Тема: «Морфологический разбор имен существительных и прилагательных. Синтаксический анализ предложений. Закрепление пройденного».
Цели урока: закрепить умение детей проводить морфологический разбор имён существительных и прилагательных; синтаксический анализ предложений; работать над развитием речи.
Оборудование: квадраты для дифференцированной работы, картина «Осенний лес».
ХОД УРОКА.
1.Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на уроке мы повторим морфологический разбор имен существительных и имен прилагательных, а также синтаксический анализ предложений.
2. Словарная работа.
В этом кроссворде спрятались слова с удвоенной согласной с.
э
|
к
|
с
|
п
|
р
|
е
|
с
|
с
|
|
|
|
к
|
а
|
с
|
с
|
а
|
|
|
б
|
а
|
с
|
с
|
е
|
й
|
н
|
п
|
а
|
с
|
с
|
а
|
ж
|
и
|
р
|
|
с
|
с
|
о
|
р
|
а
|
|
и
|
с
|
к
|
у
|
с
|
с
|
т
|
в
|
о
|
|
к
|
р
|
о
|
с
|
с
|
в
|
о
|
р
|
д
|
( Экспресс, касса, бассейн, пассажир, ссора, искусство, кроссворд.)
- Вспомните, какие части речи вы знаете (Имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, имя числительное, предлог, союз)
3. Игра «Подбери слово».
- Я назову название предмета, а вы подберите к нему имя прилагательное.
Итак, хлеб (душистый, свежий, черный, белый, круглый, пшеничный, ржаной, черствый, сухой ).
Ромашка (белая, полевая, желтоглазая).
4. Морфологический разбор имен существительных.
Мы увидели на крыльце Барбоса.
- Барбоса –
2)
3)
4)
5)
|
Кот подкрался к мышке.
- К мышке –
2)
3)
4)
5)
|
( Двое выполняют у доски.)
Запись на доске и в тетрадях:
Мы увидели на крыльце Барбоса.
1)Барбоса – имя сущ.
2)Нач. форма – Барбос.
3)Пост.пр.: собств., одуш.,
ж.р., 2-е скл.
4)Непост.пр.: вин. п., ед.ч.
5)Доп.: увидели (кого?) Барбоса.
|
Кот подкрался к мышке.
1)(К) мышке – имя сущ.
2) Нач. форма – мышка.
3)Пост. пр.: нариц., одуш.,ж.р., 1-е скл.
4)Непост.пр: дат.п., ед.ч.
5)Доп.: подкрался (к кому?) к мышке.
|
-Что обозначают имена существительные? (Предмет)
- Перечислите постоянные признаки имен существительных. (Одушевленные или неодушевленные, нарицательные или собственные, род, склонение)
- Перечислите непостоянные признаки имен существительных. (Число, падеж)
5. Морфологический разбор имен прилагательных.
В Москве находится самое красивое в мире метро.
1. Самое красивое –
2)
3)
4)
5)
|
Сестра испекла вкусный пирог.
- Вкусный –
2)
3)
4)
5)
|
( Двое выполняют у доски.)
Запись на доске и в тетрадях:
В Москве находится самое красивое в мире метро.
1) Самое красивое–имя прил.
2)Нач. форма: красивый.
3)Пост.пр.: кач.
4)Непост.пр.: превосх. ст. (сост.), ед.ч., ср.р., им п.
5) Опр.: самое красивое (метро). ~~~~~~~~~~~~
|
Сестра испекла вкусный пирог.
- Вкусный – имя прил.
2)Нач. форма – вкусный.
3)Пост.пр.: кач.
4) Непост. Пр.: ед.ч., м.р., вип.п.
5) Опр.: вкусный (пирог).
~~~~~~~
|
- Что обозначают имена прилагательные? (Признак предмета)
- Назовите постоянные признаки имен прилагательных. (Качественные, относительные, притяжательные)
- Перечислите непостоянные признаки имен прилагательных. (Род, число, падеж)
6. Синтаксический разбор предложений.
Разбор предложений по членам предложений.
- Какие члены предложений вы знаете? (Главные и второстепенные)
- Назовите главные члены предложения. (подлежащее и сказуемое)
- Назовите второстепенные члены предложения. (Дополнение, определение, обстоятельство)
- Назовите вопросы подлежащего (кто? что?),
сказуемого (что делать? что сделать?),
дополнения (вопросы косвенных падежей),
определения (какой? чей?),
обстоятельства (где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как?).
