СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Морфемика и словообразование как разделы лингвистики (повторение)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Морфемика и словообразование как разделы лингвистики (повторение)

Цели урока. Повторить и обобщить материал изученного по  морфемике 5 классе.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

-знаний о  предмете  изучения морфемики, словообразования, орфографии; - знания, что в основе слова заключено его лексическое значение, в корне — общее лексическое значение всех однокоренных слов; - знаний  о  грамматическом значение окончаний разных частей речи; -  понимания о том, что морфемы — значимые части слова; - знания  о различии однокоренных слов и форм одного и того же слова; -  понимать грамматическое значение нулевого окончания существительных, грамматическое значение окончаний существительных, прилагательных, глаголов.

Метапредметные:

Регулятивные: осуществление регулятивных, коррекционных  действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе письменной и устной  деятельности ; Познавательные: построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей при выполнении заданий письменного и устного характера.; извлечение необходимой информации из прослушанного текста ; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного и научного стилей. Коммуникативные: формулирование  в виде устного ответа собственных знаний, умений,  способность аргументировать и координировать, корректировать  ихс позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; умение задавать вопросы; правильно строить монологическую речь во время ответа на поставленную задачу.; адекватно использовать речевые средства для решения различных   задач.

Личностные:

формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками при работе в группе, в паре.

Тип урока:   обобщение 

Ход урока.

I. Организационный момент

2. Актуализация знаний

1. — Сейчас мы сыграем с вами в игру “Верно – неверно”. Если вы согласны со сказанным, то хлопайте 1 раз в ладоши.

  1. Морфема – значимая часть слова. (+)
  2. Словообразование – это образование новых слов при помощи суффиксов (-).
  3. Соединительными гласными бывают О – Е (+).
  4. Правописание приставок пре-/при– зависит от лексического значения (+).
  5. Приставка служит для связи слов в предложении (-).

2. Фронтальный опрос.

Что такое Морфемика? (то раздел науки о языке, в котором изучаются морфемы – части слова: приставка, корень, суффикс, окончание. )

Что такое морфема? (Морфема – наименьшая значимая часть слова. )

Какие морфемы вы знаете? (приставка, корень, суффикс, окончание, )

Форма одного и того же слова - это (лексическое значение остаётся тем же самым. Меняется только его грамматическое значение. )

Однокоренные слова - это слова с различным лексическим значением)

– Дайте определение приставки, суффикса, корня, окончания, основы.

 III Работа над темой

Главной частью слова, его смысловым центром, является корень. От него появляются новые слова, как бутоны на цветке.

 - Давайте, используя корень от слова вода образуем новые слова, которые будут являться глаголами (обезводить, наводнить, обводнить итд. )

 - А теперь, попробуем образовать существительные (водичка, водица)

 - Прилагательные (водный, подводный, безводный и т. д. )

А знаете ли вы, какое максимальное количество корней может быть в слове? (три – грязеводолечебница, самолетостроение)

 - Еще одной важной морфемой в слове является окончание. Давайте проведем лингвистический эксперимент и определим, какую функцию оно выполняет. Прочитаем предложение Раннее утро, и дети идут в школу, опустив окончания в словах. Оно теперь звучит так: Ранн утр, и дет ид в школ. Как мы видим, окончание служит для связи слов в предложении и словосочетании.

 - Прочитайте стихотворение и сделайте вывод о том, для чего в русском языке нужны суффиксы. При этом обратите внимание на следующие слова: Слава, забор, скамейка, Боря, тетрадь, карандаш, лоб, шея.

Сидит Славочка на заборике, А под ним на скамейке Боренька. Боренька взял тетрадочку, Написал: «Дурачок ты, Славочка». Вынул Славочка карандашище, Написал в тетрадь: «Ты дурачище». Борище взял тетрадищу Да как треснет по лбищу Славищу. Славище взял скамеищу

Да как треснет Борище в шеищу. Плачет Славочка под забориком, Под скамеечкой плачет Боренька.

Как вы смогли заметить, суффиксы имен существительных в этом стихотворении похожи на волшебный гриб из знаменитой сказки про Алису, который помогал девочке то вырасти, то снова уменьшиться. Они служат для образования новых слов.

Суффикс - ИЩ - увеличивает предметы, помогает тонкую тетрадь сделать толстой ТЕТРАДИЩЕЙ, а суффикс - ИК - , наоборот, все уменьшает и высокий ЗАБОРИЩЕ делает низким ЗАБОРИКОМ.

