Ф.И.О. и место работы | Цей Людмила Юрьевна, ОШ №3 | Предмет: русский язык | Класс: 7 |
Тема урока: | Морфологический разбор предлогов |
Цель: (SMART,из среднесрочного планирования) | Знать отличия простых и составных предлогов, порядок морфологического разбора предлога, развивать речевую и мыслительную деятельности; коммуникативные умения, умение применять на практике полученные знания,воспитывать любовь и уважение к русскому языку. . |
Ожидаемый результат: (из среднесрочного планирования) | Учащиеся научатся различать предлоги и делать морфологический разбор |
Критерии успеха: | Каждый ребенок включен в процесс обучения, систематизирует материал по теме урока. |
Ключевые идеи/подход: | Понимание темы через приемы критического мышления и формативное оценивание для повышения мотивации |
Учебник: (рекомендованный МОН РК) | Сулейменова Э.Д., Алтынбекова О.Б., Мадиева Г.Б. Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательной школы.-Алматы: Атамура, 2012. |
Время | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Оценивание | Ресурсы |
Формативное (ОдО) | Суммативное (ОО) |
1 мин | Деление на группы | Делятся на группы | | | Учащиеся |
3 мин | | Обсуждают в группах, задают вопросы учителю | «Светофор» | | Смайлики Карта самооценивания |
3 мин | Мы с вами продолжаем изучать тему: «Предлог». Прочтите тему нашего урока. Как вы думаете, какие цели стоят перед нами? (уметь отличать простые и составные предлоги, производить морфологический разбор) Конечно, также нам необходимо тренироваться в правильном употреблении предлогов в речи. | Формулируют цели урока | | | Листы оценивания |
5 мин | Лингвистическая разминка. Прочтите предложения и исправьте речевые ошибки.(запись на доске) Ты любишь пирожки с капусты? Согласно приказа вы приняты на работу с завтрашнего дня. По истечению срока договора выплачивается зарплата и премия. Сходи в магазин по хлеб, пожалуйста. /Ты любишь пирожки из капусты? Согласно приказу вы приняты на работу с завтрашнего дня. По истечении срока договора выплачивается зарплата и премия. Сходи в магазин за хлебом, пожалуйста./ | Записывают предложения | Взаимопроверка (4-3-2-1-0б) | | Учащиеся, карточки с текстами. |
5мин | Актуализация знаний. Ответить на вопрос: Что такое предлог? Какие они бывают? Как отличить производный предлог от другой части речи? - к предлогу нельзя поставить вопрос; - у предлога нет самостоятельной роли; - к предлогу можно подобрать синоним; - у предлога на конце пишется е. | Обсуждают в группах вопросы | Перекрестный опрос 3-2-1б | | тетради |
5 мин | Изучение нового материала. Кто может сразу ответить, какие предлоги простые, а какие составные? Почему вы так считаете? Приведите примеры простых предлогов, составных предлогов. Откройте учебники на с . Прочтите правило. Обратите внимание на то, что предлоги из-за, из-под, по-над и другие считаются простыми предлогами. Они образовались путём сложения непроизводных предлогов, пишутся через дефис. Производных предлогов как простых, так и составных очень много, вот некоторые из них. (таблица) упр. | Работают с материалом учебника | Светофор | | Интерактивная доска, карточки восклиц и вопросит знак |
3мин | Давайте познакомимся с порядком морфологического разбора предлога. План морфологического разбора несложен. Во-первых, как и в любой части речи, надо определить часть речи и общее значение. Самостоятельного определённого значения у предлога нет, оно проявляется в предложении. Значение предлогов — служить для связи главных слов с зависимыми. Во-вторых, необходимо указать морфологические признаки предлога. Набор этих признаков невелик: предлоги бывают производные и непроизводные, простые и составные. Общий признак предлога — неизменяемость. Прочтите материал п. | Работают с параграфом | «Светофор» | | Карта оценивания |
10 мин | Запись под диктовку. (1 человек у доски) Не меняя позы, медленно, очень медленно Алексей приоткрыл глаза и сквозь опущенные ресницы увидел перед собой вместо немца бурое мохнатое пятно. (Б. Полевой) Разберите все предлоги морфологически. Сквозь — предлог. I. Увидел сквозь ресницы. (Вин.п.) II. Морф. призн.: прост., производ., неизм. Перед — предлог. I. Увидел перед собой (Т. п.) II. Морф. призн.: прост., непр, неизм. Вместо — предлг I. Увидел вместо немца (Р. п.) II. Морф. призн.: прост., проивод., неизм. Выполните фонетический разбор предлога ПЕРЕД. [п’ э р’ и т] п— [п’] —согл., глух. парн. [б’], мягк. парн. [п] е— [э] —гласн., ударн. р— [р’] —согл., зв., сонорн., мягк. парн. [р] е— [и] —гласн.,безударн. д— [т]—согл., глух. парн. [д], тв. парн.[т’] 5 букв, 5 звуков. | Делают морфологический разбор предлогов Делают фонетический разбор | Критериальное оценивание Все признаки указаны-5б Допущена 1 ошибка-4б 2ошибки-3б 4ошибки-2б 5ошибок-1б Все правильно-5б Допущена 1 ошибка-4б 2ошибки-3б 4ошибки-2б 5ошибок-1б | | Текст, маркеры |
5 мин | Самостоятельная работа. 1 вариант. Укажите производные предлоги: А) внутри палатки; Б) при встрече; В) насчёт работы; Г) перед обедом. 2. Укажите простые предлоги. А) вышел из-за поворота; Б) поставить на полку; В) мчится вдоль по шоссе; Г) выполнить по мере поступления. 3. Вставьте пропущенные буквы, выделите предлоги, выполните морфологический разбор одного предлога. Он, заложив руки назад, быстро х…дил по комнат… из угла в угол, глядя вп…рёд себя, и задумчиво покач…вал г…л…вой. (Л. Н. Толстой) 2 вариант. Укажите производные предлоги. А) благодаря дождю; Б) под деревом; В) через лужу; Г) в течение года. Укажите составные предлоги. А) в счёт будущего года; Б) внутри здания; В) в связи с морозами; Г) вместо товарища. 3. Вставьте пропущенные буквы, выделите предлоги, выполните морфологический разбор одного предлога. Над лугами тащились (из) за реки, ц…плялись за ветви рыхл… тучи. 3 вариант. Укажите непроизводные предлоги. А) из-за непогоды; Б) перед выбором; В) вследствие аварии; Г) вокруг поляны. Укажите составные предлоги. А) по мере роста; Б) позади дома; В) ввиду холодов; Г) вдоль по шоссе. 3. Вставьте пропущенные буквы, выделите предлоги, выполните морфологический разбор одного предлога. (По) над р…кой сквозь едкий дым они проход…т на ра…вете. | | Взаимооценивание | | |
5 мин | Подведение итогов. Что нового узнали на уроке? Что повторили? Дом.зад. | Подчитывают баллы за урок, устная рефлексия | «Смайл» | 16-17б-5 12-15б-4 7-11б-3 | |