- Какие члены предложения составляют грамматическую основу предложения? (Подлежащее и сказуемое)
Работа по картине
- Составьте распространенное предложение по картине.
Наступила золотая осень.
- Какое это предложение по цели высказывания и по интонации. (По цели высказывания предложение – повествовательное, по интонации – невосклицательное.)
- Составьте нераспространенное предложение. (Падают листья.)
- Какое это предложение по цели высказывания и по интонации. (По цели высказывания предложение – повествовательное, по интонации – невосклицательное.) Определите, какое предложение по цели высказывания и по интонации в тексте.
Вы не были осенью в лесу?! Пройдитесь медленно по осеннему лесу! Какая вокруг тишина! Лес в это время года дышит свежестью, здоровьем, чистотой. Вы не были осенью в лесу?! (Вопросительное, восклицательное.) Пройдитесь медленно по осеннему лесу! (Побудительное, восклицательное.) Какая вокруг тишина! (Повествовательное, восклицательное.) Лес в это время года дышит свежестью, здоровьем, чистотой. (Повествовательное, невосклицательное.)
Вывод: - Какие бывают предложения по цели высказывания и по интонации.
(По цели высказывания предложения бывают повествовательные, побудительные, вопросительные.)
По интонации – восклицательные, невосклицательные.)
7. Работа с однородными членами предложения.
а) - Обратите внимание на предложения. Что вы заметили? (Повторяются одни и те же слова)
б) В роще птицы свистят.
В роще птицы поют.
В роще птицы щебечут
- Слейте эти предложения в одно так, чтобы слова два раза не повторялись. (В роще птицы свистят, поют, щебечут.)
- Есть ли здесь однородные члены предложения? (Свистят, поют, щебечут)
- Докажите. (Отвечают на вопрос что делать? и относятся к слову птицы.)
8. Синтаксический анализ предложения.
Осенние цветы распространяли в воздухе нежный, тонкий аромат. (Повествовательное, невосклицательное, грамм. основа – цветы распространяли, распространенное, есть однородные определения)
Итак, как проводим синтаксический анализ предложения.
1) Определяем, какое предложение по цели высказывания, по интонации.
2)Находим грамматическую основу предложения.
3) Находим второстепенные члены предложения и определяем распространенное оно или нераспространенное.
4) Указываем, есть ли в предложении однородные члены предложения.
9. Домашнее задание. Упражнение __________________________ .
Просмотр содержимого документа
«Морфологический и синтаксический разбор»
Тема: «Морфологический разбор имен существительных и прилагательных. Синтаксический анализ предложений. Закрепление пройденного».
Цели урока: закрепить умение детей проводить морфологический разбор имён существительных и прилагательных; синтаксический анализ предложений; работать над развитием речи.
Оборудование: квадраты для дифференцированной работы, картина «Осенний лес».
ХОД УРОКА.
1.Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на уроке мы повторим морфологический разбор имен существительных и имен прилагательных, а также синтаксический анализ предложений.
2. Словарная работа.
В этом кроссворде спрятались слова с удвоенной согласной с.
э | к | с | п | р | е | с | с |
| | к | а | с | с | а | | |
б | а | с | с | е | й | н |
п | а | с | с | а | ж | и | р |
| с | с | о | р | а | |
и | с | к | у | с | с | т | в | о |
| к | р | о | с | с | в | о | р | д |
( Экспресс, касса, бассейн, пассажир, ссора, искусство, кроссворд.)
- Вспомните, какие части речи вы знаете (Имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, имя числительное, предлог, союз)
3. Игра «Подбери слово».
- Я назову название предмета, а вы подберите к нему имя прилагательное.
Итак, хлеб (душистый, свежий, черный, белый, круглый, пшеничный, ржаной, черствый, сухой ).
Ромашка (белая, полевая, желтоглазая).
4. Морфологический разбор имен существительных.
Мы увидели на крыльце Барбоса. Барбоса – 2) 3) 4) 5) | Кот подкрался к мышке. К мышке – 2) 3) 4) 5) |
( Двое выполняют у доски.)