 - Подобно суффиксу, приставка служит для образования новых слов. При помощи приставки мы можем изменить вид глагола и сделать незаконченное действие завершенным, например: писать - написать, бежать - прибежать.

В русском языке есть слова, достойные попасть в Книгу рекордов Гиннесса, так как в них подряд идут три приставки, что случается крайне редко. Это слова:

с - по - за ранку, пере - рас - пре - делить.

Упражнение1: Выделите суффиксы и образуйте новые слова, подобные данным.

Клеветник, проводник, сапожник, ударник, садовник; белизна, крутизна, тупизна, новизна, желтизна; честность, точность, смелость, успокоенность; удалец, молодец, купец, продавец, красавец, любимец

Упражнение2 Образуйте слова с данными морфемами. Составьте с ними предложения.

Работа по группам (парами). Выполните словообразовательный разбор слов

– развеселый, – овражек, – подсвечник, – бег, – лесовоз, – мороженое.

Обменяйтесь тетрадями и проверьте выполнение задания друг у друга.

Упражнение 3. Образуйте слова–корни, отбросив суффиксы и приставки.

Например : безветренный – ветер, закружиться – круг.

Наябедничать - , законченный - , погрешность - , намучиться - , продрогнуть - , ответвление - , преображение - , непринужденный - , неотчуждаемый - - , безупречный - .

4. Тест.

Найди лишнее слово: А) гора, Б) гористый, В) гореть, Г) пригорок.

Найди слово, соответствующее схеме: А) домик, Б) водный, В) бесстрашный, Г) читал.

Выберите верный ответ: – ешь является окончанием

А) сущ. ж. р. , Б) гл. н. ф. , В) гл. 2 л. ед. ч. I спр.

Найди слово с буквой ы А) сверх__дейный, Б) спорт__гра, В) раз__скать, Г) дез__нфекция

Найди слово с приставкой пре - А) пр__лететь, Б) пр__вязать, В) пр__лечь, Г) пр__милый.

4.Подведение итогов

Что такое морфемика? Что такое основа слова? Что такое окончание? Что такое корень? Что такое суффикс? Что такое приставка? Что нужно помнить при морфемном разборе?

5. Домашнее задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сидит Славочка на заборике,

А под ним на скамейке Боренька.

Боренька взял тетрадочку,

Написал: «Дурачок ты, Славочка».

Вынул Славочка карандашище,

Написал в тетрадь: «Ты дурачище».

Борище взял тетрадищу

Да как треснет по лбищу Славищу.

Славище взял скамеищу

Да как треснет Борище в шеищу.

Плачет Славочка под забориком,

Под скамеечкой плачет Боренька.

Тест.

1. Найди лишнее слово: А) гора, Б) гористый, В) гореть, Г) пригорок.

2. Найди слово, соответствующее схеме:

А) домик, Б) водный, В) бесстрашный, Г) читал.

3. Выберите верный ответ: – ешь является окончанием

А) сущ. ж. р. , Б) гл. н. ф. , В) гл. 2 л. ед. ч. I спр.

4. Найди слово с буквой ы А) сверх__дейный, Б) спорт__гра, В) раз__скать, Г) дез__нфекция

5. Найди слово с приставкой пре - А) пр__лететь, Б) пр__вязать, В) пр__лечь, Г) пр__милый.

 

Сидит Славочка на заборике,

А под ним на скамейке Боренька.

Боренька взял тетрадочку,

Написал: «Дурачок ты, Славочка».

Вынул Славочка карандашище,

Написал в тетрадь: «Ты дурачище».

Борище взял тетрадищу

Да как треснет по лбищу Славищу.

Славище взял скамеищу

Да как треснет Борище в шеищу.

Плачет Славочка под забориком,

Под скамеечкой плачет Боренька.

Тест.

1. Найди лишнее слово: А) гора, Б) гористый, В) гореть, Г) пригорок.

2. Найди слово, соответствующее схеме:

А) домик, Б) водный, В) бесстрашный, Г) читал.

3. Выберите верный ответ: – ешь является окончанием

А) сущ. ж. р. , Б) гл. н. ф. , В) гл. 2 л. ед. ч. I спр.

4. Найди слово с буквой ы А) сверх__дейный, Б) спорт__гра, В) раз__скать, Г) дез__нфекция

5. Найди слово с приставкой пре - А) пр__лететь, Б) пр__вязать, В) пр__лечь, Г) пр__милый.

