СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Морфемный разбор слова

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Морфемный разбор слова»

Урок русского языка в 5 классе

Тема: Морфемный состав слова


Цели урока: сформировать универсальные учебные действия:

  • Предметные: знание понятий раздела, умение производить морфемный разбор слова, умение применять изученные орфографические правила.

  • Коммуникативные: соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.

  • Регулятивные: способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), определять последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.

  • Личностные: способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.


Основные виды деятельности учащихся: самостоятельное определение темы и целей урока, морфемный разбор, работа с текстом, поиск информации, систематизация, рефлексия.


Оборудование урока: раздаточный материал с заданиями, презентация

Ход урока: 

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята

Прозвенел звонок.

Начинается урок.

Все готовы.

Всё в порядке.

Ручки, книжки и тетрадки.

Все готовы получать

Только лишь оценку 5.


Сегодня у нас с вами необычный урок. У нас сегодня гости – ваши учителя.

11. Запишите число в тетради.


Мы начнем урок с небольшой разминки.

  1. . Давайте повторим основные понятия по теме.

- Как называется раздел, позволяющий делить слова на части?

- Как называются эти части?

- Назовите морфемы.

- Предлагаю начать с окончания. Почему именно с окончания? Что называется окончанием?

- Все ли слова имеют окончания?

- Что такое основа?

- Из каких морфем может состоять основа?

- Всегда ли суффиксы входят в основу?

- Назовите формообразующие морфемы?

- Что такое корень? Как найти в слове корень?

- Что такое приставка?

- А суффикс?

- Почему морфемы называют значимыми частями слова?

-Оцените свои знания теории.



1111. Работа в группе (составить слова, используя указанные морфемы) Начнём урок с небольшого задания на сообразительность. Попробуйте догадаться, о каком слове идёт речь

ПРИСТАВКА

КОРЕНЬ

СУФФИКС

ОКОНЧАНИЕ

СЛОВО

походка

слово

сестрицы

река

пословица

налетели

ученик

куст

молчит

научит

коньки

мудрец

старость

домики

мудрости









Запишите полученное предложение . (1 уч у доски)


Пословица научит мудрости.


  1. 5. Открытие» новой темы. Посмотрите, что мы сделали с записанными нами словами?

(разобрали по составу,  или выполнили морфемный разбор)

Я думаю, вы готовы сформулировать тему сегодняшнего урока.

Запись в тетрадь: «Морфемный разбор слова»

- А какие задачи мы поставим перед собой на сегодняшний урок?

(Повторить основные понятия по теме;

Познакомиться с порядком морфемного разбора;

Потренироваться в морфемном разборе слов).

Проверьте себя. Правильно ли вы выполнили морфемный разбор?

(нет, мы не выделили основу слова)

Сделайте это самостоятельно. Что нужно сделать, чтобы найти основу слова?

(изменить слово и отбросить окончание)

-Устно проверяем правильность выделения основы.

-Для чего нужно уметь разбирать слово по составу? Понимать, из каких частей состоит слово?

(чтобы правильно писать)

-Запишите полученное предложение . (1 уч у доски)


Пословица научит мудрости

-Укажите морфемы в словах


2)-синтаксический разбор предложения

Мудрым никто не родился, а научился.

- Выделите морфемы


Молодцы, ребята! Вы справились с заданием.

  1. Новые понятия и способы действия


И целью урока является: научиться правильно делать морфемный разбор слов.

Давайте еще раз повторим. Без чего не может существовать слово? (без корня). Что мы еще выделяем при разборе слова по составу (приставку, суффикс, окончание, основу).

Главное – запомните, что разбор слова по составу называется морфемным разбором.

Правильную последовательность морфемного разбора вы мне сами скажите, прочитав её в параграфе учебника. П.12 стр. 181. Давайте его прочитаем, выделим последовательность. ). Здесь мы найдём порядок морфемного разбора. Так ли вы разбирали слова? Давайте прочитаем.

- Вас ничто не удивило?

- Зачем в начале разбора предлагается определить, какой частью речи является слово?







Запомните эту последовательность!!!


  1. Формирование умений и навыков

4. Чтобы вспомнить все морфемы, напишем маленький терминологический диктант.

Под диктовку пишем:

Приставка, корень, окончание, основа слова, морфема, морфемный разбор.

Как вы считаете, какого слова или слов не хватает, что ещё необходимо дописать?

(суффикс)

Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте .Проверьте работу по данному образцу.

Кто не допустил ни одной ошибки? – 5!

Кто допустил 1ошибку – 4!

2 – 3ошибки – 3!

Более 3 ошибок – 2!

Оцените себя

А теперь закрепим нашу тему:

Морфемный разбор слов: Упр 87 стр 182 (Работа в паре)

2 ученика у доски


Проверка.



Физкультминутка

Игра «Да – нет».

Хлопните всего разок,

Если в слове есть предлог,

А приставку услыхали –

Хором все ее назвали.

Поехали, до школы, перешел, за ворота, добежал, нарисовать,
по траве, про кота.



Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать,

Шесть – успокоиться и сесть.

6. Задание: Выделите окончание (слайд ). Самостоятельно. Проверка друг у друга.

Сторона, мороз, сегодняшний, завтра, гуляю.

Задание: выделите основу (слайд 1).

Авиация, колотушка, хорошо, бежать, тренеру.

- Следующая морфема это… (суффикс). Где находится? (После корня) Для чего служит суффикс? (Для образования новых слов).

Задание: При помощи суффиксов образуйте слова, которые обозначают профессии (слайд ).

Гитара (гитарист), баян (баянист), груз (грузчик), виолончель (виолончелист), охота (охотник).

На очереди приставка. Какие знаете приставки? Где находится приставка? (Перед корнем). Слайд ...

- А теперь обратимся к главной морфеме, без которой не может существовать слово. Правильно, это корень.

Что такое корень? (слайд ). Напомнить, что бывают омонимичные корни. Они разные по лексическому значению (водитель, вода).

Задание: записать однокоренные слова к слову ДОРОГА (1 вариант), ВОДА (2 вариант). Проверка с места.

7. Морфемный разбор.

А) Упр. 86(2) – стр.182

Б) Упр. 87 (2) – стр.182

В) «По цепочке».

Прочитать, чтение, почитаем, читаю, зачитали.

- Что вы заметили?

Г) Задание: найдите неверно разобранное слово.

Ус-меш-к-а, без-грамот-н-ая, по-втор-ени-е, подо-бр-а-ть, подо-кон-ник.

Д) Задание: «Третий лишний» (слайд ).

Найдите лишнее слово. Сделайте морфемный разбор лишних слов.

Е) Задание: по данным схемам составьте слова. Кто быстрее выполнит задание?

8. Итог урока. Опрос:

  • Что нужно определить прежде, чем выделять морфемы?

  • Каков порядок выделения морфем?

  • Как выделить окончание?

  • Из каких морфем состоит основа?

9. Д/З: стр. 182, упр. 88 (задания) Выполнить карточку

10. Рефлексия. Оцените, пожалуйста, себя.

Красное яблоко – всё понятно ,тему хорошо знаю

Жёлтое- делаю ошибки

Зелёное- не получается . Тему не знаю



7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!