Тема урока: Морфологический разбор имени существительного.
Цели урока: : систематизация и закрепление знаний об имени существительном (морфологические признаки и синтаксическая роль)
Предметные УУД, обучение умению делать морфологический разбор имени существительного.
Коммуникативные УУД:: создание положительной мотивации на уроке; развитие навыков составления монологического высказывания на лингвистическую тему, воображения, навыков работы в группах;
Регулятивные УУД:умение оценивать свои знания
Личностные УУД: воспитание интереса к русскому языку, воспитание эстетического вкуса.
Технологии: использование структур сингапурской системы обучения, системно-деятельностный подход, ИКТ, элементы игровой технологии.
Формы деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, в парах сменного состава, дифференцированная.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер
Наглядно-дидактические материалы: презентация «Морфологический разбор имени существительного», карточки - задания дифференцированного характера, ЦОР, раздаточный наглядно-дидактический материал по теме урока, листы самоконтроля.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Постановка цели и мотивация учебной деятельности учащихся.
а) создание положительно-эмоционального настроя.
- Здравствуйте, ребята!
Повернитесь к партнеру по плечу , улыбнитесь, поприветствуйте его :»Добрый день!»
Повернитесь к партнеру по лицу, улыбнитесь.
А теперь с хорошим настроением начнём наш урок
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Учитель: Лес разделся,
Неба просинь,
Это время года - ...
(Осень)
3.Повторение
-Учитель: Определите, к какой части речи относится слово ОСЕНЬ.
-Ученик: Имя существительное
-Учитель: А почему вы решили, что это имя существительное? Слайд 2
Используем структуру Контилиус Раунд Робин(Проговаривают по кругу)
- Участник под № 1 отвечает, что сказал участник под №2(ответы учеников строятся в виде доказательства, при этом вспоминается определение, что такое имя существительное)
Учитель: Молодцы, ребята! Совершенно верно.
Определение темы урока
Мы с вами обобщим наши знания об этой части речи, вспомним, какими грамматическими и морфологическими признаками характеризуется эта часть речи, а также какую синтаксическую роль выполняет существительное в предложении, т.е научимся делать морфологический разбор имени существительного.
4.Новая тема
Запись числа, классной работы, темы урока.
Повторение морфологических признаков имени существительного
Структура Модель Фрейер
Каждый участник записывает постоянные и непостоянные признаки существительного, приводит примеры и антипримеры. Начиная с участника №1 по очереди читают свой ответ, дописывают пропущенное, создают общий ответ . 1 из участников отвечает
Сдайд 5 План разбора имени существительного
1 Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
2 Начальная форма. Морфологические признаки
3 Постоянные морфологические признаки :собственное или нарицательное; одушевлённое или неодушевлённое; род; склонение;
4Непостоянные морфологические признаки: число падеж.
5 Роль в предложении (каким членом предложения является существительное в данном предложении).
Куиз куиз трейд_Опроси- опроси- обменяйся карточками)Учащиеся составляют вопросы по морфологическим признакам имени существительного , пишут ответы.
Учитель: Встаньте, поднимите руку и найдите себе пару. Ученик А задает вопрос ученику Б. Ученик Б отвечает. Ученик А помогает и хвалит. Ученики меняются ролями. Поблагодарите друг друга , обменяйтесь карточками. Повторить все сначала в новой паре.
Физкультпауза
Руки вверх поднять пора,
Дружно ловим комара.
Вдох глубокий, выдох полный.
Разгулялись в море волны.
В синем небе звёзды блещут,
Раз - подняться на носки и улыбнуться.
В синем море волны хлещут
Два - руки вверх и потянуться.
Туча по небу идёт,
Три - согнуться, разогнуться
Бочка по морю плывёт
Повернуться и друг другу улыбнуться.
Обобщающее повторение
Слайд 6-10
1Начальная форма имени существительного- это
2.Какие существительные относятся к1, 2.3 склонению?
3.Назвать падежи имен существительных.
4.Какие существительные относятся к собственным, какие к нарицательным?
5.Синтаксическая роль имени существительного.
Работа по карточке
Используем структуру Финк Раунд Робин( Подумай- запиши- проговори по кругу)После обсуждения 1 ученик отвечает.
Иду по тропинк.., стоял на алле…., в голубой лазур…, лист на ветк…,в осеннем неб…
Морфологический разбор имени существительного
1 Работа с учебником, знакомство с письменным планом разбора. Стр98
2.Запись предложения. Слайд 11
Приближалась
Довольно скучная пора,
Стоял ноябрь уж у двора.
Морфологический разбор существительного (Пора-на доске и на местах.
У двора -по группам, используя струкуру Таймд Раунд Робин Подумай-запиши- обсуди в команде. Каждый ученик проговаривает свой ответ по команде по кругу в течение определенного количества времени- 10 сек
5.Закрепление
--В составленном в начале урока предложении найдите существительное и сделайте морфологический разбор . При проверке использовать структуру Раунд Раунд( Ты мне, я тебе)
---Работа с текстом (Индивидуально)Вставить буквы, разобрать существительное по небу.
Ле..кый ветерок гон..т облачка по небу, В тих., дни над землей летает ли..кая п..утина. Осень – пора сбора птиц к отлету. В д..лекий путь отправляют..ся дикие гуси. Оставляют свои болота журавли.( Работы сдаются на проверку)
Заполняется лист самоконтроля:
«+» - умею определять
«- » - не умею определять
« + - » -есть затруднения
. 7 Рефлексия
- Я узнал…
- Было интересно…
- Особенно понравилось…
- Оказалось неожиданным…
- Вызвало затруднение…
- Было сложно…
8.Выводы по уроку, выставление оценок.
9.Домашнее задание. ( Слайд 13).
§42 запомнить порядок морфологического разбора имени существительного.