СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Морфологический и синтаксический разбор

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Морфологический разбор имен существительных и  прилагательных. Синтаксический анализ предложений. Закрепление пройденного».

Цели урока: закрепить умение детей проводить морфологический разбор имён существительных и прилагательных; синтаксический анализ предложений; работать над развитием речи.

Оборудование: квадраты для дифференцированной работы, картина «Осенний лес».

ХОД УРОКА.

1.Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы повторим морфологический разбор имен существительных и имен прилагательных, а также синтаксический анализ предложений.

 

2. Словарная работа.

 

В этом кроссворде спрятались слова с удвоенной согласной  с.

 

э

к

с

п

р

е

с

с

 

 

 

к

а

с

с

а

 

 

б

а

с

с

е

й

н

п

а

с

с

а

ж

и

р

 

с

с

о

р

а

 

и

с

к

у

с

с

т

в

о

 

к

р

о

с

с

в

о

р

д

 

( Экспресс, касса, бассейн, пассажир, ссора, искусство, кроссворд.)

- Вспомните, какие части речи вы знаете (Имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, имя числительное, предлог, союз)

3. Игра «Подбери слово».

- Я назову название предмета, а вы подберите к нему имя прилагательное.

  Итак, хлеб (душистый, свежий, черный, белый, круглый, пшеничный, ржаной, черствый, сухой ).

Ромашка (белая, полевая, желтоглазая).

 

4. Морфологический разбор имен существительных.

    Мы увидели на крыльце Барбоса.

  1. Барбоса –

    2)

    3)

    4)

    5)

      Кот подкрался к мышке.

  1. К мышке –

      2)

      3)

      4)

      5)

( Двое выполняют у доски.)

Запись на доске и в тетрадях:

    Мы увидели на крыльце Барбоса.

1)Барбоса – имя сущ.                

    2)Нач. форма – Барбос.

    3)Пост.пр.: собств., одуш.,

ж.р., 2-е скл.

    4)Непост.пр.: вин. п., ед.ч.

    5)Доп.: увидели (кого?) Барбоса.

      Кот подкрался к мышке.

      1)(К) мышке – имя сущ.

      2) Нач. форма – мышка.

      3)Пост. пр.: нариц., одуш.,ж.р., 1-е скл.

      4)Непост.пр: дат.п., ед.ч.

      5)Доп.: подкрался (к кому?) к мышке.

-Что обозначают имена существительные? (Предмет)

- Перечислите постоянные признаки имен существительных. (Одушевленные или неодушевленные, нарицательные или собственные, род, склонение)

- Перечислите непостоянные признаки имен существительных. (Число, падеж)

 

 

5. Морфологический разбор имен прилагательных.

       В Москве находится самое красивое в мире метро.

1. Самое красивое –

2)

3)

4)

5)

        Сестра испекла вкусный пирог.

  1. Вкусный –

      2)

      3)

      4)

      5)

( Двое выполняют у доски.)

Запись на доске и в тетрадях:

       В Москве находится самое красивое в мире метро.

1)  Самое красивое–имя прил.

2)Нач. форма: красивый.

3)Пост.пр.: кач.

4)Непост.пр.: превосх. ст. (сост.), ед.ч., ср.р., им п.

5) Опр.: самое красивое (метро).     ~~~~~~~~~~~~

        Сестра испекла вкусный пирог.

  1. Вкусный – имя прил.

      2)Нач. форма – вкусный.

      3)Пост.пр.: кач.

      4) Непост. Пр.: ед.ч., м.р., вип.п.

      5) Опр.: вкусный (пирог).

                    ~~~~~~~

- Что обозначают имена прилагательные? (Признак предмета)

- Назовите постоянные признаки имен прилагательных. (Качественные, относительные, притяжательные)

- Перечислите непостоянные признаки имен прилагательных. (Род, число, падеж)

 

6. Синтаксический разбор предложений.

Разбор предложений по членам предложений.

    - Какие члены предложений вы знаете? (Главные и второстепенные)

    - Назовите главные члены предложения. (подлежащее и сказуемое)

    - Назовите второстепенные члены предложения. (Дополнение, определение, обстоятельство)

    - Назовите вопросы подлежащего (кто? что?),

         сказуемого (что делать? что сделать?),

         дополнения (вопросы косвенных падежей),                                  

         определения (какой? чей?),

         обстоятельства (где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как?).

    - Какие члены предложения составляют грамматическую основу предложения? (Подлежащее и сказуемое)

     

Работа по картине

     - Составьте распространенное предложение по картине.

Наступила золотая осень.

