Тема урока: Морфемный разбор слова.
Место и роль урока в изучаемой теме: урок «открытия» нового знания расширяет представления учащихся о морфемном разборе слова.
Цель урока: Познакомить с порядком устного и письменного морфемного разбора; научить проводить морфемный разбор слова; формировать навык выделения значимых частей слова.
Этап урока | Цель | Содержание учебного материала | Методы и приёмы работы | ФОУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Подготовить учащихся на эмоциональном и психологическом уровне к усвоению изучаемого материала. | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. | | Фронтальная | Вступительное слово: - Ребята, сегодняшний урок русского языка мне бы хотелось начать с афоризма: «Самое меньшее благо в жизни - это богатство, самое большое - мудрость». - Как вы понимаете его смысл? Синтаксическая минутка: записать афоризм, выделить основу и второстепенные члены предложения и начертить схему. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Установить преемственность между новыми и прежними знаниями. Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности. | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Беседа по вопросам, ответы на вопросы. | Эвристическая беседа, ответы на вопросы | Фронтальная, групповая. | Беседа по вопросам: - Что такое морфема? - Назовите морфемы, из которых может состоять основа слова. - Для чего служат приставки и суффикс? - Чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов? | Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. |
Выявление места и причины затруднения | Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. | 1. Игра «Кто быстрее?» Задание по вариантам. 2. Игра «Составь слово». - От глагола понёс взять приставку. - От глагола дарить - корень. - От существительного кружок — суффикс. - От глагола побелел взять корень. - От прилагательного маленький - суффикс. - От прилагательного синий - окончание. - От глагола пришёл взять приставку. - От глагола улетел - корень. - От глагола бежит – окончание. 3. 1. Я задверил руку. (Прищемил руку дверью.) 2. Замолоточь этот гвоздик! (Забей молотком этот гвоздик.) 3. Я намакаронился. (Наелся макарон.) 4. То нельзя, это нельзя, а что льзя? (Можно.) 5. Из трубы дым трубится. (Вьётся, струится.) - Сделаем вывод: для чего мы должны знать состав слова? (Чтобы правильно, без ошибок, образовывать и писать слово, уметь членить его на морфемы). | Эвристическая беседа, игра по группам, письменная работа. | Индивидуальная, групповая. | Игра «Кто быстрее?» Задание по вариантам. - Приставка неизвестна, но зато есть другие части слова. Придумайте слова с разными приставками, запишите в тетради и выделите в них суффиксы. I вариант: ¬ + нести. II вариант: ¬ + лететь. - Какой вывод мы можем сделать? (Меняется приставка, меняется и значение всего слова.) 2. Игра «Составь слово». - А давайте сами попробуем сконструировать слова с помощью отдельных морфем. Работаем в тетради молча, кто первый запишет слово, поднимает руку и даёт готовый ответ. Выделите морфемы в словах. - Какое слово получилось? (Прилетит.) - Какой вывод мы можем сделать? (Морфемы являются значимыми частями слова, с их помощью создаются новые слова.) 3. - Есть чудесная книга К. И. Чуковского «От двух до пяти». В ней собраны слова ребят самого маленького возраста. Давайте посмотрим, правильно ли они образовали слова, а если нет, исправим предложения и дадим верное толкование данным выражениям. Организует и сопровождает деятельность обучающихся, подводит к формулировке вывода. | Принимают участие в обучающей игре, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов. Выполняют элементарные физические упражнения. |
Построение проекта выхода из затруднения | Сформулировать учебную цель и определить стратегию работы по устранению затруднений. | Игра «Четвёртый лишний». - Давайте вернёмся к такой морфеме, как корень слова. Перед вами ряды слов, одно из них в каждом ряду лишнее. Нужно не только найти его, но и объяснить почему? 1. Гора, гористый, горец, горевать. (Печалиться.) 2. Водитель, водный, водить, заводить. (Разные значения.) 3. Дом, домовой, домовладелец, о доме. (Формы слова.) 4. Лес, лесовод, к лесу, перелесок. (Формы слова.) Примерный вывод: у слов может совпадать звучание или написание корня, но значение будет разным. Чтобы не ошибиться, надо выяснить смысл слова. | Обучающая игра. Составление памятки, беседа по вопросам. | Групповая | Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. - Сегодня мы познакомимся с порядком морфемного разбора слов и научимся этот разбор проводить. Но сначала еще одна игра. Организует и сопровождает деятельность обучающихся, подводит к формулировке вывода. | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. |