Запись на доске и в тетрадях:
Мы увидели на крыльце Барбоса. 1)Барбоса – имя сущ. 2)Нач. форма – Барбос. 3)Пост.пр.: собств., одуш., ж.р., 2-е скл. 4)Непост.пр.: вин. п., ед.ч. 5)Доп.: увидели (кого?) Барбоса. | Кот подкрался к мышке. 1)(К) мышке – имя сущ. 2) Нач. форма – мышка. 3)Пост. пр.: нариц., одуш.,ж.р., 1-е скл. 4)Непост.пр: дат.п., ед.ч. 5)Доп.: подкрался (к кому?) к мышке. |
-Что обозначают имена существительные? (Предмет)
- Перечислите постоянные признаки имен существительных. (Одушевленные или неодушевленные, нарицательные или собственные, род, склонение)
- Перечислите непостоянные признаки имен существительных. (Число, падеж)
5. Морфологический разбор имен прилагательных.
В Москве находится самое красивое в мире метро. 1. Самое красивое – 2) 3) 4) 5) | Сестра испекла вкусный пирог. Вкусный – 2) 3) 4) 5) |
( Двое выполняют у доски.)
Запись на доске и в тетрадях:
В Москве находится самое красивое в мире метро. 1) Самое красивое–имя прил. 2)Нач. форма: красивый. 3)Пост.пр.: кач. 4)Непост.пр.: превосх. ст. (сост.), ед.ч., ср.р., им п. 5) Опр.: самое красивое (метро). ~~~~~~~~~~~~ | Сестра испекла вкусный пирог. Вкусный – имя прил. 2)Нач. форма – вкусный. 3)Пост.пр.: кач. 4) Непост. Пр.: ед.ч., м.р., вип.п. 5) Опр.: вкусный (пирог). ~~~~~~~ |
- Что обозначают имена прилагательные? (Признак предмета)
- Назовите постоянные признаки имен прилагательных. (Качественные, относительные, притяжательные)
- Перечислите непостоянные признаки имен прилагательных. (Род, число, падеж)
6. Синтаксический разбор предложений.
Разбор предложений по членам предложений.
- Какие члены предложений вы знаете? (Главные и второстепенные)
- Назовите главные члены предложения. (подлежащее и сказуемое)
- Назовите второстепенные члены предложения. (Дополнение, определение, обстоятельство)
- Назовите вопросы подлежащего (кто? что?),
сказуемого (что делать? что сделать?),
дополнения (вопросы косвенных падежей),
определения (какой? чей?),
обстоятельства (где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как?).
- Какие члены предложения составляют грамматическую основу предложения? (Подлежащее и сказуемое)
Работа по картине
- Составьте распространенное предложение по картине.
Наступила золотая осень.
- Какое это предложение по цели высказывания и по интонации. (По цели высказывания предложение – повествовательное, по интонации – невосклицательное.)
- Составьте нераспространенное предложение. (Падают листья.)
- Какое это предложение по цели высказывания и по интонации. (По цели высказывания предложение – повествовательное, по интонации – невосклицательное.) Определите, какое предложение по цели высказывания и по интонации в тексте.
Вы не были осенью в лесу?! Пройдитесь медленно по осеннему лесу! Какая вокруг тишина! Лес в это время года дышит свежестью, здоровьем, чистотой. Вы не были осенью в лесу?! (Вопросительное, восклицательное.) Пройдитесь медленно по осеннему лесу! (Побудительное, восклицательное.) Какая вокруг тишина! (Повествовательное, восклицательное.) Лес в это время года дышит свежестью, здоровьем, чистотой. (Повествовательное, невосклицательное.)
Вывод: - Какие бывают предложения по цели высказывания и по интонации.
(По цели высказывания предложения бывают повествовательные, побудительные, вопросительные.)
По интонации – восклицательные, невосклицательные.)
7. Работа с однородными членами предложения.
а) - Обратите внимание на предложения. Что вы заметили? (Повторяются одни и те же слова)
б) В роще птицы свистят.
В роще птицы поют.
В роще птицы щебечут
- Слейте эти предложения в одно так, чтобы слова два раза не повторялись. (В роще птицы свистят, поют, щебечут.)
- Есть ли здесь однородные члены предложения? (Свистят, поют, щебечут)
- Докажите. (Отвечают на вопрос что делать? и относятся к слову птицы.)
8. Синтаксический анализ предложения.
Осенние цветы распространяли в воздухе нежный, тонкий аромат. (Повествовательное, невосклицательное, грамм. основа – цветы распространяли, распространенное, есть однородные определения)
Итак, как проводим синтаксический анализ предложения.
1) Определяем, какое предложение по цели высказывания, по интонации.
2)Находим грамматическую основу предложения.
3) Находим второстепенные члены предложения и определяем распространенное оно или нераспространенное.
4) Указываем, есть ли в предложении однородные члены предложения.
9. Домашнее задание. Упражнение __________________________ .