Просмотр содержимого документа
«Морфемика и словообразование (на 2 урока) 6 класс (Ладыженская)»
Морфемика и словообразование
ЦЕЛИ
- актуализировать знания в области морфемики
- познакомить с понятиями словообразование, производное слово, непроизводное слово
- развить умения выделять части слова, определять значения суффиксов и приставок, группировать однокоренные слова, разграничивать однокоренные слова и формы одного и того же слова
Морфемика - это раздел науки о языке, в котором изучается, из каких значимых частей состоит слово.
Словообразование - это раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова.
Чтение теории в учебнике
Вставьте пропущенные слова или словосочетания, которые помогут вам вспомнить определения частей слова (морфем).
Окончание - это значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Среди окончаний есть нулевые окончания.
Основа - это часть изменяемого слова без окончания или всё неизменяемое слово. В основе слова заключено его лексическое значение.
Корень - это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
Суффикс - это значимая часть слова, которая находится после корня или после другого суффикса и служит для образования слов.
Приставка - это значимая часть слова, которая находится перед корнем или перед другой приставкой и служит для образования слов.
Упр. 201
Упр. 202
Упр. 203
Упр. 204
Лингвистическая разминка
- Разберите по составу слово вынуть.
- Найдите родственные слова в цепочке: горячий, горянка, горчица.
- Выделите корни в словах: сестрёнка, черешенка, реченька, вишенка.
- Подберите однокоренные слова — имена существительные к глаголу дать.
Проверка
- В слове вынуть нет корня
- родственных слов нет
- сестр-; черешен-; реч-; вишен-
- дача, выдача, задача, задачка, отдача, передача, подача, подачка, поддача, раздача, раздатчик, сдача, пересдача, приданое, бесприданница и др.
Проверка домашнего задания
Упр. 202
Упр. 205
Упр. 206
Контроль за усвоением материала
- Одна и та же приставка есть у слов в ряду:
а) вскормить, вскочить
б) подвести, подвинуть
в) надписать, надстроить
2. Одинаковое значение имеют суффиксы в ряду:
а) ярославец, пловец
б) орлёнок, зайчонок
в) подстаканник, шутник
3. Одинаковая согласная пишется в приставках в ряду:
а) и—коса, ра—вести
б) во—нестись, ра—писать
в) бе—конечный, бе—хозный
4. Ошибка в употреблении слова есть в словосочетании:
а) поставить в документе роспись
б) воинское звание
в) стекольный завод
Проверка
Ответы:
1 в
2 б
3 в
4 а
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Упр. 207 (составить однокоренные слова с корнем уч и выделить морфемы в словах)