СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Морфологический разбор деепричастия

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Морфологический разбор деепричастия»

рТема урокаМорфологический разбор деепричастия.

  Цель урокапознакомиться с порядком морфологического разбора деепричастия, обобщить и систематизировать знания о деепричастии; закрепить знания о деепричастии и деепричастном обороте и отработать наиболее трудные орфограммы.

   Личностные УУД: укрепление нравственных оснований личности.

   Познавательные УУД: структуировать полученные знания.

    Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражатьсвои мысли.

Оборудование: учебник «Русский язык 7 класс», карточка для закрепления изученного материала, карточки с заданиями, блок-схема по теме «Деепричастие», акцентологическое лото.

  ХОД УРОКА.

  1. Актуализация опорных знаний учащихся.   Повторение изученного о деепричастии.

  2. 1.Организационный момент.

            1) Запись в рабочих тетрадях даты и вида работы.

             2) Запись в тетрадь  эпиграфа.

Обратите внимание на доску. Здесь записаны слова К.Д.Ушинского, которые являются эпиграфом к нашему уроку:

                                                                                   

2.  Проверка домашнего задания (контрольные вопросы по теме  «Деепричастие»)

       1) Что такое деепричастие?

Приведите примеры?

        Выглянув из-за дерева, я увидел тигра. (Деепричастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом).

       2) Какое слово в предложении является определяемым словом для деепричастия? (глагол)

       3) Что общего у деепричастия и наречия? (неизменяемость и синтаксическая роль)

       4) Что общего у деепричастия и глагола? (видовая принадлежность)

Значит, деепричастие - дитя глагола и наречия!

Теорию повторили, переходим к практике.

       5) Как образуются деепричастия несовершенного вида?

- Повторим глагольные суффиксы  деепричастий.

Как образуются деепричастия несовершенного вида? ( От основы глаголов настоящего времени несов. вида при помощи суффиксов – а (- я).

        Привести пример: глядя, крича.

        Эти деепричастия не вызывают у нас опасений в отличие от деепричастий совершенного вида. Здесь вызывает трудность глагольный суффикс.

 6) Как образуются деепричастия совершенного вида? ( От основы глаголов н.ф. сов. вида при помощи суффиксов – в, - ши, – а (- я). (Суффикс - вши  больше употребляется в разговорной речи).

3. Практическая работа: образование от глаголов деепричастий несовершенного и совершенного вида

-Образуйте от данных глаголов деепричастия несовершенного вида. От каких глаголов такие деепричастия не образуются? Почему?

опаздывать – опаздывая

торопиться – торопясь

черпать – черпая

подбросить –

баловать – балуя

победить –

ржаветь – ржавея

- Образуйте деепричастия совершенного вида от глаголов подбросить, победить (подбросив, победив).

4. Орфоэпическая разминка (работа с акцентологическим лото: на карточках предложены причастия и деепричастия с трудным ударением). Работа проходит в паре

ДовезЁнный, зАгнутый, зАнятый, занятА, зАпертый, запертА, заселЁнный, заселенА, наделЁнный, нажИвший, налитА, начАвший, нАчатый, низведЁнный, низведЁн, начАв, начАвшись, отдАв, поднЯв,понЯв, прибЫв.

5. Словарный диктант ( работают два ученика у доски)

Незабудка, ненавидя, не говоря, вовсе не свеж, не говоришь, некопчёный окорочок, не жаренное вчера мясо, невареные пельмени, не читая, невеселый, негодуя, не стихающий всю ночь ветер, неуспевающий ученик.

6. Взаимопроверка более сильными учениками. Ученики задают дополнительные вопросы, взаимооценка.

  1. Новый материал

  1. Самопостановка темы и целей урока

Махая крыльями, птицы летели на юг.

Где деепрчастие? Какие грамматические признаки можно определить у деепричастия? Что мы сейчас с вами сделали, определив основные признаки деепричастия, его роль в предложении? Какова тема урока? Какие цели поставим?

  1. Определение темы, целей  урока

  2. Сообщение нового материала. Морфологический разбор деепричастия

    Запись предложения под диктовку.

По реке пробегала, сверкая на солнце,  лёгкая зыбь.

  1. Синтаксический разбор предложения, графическое выделение деепричастного оборота.

  2. Назвать глагол-сказуемое, к которому он относится.

  3. Морфологический разбор деепричастия учителем на доске:

I. (Пробегала) сверкая (что делая?) – деепричастие.
Н.ф.– сверкая – сверкать.
II. Морф. пр.: неизмен. форма, несов. в., невозвр.
III. Пробегала (как?) 

4.Физкультминутка.

        7. Обособление деепричастных оборотов.

- Почему деепричастный оборот легче, чем причастный? (Он не такой привередливый, его надо только уметь услышать в речи)

Работа с карточкой №2. (Раздаточный материал).

        В данных предложениях найти деепричастные обороты, обособить и составить их схемы:

  1. Том продолжал работать не обращая на пароход никакого внимания;

  2. Не получив официального уведомления о постановлении совета я мог не узнать о замыслах против меня.

  3. В саду не умолкая ни на минуту пели птицы.

- А какая еще у нас здесь была орфограмма?

(Не с деепричастиями, во всех трех случаях не с деепричастиями пишется раздельно).

- В чем разница между деепричастным  и причастным оборотами? (Различна их синтаксическая роль в предложении: деепричастие – относится к глаголу и характеризует действие; причастие – относится к существительному и характеризует предмет, лицо, производящее действие)

III Домашнее задание  

1-уровень сложности: написать сочинение на лингвистическую тему «Значение деепричастий в речи».

2-й уровень сложности: cтраница 103, упражнение 3,повторить правила на стр.88,89.

IV.Рефлексия

Какие цели ставили в начале урока? Достигли их? Чему научились? Что нового узнали на уроке?

Игра «Кто больше» (кто больше всех назовёт деепричастий)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя