Урок 138. Морфологический разбор
имени числительного (с. 59–61)
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления обучающихся с порядком морфологического разбора имени числительного; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц.
Личностные: понимают, что русский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского языка, проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные:
••познавательные ‒ владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;
••регулятивные ‒ принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;
••коммуникативные ‒ владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Тип урока: постановка и решение учебных задач.
Образовательные ресурсы: карточки и фишки для игры «Лото».
Сценарий урока
I. Игра «Лото».
Каждый ученик получает карточку игры в лото и фишки. «Кричащий» достает из мешочка бочонок и называет его номер. Ученики проверяют карточки. Если у них есть такая цифра, они закрывают ее фишкой. Когда у ученика все цифры на карточке будут закрыты, он называет числительное, которое было последним.
II. Выполнение заданий.
Обучающиеся должны выполнить следующее:
1) образовать от количественного числительного порядковое и собирательное (если это возможно);
2) составить предложения с числительными;
3) произвести морфологический разбор числительных.
Когда работа будет сделана, игра продолжается. Выигравшему ученику дается новая карточка.
III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
– Какое задание было самым трудным для вас?
– Что помогло вам преодолеть трудности и справиться с заданием?
Домашнее задание: упражнение 428, повторить § 67–75.