Конспект урока
Тема: Морфологический разбор имени числительного.
Цели урока: научиться делать морфологический разбор имени числительного.
Задачи:
1) Образовательные: систематизировать и обобщить знания об имени числительном; формировать навыки правильного произношения и написания порядковых числительных.
2) Развивающие: создание условий для развития регулятивных УУД (самостоятельно формулировать выводы на основе своих наблюдений, анализа языкового материала); развитие памяти, внимания; речи, операции мышления для решения проблемной ситуации; коммуникативных навыков (готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение) средствами различных приемов работы с текстом.
3) Воспитательные: создать условия для воспитания устойчивого интереса к предмету, любви к русскому языку; воспитать языковой эстетический вкус (осознание богатства языка).
4) Коррекционная: развитие устной речи учащихся.
Планируемые результаты:
1. Личностные УУД: повышение интереса к изучению русского языка, совершенствование знаний, умений и навыков.
2. Коммуникативные УУД: формирование умения находить общее решение, умения аргументировать своё предложение, формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу.
3. Познавательные УУД: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Тип урока: урок-закрепление
Целевая аудитория: 6 класс.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.
Ход урока
1. Мотивационный этап.
Добрый день, ребята! Давайте улыбнемся друг другу, чтобы получить заряд положительной энергии для предстоящей работы на уроке. Вы готовы к уроку?
Шутке - минутка:
В каких словах имеется сто одинаковых букв? (стол)
А сорок? (сорока)
Какое числительное приказывает? (три)
Сколько яиц можно съесть натощак? (одно)
Распределите слова по частям речи: десять, двумя, во-первых, двояко, вдесятеро, вдвоем, впятером, единожды, трижды, первый, десяток, трилистник, пятерка, тройник, пятак, удесятерить, удваивать, тройчатка, единорог, двойной, тройной, единственный, пятизначный, двоечник, четвертак, два, трое, двое, сотый, десятый, второй, две, пятеро, пятый.
2.Актуализация знаний и этап целеполагания.
Что такое числительное?
На какие разряды делятся числительные?
На какие разряды делятся количественные числительные?
На какие ещё группы делятся числительные?
Как изменяются числительные?
Какими членами предложения могут быть числительные?
Какие части речи могут иметь числовое значение?
Мы с вами изучили большую тему «Имя числительное», сегодня мы будем обобщать наши знания и делать морфологический разбор данной части речи.
3. Этап решения поставленной проблемы.
Посмотрите на текст и прочитайте его.
Пре2рительно покупаю билет на поезд. Мне повезло: в очереди я первая. Еду. Задумываюсь… Я 1ока? Е2ли!.. Мимо мелькают картинки: лес, поле, 100га сена, речка, домики… Я знаю, что меня ждёт 7я, 100л, покрытый 3котажной скатертью, ароматный чай, смор1овое варенье. Всё это очень дорого моему сердцу, греет его, как первая любовь. Нет, я не 1ока. Это моя малая р1а дарит мне ощущение тепла и доверия к миру. Я счастлива!
(Предварительно покупаю билет на поезд. Мне повезло: в очереди я первая. Еду… Задумываюсь… Я одинока? Едва ли!.. Мимо мелькают картинки: лес, поле, стога сена, речка, домики… Я знаю, что меня ждёт семья, стол, покрытый трикотажной скатертью, ароматный чай, смородиновое варенье. Всё это очень дорого моему сердцу, греет его, как первая любовь. Нет, я не одинока. Это моя малая родина дарит мне ощущение тепла и доверия к миру. Я счастлива!)
- Хорошо. Вернёмся к нашему тексту, чтобы решить вопрос, какой же частью речи является слово «первая».
- Какой вопрос мы можем задать к этим словам? (Какая?)
- Какая часть речи отвечает на этот вопрос? (Прилагательное, числительное.)
- Что обозначает имя прилагательное? (Имя прилагательное обозначает признак предмета.)
- Что обозначает имя числительное? (Имя числительное обозначает число, количество, порядок предметов при счёте.)
