Сидит Славочка на заборике,
А под ним на скамейке Боренька.
Боренька взял тетрадочку,
Написал: «Дурачок ты, Славочка».
Вынул Славочка карандашище,
Написал в тетрадь: «Ты дурачище».
Борище взял тетрадищу
Да как треснет по лбищу Славищу.
Славище взял скамеищу
Да как треснет Борище в шеищу.
Плачет Славочка под забориком,
Под скамеечкой плачет Боренька.
Тест.
1. Найди лишнее слово: А) гора, Б) гористый, В) гореть, Г) пригорок.
2. Найди слово, соответствующее схеме:
А) домик, Б) водный, В) бесстрашный, Г) читал.
3. Выберите верный ответ: – ешь является окончанием
А) сущ. ж. р. , Б) гл. н. ф. , В) гл. 2 л. ед. ч. I спр.
4. Найди слово с буквой ы А) сверх__дейный, Б) спорт__гра, В) раз__скать, Г) дез__нфекция
5. Найди слово с приставкой пре - А) пр__лететь, Б) пр__вязать, В) пр__лечь, Г) пр__милый.
|
Сидит Славочка на заборике,
А под ним на скамейке Боренька.
Боренька взял тетрадочку,
Написал: «Дурачок ты, Славочка».
Вынул Славочка карандашище,
Написал в тетрадь: «Ты дурачище».
Борище взял тетрадищу
Да как треснет по лбищу Славищу.
Славище взял скамеищу
Да как треснет Борище в шеищу.
Плачет Славочка под забориком,
Под скамеечкой плачет Боренька.
Тест.
1. Найди лишнее слово: А) гора, Б) гористый, В) гореть, Г) пригорок.
2. Найди слово, соответствующее схеме:
А) домик, Б) водный, В) бесстрашный, Г) читал.
3. Выберите верный ответ: – ешь является окончанием
А) сущ. ж. р. , Б) гл. н. ф. , В) гл. 2 л. ед. ч. I спр.
4. Найди слово с буквой ы А) сверх__дейный, Б) спорт__гра, В) раз__скать, Г) дез__нфекция
5. Найди слово с приставкой пре - А) пр__лететь, Б) пр__вязать, В) пр__лечь, Г) пр__милый.
|
Сидит Славочка на заборике,
А под ним на скамейке Боренька.
Боренька взял тетрадочку,
Написал: «Дурачок ты, Славочка».
Вынул Славочка карандашище,
Написал в тетрадь: «Ты дурачище».
Борище взял тетрадищу
Да как треснет по лбищу Славищу.
Славище взял скамеищу
Да как треснет Борище в шеищу.
Плачет Славочка под забориком,
Под скамеечкой плачет Боренька.
Тест.
1. Найди лишнее слово: А) гора, Б) гористый, В) гореть, Г) пригорок.
2. Найди слово, соответствующее схеме:
А) домик, Б) водный, В) бесстрашный, Г) читал.
3. Выберите верный ответ: – ешь является окончанием
А) сущ. ж. р. , Б) гл. н. ф. , В) гл. 2 л. ед. ч. I спр.
4. Найди слово с буквой ы А) сверх__дейный, Б) спорт__гра, В) раз__скать, Г) дез__нфекция
5. Найди слово с приставкой пре - А) пр__лететь, Б) пр__вязать, В) пр__лечь, Г) пр__милый.
|
Сидит Славочка на заборике,
А под ним на скамейке Боренька.
Боренька взял тетрадочку,
Написал: «Дурачок ты, Славочка».
Вынул Славочка карандашище,
Написал в тетрадь: «Ты дурачище».
Борище взял тетрадищу
Да как треснет по лбищу Славищу.
Славище взял скамеищу
Да как треснет Борище в шеищу.
Плачет Славочка под забориком,
Под скамеечкой плачет Боренька.
Тест.
