СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Морфемика. Словообразование.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация подготовлена к уроку русского языка в 5 классе.

Просмотр содержимого документа
«Морфемика. Словообразование.»

  Раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова

Раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова

  Слова состоят из значимых частей: приставок, корней, суффиксов, окончаний.   Все эти части называются общим словом – морфемы

Слова состоят из значимых частей: приставок, корней, суффиксов, окончаний.

Все эти части называются общим словом – морфемы

  Неизменяемая часть слова, которая служит для связи слов и выражает значение рода, числа, падежа, лица    Основа Часть слова без окончания

Неизменяемая часть слова, которая служит для связи слов и выражает значение рода, числа, падежа, лица

Основа

Часть слова без окончания

  Общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение.   Однокоренные - слова с одинаковыми корнями

Общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение.

Однокоренные - слова с одинаковыми корнями

1. Определить часть речи 2. Найти окончание 3. Найти основу 4. Подобрать однокоренные слова 5. Сопоставить однокоренные слова и выделить в них наименьшую общую часть, обозначив её как корень.

1. Определить часть речи

2. Найти окончание

3. Найти основу

4. Подобрать однокоренные слова

5. Сопоставить однокоренные слова и выделить в них наименьшую общую часть, обозначив её как корень.

  Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

  Значимая часть слова, которая стоит после корня или окончания и служит для образования новых слов.

Значимая часть слова, которая стоит после корня или окончания и служит для образования новых слов.

  Словообразующие (служат для образования новых слов)   Формообразующие ( служат для образования форм слова: ть – инфинитив,  л – прошедшее время)

Словообразующие (служат для образования новых слов)

Формообразующие ( служат для образования форм слова: ть – инфинитив, л – прошедшее время)

1. с помощью окончания (красивого) 2. с помощью окончания и предлога (к реке) 3. с помощью вспомогательных слов (буду говорить, говорил бы) 4. с помощью формообразующих суффиксов (читать – читал)

1. с помощью окончания (красивого)

2. с помощью окончания и предлога (к реке)

3. с помощью вспомогательных слов (буду говорить, говорил бы)

4. с помощью формообразующих суффиксов (читать – читал)

Порядок морфемного разбора: 1. Выделяю окончание 2. Выделяю основу 3. Выделяю корень (записываю однокоренные слова разных частей речи) 4. Выделяю приставки и суффиксы

Порядок морфемного разбора:

1. Выделяю окончание

2. Выделяю основу

3. Выделяю корень (записываю однокоренные слова разных частей речи)

4. Выделяю приставки и суффиксы

 Приехать ехать

Приехать ехать

Туманный туман

Туманный туман

Синий - синь

Синий - синь

Приморский мор е

Приморский мор е

а) слов б) основ : - с помощью соединительных гласных - без помощи соединительных гласных в )образование сложносокращенных слов: - смешанное (сложение слога со звуком, звука со слогом, букв со звуком) - сложение начальной части слова с целым - начальных букв - сокращение слов г) повторы а) Генерал - лейтенант   б)- Труб о провод - Ави ап очта   в) Главк( глав ный к омитет)   - Стен газета   - МГУ  - Универсам г) Белый-белый

а) слов

б) основ :

- с помощью соединительных гласных

- без помощи соединительных гласных

в )образование сложносокращенных слов:

- смешанное (сложение слога со звуком, звука со слогом, букв со звуком)

- сложение начальной части слова с целым

- начальных букв

- сокращение слов

г) повторы

а) Генерал - лейтенант

  б)- Труб о провод

- Ави ап очта

 

в) Главк( глав ный к омитет)

  - Стен газета

  - МГУ

- Универсам

г) Белый-белый

а) подчинительных Железнодорожный б) сочинительных Научно-технический

а) подчинительных

Железнодорожный

б) сочинительных

Научно-технический

  Лежа(дееприч.)на диване - читать лежа (нар.)

Лежа(дееприч.)на диване - читать лежа (нар.)

1.Найти исходное слово или основу: переводчик← перевод ить 2.Найти в слове словообразовательную морфему и «отделить» ее: перевод чик ←перевод 3.Указать способ образования: суффиксальный

1.Найти исходное слово или основу:

переводчик← перевод ить

2.Найти в слове словообразовательную морфему и «отделить» ее: перевод чик ←перевод

3.Указать способ образования: суффиксальный

приставочный суффиксальный Приставочно-суффиксальный сложение Подберезовик, законодатель, бумажник, малышка, самокритика, антициклон, негромкий, безуспешный, безрезультатный, межконтинентальный, паровозный, прибежать

приставочный

суффиксальный

Приставочно-суффиксальный

сложение

Подберезовик, законодатель, бумажник, малышка, самокритика, антициклон, негромкий, безуспешный, безрезультатный, межконтинентальный, паровозный, прибежать

Проверь себя Приставочный Суффиксальный Антициклон Негромкий Безуспешный Межконтинентальный Прибежать  Бумажник Малышка Паровозный  Приставочно-суффиксальный  Сложение  Подберезовик  Безрезультатный  Законодатель Самокритика

Проверь себя

Приставочный

Суффиксальный

Антициклон

Негромкий

Безуспешный

Межконтинентальный

Прибежать

Бумажник

Малышка

Паровозный

Приставочно-суффиксальный

Сложение

Подберезовик

Безрезультатный

Законодатель

Самокритика

1) слова с нулевым окончанием; 2) слова, не имеющие окончания.   Очень, мышь, лишь, пополам, сам, горяч, сторож, невтерпеж, молодежь, вброд, один, десять, чуть

1) слова с нулевым окончанием;

2) слова, не имеющие окончания.

Очень, мышь, лишь, пополам, сам, горяч, сторож, невтерпеж, молодежь, вброд, один, десять, чуть

слова с нулевым окончанием слова, не имеющие окончания Мышь, сам, горяч, сторож, молодежь, один, десять Очень, лишь, пополам невтерпеж, вброд, чуть

слова с нулевым окончанием

слова, не имеющие окончания

Мышь, сам, горяч, сторож, молодежь, один, десять

Очень, лишь, пополам невтерпеж, вброд, чуть

1) слова со словоизменительными морфемами; 2) слова со словообразовательными морфемами.   Читай- те , рас -судить, бел- е -ть, величественн- ее , наи -лучший, велич- ав -ый, крепч- е , шуме- л -а, де -маскировать, велич- айш -ий, волч- ий

1) слова со словоизменительными морфемами;

2) слова со словообразовательными морфемами.

Читай- те , рас -судить, бел- е -ть, величественн- ее , наи -лучший, велич- ав -ый, крепч- е , шуме- л -а, де -маскировать, велич- айш -ий, волч- ий

слова со словоизменительными морфемами слова со словообразовательными морфемами Читай- те , величественн- ее , наи -лучший, крепч- е , шуме- л -а, велич- айш -ий рас -судить, бел- е -ть, велич- ав -ый, де -маскировать, волч- ий

слова со словоизменительными морфемами

слова со словообразовательными морфемами

Читай- те , величественн- ее , наи -лучший, крепч- е , шуме- л -а, велич- айш -ий

рас -судить, бел- е -ть, велич- ав -ый, де -маскировать, волч- ий

1) предмет для осуществления действия; 2) уменьшительно-ласкательное значение; 3) частица однородной массы; 4) вещество, возникшее в результате действия. Очистки, приманка, терка, идейка, щелка, малинка, чешуйка, объедки, свадебка, паутинка, задвижка, выжимки

1) предмет для осуществления действия;

2) уменьшительно-ласкательное значение;

3) частица однородной массы;

4) вещество, возникшее в результате действия.

Очистки, приманка, терка, идейка, щелка, малинка, чешуйка, объедки, свадебка, паутинка, задвижка, выжимки

Спасибо за урок!

Спасибо за урок!

Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы 1 категории МБОУ СОШ № 1 г.Ардон РСО- Алания Тимофеева Светлана Викторовна

Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы 1 категории МБОУ СОШ № 1 г.Ардон РСО- Алания Тимофеева Светлана Викторовна