№ 6 класс. Дата:
«Морфологический разбор имени существительного»
Цель: тренировка учащихся в морфологическом разборе существительных, закрепление сведений учащихся о существительных общего рода.
рмирование универсальных учебных действий:
формирование личностных УУД:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата;
формирование регулятивных УУД:
возможность планировать свои действия; контролировать свою деятельность; оценивать правильность выполнения действия на основе тестов; формирование коммуникативных УУД:
формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
формирование познавательных УУД:
читать и слушать, извлекая нужную информацию;соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;
Планируемые результаты:
Личностные:
осознание лексического богатства языка; осознание эстетической ценности русского языка;
уважительное отношение к родному языку.
Метапредметные:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, обсуждениях.
Предметные:
1) усвоение основных понятий: морфология, часть речи, постоянные и непостоянные признаки;
2) знание плана морфологического разбора;
3) правильно определять постоянные и непостоянные признаки, синтаксическую роль существительного.
наглядность: лист самооценки, выходной контроль, иллюстрации.
1. Организационный момент.
2. Слово учителя
3. Запись в рабочих тетрадях даты, классной работы, темы урока.
4. Повторение по теме «Имя существительное».
по кластеру рассказать об имени существительном.
внимание: 1 скл., 2 скл. 3 скл, разносклоняемые.
муж.род, жен. род, средний род, общий род. -привести примеры
5. Закрепление темы «Существительные общего рода».
Необходимо найти такие существительные в данных ниже предложениях.- откуда эти строки?
1. Чижа захлопнула злодейка-западня, бедняжка в ней и рвался и метался.
2. Поднялся вдруг весь псарный двор, почуя серого так близко забияку.
3 «Ах, ты обжора! Ах, злодей!» - тут Ваську повар укоряет.
5. "Назови лексическое значение"
1. – Определите по лексическому значению слово общего рода и запишите его:
а) Человек, которому не сидится на месте. (Непоседа.)
б) Недоучившийся, мало знающий человек. (Недоучка.)
в) Неуклюжий, неловкий человек. (Недотёпа.)
г) Неаккуратный человек. (Неряха.)
6. Работа по теме «Морфологический разбор имени существительного»
1. Чтение по учебнику план разбора существительного.
2. Ответы на вопросы учителя по плану разбора.
7. Закрепление изученного.
Запись предложений и морфологический разбор существительных.
- Удивительная это была прогулка3. В морозной тишине3 резко стрекотала любопытная сорока3.
физминутка.
-упражнение 281. ( доп.упр 283)
8.Итог урока
выходной контроль:
1) Что значит – сделать морфологический разбор?
а) разобрать слово по составу
б) разобрать слово как часть речи
в) проанализировать орфограммы
2) Укажите собственные имена существительные:
а) тетрадь
б) Александра
в) цветок
г) Волгоград
д) город
3. Существительное обозначает:
а) предмет
б) признак предмета
в) признак действия
4) Укажите неодушевленные имена существительные:
а) снег
б) дерево
в) мужчина
г) гражданин
д) лист
5) Укажите существительные мужского рода:
а) доктор
б) небо
в) берег
г) поляна
д) облако
6) Укажите разносклоняемые существительные:
а) земля
б) время
в) ночь
г) путь
д) жгут
9. Домашнее задание: 1.Выполнить упр.284 (подготовить материал)
составить небольшой текст с придуманными на уроке сочетаниями или отдельные предложения. 3-4 существительных разобрать как часть речи в домашних тетрадях.
10. Рефлексия.
Закончи предложение :
- Сегодня я узнал(а)…
- Было трудно…
- Теперь я могу…
- У меня получилось…
- Мне захотелось…
ключ:
1.- а
2.-б, г
3.-а
4.-а, б, д
5.-а, в
6.-б,г
1) Что значит – сделать морфологический разбор? а) разобрать слово по составу б) разобрать слово как часть речи в) проанализировать орфограммы 2) Укажите собственные имена существительные: а) тетрадь б) Александра в) цветок г) Волгоград д) город 3. Существительное обозначает: а) предмет б) признак предмета в) признак действия 4) Укажите неодушевленные имена существительные: а) снег б) дерево в) мужчина г) гражданин д) лист 5) Укажите существительные мужского рода: а) доктор б) небо в) берег г) поляна д) облако 6) Укажите разносклоняемые существительные: а) земля б) время в) ночь г) путь д) жгут | 1) Что значит – сделать морфологический разбор? а) разобрать слово по составу б) разобрать слово как часть речи в) проанализировать орфограммы 2) Укажите собственные имена существительные: а) тетрадь б) Александра в) цветок г) Волгоград д) город 3. Существительное обозначает: а) предмет б) признак предмета в) признак действия 4) Укажите неодушевленные имена существительные: а) снег б) дерево в) мужчина г) гражданин д) лист 5) Укажите существительные мужского рода: а) доктор б) небо в) берег г) поляна д) облако 6) Укажите разносклоняемые существительные: а) земля б) время в) ночь г) путь д) жгут |
1) Что значит – сделать морфологический разбор?
а) разобрать слово по составу
б) разобрать слово как часть речи
в) проанализировать орфограммы
2) Укажите собственные имена существительные:
а) тетрадь
б) Александра
в) цветок
г) Волгоград
д) город
3. Существительное обозначает:
а) предмет
б) признак предмета
в) признак действия
4) Укажите неодушевленные имена существительные:
а) снег б) дерево в) мужчина
г) гражданин д) лист
5) Укажите существительные мужского рода:
а) доктор
б) небо
в) берег
г) поляна
д) облако
6) Укажите разносклоняемые существительные:
а) земля
б) время
в) ночь
г) путь
д) жгут