- Верно. Теперь, зная категориальное значение части речи, мы можем определить часть речи слова «первая»? (Не совсем.)
- Что ещё нужно сделать? (Необходимо обратиться к контексту, чтобы понять семантику слова, его смысловую нагрузку, его лексическое значение.)
- Как это сделать? (Можно подобрать синонимы. Например, слово «первая» в словосочетании «первая любовь» можно заменить словом «особенная», «неповторимая», «единственная». Первая любовь не может быть второй, третьей и т.д. А вот в очереди можно быть второй, третьей, четвёртой…)
- Какой же вывод мы можем сделать? (В контексте «…в очереди я первая» слово «первая является порядковым числительным, а в контексте «…греет, как первая любовь» слово «первая» является прилагательным.»)
- Ребята, вы согласны с таким выводом? (Да.)
- Хорошо.
I. Часть речи / общее значение / вопрос
- А какие ещё части речи могут обозначать числовое значение? (Имя существительное, прилагательное, наречие, глагол.)
- Правильно. Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Какой частью речи являются выделенные слова в данных предложениях?
1. Денис Аблязин, уроженец города Пензы, является пятикратным призёром Олимпийских игр, чемпионом мира 2014 года в вольных упражнениях. (Прилагательное, т.к. обозначает признак предмета и отвечает на вопрос каким?)
2. Галина Евгеньевна Репная является трижды лауреатом Премии зрительских симпатий в номинации «Лучшая актриса». (Наречие, т.к. обозначает признак действия и отвечает на вопрос сколько?)
3. Лермонтовский музей-заповедник "Тарханы" представлен тремя экспозиционными комплексами. (Числительное, т.к. обозначает количество предметов и отвечает на вопрос сколькими?)
- Хорошо. Какой вывод мы можем сделать после выполнения этого задания? (Числовое значение могут выражать разные части речи: глагол, прилагательное, существительное, наречие, числительное.)
- Что нужно сделать, чтобы правильно определить часть речи? (Задать вопрос и определить значение слова.)
- Каждый согласен с выводом? (Да.)
- Хорошо, отразим наш вывод на магнитной доске, чтобы упорядочить наши знания.
- На какой вопрос отвечает имя числительное и что оно обозначает? (Отвечают.)
II. Морфологические признаки. Разряды по составу: простые/составные
- Что ещё характеризует определённую часть речи? (Морфологические признаки.)
- Хорошо, посмотрите на экран. По какому признаку мы можем распределить числительные из предложения. (Мы будем распределять числительные по составу: простые / составные.)
- Верно. А что поможет нам это сделать? (Знание теории: простые числительные состоят из одного слова, составные - из двух и более.)
- Всё правильно. Вы готовы приступить к выполнению задания? (Да.)
- Хорошо. Два человека работают у доски, остальные в тетради. Один ученик выписывает простые числительные, второй составные.
На территории Пензенской области расположено 370 объектов культурного наследия, из них 47 федерального значения, 321 регионального значения, 2 объекта местного значения. Кроме этого, расположено 8 усадебных комплексов, 3 – из них федерального значения: «Усадьба Тарханы», «Усадьба Надеждино (Куракина)», «Усадьба Голицыных».
В Пензенской области достаточно развита индустрия гостеприимства. Прием гостей области осуществляют 126 гостиниц, предлагают услуги отдыха 33 турбазы и 10 санаториев.
- На какие разряды по значению делятся числительные? (На количественные и порядковые.)
- Верно. Какие разряды количественных числительных вам известны? Целые, дробные, собирательные.
- Предлагаю вам стать участниками игры на внимание: когда я буду называть целое числительное, поднимайте руки вверх, дробное – опускайте руки вниз, собирательное – руки перед собой, порядковое – приседайте.
- Готовы? (Да.)
Семьсот, четверо, одна восьмая, пятый, шестнадцать, семеро, двести, семнадцатый, три вторых, девятнадцать, девяностый, шестеро, одна целая пять десятых.
- Хорошо. Что мы повторили, выполняя это задание. (Мы повторили разряды числительных по значению.)