Реализация построения проекта | Раскрыть сущность нового понятия через усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. | Творческая практическая деятельность. На слайде ин.доски: порядок разбора. Дано слово перевозчик. Образец рассуждения: Перевозчик - перевозчика. В слове нулевое окончание. Основа -перевозчик- указывает, что имя существительное стоит в Им. п. ед. ч. Суффикс -чик-, он обозначает лиц по роду занятий. В слове есть приставка пере-. Она имеет значение передвижения с одного места на другое. Возить - вожу, возил, повозка. Корень -воз-. Знакомство с письменным разбором стр. 28. | Беседа, знакомство с порядком морфемного разбора на основе текста учебника. | Групповая, индивидуальная. | - Познакомимся с образцом устного разбора. | Воспринимают на слух информацию, оформляют памятки. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Обобщить и систематизировать знания и выявить рациональные способы применения их на практике. | Материал для разбора. Трактористы, привозим, вносить, сварщик, парашютистка, синеватая (даль). Объяснительный диктант. Нет снегопада. А каждый зверь так много пишет, что потом не распутаешь. И всякий норовит поперёк чужой строчки написать своё. Кто с утра до вечера, кто с вечера до утра. Никто не скроется от внимательного глаза до весны, пока не растают страницы белой книги. | Письменная работа. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемой проблемы. | Индивидуальная, групповая. | Давайте потренируемся в морфемном разборе. Работать будем в группах, а потом каждая группа познакомит нас с результатами. - Разберите по составу слова: распутаешь, строчки, написать. | Знакомят с результатами работы группы, слушают и обсуждают ответы товарищей. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Развивать умения решать учебно-познавательные задачи. | Пылеводонепроницаемые (часы ) - С какой морфемы мы начнём? (С окончания.) Проводится морфемный разбор слова. Самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений, подобранных учителем в соответствии с уровнем подготовки класса. | Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов дидактического материала. | Индивидуальная | - Давайте покажем, что мы - настоящие знатоки русского языка. Выполним задание на листочках. - Разберите по составу очень большое и сложное слово, оно состоит из 21 буквы и целых 23 звуков. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке. | Выполняют задания, проводят морфемный разбор слов. Задают вопросы для уточнения информации. |
Физкультминутка | Снять эмоциональную усталость, предупредить утомление. | Алгоритм выполнения физических упражнений в стихотворной форме. | Повторение упражнений по заданному образцу. | Фронтальная | Раз – подняться, подтянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать, Шесть – успокоиться и сесть. | Выполняют элементарные физические упражнения. |
Включение в систему знаний и повторение | Повторение и закрепление ранее изученного, выявление границы применимости нового знания, включение нового способа действий в систему знаний. | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы. | Работа с учебником литературы. | Фронтальная | Каков же порядок выделения морфем? - Выпишите из любого литературного произведения (учебник литературы) существительное, прилагательное, глагол и проведите их морфемный разбор. | Пишут самостоятельную работу. Отвечают на вопросы |
Рефлексия учебной деятельности | Оценить результативность работы на уроке. | Работа с листами обратной связи и сигнальными картами. | Заключительная беседа по вопросам. Оценивание эмоционального состояния и учебных достижений. | Индивидуальная, групповая. | - Что нового узнали на уроке? - Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? - Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? - Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился -карточку с улыбающимся лицом, нет - карточку с грустным лицом. | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют листы обратной связи. |
Дополнительная информация |
Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС | Урок «открытия» нового знания расширяет представления учащихся о морфемном разборе слова, имеет в своей основе системно-деятельностный подход. В ходе урока будут развиваться УУД: Личностные: понимать необходимость изучения данной темы и её практическое применение; критически оценивать свои результаты; Регулятивные: контролировать и корректировать свою деятельность; формировать вопросы по учебному материалу; давать самооценку и взаимооценку учебной деятельности; Коммуникативные: умение приходить к общему решению в совместной деятельности. Рефлексия учебной деятельности позволяет оценить результативность урока и выявить затруднения, возникшие у школьников. |
Ресурсы, оборудование и материалы | Интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация. |
Список учебной и дополнительной литературы | Богданова, Г. А. Уроки русского языка в 5 классе [Текст] : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2015. Ладыженская, Т. А. Русский язык. 5 класс : методические рекомендации [Текст] : пособие для учителя / Т. А. Ладыженская [и др.]. - М.: Просвещение, 2014. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. Ч.1 [Автор –составитель МеркинГ.С. ] – 9-е изд.- М. «Русское слово», 2014 – 326с. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. Ч. 2 / [Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростнецова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. – 5 –е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 191 с. Потапова Г.Н. Диктанты по русскому языку: к учебнику Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс» - М.Просвещение, 2015. -127с. |
Ссылки на использованные интернет-ресурсы | http://www.uroki.net http://www.zavuch.info http://festival.1september.ru/subjects http://www.intergu.ru |
Дидактическое обеспечение урока ССЫЛКИ | - |
Используемые педагогические технологии, методы и приемы | Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений | нет |
Дополнительная необходимая информация | нет |