 

 

Сидит Славочка на заборике,

А под ним на скамейке Боренька.

Боренька взял тетрадочку,

Написал: «Дурачок ты, Славочка».

Вынул Славочка карандашище,

Написал в тетрадь: «Ты дурачище».

Борище взял тетрадищу

Да как треснет по лбищу Славищу.

Славище взял скамеищу

Да как треснет Борище в шеищу.

Плачет Славочка под забориком,

Под скамеечкой плачет Боренька.

Тест.

1. Найди лишнее слово: А) гора, Б) гористый, В) гореть, Г) пригорок.

2. Найди слово, соответствующее схеме:

А) домик, Б) водный, В) бесстрашный, Г) читал.

3. Выберите верный ответ: – ешь является окончанием

А) сущ. ж. р. , Б) гл. н. ф. , В) гл. 2 л. ед. ч. I спр.

4. Найди слово с буквой ы А) сверх__дейный, Б) спорт__гра, В) раз__скать, Г) дез__нфекция

5. Найди слово с приставкой пре - А) пр__лететь, Б) пр__вязать, В) пр__лечь, Г) пр__милый.

 

Сидит Славочка на заборике,

А под ним на скамейке Боренька.

Боренька взял тетрадочку,

Написал: «Дурачок ты, Славочка».

Вынул Славочка карандашище,

Написал в тетрадь: «Ты дурачище».

Борище взял тетрадищу

Да как треснет по лбищу Славищу.

Славище взял скамеищу

Да как треснет Борище в шеищу.

Плачет Славочка под забориком,

Под скамеечкой плачет Боренька.

Тест.

1. Найди лишнее слово: А) гора, Б) гористый, В) гореть, Г) пригорок.

2. Найди слово, соответствующее схеме:

А) домик, Б) водный, В) бесстрашный, Г) читал.

3. Выберите верный ответ: – ешь является окончанием

А) сущ. ж. р. , Б) гл. н. ф. , В) гл. 2 л. ед. ч. I спр.

4. Найди слово с буквой ы А) сверх__дейный, Б) спорт__гра, В) раз__скать, Г) дез__нфекция

5. Найди слово с приставкой пре - А) пр__лететь, Б) пр__вязать, В) пр__лечь, Г) пр__милый.

Морфемика и словообразование как разделы лингвистики (повторение)

Цели урока. Повторить и обобщить материал изученного по  морфемике 5 классе.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

-знаний о  предмете  изучения морфемики, словообразования, орфографии; - знания, что в основе слова заключено его лексическое значение, в корне — общее лексическое значение всех однокоренных слов; - знаний  о  грамматическом значение окончаний разных частей речи; -  понимания о том, что морфемы — значимые части слова; - знания  о различии однокоренных слов и форм одного и того же слова; -  понимать грамматическое значение нулевого окончания существительных, грамматическое значение окончаний существительных, прилагательных, глаголов.

Метапредметные:

Регулятивные: осуществление регулятивных, коррекционных  действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе письменной и устной  деятельности ; Познавательные: построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей при выполнении заданий письменного и устного характера.; извлечение необходимой информации из прослушанного текста ; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного и научного стилей. Коммуникативные: формулирование  в виде устного ответа собственных знаний, умений,  способность аргументировать и координировать, корректировать  ихс позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; умение задавать вопросы; правильно строить монологическую речь во время ответа на поставленную задачу.; адекватно использовать речевые средства для решения различных   задач.

Личностные:

формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками при работе в группе, в паре.

Тип урока:   обобщение 

Ход урока.

I. Организационный момент

2. Актуализация знаний

1. — Сейчас мы сыграем с вами в игру “Верно – неверно”. Если вы согласны со сказанным, то хлопайте 1 раз в ладоши.

  1. Морфема – значимая часть слова. (+)
  2. Словообразование – это образование новых слов при помощи суффиксов (-).
  3. Соединительными гласными бывают О – Е (+).
  4. Правописание приставок пре-/при– зависит от лексического значения (+).
  5. Приставка служит для связи слов в предложении (-).

2. Фронтальный опрос.

Что такое Морфемика? (то раздел науки о языке, в котором изучаются морфемы – части слова: приставка, корень, суффикс, окончание. )

Что такое морфема? (Морфема – наименьшая значимая часть слова. )

Какие морфемы вы знаете? (приставка, корень, суффикс, окончание, )

Форма одного и того же слова - это (лексическое значение остаётся тем же самым. Меняется только его грамматическое значение. )

Однокоренные слова - это слова с различным лексическим значением)

– Дайте определение приставки, суффикса, корня, окончания, основы.