- Верно. Каждый согласен с нашим выводом? (Да.)
- Какие ещё признаки числительных вы можете назвать? (Падеж, род, число. Падеж определяется у всех разрядов числительных, а род, число – у порядковых и количественного числительного «один».)
- Из предложений на доске вам нужно выписать словосочетания «Числительное + Существительное», соответствующие характеристикам:
В первый день работы II Международного фестиваля народных промыслов и ремёсел «Пенза – сердце мастерства» 7 декабря 2018 года в ККЗ «Пенза» около 200 мастеров из 4 стран и 20 городов России выставили свои изделия.
Скульптурный парк «Легенда» был создан в 2008 году на территории рекреационного комплекса «Чистые пруды» близ села Рамзай в Мокшанском районе Пензенской области. В настоящий момент здесь находится 275 уникальных произведений из мрамора, гранита, дерева, металла, бронзы, выполненных 178 скульпторами из 59 стран мира.
- Хорошо. Какой вывод мы можем сделать, выполнив это задание. (Падеж, род, число являются непостоянными признаками числительного.)
- Каким членом предложения может быть числительное? (Подлежащим, сказуемым, обстоятельством, определением, дополнением.)
- В чём особенность синтаксической роли числительного? (Количественное числительное вместе с существительным, к которому относится, является синтаксически неделимым словосочетанием, поэтому подчёркивается как один член предложения.)
- Верно. А вы можете привести примеры предложений, в которых числительное выполняет функцию подлежащего, сказуемого, дополнения, обстоятельства, определения? (Да.) (Приводят примеры.)
- В чём вы убедились, выполняя это задание? (Числительное может быть любым членом предложения.)
- Верно. Каждый согласен с нашим выводом? (Да.)
- Хорошо, на доске вы видите полный разбор имени числительного.
4. Этап закрепления
- Вы готовы выполнить морфологический разбор имени числительного. (Да.)
- Хорошо. Тогда приступаем. На столах у вас карточка №3 с предложениями. Ваша задача: произвести морфологический разбор выделенных числительных. Числительное из первого предложения разберем вместе: один человек работает у доски, остальные в тетради. (Ученик у доски комментирует свой ответ.)
16 сентября 2011 года наш земляк Александр Самокутяев и ещё двое космонавтов приземлились в Казахстане после спуска с МКС на корабле «Союз». В ходе полёта он выполнил выход в открытый космос длительностью 6 часов 23 минуты.
I. Двое (космонавтов) – числит. (Сколько?)
II. Н.ф.: двое. Пост. пр.: простое, колич., собир. Непост. пр.: И.п.
III. Приземлились (кто?) двое космонавтов.
- Внимание числительное из следующего предложения разберите самостоятельно. (У первого и второго варианта предложения разные.) Два человека работают у доски, остальные в тетради. (Во время выполнения морфологического разбора учащиеся у доски не комментируют свой ответ.)
5. Этап систематизации знаний
1. Укажите верное утверждение
А) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и его порядок при счёте.
Б) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счёте.
В) Имя числительное – это служебная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счёте.
Г) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.
2. Каким членом предложения может быть числительное?
А) подлежащим и сказуемым
Б) второстепенным членом предложения
В) обстоятельством и дополнением
Г) разным членом предложения
3. Укажите строчку, в которой только числительные, отвечающие на вопрос сколько?
А) шестьсот, сорок два, три
Б) второй, двадцать два, девять
В) пятый, шестого, сороковой
Г) сто, пятнадцать, пятидесятый
4. Укажите строчку, где записаны только числительные
А) семилетний, шестиструнный, удвоить
Б) первый, восемь, тридцать
В) шестиклассник, пятеро, семёрка
Г) десять, двадцать три, трижды
Учитель. Проверьте по эталону на доске.
1 – Б
2 – Г
3 – А
4 – Б
6. Этап объяснения домашнего задания
Подготовиться к контрольной работе.
8. Этап рефлексии.
«Звездочки»
На символах в виде «звездочек» учащиеся записывают свои личные достижения по теме числительные.