1. Найди лишнее слово: А) гора, Б) гористый, В) гореть, Г) пригорок.
2. Найди слово, соответствующее схеме:
А) домик, Б) водный, В) бесстрашный, Г) читал.
3. Выберите верный ответ: – ешь является окончанием
А) сущ. ж. р. , Б) гл. н. ф. , В) гл. 2 л. ед. ч. I спр.
4. Найди слово с буквой ы А) сверх__дейный, Б) спорт__гра, В) раз__скать, Г) дез__нфекция
5. Найди слово с приставкой пре - А) пр__лететь, Б) пр__вязать, В) пр__лечь, Г) пр__милый.
Морфемика и словообразование как разделы лингвистики (повторение)
Цели урока. Повторить и обобщить материал изученного по морфемике 5 классе.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
-знаний о предмете изучения морфемики, словообразования, орфографии; - знания, что в основе слова заключено его лексическое значение, в корне — общее лексическое значение всех однокоренных слов; - знаний о грамматическом значение окончаний разных частей речи; - понимания о том, что морфемы — значимые части слова; - знания о различии однокоренных слов и форм одного и того же слова; - понимать грамматическое значение нулевого окончания существительных, грамматическое значение окончаний существительных, прилагательных, глаголов.
|
Метапредметные:
Регулятивные: осуществление регулятивных, коррекционных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе письменной и устной деятельности ; Познавательные: построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей при выполнении заданий письменного и устного характера.; извлечение необходимой информации из прослушанного текста ; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного и научного стилей. Коммуникативные: формулирование в виде устного ответа собственных знаний, умений, способность аргументировать и координировать, корректировать ихс позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; умение задавать вопросы; правильно строить монологическую речь во время ответа на поставленную задачу.; адекватно использовать речевые средства для решения различных задач.
|
Личностные:
формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками при работе в группе, в паре.
|
Тип урока: обобщение
Ход урока.
I. Организационный момент
2. Актуализация знаний
1. — Сейчас мы сыграем с вами в игру “Верно – неверно”. Если вы согласны со сказанным, то хлопайте 1 раз в ладоши.
- Морфема – значимая часть слова. (+)
- Словообразование – это образование новых слов при помощи суффиксов (-).
- Соединительными гласными бывают О – Е (+).
- Правописание приставок пре-/при– зависит от лексического значения (+).
- Приставка служит для связи слов в предложении (-).
2. Фронтальный опрос.
Что такое Морфемика? (то раздел науки о языке, в котором изучаются морфемы – части слова: приставка, корень, суффикс, окончание. )
Что такое морфема? (Морфема – наименьшая значимая часть слова. )
Какие морфемы вы знаете? (приставка, корень, суффикс, окончание, )
Форма одного и того же слова - это (лексическое значение остаётся тем же самым. Меняется только его грамматическое значение. )
Однокоренные слова - это слова с различным лексическим значением)
– Дайте определение приставки, суффикса, корня, окончания, основы.
III Работа над темой
Главной частью слова, его смысловым центром, является корень. От него появляются новые слова, как бутоны на цветке.
- Давайте, используя корень от слова вода образуем новые слова, которые будут являться глаголами (обезводить, наводнить, обводнить итд. )
- А теперь, попробуем образовать существительные (водичка, водица)
- Прилагательные (водный, подводный, безводный и т. д. )
А знаете ли вы, какое максимальное количество корней может быть в слове? (три – грязеводолечебница, самолетостроение)
- Еще одной важной морфемой в слове является окончание. Давайте проведем лингвистический эксперимент и определим, какую функцию оно выполняет. Прочитаем предложение Раннее утро, и дети идут в школу, опустив окончания в словах. Оно теперь звучит так: Ранн утр, и дет ид в школ. Как мы видим, окончание служит для связи слов в предложении и словосочетании.
