СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Морфологический разбор слова как части речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Памятка морфологического разбора существительного, прилагательного, глагола.

Просмотр содержимого документа
«Морфологический разбор слова как части речи»

Морфологический разбор имени существительного

Порядок разбора:

I. Запиши словосочетание с анализируемым словом, задай к нему падежный вопрос, укажи часть речи.

Определи начальную форму слова (в И.п., ед. ч.), запиши.

II. Укажи постоянные признаки: нарицательное или собственное, одушевлённое или неодушевлённое, род, склонение.

Укажи непостоянные признаки: число, падеж.

III. Запиши словосочетание с анализируемым словом, задай к нему смысловой вопрос, определи, каким членом предложения является слово.

Примеры:

I. Появились (на чём?) на полянке3 – сущ.

Н.ф. (что?) полянка.

II. Пост.: нариц., неодуш., ж.р., 1 скл.

Непост.: в ед. ч., в П.п.

III. Появились (где?) на полянке.


I. Норка (кого?) мыши3 – сущ.

Н.ф. (кто?) мышь.

II. Пост.: нариц., одуш., ж.р., 3 скл.

Непост.: в ед. ч., в Р.п.

III. Норка (кого?) мыши.





Морфологический разбор имени существительного

Порядок разбора:

I. Запиши словосочетание с анализируемым словом, задай к нему падежный вопрос, укажи часть речи.

Определи начальную форму слова (в И.п., ед. ч.), запиши.

II. Укажи постоянные признаки: нарицательное или собственное, одушевлённое или неодушевлённое, род, склонение.

Укажи непостоянные признаки: число, падеж.

III. Запиши словосочетание с анализируемым словом, задай к нему смысловой вопрос, определи, каким членом предложения является слово.

Примеры:

I. Появились (на чём?) на полянке3 – сущ.

Н.ф. (что?) полянка.

II. Пост.: нариц., неодуш., ж.р., 1 скл.

Непост.: в ед. ч., в П.п.

III. Появились (где?) на полянке.


I. Норка (кого?) мыши3 – сущ.

Н.ф. (кто?) мышь.

II. Пост.: нариц., одуш., ж.р., 3 скл.

Непост.: в ед. ч., в Р.п.

III. Норка (кого?) мыши.


Морфологический разбор имени прилагательного

Порядок разбора:

I. Запиши словосочетание с анализируемым словом, задай к нему вопрос, укажи часть речи.

Определи начальную форму слова (в И.п., ед. ч., м.р.), запиши.

II. Постоянные признаки имени прилагательного тебе пока неизвестны.

Укажи непостоянные признаки слова: число, род (в ед. ч.), падеж.

III. Запиши словосочетание с анализируемым словом, задай к нему вопрос, определи, каким членом предложения является слово.

Примеры:

I. На ветках (каких?) тонких3 – прилаг.

Н.ф. (какой?) тонкий.

II. Пост.: - .

Непост.: во мн. ч., в П.п.

III. На ветках (каких?) тонких.


I. Ковром (каким?) снежным3 – прилаг.

Н.ф. (какой?) снежный.

II. Пост.: - .

Непост.: в ед. ч., в м.р., в Т.п.

III. Ковром (каким?) снежным.







Морфологический разбор имени прилагательного

Порядок разбора:

I. Запиши словосочетание с анализируемым словом, задай к нему вопрос, укажи часть речи.

Определи начальную форму слова (в И.п., ед. ч., м.р.), запиши.

II. Постоянные признаки имени прилагательного тебе пока неизвестны.

Укажи непостоянные признаки слова: число, род (в ед. ч.), падеж.

III. Запиши словосочетание с анализируемым словом, задай к нему вопрос, определи, каким членом предложения является слово.

Примеры:

I. На ветках (каких?) тонких3 – прилаг.

Н.ф. (какой?) тонкий.

II. Пост.: - .

Непост.: во мн. ч., в П.п.

III. На ветках (каких?) тонких.


I. Ковром (каким?) снежным3 – прилаг.

Н.ф. (какой?) снежный.

II. Пост.: - .

Непост.: в ед. ч., в м.р., в Т.п.

III. Ковром (каким?) снежным.


Морфологический разбор глагола

Порядок разбора:

I. Запиши анализируемое слово со словом, от которого оно зависит, задай к нему вопрос, укажи часть речи.

Поставь слово в неопределённую форму, запиши.

II. Укажи постоянные признаки: вид (совершенный или несовершенный), спряжение.

Укажи непостоянные признаки: число, время (настоящее, прошедшее или будущее), лицо (у глаголов наст. и буд. вр.), род (у глаголов прош. вр.).

III. Запиши анализируемое слово со словом, от которого оно зависит, задай к нему вопрос, определи, каким членом предложения является слово.

Примеры:

I. Сумерки (что делают?) сгущаются3 – глагол.

Н.ф. (что делать?) сгущаться.

II. Пост.: несов. вид, 1 спр.

Непост.: во мн. ч., в наст. вр., в 3 л.

III. Сумерки (что делают?) сгущаются.


I. Бог (что сделал?) послал3 – глагол.

Н.ф. (что сделать?) послать.

II. Пост.: сов. вид, 1 спр.

Непост.: в ед. ч., в прош. вр., в м.р.

III. Бог (что сделал?) послал.



Морфологический разбор глагола

Порядок разбора:

I. Запиши анализируемое слово со словом, от которого оно зависит, задай к нему вопрос, укажи часть речи.

Поставь слово в неопределённую форму, запиши.

II. Укажи постоянные признаки: вид (совершенный или несовершенный), спряжение.

Укажи непостоянные признаки: число, время (настоящее, прошедшее или будущее), лицо (у глаголов наст. и буд. вр.), род (у глаголов прош. вр.).

III. Запиши анализируемое слово со словом, от которого оно зависит, задай к нему вопрос, определи, каким членом предложения является слово.

Примеры:

I. Сумерки (что делают?) сгущаются3 – глагол.

Н.ф. (что делать?) сгущаться.

II. Пост.: несов. вид, 1 спр.

Непост.: во мн. ч., в наст. вр., в 3 л.

III. Сумерки (что делают?) сгущаются.


I. Бог (что сделал?) послал3 – глагол.

Н.ф. (что сделать?) послать.

II. Пост.: сов. вид, 1 спр.

Непост.: в ед. ч., в прош. вр., в м.р.

III. Бог (что сделал?) послал.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя