Тема. Морфологический разбор знаменательных частей речи.
Цели урока: систематизировать знания о грамматических признаках самостоятельных частей речи; закрепить умения выполнять морфологический разбор; воспитывать умение работать в коллективе, уважение к мнению и знанию товарищей, умение слушать.
Задачи:
систематизировать теоретические сведения о грамматическом значении, морфологических и синтаксических признаках самостоятельных частей речи; грамотно формулировать определения, опираясь на примеры; применять на практике усвоенные знания; мотивировать свой выбор при написании слов разных частей речи.
Развивать: навыки грамотного письма, выразительной устной и письменной речи; навыки аналитической работы со словом.
Тип урока: урок систематизации знаний
Ход урока
адачи:
1.Знать: группы служебных частей речи по значению, отличия служебных и самостоятельных
частей речи, правописание служебных частей речи, порядок синтаксического разбора предложения
2.Уметь: применять полученные знания в практической деятельности: определять группы
служебных частей речи по значению, правильно писать служебные части речи, проводить
синтаксический анализ предложения, аргументировать свой выбор, отвечать на вопросы по ранее
изученным темам.
адачи:
1.Знать: группы служебных частей речи по значению, отличия служебных и самостоятельных
частей речи, правописание служебных частей речи, порядок синтаксического разбора предложения
2.Уметь: применять полученные знания в практической деятельности: определять группы
служебных частей речи по значению, правильно писать служебные части речи, проводить
синтаксический анализ предложения, аргументировать свой выбор, отвечать на вопросы по ранее
изученным темам.
I. Проверка домашнего задания
1. Фронтальный опрос по вопросам
— Что изучает морфология? С какими другими разделами науки о языке она связана?
— Назовите самостоятельные и служебные части речи. Приведите примеры.
— Расскажите о грамматическом значении, морфологических и синтаксических признаках частей речи.
2. Объяснение пунктуации и орфограмм в словах с пропущенными буквами в тексте упр. 86.
3. Проверка примеров омонимов, омоформов, омографов, омофонов в художественной литературе .
II. Обобщение знаний по теме «Грамматические признаки разных частей речи»
Сегодня в прозрачном московском небе проплыл первый треугольник журавлей. Проплыл медленно, на ходу выравнивая строй, как-то несмело набирая высоту, отряхивая с крыльев последние песчинки и роняя лёгкие пушистые перья. Вожак, не мигая, смотрит только вперёд, за дымку горизонта, остальные, тоже не мигая — вниз, окидывая долгим пристальным взглядом, может быть, в последний раз проплывающую под крыльями родную землю. Поэтому-то и плывёт так медленно! (По В. Тельпугову)
1. Анализ текста
— Озаглавьте текст. (Прощание с родной землёй.)
— Какие синтаксические конструкции использует автор для описания полёта журавлей? (Деепричастные обороты.)
— Можно ли заменить деепричастные обороты синонимичными им причастными оборотами? Если нельзя, то почему? (Нельзя, замена изменит не только характер интонационного строя предложений, но и смысл текста.)
— Обоснуйте постановку знаков препинания в тексте.
— Подчеркните члены предложения во всём тексте, определите части речи.
2. Морфологический разбор частей речи (по выбору учителя).
а) Морфологический разбор существительного
Определение морфологических признаков: постоянные признаки род (м., ж., ср.), собственное (нарицательное), одушевлённое (неодушевлённое), склонение (1-е — м., ж. род на -а, -я; 2-е — м. род с нулевым окончанием; 3-е — ж. род оканч. на мягкий знак); непостоянные признаки — число, падеж.
Образец:
(В)небе — существительное, небо, нарицательное, неодушевлённое, ср. род, 2-е склонение; в ед. числе, в предложном падеже; в предложении — обстоятельство.
б) Морфологический разбор глагола
Определение морфологических признаков: постоянные признаки — вид (совершенный — что сделать?, несовершенный — что делать?), переходный (способный управлять существительным в вин. падеже без предлога), непереходный, спряжение (I или II возвратный (невозвратный); непостоянные признаки — время (прошедшее, настоящее, будущее), наклонение (изъявительное, сослагательное (условное), повелительное), лицо, число, род (в прошедшем времени).
Образец:
Проплыл — глагол, проплыть, совершенный вид, непереходный, изъявительное наклонение, I спряжение, невозвратный; в прошедшем времени, в ед. числе, в м. роде, в предложении — сказуемое.
в) Морфологический разбор деепричастия (особая форма глагола)
Определение морфологических признаков: постоянные признаки — вид (совершенный или несовершенный), неизменяемость.
Образец: набирая — деепричастие, набирая, несовершенный вид, неизменяемый, в предложении — обстоятельство.
г) Морфологический разбор причастия (особая форма глагола)
Определение морфологических признаков: постоянные признаки — вид (совершенный или несовершенный), время, действительное (страдательное); непостоянные признаки — полная или краткая форма (у страдательных причастий), падеж (у причастий в полной форме), число, род.
Образец: проплывающую — причастие, проплывающий, действительное, настоящего времени; в винительном падеже, в ед. числе, в ж. роде, в предложении — определение.
д) Морфологический разбор прилагательного
Определение морфологических признаков: постоянные признаки — разряд (качественное, относительное, притяжательное); непостоянные признаки — степень сравнения качественных прилагательных (сравнительная, превосходная), в полной или краткой форме (качественное), род, число, падеж.
Образец:
(В) призрачном — прилагательное, прозрачный, качественное; в полной форме, в м. роде, в ед. числе, в предложном падеже; в предложении — определение.
е) Морфологический разбор наречия
Определение морфологических признаков: постоянные признаки — разряд по значению (образа действия, места, времени, причины, цели, меры и степени); непостояннные признаки — степень сравнения (в наречиях, образованных от качественных прилагательных).
Образец:медленно — наречие, неизменяемое, образа действия.
ж) Морфологический разбор числительного
Определение морфологических признаков: постоянные признаки — простое (составное), количественное (целое, дробное, собирательное) или порядковое; непостоянные признаки — род (если есть), число (если есть), падеж.
Образец: первый — числительное, первый, простое, порядковое; в м. роде, в ед. числе, в именительном падеже; в предложении — определение.
II. Домашнее задание.Стр.72-75,упр.88;выполнить морфологический разбор местоимения.