- Прочитайте стихотворение и сделайте вывод о том, для чего в русском языке нужны суффиксы. При этом обратите внимание на следующие слова: Слава, забор, скамейка, Боря, тетрадь, карандаш, лоб, шея.
Сидит Славочка на заборике, А под ним на скамейке Боренька. Боренька взял тетрадочку, Написал: «Дурачок ты, Славочка». Вынул Славочка карандашище, Написал в тетрадь: «Ты дурачище». Борище взял тетрадищу Да как треснет по лбищу Славищу. Славище взял скамеищу
Да как треснет Борище в шеищу. Плачет Славочка под забориком, Под скамеечкой плачет Боренька.
Как вы смогли заметить, суффиксы имен существительных в этом стихотворении похожи на волшебный гриб из знаменитой сказки про Алису, который помогал девочке то вырасти, то снова уменьшиться. Они служат для образования новых слов.
Суффикс - ИЩ - увеличивает предметы, помогает тонкую тетрадь сделать толстой ТЕТРАДИЩЕЙ, а суффикс - ИК - , наоборот, все уменьшает и высокий ЗАБОРИЩЕ делает низким ЗАБОРИКОМ.
- Подобно суффиксу, приставка служит для образования новых слов. При помощи приставки мы можем изменить вид глагола и сделать незаконченное действие завершенным, например: писать - написать, бежать - прибежать.
В русском языке есть слова, достойные попасть в Книгу рекордов Гиннесса, так как в них подряд идут три приставки, что случается крайне редко. Это слова:
с - по - за ранку, пере - рас - пре - делить.
Упражнение1: Выделите суффиксы и образуйте новые слова, подобные данным.
Клеветник, проводник, сапожник, ударник, садовник; белизна, крутизна, тупизна, новизна, желтизна; честность, точность, смелость, успокоенность; удалец, молодец, купец, продавец, красавец, любимец
Упражнение2 Образуйте слова с данными морфемами. Составьте с ними предложения.
Работа по группам (парами). Выполните словообразовательный разбор слов
– развеселый, – овражек, – подсвечник, – бег, – лесовоз, – мороженое.
Обменяйтесь тетрадями и проверьте выполнение задания друг у друга.
Упражнение 3. Образуйте слова–корни, отбросив суффиксы и приставки.
Например : безветренный – ветер, закружиться – круг.
Наябедничать - , законченный - , погрешность - , намучиться - , продрогнуть - , ответвление - , преображение - , непринужденный - , неотчуждаемый - - , безупречный - .
4. Тест.
Найди лишнее слово: А) гора, Б) гористый, В) гореть, Г) пригорок.
Найди слово, соответствующее схеме: А) домик, Б) водный, В) бесстрашный, Г) читал.
Выберите верный ответ: – ешь является окончанием
А) сущ. ж. р. , Б) гл. н. ф. , В) гл. 2 л. ед. ч. I спр.
Найди слово с буквой ы А) сверх__дейный, Б) спорт__гра, В) раз__скать, Г) дез__нфекция
Найди слово с приставкой пре - А) пр__лететь, Б) пр__вязать, В) пр__лечь, Г) пр__милый.
4.Подведение итогов
Что такое морфемика? Что такое основа слова? Что такое окончание? Что такое корень? Что такое суффикс? Что такое приставка? Что нужно помнить при морфемном разборе?
5. Домашнее задание
Сидит Славочка на заборике,
А под ним на скамейке Боренька.
Боренька взял тетрадочку,
Написал: «Дурачок ты, Славочка».
Вынул Славочка карандашище,
Написал в тетрадь: «Ты дурачище».
Борище взял тетрадищу
Да как треснет по лбищу Славищу.
Славище взял скамеищу
Да как треснет Борище в шеищу.
Плачет Славочка под забориком,
Под скамеечкой плачет Боренька.
Тест.
1. Найди лишнее слово: А) гора, Б) гористый, В) гореть, Г) пригорок.
