалостный

С З

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка ______


  1. Из данных слов нужно сделать предметы большего или меньшего размера, ласковые названия.

ДОМ –

ЯГОДА -

СТОЛ -

СТУЛ -

СЫН -

Оценка _____


  1. Морфемный разбор

Кораблик, рыбный, рассказать, безветренный.

Оценка _______


  1. Вставьте пропущенную букву.

Разл…жили, прил…гать, р…стительность, выр…щенный, отр..сль, выр…сли, Р…стов.

Оценка ______









  1. Запишите, что изображено на данных картинках.


__________________________________________________________________________________________________________________________________________


Оценка ______



  1. Угадай словечко.

1.Гребёнка для расчёсывания волос ____________________

2. Человек, который много есть ________________

3. Род коротких (не доходящих до колен) брюк _______________

4. Самый тёмный из существующих цветов ________________

5. Тихая речь, при которой звуки произносятся без участия голосовых связок ____________________


Оценка _________


  1. Верно ли, что

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Оценка _______



Итоговая оценка_____________________










КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

«5» - нет ошибок

«4» - допущена 1 ошибка

«3» - допущены 2 ошибки

3 и более ошибок – нужно поработать с теоретическим материалом!!!



Приставка


Суффикс

Окончание


Основа слова

Корень слова


Чередование

Корни лаг - лож

Корни раст - , ращ-, рос-

Буквы Ы и И после Ц

Буквы ё и о после шипящих в корне слова

Приставки

на З- и С-

Звуки речи

Омонимы


Предложение

Твёрдые

согласные

Синонимы