- Какое это предложение по цели высказывания и по интонации. (По цели высказывания предложение – повествовательное, по интонации – невосклицательное.)

     - Составьте нераспространенное предложение. (Падают листья.)

     - Какое это предложение по цели высказывания и по интонации. (По цели высказывания предложение – повествовательное, по интонации – невосклицательное.) Определите, какое предложение по цели высказывания и по интонации  в тексте.

Вы не были осенью в лесу?! Пройдитесь медленно по осеннему лесу! Какая вокруг тишина! Лес в это время года дышит свежестью, здоровьем, чистотой. Вы не были осенью в лесу?! (Вопросительное, восклицательное.)  Пройдитесь медленно по осеннему лесу! (Побудительное,  восклицательное.) Какая вокруг тишина! (Повествовательное, восклицательное.) Лес в это время года дышит свежестью, здоровьем, чистотой. (Повествовательное, невосклицательное.)                                                                              

 

 

 

 

Вывод:  - Какие бывают предложения по цели высказывания и по интонации.

(По цели высказывания предложения бывают повествовательные, побудительные,  вопросительные.)

По интонации – восклицательные, невосклицательные.)

 

7. Работа с однородными членами предложения.

     а)  - Обратите внимание на предложения. Что вы заметили? (Повторяются одни и те же слова)

     б) В роще птицы свистят.

         В роще птицы поют.

         В роще птицы щебечут

       - Слейте эти предложения в одно так, чтобы слова два раза не повторялись. (В роще птицы свистят, поют, щебечут.)

       - Есть ли здесь однородные члены предложения? (Свистят, поют, щебечут)

       - Докажите. (Отвечают на вопрос что делать?  и относятся к слову птицы.)

   

 8. Синтаксический анализ предложения.

      Осенние цветы распространяли в воздухе нежный, тонкий аромат. (Повествовательное, невосклицательное, грамм. основа – цветы распространяли, распространенное, есть однородные определения)

      Итак, как проводим синтаксический анализ предложения.

      1) Определяем, какое предложение по цели высказывания, по интонации.

      2)Находим грамматическую основу предложения.

      3) Находим второстепенные члены предложения и определяем распространенное оно или нераспространенное.

      4) Указываем, есть ли в предложении однородные члены предложения.

     9. Домашнее задание. Упражнение __________________________ .

 

Просмотр содержимого документа
«Морфологический и синтаксический разбор»

Тема: «Морфологический разбор имен существительных и  прилагательных. Синтаксический анализ предложений. Закрепление пройденного».

Цели урока: закрепить умение детей проводить морфологический разбор имён существительных и прилагательных; синтаксический анализ предложений; работать над развитием речи.

Оборудование: квадраты для дифференцированной работы, картина «Осенний лес».

ХОД УРОКА.

1.Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы повторим морфологический разбор имен существительных и имен прилагательных, а также синтаксический анализ предложений.

2. Словарная работа.


В этом кроссворде спрятались слова с удвоенной согласной  с.


э

к

с

п

р

е

с

с



к

а

с

с

а



б

а

с

с

е

й

н

п

а

с

с

а

ж

и

р


с

с

о

р

а


и

с

к

у

с

с

т

в

о


к

р

о

с

с

в

о

р

д


( Экспресс, касса, бассейн, пассажир, ссора, искусство, кроссворд.)

- Вспомните, какие части речи вы знаете (Имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, имя числительное, предлог, союз)

3. Игра «Подбери слово».

- Я назову название предмета, а вы подберите к нему имя прилагательное.

  Итак, хлеб (душистый, свежий, черный, белый, круглый, пшеничный, ржаной, черствый, сухой ).

Ромашка (белая, полевая, желтоглазая).


4. Морфологический разбор имен существительных.

    Мы увидели на крыльце Барбоса.

  1. Барбоса –

    2)

    3)

    4)

    5)

      Кот подкрался к мышке.

  1. К мышке –

      2)

      3)

      4)

      5)

( Двое выполняют у доски.)

Запись на доске и в тетрадях:

    Мы увидели на крыльце Барбоса.

1)Барбоса – имя сущ.                

    2)Нач. форма – Барбос.

    3)Пост.пр.: собств., одуш.,

ж.р., 2-е скл.

    4)Непост.пр.: вин. п., ед.ч.

    5)Доп.: увидели (кого?) Барбоса.

      Кот подкрался к мышке.

      1)(К) мышке – имя сущ.

      2) Нач. форма – мышка.

      3)Пост. пр.: нариц., одуш.,ж.р., 1-е скл.

      4)Непост.пр: дат.п., ед.ч.

      5)Доп.: подкрался (к кому?) к мышке.

-Что обозначают имена существительные? (Предмет)

- Перечислите постоянные признаки имен существительных. (Одушевленные или неодушевленные, нарицательные или собственные, род, склонение)

- Перечислите непостоянные признаки имен существительных. (Число, падеж)



5. Морфологический разбор имен прилагательных.

       В Москве находится самое красивое в мире метро.

1. Самое красивое –

2)

3)

4)

5)

        Сестра испекла вкусный пирог.

  1. Вкусный –

      2)

      3)

      4)

      5)

( Двое выполняют у доски.)

Запись на доске и в тетрадях:

       В Москве находится самое красивое в мире метро.

1) Самое красивое–имя прил.

2)Нач. форма: красивый.

3)Пост.пр.: кач.

4)Непост.пр.: превосх. ст. (сост.), ед.ч., ср.р., им п.

5) Опр.: самое красивое (метро).     ~~~~~~~~~~~~

        Сестра испекла вкусный пирог.

  1. Вкусный – имя прил.

      2)Нач. форма – вкусный.

      3)Пост.пр.: кач.

      4) Непост. Пр.: ед.ч., м.р., вип.п.

      5) Опр.: вкусный (пирог).

                    ~~~~~~~

- Что обозначают имена прилагательные? (Признак предмета)

- Назовите постоянные признаки имен прилагательных. (Качественные, относительные, притяжательные)

- Перечислите непостоянные признаки имен прилагательных. (Род, число, падеж)


6. Синтаксический разбор предложений.

Разбор предложений по членам предложений.

    - Какие члены предложений вы знаете? (Главные и второстепенные)

    - Назовите главные члены предложения. (подлежащее и сказуемое)

    - Назовите второстепенные члены предложения. (Дополнение, определение, обстоятельство)

    - Назовите вопросы подлежащего (кто? что?),

         сказуемого (что делать? что сделать?),

         дополнения (вопросы косвенных падежей),                                  

         определения (какой? чей?),

         обстоятельства (где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как?).

    - Какие члены предложения составляют грамматическую основу предложения? (Подлежащее и сказуемое)

     

Работа по картине

     - Составьте распространенное предложение по картине.

Наступила золотая осень.

- Какое это предложение по цели высказывания и по интонации. (По цели высказывания предложение – повествовательное, по интонации – невосклицательное.)

     - Составьте нераспространенное предложение. (Падают листья.)

     - Какое это предложение по цели высказывания и по интонации. (По цели высказывания предложение – повествовательное, по интонации – невосклицательное.) Определите, какое предложение по цели высказывания и по интонации  в тексте.

Вы не были осенью в лесу?! Пройдитесь медленно по осеннему лесу! Какая вокруг тишина! Лес в это время года дышит свежестью, здоровьем, чистотой. Вы не были осенью в лесу?! (Вопросительное, восклицательное.) Пройдитесь медленно по осеннему лесу! (Побудительное,  восклицательное.) Какая вокруг тишина! (Повествовательное, восклицательное.) Лес в это время года дышит свежестью, здоровьем, чистотой. (Повествовательное, невосклицательное.)





Вывод:  - Какие бывают предложения по цели высказывания и по интонации.

(По цели высказывания предложения бывают повествовательные, побудительные,  вопросительные.)

По интонации – восклицательные, невосклицательные.)


7. Работа с однородными членами предложения.

     а) - Обратите внимание на предложения. Что вы заметили? (Повторяются одни и те же слова)

     б) В роще птицы свистят.

      В роще птицы поют.

      В роще птицы щебечут

       - Слейте эти предложения в одно так, чтобы слова два раза не повторялись. (В роще птицы свистят, поют, щебечут.)

       - Есть ли здесь однородные члены предложения? (Свистят, поют, щебечут)

       - Докажите. (Отвечают на вопрос что делать?  и относятся к слову птицы.)

   

8. Синтаксический анализ предложения.

      Осенние цветы распространяли в воздухе нежный, тонкий аромат. (Повествовательное, невосклицательное, грамм. основа – цветы распространяли, распространенное, есть однородные определения)

      Итак, как проводим синтаксический анализ предложения.

      1) Определяем, какое предложение по цели высказывания, по интонации.

      2)Находим грамматическую основу предложения.

      3) Находим второстепенные члены предложения и определяем распространенное оно или нераспространенное.

      4) Указываем, есть ли в предложении однородные члены предложения.

     9. Домашнее задание. Упражнение __________________________ .




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!