 III Работа над темой

Главной частью слова, его смысловым центром, является корень. От него появляются новые слова, как бутоны на цветке.

 - Давайте, используя корень от слова вода образуем новые слова, которые будут являться глаголами (обезводить, наводнить, обводнить итд. )

 - А теперь, попробуем образовать существительные (водичка, водица)

 - Прилагательные (водный, подводный, безводный и т. д. )

А знаете ли вы, какое максимальное количество корней может быть в слове? (три – грязеводолечебница, самолетостроение)

 - Еще одной важной морфемой в слове является окончание. Давайте проведем лингвистический эксперимент и определим, какую функцию оно выполняет. Прочитаем предложение Раннее утро, и дети идут в школу, опустив окончания в словах. Оно теперь звучит так: Ранн утр, и дет ид в школ. Как мы видим, окончание служит для связи слов в предложении и словосочетании.

 - Прочитайте стихотворение и сделайте вывод о том, для чего в русском языке нужны суффиксы. При этом обратите внимание на следующие слова: Слава, забор, скамейка, Боря, тетрадь, карандаш, лоб, шея.

Сидит Славочка на заборике, А под ним на скамейке Боренька. Боренька взял тетрадочку, Написал: «Дурачок ты, Славочка». Вынул Славочка карандашище, Написал в тетрадь: «Ты дурачище». Борище взял тетрадищу Да как треснет по лбищу Славищу. Славище взял скамеищу

Да как треснет Борище в шеищу. Плачет Славочка под забориком, Под скамеечкой плачет Боренька.

Как вы смогли заметить, суффиксы имен существительных в этом стихотворении похожи на волшебный гриб из знаменитой сказки про Алису, который помогал девочке то вырасти, то снова уменьшиться. Они служат для образования новых слов.

Суффикс - ИЩ - увеличивает предметы, помогает тонкую тетрадь сделать толстой ТЕТРАДИЩЕЙ, а суффикс - ИК - , наоборот, все уменьшает и высокий ЗАБОРИЩЕ делает низким ЗАБОРИКОМ.

 - Подобно суффиксу, приставка служит для образования новых слов. При помощи приставки мы можем изменить вид глагола и сделать незаконченное действие завершенным, например: писать - написать, бежать - прибежать.

В русском языке есть слова, достойные попасть в Книгу рекордов Гиннесса, так как в них подряд идут три приставки, что случается крайне редко. Это слова:

с - по - за ранку, пере - рас - пре - делить.

Упражнение1: Выделите суффиксы и образуйте новые слова, подобные данным.

Клеветник, проводник, сапожник, ударник, садовник; белизна, крутизна, тупизна, новизна, желтизна; честность, точность, смелость, успокоенность; удалец, молодец, купец, продавец, красавец, любимец

Упражнение2 Образуйте слова с данными морфемами. Составьте с ними предложения.

Работа по группам (парами). Выполните словообразовательный разбор слов

– развеселый, – овражек, – подсвечник, – бег, – лесовоз, – мороженое.

Обменяйтесь тетрадями и проверьте выполнение задания друг у друга.

Упражнение 3. Образуйте слова–корни, отбросив суффиксы и приставки.

Например : безветренный – ветер, закружиться – круг.

Наябедничать - , законченный - , погрешность - , намучиться - , продрогнуть - , ответвление - , преображение - , непринужденный - , неотчуждаемый - - , безупречный - .

4. Тест.

Найди лишнее слово: А) гора, Б) гористый, В) гореть, Г) пригорок.

Найди слово, соответствующее схеме: А) домик, Б) водный, В) бесстрашный, Г) читал.

Выберите верный ответ: – ешь является окончанием

А) сущ. ж. р. , Б) гл. н. ф. , В) гл. 2 л. ед. ч. I спр.

Найди слово с буквой ы А) сверх__дейный, Б) спорт__гра, В) раз__скать, Г) дез__нфекция

Найди слово с приставкой пре - А) пр__лететь, Б) пр__вязать, В) пр__лечь, Г) пр__милый.

4.Подведение итогов

Что такое морфемика? Что такое основа слова? Что такое окончание? Что такое корень? Что такое суффикс? Что такое приставка? Что нужно помнить при морфемном разборе?

