Звенит звонок весёлый,
Зовёт нас на урок,
Такой порядок в школе
Не забывай , дружок.
Все у парты ровно встали,
Улыбнулись, подравнялись,
Тихо сели за свой стол,
Начинаем наш урок.
Психологическая установка
- Внимание моё растёт.
- Я, как разведчик , всё замечу.
- Память моя крепка.
- Голова моя мыслит ясно.
- Я готов к работе.
- Я работаю.
Наш девиз:
- Не можешь – сумей.
- Не знаешь – узнай.
- Не бойся тропы отвесной.
- Пробуй, ищи, свершай , достигай,
- Чтоб жизнь твоя стала песней!
Двадцатое декабря Классная работа
Наречие
Гимнастика для ума
рано
- Встать ни свет ни заря –
- Работать не покладая рук –
- Как с луны свалился –
- Как по маслу –
- Как с гуся вода –
- Поговорить с глазу на глаз –
- Жить душа в душу –
старательно
внезапно, неожиданно
хорошо
всё нипочём
наедине
дружно
Повторение. Тест. Да (+) или нет(-)?
- 1.Наречие - это часть речи, которая отвечает на вопросы где? куда? откуда? когда, как? почему? зачем?
- 2.Наречие в предложении чаще всего является сказуемым?
- 3.Наречия могут зависеть от разных частей речи.
- 4.Наречие – изменяемая часть речи.
- 5.Наречие в предложении может являться определением.
- 6.Наречие имеют разряды по значению.
- 7. В словосочетании обидеть сгоряча наречие образа действия.
Проверь себя
- 1. да
- 2. нет
- 3. да
- 4. нет
- 5. да
- 6. да
- 7. нет
Оцени себя
«5» - всё верно
«4» - допущены 1-2 ошибки
«3» - 3-4 ошибки
«-» - 5 и более ошибок
ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ЛОТО
Распределить наречия в соответствии с разрядами в таблицу:
Сослепу, назло, вдали, сегодня, сгоряча, таинственно, наверху, поразительно, слева, вдвое, спереди, послезавтра.
Наречие места
Наречие причины
Наречие образа действия
Наречие цели
Наречие времени
Наречие меры и степени
Проверьте себя
Наречие места
Наречие причины
Вдали наверху слева спереди
сослепу сгоряча
Наречие образа действия
Наречие цели
таинственно поразительно
назло
Наречие времени
Наречие меры и степени
сегодня послезавтра
вдвое
Оцени себя
«5» - всё верно
«4» - допущены 1-2 ошибки
«3» - 3-4 ошибки
«-» - 5 и более ошибки
Тема: морфологический разбор наречия
Что вы сегодня узнаете,
чему будете учиться?
Узнаете о порядке морфологического разбора наречий;
Будете учиться производить морфологический разбор наречий по плану
Морфологический разбор
- 1. Часть речи. Значение.
- 2. Морфологические признаки
- 3. Синтаксическая роль
Предположите, из скольких частей будет состоять план морфологического разбора наречия
Поработайте парами, подумайте, как может выглядеть этот план
Запишите его в тетради
Сравним наши планы с предложенным в учебнике и на слайде.
Морфологический разбор наречия
План
- Часть речи. Общее значение.
- Морфологические признаки.
1. Неизменяемое слово
2. Разряд по значению.
3. Степень сравнения (если есть)
III. Синтаксическая роль
Образец разбора наречия
- Образец устного разбора наречия
- Постоянно – наречие.
- Во-первых, оно обозначает признак действия: были в дружбе (когда?) постоянно.
- Во-вторых, это неизменяемое слово.
- В-третьих, в предложении является обстоятельством.
- Образец письменного разбора наречия
- Постоянно – наречие.
- I.Были в дружбе (когда?) п остоянно; признак действия.
- II Неизм.
- Ш. Были в дружбе (когда?) п остоянно - обстоятельство.
Физминутка
- Дружно все, ребята, встали.
- Руки кверху все подняли.
- Сладко-сладко потянулись.
- Влево, вправо повернулись.
- Раз нагнулись, два нагнулись
- Отдохнули и опять
- Будем слушать и писать.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Найдите наречие и выполните его морфологический разбор.
- 1. Всюду колосится золотая рожь.
- 2. Машина ехала медленно по проселочной дороге.
Вариант 1 из 1 предложения.
Вариант 2 из 2 предложения.
ВЗАИМОПРОВЕРКА
- Вариант 1
- Всюду - наречие
- I. Колосится (где?) всюду ; признак действия (наречие места).
- II Неизм.
- Ш. Колосится (где?) всюду - обстоятельство
- Вариант 2.
- Медленно– наречие.
- I. Ехала (как?) медле нно; признак действия (наречие образа действия).
- II Неизм.
- Ш. Ехала (как?) медленно - обстоятельство.
Оцените друг друга
«5» - всё верно
«4» - допущены 1-2 ошибки
«3» - 3-4 ошибки
«-» - 5 и более ошибки
Работа с текстом
- Не видно птиц. Покорно чахнет
- Лес, опустевший и больной.
- Грибы сошли, но крепко пахнет
- В оврагах сыростью грибной.
- Глушь стала ниже и светлее,
- В кустах свалялася трава,
- И , под дождём осенним тлея,
- Чернеет тёмная листва. (И. Бунин)
- Сделайте синтаксический разбор 2-го четверостишия.
- Чем выражено сказуемое первой грамматической основы?
- Выполните морфологический разбор наречий из 1-го четверостишия.
Задачи урока
Узнать о порядке морфологического разбора наречий;
Научиться производить морфологический разбор наречий по плану
ТЕСТ
- 1. Какое общее значение имеют все наречия?
- А) Предмет;
- Б) Признак предмета;
- В) Признак действия или признак другого признака.
- Г) Действие предмета
- 2. Что не входит в морфологический разбор наречия?
- А) Разряд по значению; Б) Синтаксическая роль; В) Степень сравнения.
- 3. Определите верное утверждение:
- А) В морфологическом разборе нужно указать вид глагола, который поясняет наречие; Б) В морфологическом разборе нужно разобрать наречие по составу; В) В морфологическом разборе нужно указать неизменяемость наречия.
- 4. Каким образом в текстах обозначают слова для морфологического разбора?
- А) цифрой 2
- Б) цифрой 3
- В) цифрой 1
- Г) цифрой 4
- 5. Каким членом предложения являются наречия?
- А) обстоятельством Б) сказуемым В) подлежащим Г) дополнением
- 6. Укажите непостоянные признаки наречия:
- А) падеж, род Б) число, род В) падеж, число, род Г) наречие не имеет непостоянные признаков
Проверьте себя
- 1 – В
- 2 – А
- 3 – В
- 4 – Б
- 5 – А
- 6 - Г
Оцени себя
«5» - всё верно
«4» - допущена 1 ошибка
«3» - 2-3 ошибки
«-» - 4 и более ошибки
Итог. Критерии оценки
« 5» - 20 баллов;
«4» - 16 – 19 балла;
«3» - 11 – 15 баллов;
«-» - 10 и меньше баллов.
Рефлексия
- Мне сегодня на уроке …
- Я узнал(а) …
- У меня хорошо (не совсем) получилось…
- Я своим результатом …
Домашнее задание
§ 35, упр. 216 (разбор 1 наречия).
Составьте пожелание гостям с использованием наречий.
- 1.___________________ не болеть.
- 2.__________________ выглядеть.
- 3.__________________ улыбаться.
- 4.____________быть преданными своему делу.
- 5. Живите _______________.
Спасибо за работу!