2. Найди слово, соответствующее схеме:
А) домик, Б) водный, В) бесстрашный, Г) читал.
3. Выберите верный ответ: – ешь является окончанием
А) сущ. ж. р. , Б) гл. н. ф. , В) гл. 2 л. ед. ч. I спр.
4. Найди слово с буквой ы А) сверх__дейный, Б) спорт__гра, В) раз__скать, Г) дез__нфекция
5. Найди слово с приставкой пре - А) пр__лететь, Б) пр__вязать, В) пр__лечь, Г) пр__милый.
|
Сидит Славочка на заборике,
А под ним на скамейке Боренька.
Боренька взял тетрадочку,
Написал: «Дурачок ты, Славочка».
Вынул Славочка карандашище,
Написал в тетрадь: «Ты дурачище».
Борище взял тетрадищу
Да как треснет по лбищу Славищу.
Славище взял скамеищу
Да как треснет Борище в шеищу.
Плачет Славочка под забориком,
Под скамеечкой плачет Боренька.
Тест.
1. Найди лишнее слово: А) гора, Б) гористый, В) гореть, Г) пригорок.
2. Найди слово, соответствующее схеме:
А) домик, Б) водный, В) бесстрашный, Г) читал.
3. Выберите верный ответ: – ешь является окончанием
А) сущ. ж. р. , Б) гл. н. ф. , В) гл. 2 л. ед. ч. I спр.
4. Найди слово с буквой ы А) сверх__дейный, Б) спорт__гра, В) раз__скать, Г) дез__нфекция
5. Найди слово с приставкой пре - А) пр__лететь, Б) пр__вязать, В) пр__лечь, Г) пр__милый.
|
Сидит Славочка на заборике,
А под ним на скамейке Боренька.
Боренька взял тетрадочку,
Написал: «Дурачок ты, Славочка».
Вынул Славочка карандашище,
Написал в тетрадь: «Ты дурачище».
Борище взял тетрадищу
Да как треснет по лбищу Славищу.
Славище взял скамеищу
Да как треснет Борище в шеищу.
Плачет Славочка под забориком,
Под скамеечкой плачет Боренька.
Тест.
1. Найди лишнее слово: А) гора, Б) гористый, В) гореть, Г) пригорок.
2. Найди слово, соответствующее схеме:
А) домик, Б) водный, В) бесстрашный, Г) читал.
3. Выберите верный ответ: – ешь является окончанием
А) сущ. ж. р. , Б) гл. н. ф. , В) гл. 2 л. ед. ч. I спр.
4. Найди слово с буквой ы А) сверх__дейный, Б) спорт__гра, В) раз__скать, Г) дез__нфекция
5. Найди слово с приставкой пре - А) пр__лететь, Б) пр__вязать, В) пр__лечь, Г) пр__милый.
|
Сидит Славочка на заборике,
А под ним на скамейке Боренька.
Боренька взял тетрадочку,
Написал: «Дурачок ты, Славочка».
Вынул Славочка карандашище,
Написал в тетрадь: «Ты дурачище».
Борище взял тетрадищу
Да как треснет по лбищу Славищу.
Славище взял скамеищу
Да как треснет Борище в шеищу.
Плачет Славочка под забориком,
Под скамеечкой плачет Боренька.
Тест.
1. Найди лишнее слово: А) гора, Б) гористый, В) гореть, Г) пригорок.
2. Найди слово, соответствующее схеме:
А) домик, Б) водный, В) бесстрашный, Г) читал.
3. Выберите верный ответ: – ешь является окончанием
А) сущ. ж. р. , Б) гл. н. ф. , В) гл. 2 л. ед. ч. I спр.
4. Найди слово с буквой ы А) сверх__дейный, Б) спорт__гра, В) раз__скать, Г) дез__нфекция
5. Найди слово с приставкой пре - А) пр__лететь, Б) пр__вязать, В) пр__лечь, Г) пр__милый.
|
|