5. Домашнее задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сидит Славочка на заборике,

А под ним на скамейке Боренька.

Боренька взял тетрадочку,

Написал: «Дурачок ты, Славочка».

Вынул Славочка карандашище,

Написал в тетрадь: «Ты дурачище».

Борище взял тетрадищу

Да как треснет по лбищу Славищу.

Славище взял скамеищу

Да как треснет Борище в шеищу.

Плачет Славочка под забориком,

Под скамеечкой плачет Боренька.

Тест.

1. Найди лишнее слово: А) гора, Б) гористый, В) гореть, Г) пригорок.

2. Найди слово, соответствующее схеме:

А) домик, Б) водный, В) бесстрашный, Г) читал.

3. Выберите верный ответ: – ешь является окончанием

А) сущ. ж. р. , Б) гл. н. ф. , В) гл. 2 л. ед. ч. I спр.

4. Найди слово с буквой ы А) сверх__дейный, Б) спорт__гра, В) раз__скать, Г) дез__нфекция

5. Найди слово с приставкой пре - А) пр__лететь, Б) пр__вязать, В) пр__лечь, Г) пр__милый.

 

Сидит Славочка на заборике,

А под ним на скамейке Боренька.

Боренька взял тетрадочку,

Написал: «Дурачок ты, Славочка».

Вынул Славочка карандашище,

Написал в тетрадь: «Ты дурачище».

Борище взял тетрадищу

Да как треснет по лбищу Славищу.

Славище взял скамеищу

Да как треснет Борище в шеищу.

Плачет Славочка под забориком,

Под скамеечкой плачет Боренька.

Тест.

1. Найди лишнее слово: А) гора, Б) гористый, В) гореть, Г) пригорок.

2. Найди слово, соответствующее схеме:

А) домик, Б) водный, В) бесстрашный, Г) читал.

3. Выберите верный ответ: – ешь является окончанием

А) сущ. ж. р. , Б) гл. н. ф. , В) гл. 2 л. ед. ч. I спр.

4. Найди слово с буквой ы А) сверх__дейный, Б) спорт__гра, В) раз__скать, Г) дез__нфекция

5. Найди слово с приставкой пре - А) пр__лететь, Б) пр__вязать, В) пр__лечь, Г) пр__милый.

 

 

Сидит Славочка на заборике,

А под ним на скамейке Боренька.

Боренька взял тетрадочку,

Написал: «Дурачок ты, Славочка».

Вынул Славочка карандашище,

Написал в тетрадь: «Ты дурачище».

Борище взял тетрадищу

Да как треснет по лбищу Славищу.

Славище взял скамеищу

Да как треснет Борище в шеищу.

Плачет Славочка под забориком,

Под скамеечкой плачет Боренька.

Тест.

1. Найди лишнее слово: А) гора, Б) гористый, В) гореть, Г) пригорок.

2. Найди слово, соответствующее схеме:

А) домик, Б) водный, В) бесстрашный, Г) читал.

3. Выберите верный ответ: – ешь является окончанием

А) сущ. ж. р. , Б) гл. н. ф. , В) гл. 2 л. ед. ч. I спр.

4. Найди слово с буквой ы А) сверх__дейный, Б) спорт__гра, В) раз__скать, Г) дез__нфекция

5. Найди слово с приставкой пре - А) пр__лететь, Б) пр__вязать, В) пр__лечь, Г) пр__милый.

 

Сидит Славочка на заборике,

А под ним на скамейке Боренька.

Боренька взял тетрадочку,

Написал: «Дурачок ты, Славочка».

Вынул Славочка карандашище,

Написал в тетрадь: «Ты дурачище».

Борище взял тетрадищу

Да как треснет по лбищу Славищу.

Славище взял скамеищу

Да как треснет Борище в шеищу.

Плачет Славочка под забориком,

Под скамеечкой плачет Боренька.

Тест.

1. Найди лишнее слово: А) гора, Б) гористый, В) гореть, Г) пригорок.

2. Найди слово, соответствующее схеме:

А) домик, Б) водный, В) бесстрашный, Г) читал.

3. Выберите верный ответ: – ешь является окончанием

А) сущ. ж. р. , Б) гл. н. ф. , В) гл. 2 л. ед. ч. I спр.

4. Найди слово с буквой ы А) сверх__дейный, Б) спорт__гра, В) раз__скать, Г) дез__нфекция

5. Найди слово с приставкой пре - А) пр__лететь, Б) пр__вязать, В) пр__лечь, Г) пр__милый.

Просмотр содержимого документа
«Морфемика и словообразование как разделы лингвистики (повторение)»

Урок № 66 _________________

Стихотворения отечественных поэтов начала ХХ века.С. А. Есенин. Стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная…», «Низкий дом с голубыми ставнями», « Я покинул родимый дом…», «Топи да болота»

Цели урока. выяснить, как относится С.А. Есенин к родной природе; выяснить, какие средства художественной выразительности использовал поэт в своих стихах, чтобы показать русскую природу; определить, какие качества личности воспитывают стихи С.А.Есенина; научиться выразительно читать стихи Есенина;

Ход урока.

I. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний Проверка домашнего задания

3. Работа над темой урока

А) Гой тыРусьмоя родная

История создания – стихотворение написано в 1914 году, а опубликовано в 1916 г. в сборнике «Радуница».

Тема стихотворения – русские просторы, искренняя любовь к родине.

Композиция – Анализируемое стихотворение – это монолог лирического героя, в котором гармонично сплетаются описания народного быта и необъятных прекрасных просторов. Он состоит из пяти катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – четырёхстопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«синь сосет глаза», «звонко чахнут тополя», «прозвенит девичий смех».

Эпитеты«Русь родная», «низенькие околицы», «кроткий Спас», «весёлый пляс».

Сравнения«как захожий богомолец, я смотрю твои поля», «… как серёжки, прозвенит девичий смех».

Б) «Низкий дом с голубыми ставнями»

История создания – стихотворение было написано в 1924 году, впервые его опубликовали в журнале «Русский современник в 1924 г.

Тема стихотворения – искренняя любовь к малой родине, вечная память о родительском доме.

Композиция – Анализируемое произведение делится на две части: воспоминание о доме, описание родных сердцу пейзажей. Произведение состоит из семи катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – трёхстопный анапест, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«отзвучавшие в сумрак года», «поле, луга и лес, принакрытые сереньким ситцем этих северных бедных небес», «навеки имею нежность грустную русской души», «под этим дешевеньким ситцем ты мила мне, родимая выть ».

Эпитеты«северные, бедные небеса», «седые журавли», «тощие дали», «ракитник, кривой и безлистный», «разбойные свисты».

В) « Я покинул родимый дом…»

История создания – стихотворение создано в 1918 году, когда поэт покинул село, в котором родился и вырос, в нём отразились последствия переезда: грусть по прошлому, переживания поэта.

Тема – стихотворение отражает тему, сквозную для лирики Есенина – любовь к малой Родине, тоска по ней.

Композиция – линейная, можно выделить четыре последовательные части: воспоминания о матери, отце, печаль о том, что расставание не скоро закончится и сопоставление самого поэта с кленом, который “стережёт голубую Русь”, так любимую Есениным.

Жанр – произведение относится к жанру лирического стихотворения.

Стихотворный размер – произведение состоит из четырёх строф, представляющих собой четверостишия, написанные анапестом (трехсложный размер с ударением на последний слог), используется точная и неточная, мужская рифма, способ рифмовки – перекрёстный АВАВ.

Метафоры “березняк над прудом теплит… “кто листьев целует дождь”грусть”,м , “седина у отца пролилась в бороде”.

Олицетворения“долго петь и звенеть пурге”, “Стережёт голубую Русь старый клён на одной ноге”.

Эпитеты “голубую Русь”, “старый клён”, “на тихой воде”.

Сравнение “Золотою лягушкой луна распласталась…”, “Словно яблонный цвет, седина”.

Г) «Топи да болота»

История создания – стихотворение написано в первый год пребывания поэта в Москве, в 1914-м. Опубликовано оно в первой книге Есенина – “Радуница”.

Тема – любовь к малой Родине.

Композиция – одночастная, на протяжении четырёх строф автор рисует идиллическую картину осени в своём родном крае.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – трёхстопный хорей.

Эпитеты“синий плат”, “тёмные ели”, “суховатая липа”, “ветряной посвист”, родной край”, “забытый край”.

Метафоры“хвойной позолотой взвенивает лес”, “лесные кудри”, “плат небес”.

Олицетворение“елям снится”, “ракиты слухают”.

Рефлексия. - Что вы сегодня почувствовали, когда читали стихотворение?

- Какие чувства к Родине передал в своих стихотворениях С.А. Есенин?

- Испытали ли вы эти чувства?

Домашнее задание. учить наизусть





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!